Обзор игры Vanquish. Все ваши база принадлежать Россия

Давно уже не выходило по правде хороших шутеров от третьего лица, но японские разработчики из компании Platinum Games , ответственные за создание шедевральной Bayonetta , решили нарушить застой в этом жанре и выпустили свое детище под названием Vanquish . Игра сочетает в себе лучшие идеи западных разработчиков и умение японских геймдизайнеров создавать колоритных персонажей и огромных смертоносных боссов.

Оружие массового поражения будущего

Не смотря на все плюсы графики и игрового процесса, сюжет Vanquish получился довольно банальным. События игры развиваются в недалеком будущем, где человечество борется за незначительный остаток ресурсов истощенной за многие годы планеты. Дабы хоть как-то бороться с этой проблемой, США создали орбитальную станцию с генератором, питающимся от солнечной энергии.
Главными злодеями разработчики решили сделать Российскую Федерацию, а точнее военизированную группировку под названием Порядок Русской Звезды (Order of the Russian Star), во главе которой стоит Виктор Зайцев. Террористы захватывают орбитальную станцию, и превращают собранную энергию Солнца в энергетический луч, используя который полностью уничтожают Сан-Франциско. Кстати, сцена по уничтожению города в Vanquish сделана очень детально и кроваво – крупным планом показано, как кровь буквально закипает в телах беспомощно мечущихся в поисках спасения мирных жителях. Понятное дело, все это сопровождается невероятными разрушениями.

Выстрел из такого орудия способен в буквальном смысле зажарить целый город.

После демонстрации своей силы и решительности, Зайцев выходит на связь с президентом США и предлагает тем немедленно сдаться, или следующей целью луча станет Нью-Йорк. Понятное дело, такой расклад нисколько не устраивает американцев, так что на орбитальную станцию посылают специальный отряд Браво во главе с подполковником Робертом Бернсом. Именно в составе этого подразделения и будет действовать главный герой игры, Сэм Гидеон. Только в отличие от других воинов, он является не военным, а ученым из Defense Advanced Research Projects Agency (DARPA) и использует ультра современный роботизированный боевой костюм Augmented Reaction Suit (ARS) . Он имеет огромное количество различных функций, а также несколько реактивных ускорителей, установленных как на ногах, так и руках. Оружием Сэма является специальная разработка под названием BLADE .
Конфликт с Русскими стал идеальной возможностью протестировать костюм в реальном бою. Перед отправлением на миссию, Сэм получает секретное задание от президента, согласно которому ему необходимо спасти ученого по имени Франсис Кандид, который работал на станции во время захвата. Однако доктор решает взять ситуацию в свои руки и самостоятельно предотвратить уничтожение Нью-Йорка.

Серый металл и вечнозеленые деревья в космосе

Все события Vanquish развиваются на огромной орбитальной станции, так что особого различия в пейзажах не может быть в принципе, однако и при этом разработчики смогли сделать все очень красивым и ненадоедливым. Вначале вы пробираетесь через огромную площадь, потом едите на платформе, отстреливая противников со стационарных орудий, а через некоторое время оказываетесь в парковой зоне, где главного героя со всех сторон окружают деревья. Заскучать точно не дадут.
Визуально все эти футуристические пейзажи выглядят просто шикарно. Иногда просто поражаешься, насколько все продумано и умело сделано – везде мигают какие-то огоньки, на консолях отображается какая-то информация, даже костюм главного героя постоянно находится в движении. Если сильно присматриваться, можно, конечно, найти и некоторые низкокачественные текстуры, а также низкополигональные модели, однако все это настолько мастерски завуалировано всяческими эффектами постобработки, что во время самой игры не замечается ни одного изъяна.
Эффекты от выстрелов и взрывов также сделаны на высоком уровне, как и окружающая среда. Во время ожесточенных перестрелок по всему полю боя видны взрывы гранат, ракет, случайно (или нарочно) подстреленной бочки с топливом, а трассирующие пули над головой главного героя во время передышки в укрытии, заставляют задумать о том, стоит ли вообще высовывать голову.
Все это визуальное богатство красок гармонично дополняет соответствующая атмосфере музыка и качественно сделанные звуковые эффекты. Иногда, правда, надоедают постоянные выкрики союзников типа «РАКЕТА!!!», но в остальном озвучка нареканий не вызывает.


Иногда буквально весь экран заполняется вражескими снарядами.

Человек молния

Одна из главных особенностей игрового процесса Vanquish – огромная динамичность и необходимость практически постоянно находиться в движении на поле боя. Благо в этом помогают уникальные способности боевого костюма главного героя, да и в самых критических ситуациях, когда Сэму уже практически пора заказывать гроб, автоматически включается система замедления времени и чувствуешь себя настоящим Нео в Матрице. Сделан этот режим очень красиво и эффектно – пули врагов, но не нашего героя, медленно пролетают, оставляя в воздухе характерный шлейф, хватает времени даже на то, чтобы прицелиться по летящей в вас ракете или снести голову нескольким надоедливым роботам. Включать замедление можно и по своей инициативе, однако делается это не нажатием одной кнопки, как во множестве игр с подобной функцией. Для того чтобы довести это действие до автоматизма, все-таки понадобится некоторое время, ведь нужно успеть осуществить уклонение в каком-либо направлении и во время его выполнения успеть зажать левый триггер на геймпаде. Но через несколько неудачных попыток остаться в живых посреди толпы противников, расстреливающих вас со всех сторон, этому приему просто приходится научиться.
Еще одной удобной возможностью Сэма является использование реактивных ускорителей. Они позволяют буквально скользить на огромной скорости по местности, не давая врагам ни одного шанса попасть по вам, пока вы маневрируете от одной точки укрытия к другой. В некоторых битвах, особенно во второй половине игры, без использования этой способности просто не выжить – не успеешь отойти с линии огня «большой пушки», и к главному герою приходит злая тетка с косой через плечо.


Способность быстро перемещаться не раз спасет шкуру главному герою.

Одна пушка хорошо, а три – лучше

Кроме невероятных возможностей костюма главного героя, разработчики Vanquish решили предоставить игрокам еще одно незаменимое устройство под названием BLADE. Оно способно сканировать любое оружие прямо на поле боя и трансформироваться в него. К сожалению, его память ограничена и может хранить информацию только о трех видах оружия, но этого, чаще всего, вполне достаточно для эффективного противостояния любым типам врагов.
Как и в большинстве шутеров, нам будет предложен выбор из легкого и тяжелого пулеметов, дробовика, снайперской винтовки и ракетницы. Также есть и несколько видов более экзотического оружия, как, например, дискомет, самонаводящийся лазер и энергетическая пушка. Каждое оружие имеет свои характеристики, которые можно просмотреть в специальном меню при вызове паузы, и оно может быть улучшено по мере прохождения. При неполном запасе амуниции и «изучении» пушки, которая есть в памяти BLADE, просто восстанавливается ее боезапас до максимума. Если же патроны не нужны, происходит постепенное улучшение характеристик данного оружия. Кроме этого иногда с врагов выпадают специальные бонусы улучшения, сразу поднимающие характеристики выбранной на данный момент пушки. Причем такие апгрейды значительно повышают боевую мощь, позволяя выносить врагов более быстро и эффективно. Кстати, при смерти главного героя, оружие будет немного деградировать, так что надо стараться умирать на поле боя реже.
Конечно, кроме стандартных пушек, в распоряжении протагониста есть и гранаты двух типов – стандартные осколочные и энергетические, которые на некоторое время выводят из строя всех находящихся неподалеку роботов. Научившись их бросать, вы сможете с легкостью выкуривать из укрытий самых наглых врагов, решивших отсидеться за баррикадой и отстреливать вас и ваших союзников с безопасного убежища. Кстати, раненых товарищей можно и нужно лечить прямо на поле боя, вкалывая дозу стимуляторов. Они не только вернутся в строй и начнут отстреливать неприятелей, но и дадут подарок в виде случайного вида оружия.
Разработчики Vanquish решили пойти еще немного дальше в своей боевой системе и наделили главного героя способностью довольно неплохо каутировать врагов в рукопашном бою. Причем от того, какое оружие находится в руках у Сэма, будет зависеть и тип рукопашной атаки. Но и махать кулаками надо осторожно – это занятие очень быстро перегревает костюм, и вы можете оказаться в окружении врага с перегретым реактором без возможности замедлить время и страдая из-за понижения скорости передвижения.


В ближнем бою главный герой просто «рвет» противников на части.

Футуристические титаны

Одним из самых красиво и эффектно реализованных моментов в Vanquish являются битвы с боссами. Они, зачастую, представлены в виде огромных роботов, несущих толстенную броню и обладающие способностью вести шквальный огонь практически без перерывов. Все это вместе взятое делает их непростыми соперниками и к каждому из них необходимо искать свой собственный подход.
Чаще всего нужно отыскать на громадине уязвимые точки, которые горе-инженеры просто поленились закрыть листами брони, оставляя своих титанов уязвимыми перед прицельным огнем. Найдя такие точки, остается не попадать под выстрелы громилы и стараться как можно более точно всаживать обойму за обоймой в Ахиллесовы пяты босса.
Нескольких минут напряженной игры в постоянных перебежках от укрытия к укрытию, использования замедления времени и отстрелу летящих в вас ракет обычно вполне достаточно для получения победы. Но зачастую совершить такой подвиг с первой попытки не получается, и приходится начинать уничтожение врага с начала, или определенной фазы, если бой поделен на несколько этапов. Но это даже к лучшему, ведь игра настолько короткая, что даже на среднем уровне сложности проходится часов за семь-восемь. Для желающих хоть немного продлить игровой процесс есть возможность попробовать заново пройти любую из миссий, заработав больше очков или найдя бонусные статуэтки, а также специальные испытания, в которых главный герой противостоит надвигающимся волнам противников.


Некоторые боссы не такие уж и большие, однако справится с ними от этого не легче.

Vanquish получилась хорошей практически во всем, за исключением короткой кампании, глупых и зачастую не совсем уместных фраз в диалогах, а также банального сюжета. Все остальное разработчиками из Platinum Games сделано на высшем уровне и заслуживает похвалы. Даже обычно скучные титры сделаны в виде небольшой мини-игры, за которую, кстати, также начисляются игровые очки.

Талант Синдзи Миками как геймдизайнера тяжело поставить под сомнение. Если кто-то вдруг не знаком с его творческим прошлым, напоминаем: этот человек виноват в рождении серии Resident Evil , не без его участия на свет появилась Devil May Cry . Над Vanquish Миками трудился в студии Platinum Games , а она, в свою очередь, может похвастаться Bayonetta — истерическим слэшером о ведьме с пистолетами на ногах.

Все эти игры обладают чисто японскими чертами. В них неадекватные системы сохранений, яростный подсчет очков, повторяющиеся из уровня в уровень боссы и абсолютно кретинские сюжеты. Но все их любят. И просят еще. Потому что японцы по мелочам не размениваются: на экране таких творений будет происходить столько интересного, и так сильно будет распирать гордость за ваше непосредственное участие в этой красоте, что все придирки быстро забываются.

В Vanquish проявляются элементы всех значимых работ Миками и студии Platinum Games, вместе взятых. Однако одними лишь внутренними заимствованиями дело не ограничивается - ингредиенты для Vanquish поставлялись со всех концов индустрии. Пока Microsoft выжимала последние соки из торговой марки Halo , пока Клифф Блежински в очередной раз отправлял военнообязанные шестеренки крошить саранчу, а либерал-демократы клеймили позором ужасные антипатриотические сцены из Modern Warfare 2 , где-то в Осаке делали игру о войне США с Россией. В ней наши соотечественники наряжаются механическими архангелами и, что характерно, атакуют из космоса, выстрелом гигантской микроволновой пушки.

Курение убивает

Традиционная для японской игровой индустрии идиотия начинается сразу же, беспощадно разворачиваясь во всю ширь еще в завязке. Недалекое, разумеется, будущее. США плюнули наконец-то на нефть и построили в точке Лагранжа между Землей и Луной колоссальных размеров космическую станцию. Явное преимущество станции перед старыми методами экспансии - энергию она берет из солнечного света, а не из территорий мусульманских стран. Плюс на ней можно жить, кататься на монорельсе и пялиться на лесопарковую зону, развернутую где-то на высоком потолке этого цилиндрического сооружения. Мир, дружба, жвачка, но есть нюанс - власть в Российской Федерации будто давным-давно захватил кто-то из ближайших союзников Эдуарда Лимонова, и теперь ультранационалисты жаждут американской крови. Станцию втихомолку оккупировали и конвертировали в адский гиперболоид: Сан-Франциско стерт с лица земли, на очереди Нью-Йорк.

Руководит направленным тепловым ударом некто Виктор Зайцев. Он, подобно Ксерксу, наблюдает за операцией из своего логова, сверкает лысиной с розетками в стиле Нео и чем-то отдаленно напоминает вечно живого лидера братства NOD. Условие у него одно - полная капитуляция США. Президент всея Америки (на этот раз не чернокожий, но женского пола) эту идею не поддерживает и отправляет на станцию десант.

Здесь-то и появляется наш герой - Сэм Гидеон, комок тестостерона в экспериментальном суперкостюме. Стремительная реакция, железные нервы, нечеловеческая ловкость и безнадежно прокуренный голос - обязательные атрибуты. Табакокурение для Сэма вообще отдельная функция - есть даже специальная кнопка. Нажимаем, и Сэм, сидя в укрытии и игнорируя порхающие вокруг ракеты класса «земля - земля», делает пару стремительных затяжек. Из других отличительных черт: реактивные двигатели на руках и ногах, сверхпрочная броня модного дизайна и опять же сугубо экспериментальная система BLADE - все оружие эффектно вырастает у Сэма буквально из рукава. Получился некий Франкенштейн из Мастер Чифа, Тони Старка, Гайвера и айфона.

Из командного центра нашпигованному высокими технологиями Сэму помогает гениальная советская женщина Елена Иванова. Коэффициент интеллекта 183, почти как у рекордсменки Мэрилин вос Савант, не мешает Елене носить мини-юбку, томно вздыхать в драматические моменты и во всем беспрекословно подчиняться Сэму. Другой персонаж второго плана - командир операции, ветеран десантных войск Роберт Бёрнс, полный тезка шотландского поэта XVIII века. У него, как у Сэма, очень прокуренный голос (в мире Vanquish это такой признак крутости), металлический протез вместо правой руки, здоровенный шестиствольный пулемет и маниакальное стремление жертвовать своими солдатами даже там, где это в общем-то и не обязательно делать.

В такой вот веселой компании игроку предстоит десантироваться на космическую станцию и отбить массивное наступление русских роботов. Человекоподобных, гигантских. Каких же еще?

Солид Снейк - один из самых известных курильщиков в игровой индустрии. В Metal Gear Solid сигареты - это не только вредный пример для молодежи, но и ценный с точки зрения геймплея предмет: с помощью сигаретного дыма Снейк может обнаружить лазерные ловушки.

Безымянный герой из Gothic тоже не прочь покурить. Но этот предпочитает вовсе не сигареты, а болотник, что выращивают в Братстве Спящего. Эффект от курения небогат, но интересен. Игрок может делать то же, что и обычно, но быстро понимает, что гораздо веселее бегать кругами и наслаждаться смешно вытянутым изображением.

Оружие - причина смертельных ранений

Роботов здесь навалом, самых разнообразных. Есть маленькие, очень маленькие, большие, легендарные гигантские, колоссальные - все при этом русские, и всех надо изрешетить. Размеры некоторых так велики, что их приходится уничтожать изнутри. Выглядит все это разнообразие, сами понимаете, эпически. Многие из боссов трансформируются, некоторые на лету. Пока Сэм расправляется с выкрашенной в красный цвет русской робототехникой (которая своей угловатостью напоминает ковенантов из Halo), сверху падает гигантский космический корабль. Сцена напоминает нечто среднее между обороной Зиона из пресловутой «Матрицы» и посадкой корабля графа Дуку из пресловутых «Звездных войн».

Естественно, герой в таких декорациях ведет себя подобающим образом. Гранату Сэм бросит не просто так - он прыгнет в балетном па, крайне неудобном для прицеливания. Самый банальный прием в его арсенале - дать пяткой в нос, сделать сальто, включить сло-мо и расстрелять оглушенного врага, неспешно опускаясь на землю, прямо как в японском слэшере Devil May Cry.

Воевать в Vanquish чертовски приятно. Шутка ли - даже главный положительный герой испытывает от всего происходящего неподдельный энтузиазм. Сэму все мало, он получает удовольствие от каждой стычки, постоянно повторяет фразу «It’s gonna be fun» и вообще в детстве явно мечтал убивать русских роботов. Примерно так же чувствует себя игрок. Красота вокруг творится неописуемая: пули и ракеты летают, словно рои насекомых, которых кто-то потревожил. Скорее всего, это были вы, потому что летят в основном в вашу сторону, но от всего этого буйства можно увернуться. Ракеты можно сбить еще на подлете - или вовсе проскользнуть прямо под ними в подкате. Затем вы пролетаете между ног огромного робота и расстреливаете его в спину. Все это в красивом танце, в замедленной съемке, со снопами искр из всех щелей, под надоедливый, но подходящий ситуации хаус. Это настолько по-японски, что сразу после продолжительного сеанса Vanquish непроизвольно хочется нацепить кимоно.

Vanquish приводит к превращению в японца

От всех этих умопомрачительных трюков костюм главного героя перегревается, на спине открывается сопло ракетного двигателя, и некоторое время приходится ждать его полного охлаждения. До того момента Сэм не может размахивать кулаками, кататься на коленках подобно рок-звезде с моторчиком и уходить в сло-мо. А включается оно как раз из того самого подката (надо просто начать стрелять), после кувырка в сторону или автоматически, когда в теле Сэма оказывается слишком много свинца. По этой же причине сильно перегретый герой становится куда уязвимее охлажденного. Внешне все происходящее напоминает аниме-сериал Robotech или что-то близкое по духу, что-то страшно технологичное и японское.

Даже сама игра в этот момент намекает на то, что мы попали в Gears of War про умалишенных японских роботов. Мы все это время прячемся в укрытиях, бегаем, стреляем; отдельная кнопка для рукопашной, отдельная - для броска гранаты. Механика, в принципе, та же, но ускоренная в три-четыре раза. Весь арсенал Сэма традиционно для таких шутеров разбросан по крестовине и подвержен примитивным апгрейдам: если мы подбираем патроны, а их и так максимальное количество, пушка получает повышение и магазин увеличивается (к концу игры - и урон тоже).

Помимо традиционных способов пополнения арсенала есть интересный - радикально японский. Братья по оружию нередко падают, подкошенные вражеской пулей, и начинают отчаянно ползать, как в Gears of War. Сэм же может подойти и помочь, воткнув в спину коллеге вакцину от всех болезней. Дальше происходит удивительное: из недр спасенного бойца выскакивает гранатомет/тяжелый пулемет/штурмовая винтовка. Ничуть не смущенный, боец убегает по своим делам, а Сэму остается лишь аккуратно подобрать трофеи.

Такие простые и порой условные правила отлично работают. Единственная по-настоящему серьезная проблема игры - через некоторое время даже все вышеописанные красоты, неистовства и апгрейды с гранатами могут наскучить. Новых боссов ждать приходится мучительно долго, здесь легче попасть на двойную порцию старых. А если на экране появляется чудо, похожее на конвейерного робота из клипа The Chemical Brothers, можно быть уверенным - встреча не последняя. Такие проблемы не в новинку: то же самое было в Resident Evil, в Devil May Cry и сотне других исконно японских игр.

Намного сильнее надоедают стальные декорации в стиле японского техно, ведь что-то новое ненадолго появляется только лишь в середине игры. Сэм непродолжительное время бегает по какому-то парку, а потом возвращается в знакомое окружение, сменив деревья и живописно разбросанные камни на железобетон и стекло. Радоваться остается только масштабности построек - гигантомания в дизайне уровней наблюдается примерно такая же, как в Bayonetta или God of War . Японская.

* * *

Игра вроде Vanquish могла родиться только и только в Ниппоне. Именно из национальных особенностей вырастают не только все достоинства игры, но и ее немногочисленные недостатки. Игра могла бы сохраняться чаще и в более удобных местах, а повторение боссов и игровых ситуаций европейцу не то чтобы неприятно, но как минимум непонятно. В то же время размытые грани адекватного в творческом сознании Синдзи Миками позволили ему и его команде выдать такой мощный, интенсивный и красивый шутер, что его однообразные боевые сцены хочется переигрывать вновь и вновь. Отдышаться, закурить сигарету (виртуальную) - и снова крошить русских роботов. Долго и беспощадно, пока Курильские острова назад не отдадут.

Реиграбельность - да

Классный сюжет - нет

Оригинальность - нет

Легко освоить - да

Оправданность ожиданий: 90%

Геймплей: 9

Графика: 8

Звук и музыка: 7

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Стремительный, впитавший лучшие качества признанных столпов жанра шутер с хореографией боев уровня достойной аниме-мехи. Сюжет, к сожалению, уровня недостойной.

Не так давно мы рассматривали Quantum Theory — скромный японский эксперимент в американском жанре шутеров от третьего лица, представляющий собой точный слепок Gears of War с роликами из Final Fantasy .

Vanquish - это тоже азиатские размышления на тему TPS, но разработчиком тут является студия Platinum Games (авторы Bayonetta ) и соскучившийся по игровой индустрии после четырехлетней разлуки Синдзи Миками (создатель Resident Evil и Devil May Cry ), так что и с бюджетом, и с креативностью все в порядке.

Больше всего Vanquish похож на трехмерный ремейк позабытой японской игры из ранних девяностых. Сюжет и диалоги предельно идиотские, на уровне сакраментального all your base are belong to us, геймплей целиком и полностью посвящен истреблению ярко-красных русских роботов, на уровнях просто не протолкнуться от боссов, мини-боссов и мини-мини-боссов, победа над которыми доставит вам моральное удовлетворение, но ничего не привнесет в игру с драматургической точки зрения.

В то время как западные разработчики тратят силы на сочинение более-менее связных сюжетов, Миками и его команда посвятили себя созданию индивидуальных моментов игрового счастья - каждый уровень Vanquish интересно переигрывать снова и снова, на любом уровне сложности, но все вместе они никак не хотят выстраиваться в цельную игру.

Все ваши база принадлежать Россия

Синдзи Миками по локоть запустил руку в западную игровую (и не только) культуру и позаимствовал самое необходимое: орбитальную станцию из Dead Space , костюм из Crysis , космических десантников из Gears of War , врагов-дроидов из приквелов «Звездных войн». Есть здесь даже ар-деко-уровень в стиле BioShock с громоздящимся в отдалении развлекательным центром и характерными неоновыми вывесками.

Поверх всех этих штампов проложена нелепая и наивная сюжетная линия (американские десантники под предводительством ученого в суперкостюме отбивают орбитальную станцию у коварных русских роботов). Хотя это, кажется, все-таки целенаправленное издевательство над западными играми - вроде как Viewtiful Joe был пародией на супергеройское кино. Главный персонаж по имени Сэм Гидеон с героическим футбольным прошлым; NPC-ветеран, лицо которого иссечено шрамами и с которым у Сэма постоянно возникают идеологические конфликты; главный злодей по имени Виктор Зайцев с информационными портами в лысой голове... Нет, такое бывает только в фильмах Майкла Бэя и сознательных пародиях!

В любом случае в Vanquish можно играть и вообще без сюжета. Важны вышеупомянутые моменты незамутненного игрового счастья и творческое использование уникальных особенностей цилиндрической космической станции как сеттинга.

Уже на первом уровне десантников высасывает в космос через пробоины. В другом эпизоде мы находимся на одной стороне титанического цилиндра и видим горящий город на противоположной стороне, грозно нависшей над головой. Ближе к финалу можно наблюдать открытый космос и сражающиеся космические корабли непосредственно под ногами и свободно бродить по центральным кольцам станции. Все это происходит на общем фоне грандиозной десантной высадки (первый акт игры называется «космической Нормандией»): взрывающиеся корабли, осыпающиеся небоскребы, столбы черного дыма и огромные абсурдные робоконструкции с циклопическими дюзами и лазерными установками...

Из современных консолей графический движок Vanquish выжимает абсолютный максимум (как это в свое время делали Contra 3: The Alien Wars на SNES и Gunstar Heroes на Mega Drive) - строгий высокотехнологичный дизайн, все вокруг роботизировано, враги не только бегают и стреляют, но и катаются по уровню в виде металлических шаров и трансформируются в фортификационные сооружения.

Оставьте роботам докурить

В Vanquish можно прятаться в укрытиях и стрелять по появившимся в перекрестье прицела головам, но на этом сходство с западными TPS по большому счету заканчивается. Из игры выпирают признаки классического шутера-платформера - чего стоят хотя бы гоняющиеся за Сэмом танки, оснащенные циркулярными пилами (где мы их уже видели, в Gunstar Heroes или вообще в Teenage Mutant Ninja Turtles 2 ?)...

Прохождение Vanquish - это одно непрерывное движение, выверенный до последнего кадра танец, в котором даже игроку среднего уровня дается возможность почувствовать себя асом и сверхчеловеком. Сэм скользит по уровню на реактивном двигателе, небрежно падает в укрытие, выкуривает сигарету, отвлекает пристрелявшихся роботов огоньком выброшенного окурка, снова скользит, поражая вражеских снайперов точными выстрелами в голову, взмывает в сальто после атаки в ближнем бою и в режиме замедления времени в воздухе расстреливают уязвимую точку отброшенного ударом мини-босса... Тут костюм все-таки перегревается и приходится уклоняться от пуль без помощи реактивной тяги с рапидом.

В моменты перегрева Vanquish напоминает стандартный западный шутер, но Сэм быстро восстанавливается и снова начинает носиться на коленях вокруг монументального мегабосса, уворачиваясь от неспешно сверлящих атмосферу пуль и сбивая застывшие в воздухе ракеты.

Сложность выверена идеально: Сэма достаточно трудно убить, чтобы вы могли на деле оценить все достоинства тактического суперкостюма, но в то же время герой не является неуязвимым; чекпойнты разнесены далеко друг от друга, и игра жестоко карает за любую тактическую ошибку. На среднем уровне сложности Vanquish удовлетворит потребности любого нормального игрока, а после первого прохождения открывается уровень God Hard - из приятного времяпрепровождения на три вечера игра превращается в настоящего пожирателя свободного времени. God Hard - развлечение не для слабых духом... зато потраченных на игру денег точно будет не жалко.

Vanquish - игра, в которой поражение вызывает больше положительных эмоций, чем победа. Смерть Сэма - это повод еще раз переиграть головокружительный отрезок уровня, попробовать еще более самоубийственную тактику и окончательно ощутить себя состоявшимся супергероем. Ну а гибель босса - это всего лишь следующий чекпойнт.

* * *

Vanquish - практически идеальный образец того, как японская массовая культура умеет поглощать лучшие западные наработки и строить на основе чужого жанра свой собственный, ранее не существовавший. Получился уникальный гибрид TPS, слэшера с замедлением времени и классических платформенных аркад, боссов в которых было больше, чем рядовых противников.

Серьезных недостатков (даже не недостатков - ограничений) у Vanquish всего два, но каждый из них отнимает по баллу от итоговой оценки. Во-первых, это все-таки пародия на западные блокбастеры, и чувство юмора у Миками весьма... своеобразное. Во-вторых, новый жанр японского шутера от третьего лица с использованием укрытий куда уместнее смотрелся бы на восьмибитной NES (или на шестнадцатибитной Mega Drive), чем на PS3 и Xbox 360.

«This is starting to sound like a bad video game».
— Сэм Гидеон, «Vanquish»

Vanquish — яркий шарик на новогодней елке. Урони его ненароком, и тонкая стеклянная оболочка треснет, обнажив пустоту. Кампания из пяти главок пролетает на «Normal» за четыре часа и тут же выветривается из головы. Рецензировать такие продукты — все равно что рецензировать воздух.

Vanquish Oxi Action

Толпы российских человекоподобных роботов в роли пушечного мяса, бело-серо-стальные декорации гигантского орбитального мегаполиса, ролики через каждые десять метров, симпатичные спецэффекты и до одурения однообразные действия — вот чем, по мнению авторов Vanquish , надо развлекать западную публику.

Что ни задание, то бойня, дабы открылись очередные ворота, или забег до контрольной точки. Смекалка и рефлексы не нужны; происходящее напоминает стрельбу по уточкам в тире, даром что мишени не просто падают вниз, а красиво разлетаются на ошметки. Даже громадные «боссы», давний предмет гордости японских разработчиков, превращены в разменную монету. Каким бы изобретательным и забавным ни был дизайн этих монстров, трех залпов из самонаводящейся ракетницы хватает, чтобы угомонить любую взбесившуюся железку серии «Romanov». Остатки здоровья вмиг «дожуют» простая винтовка и тяжелый пулемет.

Лишь изредка дизайнеры пробуют нарушить рутину, подбрасывая зрелищные QTE-вставки и поручения иного толка. Например, перестрелять прожекторы из «снайперки» или защитить десантный транспорт, хотя и это не составляет труда. Апгрейд оружия тоже упрощен до предела — знай себе собирай огромные зеленые ящики да бесхозные «стволы», получая бонусы к размеру магазина, точности, урону и скорости перезарядки.

Понятно, почему игра рассчитана строго на один вечер. Конечно, четыре часа за $60, причем без мультиплеера — форменный обман покупателей, но, с другой стороны, большего из столь хлипкой закваски не состряпать. Еще парочка глав, и Vanquish успела бы вконец опротиветь, а так она сверкает пятками в тот момент, когда возникает желание вырубить консоль.

Зайцев против Америки

Впрочем, тем, кто добровольно или по прихоти случая попал на это шоу, лучше набраться терпения и следить за развитием сюжета. Когда еще удастся отведать отборной японской «клюквы» про конфликт России и США (по сути, пересказ Call of Duty: Modern Warfare 2 с поправкой на отдаленное будущее)? В качестве злодеев — ультранационалисты из «Ордена Русской звезды», ведомые Виктором Зайцевым, счастливым обладателем двадцати разъемов на лысине и костюма, украденного из Crysis . Захватив власть в Кремле, путчисты первым делом сварили жителей Сан-Франциско микроволновым излучателем, который зачем-то установлен на околоземной станции-городе.

Зайцев требует от Штатов безоговорочной капитуляции, но у тех есть последний козырь — супербоец DARPA Сэм Гидеон в могучем экзоскелете, позволяющем включать «сло-мо» и ездить по земле на коленях, будто гитарист на концерте. В товарищах у героя — ворчливый ветеран Бернс, плюющийся шаблонными фразами, миловидный оператор Елена Иванова, заменяющая здесь Аню Страуд из Gears of War , и массовка из безликих солдат. Щедро унавоживая эфир смехотворно глупыми диалогами, спасители Америки добираются до финала, из которого становится ясно, что… Бернс — коварный предатель, что было очевидно с первых секунд, а московский переворот спонсировала Президент США, чтобы спровоцировать глобальную войну и тем самым вывести страну из экономического кризиса. Узнав, что план провалился, расчетливая дама делает то, о чем мечтают игроки, дотянувшие до развязки, — пускает себе пулю в висок.

Vanish для Vanquish

Поздравляю всех, кто заглянул под «спойлер» — вы только что сэкономили деньги и время. Если кому-то по-прежнему хочется убить несколько лишних часов на Vanquish , советую дождаться неизбежного падения цены до долларов пяти-семи. Серьезной траты этот пшик недостоин.


Жанры: Sci-Fi Shooter

Разработчик: PlatinumGames

Издатель: Sega

Платформа: Xbox360, PS3

Мультиплеер: Нет

Игры про плохих русских уже давно перестали быть чем-то удивительным, но если раньше такие игры делали преимущественно западные разработчики, то теперь и японские разработчики решили попробовать себя в этом популярном «жанре» игр. Но японцы не были бы японцами, если бы не сделали нечто этакое. Так вот кем только не были наши с вами «соотечественники», и террористами, и мафией, но Platinum Games по изобретательности переплюнули всех и теперь русские захватчики – роботы. Да уж, нечасто встретишь в играх русских боевых роботов атакующих Америку. Заинтригованы? Вот и мы тоже.

Обзор Vanquish. Железные русские атакуют


Обзор Vanquish. Железные русские атакуют

На самом деле Россия в представлении японских разработчиков не стала неким аналогом «Скайнет». У армии роботов есть вполне живой командир, зовут которого Виктор Зайцев, напоминает он, кстати, Бориса Моисеева в молодости, хотя не об этом. И вот в один прекрасный день товарищ Зайцев захватывает американский спутник-колонию с микроволновым излучателем на борту. Не понятно, зачем американцам нужен такой агрегат на борту якобы мирного спутника.

А вот русскому командиру он как раз и был нужен. Захватив колонию, он сразу же наносит удар по Сан-Франциско стирая его с лица земли и тем самым показывая правительству США всю серьезность своих намерений. Но произведенных разрушений ему оказалось мало и он угрожает президенту Соединенных Штатов (похожей на Хилари Клинтон) уничтожить Нью-Йорк в короткие сроки, если американское правительство не выполнит его требования. В этот момент мы получаем управление главным героем – Сэмом Гидеоном, который как раз прослушивает брифинг.

Обзор Vanquish. Железные русские атакуют


Обзор Vanquish. Железные русские атакуют

Непосредственно игра начинается с короткого знакомства со всеми премудростями местной боевой системы, которая представлена в виде тренировки, проходящей в одном из павильонов некой организации DARPA. Эта самая организация производит самое современное оружие и тренирует лучших бойцов, т.е. является неким аналогом Третьего эшелона только с футуристическим вооружением. Как раз незадолго до нападения Сэму доверили испытать новую модель ARS (Augmented Reaction Suit), в котором мы и проведем всю игру. Функциональность сего творения довольно высока, тут вам и встроенный «ракетный ранец» и усиленная броня, да и ускорить движения обладателя в несколько раз, тем самым замедлив все происходящее также не проблема. Кстати, если вы получите критический урон - механизм замедления сработает автоматически, что позволит вам, либо уничтожить противника, либо спрятаться в укрытии.

Обзор Vanquish. Железные русские атакуют


Обзор Vanquish. Железные русские атакуют

Радует то, что практически все фишки костюма органично вплетены в геймплей. А геймплей здесь предельно прост. Помните предыдущее творение этой студии? Так вот уровни представляют собой закрытые арены с кучей врагов, только если в Bayonetta их закрывали разными магически способами, то в Vanquish все более реалистично: перед вами просто закрывают дверь в следующую локацию до того момента пока вы не перебьете все врагов. Хотя в пылу сражения этой системы не замечаешь. Постановка каждого из сражений заслуживает внимания. Даже стычка с небольшой группой врагов превращается в сумасшедший аттракцион с яркими взрывами и бешеной скоростью.

Обзор Vanquish. Железные русские атакуют


Обзор Vanquish. Железные русские атакуют

Во время разработки ходили слухи о том, что боевая система будет симбизом оной из Gears Of War и Bayonetta, так и получилось. От первой проект получил стрельбу с укрытиями, а от второй скорость и безбашенность происходящего. Не нравилось тратить время на долгие перекаты от укрытия к укрытию? Теперь используя реактивный двигатель, можно добраться до укрытия за считанные секунды. Правда, со всеми плюсами системы укрытий игра получила и все минусы. Так, например, враг, сидящий в укрытии, обязательно высунет голову, чтобы словить пулю. Однако это не столь уж критично и с этим можно жить.

Стоит сказать о врагах, они делятся на три категории: маленькие, большие и огромные. Мелкие противники к концу игры будут вызывать у вас отвращение, ибо их много и они все одинаковые красные роботы. С большими врагами все получше, потому что есть хоть какое-то разнообразие, тут и танки с буровой установкой спереди, и роботы – скорпионы, способные трансформироваться прямо во время битвы. Чтобы убить любого из них придется искать слабые места в их конструкции. Огромные враги, это, по сути, боссы уровней. Чаще всего это робот из демо-версии только в разных декорациях, ну и один раз вам будет противостоять два таких робота сразу. Вся сложность борьбы с ними заключается в методичном выводе из строя подсвеченных частей тела, также как, например, в Lost Planet. После поражения какой-то из конечностей робот откроет свое «сердце» его-то вам и нужно уничтожить, чтобы победить. К тому же эти роботы после определенного момента способны трансформироваться, но суть боя не изменяется. Ну, и есть еще один противник, биться которым напрямую не придется, но он произведет на вас неизгладимое впечатление своим масштабом и мощью. Это огромный робот, напоминающий металлического дракона. Почему нам позволяют сражаться только с его ногой непонятно и это немного расстраивает. И в завершении темы врагов скажем, что они по сути являются пушечным мясом и поэтому не отличаются особой сообразительностью, а берут числом.

Обзор Vanquish. Железные русские атакуют


Обзор Vanquish. Железные русские атакуют

Помимо противников у Сэма есть и союзники. Главный помощник – девушка по имени Елена Иванова. Она дает Сэму задания и предоставляет ценную информацию о противниках, месте положения и т.д., но в боях она не участвует. Союзниками на поле боя будут обычные солдаты, не обладающие таким вооружением как у Сэма, среди них был замечена подозрительная личность над головой, у которого была надпись «S. Mikami», если кто не знает, то Синдзи Миками - режиссер всей этой вакханалии. Так вот, союзники бросаются под пули, показывая тем самым не храбрость, а скорее свою глупость, чем сильно раздражают. Их конечно можно лечить каждый раз, когда их ранят, но толку от этого мало да и никто не обязывает.

Графическая составляющая игры находиться на очень высоком уровне, все очень красиво взрывается, горит и вообще отлично выглядит. Нам не понравился лишь однообразные дизайны некоторых локаций, но это, как и другие недостатки, не замечаешь в пылу сражения. Звучит все не менее круто, чем выглядит, тем самым позволяя получать от игры истинное удовольствие.

***

Напоследок хочется сказать, что японцы снова смогли взорвать нам мозг. Да, игра не шедевр, виной тому глупый, сюжет и мелкий недостатки в других аспектах, но, несомненно, эта игра не будет лишней на вашей полке. Настоятельно рекомендуем.

Статьи по теме: