Психотерапия виды и методы психотерапии. Основные разновидности и методы психотерапии. Виды психотерапевтических техник

Политика конфиденциальности содержит пояснения о том, как используется информация, которую Вы мне предоставляете, и как связаться со мной, если у Вас возникнут вопросы и проблемы.

1. Какая информация нам необходима?

Если вы решаете подписаться на информационный продукт, размещенный на нашем сайте, мы запросим у Вас такую информацию, как имя и адрес электронной почты. Это объясняется следующими соображениями. Мы регулярно готовим актуальные информационные продукты (как платные, так и большое количество бесплатных) информационный маркетинг в интернет. Ваш интерес к конкретному информационному продукту позволяет предположить, что и другие продукты информационный маркетинга в интернет и другие темы могут быть Вам интересны и полезны. Для того чтобы проинформировать Вас об этих продуктах, а также обеспечить к ним доступ, нам требуется отправить Вам информационное письмо. Кроме того, мы можем проводить опрос для выяснения Вашего мнения о наших продуктах, а также Ваших пожеланий. Перед тем как предоставить нам чужие персональные данные, обязательно получите разрешение соответствующих лиц. Убедитесь, что вы предоставляете правильные и точные сведения.

3. Кто еще получает доступ к персональной информации?

Для осуществления рассылки мы используем сервис почтовых рассылок justclick.ru . Этот сервис обрабатывает Вашу персональную информацию (т.е. e-mail и указанное Вами имя) для того, чтобы я мог отправить Вам электронное письмо с доступом к выбранному Вами продукту или проинформировать Вас о новых актуальных продуктах информационного маркетинга в интернет, или провести опрос с целью выявления информации, в которой Вы нуждаетесь. В исключительных обстоятельствах мы можем раскрыть Вашу персональную информацию, если этого требует закон или в целях защиты себя и других от противоправных действий или других опасностей.

4. Идентификационные файлы (cookies)

Наш сайт содержит идентификационные файлы, так называемые, cookies. Cookies – представляют собой небольшие текстовые файлы, отправляемые на компьютер посетителя сайта для учета его действий. Cookies используются на моем сайте для персонализации учета посещений, изучения поведения посетителей на сайте и регистрации их действий. Вы можете отключить использование cookies в параметрах настройки браузера. Следует учитывать, однако, что в этом случае некоторые функции будут недоступны или могут работать некорректно.

5. Безопасность

Мы предпринимаем разумные меры для сведения к минимуму возможности утраты, кражи, недобросовестного использования, несанкционированного доступа к Вашей персональной информации, уничтожения, изменения или ее раскрытию. В то же время мы не можем гарантировать абсолютного устранения риска несанкционированного злоупотребления персональной информацией. Убедительно просим Вас самым внимательным образом подойти к хранению паролей к учетным записям и не сообщать их кому-либо еще (в случае, если речь идет о продуктах, содержащих пароли доступа). Немедленно свяжитесь с нами, если станет известно о каком-либо нарушении информационной безопасности (например, несанкционированном использовании Вашего пароля).

6. Дети

Мы всецело разделяем настороженность родителей в вопросах использования персональной информации об их детях. Настоятельно прошу всех посетителей младше 18 лет, получить разрешение родителей или опекунов, прежде чем предоставлять какую-либо персональную информацию. Мы не собираем информацию о детях намеренно. Если мне станет известно о том, что я получил персональную информацию о ребенке, не достигшем 14-летнего возраста.

Согласие на рассылку

В рамках всех наших проектов я и моя команда предоставляем Вам большое количество полезных бонусных материалов. Взамен в большинстве случаев, мы просим оставить Ваши контактные данные. Ниже я расскажу как эти данные могут быть использованы, с момента, когда Вы соглашаетесь с получением наших рассылок. Оставляя свои контактные данные, Вы принимаете, что мы можем как использовать их самостоятельно (в рамках политики конфиденциальности), так и совместно с нашими партнерами, с Вашего предварительного согласия. Без Вашего согласия мы не передаем Ваши личные данные.

Далее приведен список всех видов возможного использования Ваших контактных данных, как требующих, так и не требующих отдельного согласия с Вашей стороны, а релевантный по умолчанию, с момента попадания контактов в нашу базу.

В момент, когда Вы передаете свои данные, Вы соглашаетесь:

  • На использование Ваших данных для информирования Вас обо всех наших проектах, в том числе, реализуемых совместно с третьей стороной, а также для организации процесса Вашего участия в реализации данных проектов.
  • На предоставление Ваших контактов компаниям, работающим от нашего лица (согласно официальному договору).
  • На использование Ваших контактов в наших дочерних и совместных предприятиях. Иначе говоря, в компаниях, где не менее 50% нашего долевого участия. При этом мы обязуемся заключать дополнительный договор о неразглашении Ваших данных с этими компаниями.
  • На использование Ваших данных в партнерских проектах, или проектах, позиционируемых для нас как совместные. При этом Вы будете уведомлены об использовании, которое будет происходить в соответствии с политикой конфиденциальности партнерской площадки.
  • При продаже нашего бизнеса, так как мы в данном случае оставляем за собой право передать бизнес новому владельцу целиком, вместе с клиентской базой.

Независимо от того, давали ли Вы свое согласие, мы можем использовать Ваши данные по запросу государственных служб, а также с целью защиты и предотвращения противоправных действий в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В любом случае, по Вашему первому требованию (в том числе, и посредством нажатия кнопки «отказаться от рассылки»). Ваши данные будут исключены из нашей текущей базы без права возобновления рассылки без повторной передачи Вами контактных данных нам.

С уважением, Татьяна Бахтиозина

Правила и условия предоставления услуг

1. Авторское право

Не допускается передавать раздаточные материалы тренинга третьим лицам, а также тиражировать и распространять данные материалы без согласования с администрацией данного сайта.

3. Условия оплаты

Оплата товаров и услуг производится через платежные системы 2checkout, assist или rbkmoney.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы электронных платежей 2checkout (www.2co.com) или Assist (www.assist.ru). В системе ASSIST безопасность платежей обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Сбор и обработка полученных конфиденциальных данных клиента (реквизиты карты, регистрационные данные и т.д.) производится в процессинговом центре, а не на сайте продавца. Таким образом, магазин Олега Горячо не может получить персональные и банковские данные клиента, включая информацию о его покупках, сделанных в других магазинах. Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte - признанным центром выдачи цифровых сертификатов. Вы можете проверить подлинность сертификата сервера.

4. Порядок и сроки доставки товара

Товар будет выслан в течение трех дней с момента поступления денег на счет Татьяны Бахтиозиной. Информация о времени и месте проведения тренингов будет сообщена при регистрации и оплате соответствующего тренинга персональным менеджером по телефону и по e-mail"у.

Все тренинги предоставляются в электорнном формате, доступном для скачивания.

5. Наша гарантия

Если после получения тренингового продукта, по каким то причинам Вы не достигли желаемого результата, то мы вернем Вам деньги в полном объеме.

Срок, в течение которого Вы можете воспользоваться этой возможностью, равен 30 дням с момента оплаты дистанционного тренингового продукта. Для выполнения возврата денежных средств Вам нужно будет изложить причину возврата и вернуть нам все раздаточные материалы (текстовые материалы, аудио, видео) в исходном виде (без механических повреждений), полученные при доставке и/или в течение указанного срока.

При оплате заказа банковской картой возврат денежных средств производится на ту карту, с которой был произведен платеж.

Данная гарантия действует однократно. Если вы воспользовались данной гарантией, то, к сожалению, дальше мы друг другу не подходим. Не рассчитываете на какое либо общение или сотрудничество в дальнейшем. Также не стоит покупать курсы повторно, больше деньги мы не вернем!

6. Контактные данные

Любые вопросы можно присылать на

Они очень стараются выиграть и воспринимают поражение как трагедию. Их переживания непонятны окружающим: ведь это всего лишь игра! Почему же для некоторых из нас так важно всегда быть победителем? И можно ли научиться играть легко, с удовольствием?

Лицо каменеет, игральная доска летит в сторону, дверь хлопает… Партия оборвалась. «Они переживают свое поражение в игре как глубокую рану, нанесенную их самолюбию, – объясняет юнгианский аналитик Мария Ломова. – Проиграть для такого человека – значит внезапно почувствовать себя совершенно обесцененным. А это очень больно». Большинство из нас проигрывают с легким сердцем и смеются, когда вновь не повезло. Но тот, кто не умеет проигрывать, не прощает себе поражения. Чужая победа становится для него поводом упрекнуть себя в несостоятельности. «И он вновь начинает играть для того, чтобы еще раз попытаться ощутить свое превосходство, – говорит психотерапевт Сергей Медведев. – Для таких людей жизнь – это постоянное состязание. Игра – только частный случай».

Стремление к совершенству

Поражение в игре невозможно скрыть. У него всегда есть хотя бы один свидетель. Для того, кто страдает из-за проигрыша, поражение означает также, что его несостоятельность увидят окружающие. «Он боится, что его несовершенство станет причиной того, что окружающие не захотят с ним общаться, что он окажется недостаточно хорош для них, – продолжает Сергей Медведев. Так нередко чувствуют себя те, кого в детстве родители наказывали за малейшие неудачи. Старясь победить во что бы то ни стало, они теперь пытаются все же реализовать свою потребность стать лучшими, совершенными, всеми признанными. «Игра (в случае победы) помогает им самоутверждаться, – подчеркивает Мария Ломова. – Внешний успех доказывает собственную значимость, а проигрыш означает, что она вновь утрачена».

Ещё в детстве каждый из нас смог испытать и пережить проигрыш. Тогда такой расклад игры казался нам несправедливым, доводил до слёз, оскорблял до глубины души и вызывал бурю эмоций. Однако со временем ситуация изменилась, и большинство из нас поняли, что победа в азартной игре на 90% - дело случая, а чтобы одержать победу в различных взрослых играх, нужно как следует подготовиться. К тому же в случае исхода борьбы не в нашу пользу можно и такую ситуацию сделать для себя полезной или утешить себя тем, что отрицательный результат - тоже результат.

Каждый человек становится взрослым, но не каждый может расстаться со своим внутренним ребёнком, который так и не научился проигрывать. Это очень мешает жить. Ведь взрослому человеку приходится ежедневно в чём-то проигрывать, а если каждая такая ситуация будет заканчиваться взрывом эмоций и неприятными переживаниями, то жизнь станет просто адом. Поэтому рано или поздно человеку, не умеющему проигрывать, придётся искать ответ на вопрос: что делать? Как изменить ситуацию и если уж не научиться проигрывать, то как-то смягчить ситуацию? Ведь всё время выигрывать может только сверхчеловек да и то в многочисленных голливудских фильмах.

Причины неумения проигрывать

Прежде, чем ответить на вопрос, что делать, если вы не умеете проигрывать, давайте разберёмся, почему так произошло.

Первая причина такого отношения к проигрышу - стремление к совершенству. В игре, как правило, участвуют несколько человек. Поэтому собственное поражение скрыть не получится. При этом проигравшего больше всего беспокоит тот факт, что таким образом он покажет окружающим свою несостоятельность, некомпетентность. В результате человек загоняет себя в тупик, убеждая себя в том, что он хуже других, а раз это так, значит никто не будет с проигравшим общаться.

Причина такого отношения к проигрышу кроется в детстве. Некоторые родители хотят, чтобы их дети были идеальными и успешными. Как этого добиться? Да просто наказывать за неудачи, ошибки. Результатом такого воспитания становится то, что взрослый начинает всеми силами стараться удовлетворить вбитую в него потребность быть самым лучшим и совершенным, добиться признания, побеждая во что бы то ни стало. Таким людям победа в игре помогает в самоутверждении, а проигрыш - свидетельствует о том, что нужно снова доказывать собственную значимость.

Вторая причина - стремление всё держать под контролем. Не умеющий проигрывать приравнивает игру к реальности, к такому пространству, в котором появляется возможность построить свою жизнь по-другому. Кроме того, в каждой игре есть правила. Это привлекает тех людей, которые боятся хаоса жизни.

Если большинство из нас считает игру совершенно безопасным занятием, результат которой можно переиграть, то не умеющие проигрывать не осознают этого. Они приравнивают неудачу в игре к угрозе жизни. Для них проигрыш - возвращение непредсказуемости, хаоса и в целом опасно. Так происходит с теми, кто слишком рано был вынужден проявлять самостоятельность, хотя ещё нуждался в участии взрослых.

Как научиться проигрывать?

Чтобы научиться проигрывать, необходимо вернуть себе удовольствие, изменить правила игры и стать взрослее.

Игра - это удовольствие, развлечение. Иногда полезное, иногда не очень. Чтобы вернуть себе удовольствие от игры , нужно выяснить, какие игры вам больше всего интересны, и играть именно в эти игры, ощущая радость от процесса, а не от результата игры. На первых порах в качестве партнёров нужно выбирать тех людей, в которых вы полностью уверены, которым всё равно, выиграете ли вы или проиграете. Их отношение к вам всё равно не изменится.

Также можно попробовать изменить правила своей жизни . Если раньше вы жили по правилу: я злюсь, когда проигрываю , - то теперь можно ввести правило: это всего лишь игра, поэтому я отношусь к проигрышу спокойно . В результате вы становитесь победителем даже в случае проигрыша, потому что смогли преодолеть самого себя.

Да и в конце концов пора повзрослеть . По-настоящему взрослый человек получает удовлетворение от того, что он чувствует себя движущим началом собственной жизни. Для взрослых людей игра - всего лишь забава. Если же это не так, то, возможно, в игре скрываются какие-то жизненные конфликты. Тогда нужно отправляться к психотерапевту, ведь страдание не может быть игрой. От него нужно избавляться.

Самому главному, что я знаю о жизни, меня научила моя бабушка, когда мне было лет шесть.
Бабушка играла со мной в шахматы.
Я проигрывал и злился страшно.

А она повторяла снова и снова:
Умей проигрывать!

В шахматы я играть так и не научился. А всю ценность бабушкиного совета понял только много лет спустя и до сих пор ругаю себя, что не сумел сделать этого раньше.

Если есть в жизни панацея — то это . То есть умение конструктивно принимать неблагоприятный исход, когда вопреки твоим стараниям и надеждам, происходит не то, чего ты хотел и добивался.

В жизни нет искусства важнее.
Хотя бы просто количественно. Не знаю как у вас, а в моей жизни ошибок и проигрышей несопоставимо больше чем выигрышей. И уже поэтому мое отношение к проигрышам намного сильнее определяет качество моей жизни, чем побед.

Я много лет упорно пытался побеждать и выигрывать.

Везде, всегда и вопреки всему. И если где-то выиграть не удавалось, я пробовал снова и снова, в уверенности, что в следующий раз — обязательно получится.
И только с огромным опозданием понял, что такое упорство — вовсе не улучшают мою жизнь.

Не победы, а именно ошибки и проигрыши делают нас теми, кто мы есть, потому что заставляют понять и принять наши ограничения и таким образом проявляют нашу .

Поражения и проигрыши указывают нам путь к себе, настоящему, вне ожиданий друзей и любимых, вне , навязанных школой или родителями или обществом.

Непреодолимые препятствия перестают быть таковыми, если не пытаться их преодолеть, а использовать в качестве дорожных указателей к пониманию того, в чем заключаются твои настоящие способности и таланты.

Проигрывать вообще интереснее и полезнее, чем побеждать. Потому что победы по большей части просто побочный продукт того опыта, который получаешь благодаря проигрышам и ошибкам.

Успехи в жизни только подтверждают то, что мы уже знаем и умеем.

Проигрыши, ошибки и поражения — содержат в себе гигантский потенциал — новых знаний, новых умений и, что самое главное, новых пониманий себя.

Выигрывать просто. Особого умения для этого не нужно — открыл шампанское, налил и выпил.
Намного сложнее научиться проигрывать — так, чтобы использовать проигрыши и ошибки, как ступени к главному выигрышу — пониманию и приятию себя, такого, какой ты есть.

Кстати, как показала жизнь, никогда не были моим талантом.
Хорошо, что хоть это я понял вовремя.

Содержание статьи

ПСИХОТЕРАПИЯ, психологическая помощь, направленная на разрешение эмоциональных проблем и основанное преимущественно на беседе специалиста-психотерапевта с лицом, ищущим помощи. К психотерапевту обращаются люди как с относительно несложными жизненными проблемами, так и с серьезными психическими заболеваниями, например шизофренией; чаще всего они ищут помощи при тяжелых эмоциональных стрессах.

У психотерапии могут быть весьма специфичные цели, например преодоление фобии, или более широкая задача – помочь человеку изменить собственную личность, стать более доверчивым, общительным, способным к созданию стабильных эмоциональных или сексуальных отношений. Психотерапия может применяться в сочетании с другими видами лечения, такими, как лекарственная терапия, терапия средой или электрошок.

Сердечный разговор между двумя людьми во многих отношениях схож с психотерапией. Однако последняя предполагает наличие того, кто ищет помощи, и подготовленного терапевта, руководствующегося определенными теоретическими принципами. Усилия психотерапевта оплачиваются; кроме того, он руководствуется этическими ограничениями, обязывающими его сохранять конфиденциальность информации.

Психотерапией занимаются люди с различным образованием и подготовкой; это могут быть психиатры, психологи, социальные работники, медицинские сестры. Однако только психиатры как получившие медицинское образование имеют право выписывать лекарства или назначать дополнительные виды лечения. В больницах и клиниках психотерапевты нередко входят в состав лечащей бригады. Пасторское консультирование, сходное с психотерапией, стало в США частью подготовки многих священников. Психоаналитик – это психотерапевт, который прошел дополнительное обучение в психоаналитическом центре или институте.

ВИДЫ ПСИХОТЕРАПИИ

Хотя врачи и священники всегда оказывали эмоциональную поддержку, давали советы и разъяснения по долгу службы, их практика не опиралась на какие-либо психологические теории. Психотерапия как специальность появилась во второй половине 19 в., но только в последние десятилетия получила широкое распространение.

В период своего становления психотерапия использовала лишь индивидуальную беседу терапевта с пациентом. Однако в настоящее время часто применяются методы групповой терапии, при которой один или два терапевта регулярно (например, каждую неделю) встречаются с группой, включающей от 3 до 12 человек; семейная терапия, занимающаяся семьей как единым целым, нуждающимся в помощи, тоже предполагает беседы с участием более двух человек.

Разработаны методы проведения терапии различной длительности. Вмешательство при кризисах может ограничиваться одним или несколькими сеансами, пока не будет снято тяжелое состояние; есть краткосрочная терапия, предполагающая около 12 сеансов, но существуют также промежуточные и долгосрочные формы терапии, которые в особых случаях длятся годами.

Каждый вид психотерапии опирается на определенные теоретические модели. Одни из этих теорий претендуют на исчерпывающее объяснение человеческого поведения; другие касаются только терапевтической техники. Сегодня большинство терапевтов не являются приверженцами лишь одной теории, а, наоборот, стремятся использовать в своей работе лучшие идеи из разных источников. Мы вкратце опишем как основные теории, так и некоторые более новые и не столь широко принятые.

Психоанализ.

Этот вид терапии использует т.н. метод свободных ассоциаций, согласно которому пациента просят не подвергать цензуре приходящие в голову мысли, чего бы они ни касались. Терапевт уделяет особое внимание бессознательным мотивам и неосознаваемому поведению пациента, стремясь выявить скрытую в бессознательном причину его страданий. Особенно важным считается детский опыт, который во многом определяет автоматические эмоциональные реакции в зрелом возрасте. См. также ПСИХОАНАЛИЗ .

Психотерапия, центрированная на клиенте.

Основанная американским психологом К.Роджерсом, эта форма терапии придает особое значение созданию такой эмоциональной обстановки, которая позволяет пациенту (называемому в данном случае клиентом, чтобы подчеркнуть его личную ответственность за результат лечения) обсуждать и тем самым исследовать собственные чувства без страха неодобрения. Предполагается, что подобная свобода придаст ему силы разрешить проблемы, с которыми он не мог справиться раньше. На практике этот вид терапии часто комбинируется с психоанализом. См. также РОДЖЕРС, КАРЛ .

Поведенческая терапия

использует подход, основанный в большей мере на принципах бихевиоризма и теории социального научения, чем на теории личности. В соответствии с таким подходом терапевт анализирует те специфические формы поведения, которые пациент хочет изменить, и отыскивает их приятные или неприятные последствия, с тем чтобы научить пациента самонаблюдению, усилить его самоконтроль или выработать у него желательные условнорефлекторные реакции.

В СССР по преимуществу использовался сходный с поведенческой терапией метод. Он был разработан на основе теории условных рефлексов, открытых знаменитым русским физиологом И.П.Павловым.

Трансактный анализ.

Этот метод, разработанный американским психиатром Э.Берном, заимствует некоторые идеи психоанализа. Терапевты данного направления полагают, что в человеческой личности существуют одновременно аспекты «родителя», «ребенка» и «взрослого»; в процессе общения эти аспекты личности разных людей вступают во взаимодействие («трансакции»), причем трудности обычно возникают, когда определенный аспект (например, детская импульсивность) одного человека взаимодействует с иным аспектом (например, рационализмом взрослого) в другом человеке, а участники такого взаимодействия не понимают происходящего.

Гештальт-терапия

(от нем. Gestalt – целостная структура) выработала целый ряд методов, направленных на то, чтобы помочь личности интегрировать отчужденные части своего Я. Этими отчужденными частями могут быть определены чувства или формы поведения, связанные с какими-то незавершенными, неотреагированными ситуациями в прошлом, вследствие которых человек живет не «здесь и сейчас», а в мире прошлого или фантазий. Иногда гештальт-терапия энергично заставляет человека противостоять собственным чувствам и поведению.

Терапия движением

выросла из признания того, что эмоциональные состояния неизбежно выражаются в позе, мышечном напряжении и выражении лица, а релаксация или энергичные движения тела способны улучшить психическое состояние. Методы весьма разнообразны и включают терапию танцами, массаж, йогу и медитацию.

Детская психотерапия.

Игровая терапия – метод, разработанный для детей, которые еще слишком малы, чтобы обсуждать свои проблемы. Терапевт позволяет ребенку играть, как он хочет, любыми из имеющихся в специальной игровой комнате игрушек. Из создаваемых ребенком игровых ситуаций и историй, из замечаний ребенка терапевт обычно может узнать, что его беспокоит. Затем, участвуя в игре или беседуя с ребенком и его родителями, терапевт старается помочь в разрешении проблем ребенка.

Сексотерапия.

Специалисты по сексотерапии часто сочетают психоаналитические подходы с методами обучения партнеров успешному сексуальному поведению. Наиболее популярный метод, разработанный У.Мастерсом и В.Джонсон, сводится к тому, что половых партнеров учат преодолевать сексуальные неудачи с помощью тщательно спланированных практических упражнений.

Тренинг чувствительности (сензитивности). Этот вид социально-психологического тренинга тесно связан с групповой психотерапией. Он основывается на свободном обсуждении опыта членов группы, использовании ролевых игр и иных приемов, развивающих чуткость в межличностных отношениях и восприимчивость к происходящим в группе процессам. Однако такие группы обычно не считаются терапевтическими, поскольку их цель заключается в совершенствовании навыков общения у практически здоровых людей – членов группы, а также потому, что их ведущий не обязательно должен быть специалистом в области охраны психического здоровья. См. также ГРУППЫ ВСТРЕЧ .

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Оценка успешности психотерапии довольно затруднительна прежде всего потому, что терапевты, пациенты и их семьи нередко имеют разные критерии оценки; кроме того, известно, что многие эмоциональные проблемы могут быть разрешены без профессиональной помощи.

Однако данные специальных исследований свидетельствуют о том, что психотерапия эффективна, причем наибольших успехов достигают терапевты, обладающие способностью к сопереживанию, душевной теплотой. Способствуют успеху и энтузиазм терапевта, его убежденность в том, что применяемый им метод действительно может помочь.

Сравнение психотерапии и медикаментозной терапии как способов лечения глубоких депрессий, шизофрении и маниакально-депрессивного психоза показало, что сочетание этих способов эффективнее, чем применение только одного из них. Однако медикаментозная терапия при этих заболеваниях дает лучшие результаты, чем психотерапия.

ПЕРСПЕКТИВЫ

По-видимому, все большее значение будут приобретать психотерапевтические подходы, основанные на теориях научения. Поскольку надежды на достижение значительных изменений личности в ходе длительной терапии в целом не оправдались, появилась тенденция к использованию в основном более краткосрочных форм терапии, нацеленных на помощь людям в жизненных кризисах.

Популярность групп взаимопомощи, таких, как «Анонимные алкоголики» или группы вдовствующих, продолжает расти в качестве альтернативы психотерапии или дополнения к ней. С другой стороны, и новейшие психотерапевтические разработки все больше учитывают нужды отдельных специфических групп, например жертв изнасилования, умирающих или же семей, где родители жестоко обращаются с детьми. Можно предполагать, что удастся разработать компьютерные программы, оказывающие терапевтическое воздействие на пользователя. Хотя создание таких программ сталкивается с большими трудностями, первые шаги в этом направлении уже сделаны.

Статьи по теме: