Простейшие фокусы в домашних условиях. Примеры простых и легких фокусов для детей в домашних условиях. Фокус для детей: « Волшебные глазки»

Однажды моя знакомая спросила меня, что ей делать со своим сыном, который постоянно задает ей вопрос «Любит ли она его». Как ему отвечать и отвечать ли вообще? С чем может быть связана его позиция, его сомнения в чувствах матери? Нет никаких сомнений. Просто ребенок нуждается в постоянной демонстрации родительских чувств к нему. Это самая развитая потребность у маленьких детей. Потребность в любви, понимании, принятии и признании. Конечно, есть еще потребность в самоутверждении. Ребенок ждет от взрослых признания его возросших возможностей. Но если вдуматься, то потребность в самоутверждении стоит в одном ряду с любовью и признанием. Ребенок внутренне ощущает тягу к свободе, личностному самоопределению. Достаточно вспомнить, как младенец не любит одеваться и как он активно болтает ножками, чтобы избавиться от пут, которые придумали взрослые. Содействие его усилиям постепенно формирует самостоятельность ребенка, необходимую для его социализации.

Социализация означает вхождение ребенка в социум, подчинение нормам морали и этики, предложенными обществом, нахождение своей ниши в социуме, установление социальных отношений с окружающими его людьми. Социализируясь, ребенок осваивает элементы культуры, которые ему предлагает общество в виде культурного наследия, и, перерабатывая их, определяет свой индивидуальный жизненный маршрут. Приспособляясь к условиям, он находит социальную нишу для себя. Конечно, поначалу ему помогают близкие, старшие люди — родители, родственники, учителя. В ходе поиска подобной ниши ребенок адаптируется к окружающим его условиям и в ходе адаптации вместе со взрослыми и сверстниками приобретает собственный социальный опыт, определяющий во многом его дальнейшую судьбу.

Социализация — это активное обретение ребенком своего уникального стиля жизни, нахождение именно своей ниши, в которой он максимально сможет реализовать свой индивидуальный потенциал. Задача родителей — помочь ему справиться с многообразием факторов социализации. Они включают непосредственно социальные условия жизни ребенка, семью как первичный институт социализации ребенка со своими бытовыми устоями и ценностными ориентациями, и микрогруппы, расположенные в достаточной близости к ребенку, — друзья, товарищи, соученики. Роль людей, занимающихся воспитанием ребенка, состоит в том, чтобы они, учитывая его особенности, создавали те условия, в которых социализирующаяся личность чувствовала бы себя комфортно.

От рождения природа наделила ребенка способностью к саморазвитию. Ему надо только предоставить для этого условия. Не ограничивать свободу и тягу к самостоятельным действиям, а поощрять и поддерживать их. Значение активности в том, что она является неким связующим звеном между биологическими и социальным факторами развития ребенка. По своей природе активность — это потребность действия. Активность — необходимый фактор развития ребенка. Различают физическую активность, которая на виду. Ребенок бегает, совершает множество движений: кричит, толкается, дерется, скачет и т. д. Если не руководить такой активностью, она приобретает катастрофические формы и может оказывать вредное влияние на развивающуюся личность, но уже с 2 — 3 лет наряду с физической активностью начинает проявляться умственная активность. Дети задают огромное количество вопросов взрослым, начинают рассуждать и анализировать полученные ответы, спорят со взрослыми и пытаются высказать свою детскую точку зрения на тот или и ной предмет разговора. И чем старше становится ребенок, тем он более активен.

Активность младшего школьника реализуется прежде всего в подражании взрослым. Его активность становится с возрастом исполнительной. Ребенок ждет указаний от взрослого о том, что и как он должен делать. Это дает возможность каждому ребенку овладевать необходимыми для жизни в обществе способами поведения. Именно этим и обусловливается та мера ответственности взрослого перед обществом за развитие ребенка. Ведь от того, какие образцы поведения продемонстрируют родители, к такому идеалу ребенок и будет стремиться. Активность ребенка может быть вызвана требованием взрослого, а может в иных ситуациях возникнуть сама, как реализация побуждений ребенка.

По мере приобретения жизненного опыта, активность детей меняется. Они не только исполняют указания, данные взрослыми, но уже становятся сами инициаторами своей деятельности. Активность становится инициативной. Ребенок пытается противостоять указаниям взрослого. Им руководит возникший к тому или иному явлению интерес, и ребенок подчиняется возникшему побуждению. В это время он ждет понимания от взрослого и принятия его активности и самостоятельности. Дети начинают спорить со взрослыми. Они проверяют сказанное, пытаются самостоятельно найти ответы на интересующие их вопросы. Ведь вся предыдущая жизнь ребенка — это накопленный им лично индивидуальный опыт, который он использует в своей деятельности.

Именно жизненный опыт учит ребенка находить в среде взрослых людей и сверстников своих «соратников». Тех людей, которые бы даже в малом понимали его позицию и жизненные устремления. Научно-технический прогресс, толкающий вперед в своем развитии любое социальное общество, к сожалению, не может «похвастаться» созданием комфортных в смысле духовной близости и понимания условий. Дефицит понимания ощущается повсеместно. И если взрослый человек может справиться с отсутствием в своем «ближнем круге» понимания его мыслей, поступков, потребностей, ребенку это не свойственно, он мучительно ищет тех, кто успокоил бы его, принял таким, каков он есть, понял его и объяснил непонятное. Жизнь нас учит тому, что понимания хотят все люди, общающиеся друг с другом. Особенно в нем нуждаются дети. Они еще не уверены в своих силах, им трудно бороться с миром взрослых, и они тянутся к тому человеку, который признает в них практически равного себе. Очень важно для взрослого научиться видеть мир глазами ребенка, понимать их тайные чаяния и надежды и помогать выражать их словами и поступками.

Дети ждут понимания каждого своего поступка. Этот, на взгляд взрослого человека, поступок непонятен. А со стороны ребенка все ясно и понятно. На самом деле дети — величайшие логики. И то, что взрослому кажется неясным, нелогичным, в понимании ребенка логично, последовательно и правильно. Попробуем проиллюстрировать наши рассуждения.

Девочка-первоклассница прибегает домой и рассказывает, что на уроке Колька стукнул ее линейкой и обозвал дурой. На вопрос мамы: «За что он тебя ударил?» ребенок уверенно отвечает: «А... потому что я ему нравлюсь!». «Странно, — отвечает мама, — когда нравятся, ведут себя иначе». Конечно, иначе... Взрослые, но не дети. Вдумайтесь, ребенку ясна логика поступка другого ребенка. Ударил, обозвал — значит нравлюсь! И действительно, а как еще в младшем школьном возрасте выразить свои чувства. Ведь эмоции переполняют ребенка, а жизненного опыта их выразить недостает. Вот и идет в ход линейка. В этом случае девочка ждет понимания со стороны родителей и обсуждения такого значительного события в ее жизни.

А вот другой пример:

У девочки-шестиклассницы появилась симпатия. Но парень, с которым она дружит, не нравится родителям. Они судят его по внешним данным, а они значительно отличаются от тех, с которыми могут смириться родители. Его одежда, прическа, браслеты на руках— все вызывает отторжение семьи девочки. Но она его ценит не за внешнее выражение, а за внутреннюю силу, убежденность, правдивость. Но в своих оценках не находит понимания среди родных ей людей. Родители запрещают ей дружить с таким мальчиком. Этот жест не только бесполезный, но и вредный. Родителям в данной ситуации необходимо подумать о том, что у дочери подростковый возраст и выражение своих чувств, мыслей, ориентаций уже другое, нежели два- три года назад. Дочка, так сказать, «ушла вперед» в своем развитии, а родители остались на месте.

Представленные примеры объединяет одно — непонимание действий ребенка. Родительская монополия на чувства, взгляды, поступки детей — самый опасный вид родительской деспотии. От родителей дети ждут понимания своих действий, своих выборов в среде сверстников и окружающих их людей. Необходимо отталкиваться не от эгоистичных родительских желаний, хотя и преподносимых как действия, направленные на благо своих детей, а от интересов ребенка. Конечно, нельзя огульно все принимать от него в качестве «манны небесной». Если воспитание было направлено на созидание и наполнено жизненными ценностями семьи, ее традициями и устоями, то ничего «криминального» ребенок не преподнесет.

Не менее важным в жизни ребенка является принятие его жизненных установок. Оно выражает положительное отношение к ребенку с учетом его индивидуальности, самобытности. А.С. Макаренко, видный педагог современности, призывал своих коллег подходить к ребенку «с оптимистической гипотезой», с верой в его потенциальные возможности в совершении того или иного дела. Если в семье царит атмосфера доверия, взаимоуважения, принятие каждого члена семьи и создание для всех комфортных условий, то в такой семье демонстрируется хорошее отношение к ребенку независимо оттого, как он справился с порученным заданием, какие результаты им получены в ходе каких-то его действий. Главное в родительской педагогике — помочь ребенку ощутить себя полезным другим членам семьи.

К примеру, он замел общую прихожую — молодец! Теперь бабушке не надо это делать и она отдохнет! Он помыл свою чашку — молодец! Теперь маме меньше мыть посуды, и она сумеет посмотреть фильм, который ей нравится! Он полил цветы, но не так. Или очень мало, или очень обильно. Не в этом суть. Он очень хотел помочь в уходе за цветами.

И если результаты труда принимаются благодарно и этично подправляются, то это создает у ребенка уверенность в своих силах и, что самое главное, в своей пользе. Необходимо постоянно объяснять ребенку, какую пользу семье принесли его трудовые усилия и желание что-то делать для семьи.

Для любого человека очень важно получить поощрение за правильно выполненное дело. Особенно это важно для маленького человека. Поощрение может быть как словесное, так и действенное. С возрастанием мотивов, с переходом их из личного поля ребенка в мотивы общественной пользы поощрение для него становится все более значимым. Нельзя забывать о том, что «доброе слово и кошке приятно». Похвала, высказанная членами семьи, друзьями семьи, соседями, высоко поднимает ребенка в собственных глазах и мотивирует его еще на большие «подвиги во благо семьи». Формирование самостоятельности — сложный и длительный процесс. Ребенок еще не владеет умением планировать, правильно распределять свои силы и правильно оценивать сделанное им. Это придет несколько позже. Поэтому взрослому предстоит помочь ребенку в его порыве сделать больше, чем ему поручили.

Признание ребенка означает выведение его на один уровень с взрослыми или, наоборот, их опускание к нему, на его детский уровень. Такие действия очень важны для установления с ребенком правильных, близких и действенных отношений. Оно выражает его право на свое собственное решение возникающих проблем. На наш взгляд, это одно из самых труднореализуемых правил. Взрослому очень трудно признать за ребенком право на самостоятельный выбор решения. Он мотивирует свое отношение к признанию отсутствием или малым жизненным опытом ребенка. Постоянно поучает и решает за него. Этот повсеместный диктат взрослого над ребенком может надолго, а то и навсегда лишить его инициативы и самостоятельности. Безусловно, есть жизненные ситуации, требующие именно «взрослого» решения. К примеру, связанные со здоровьем ребенка или с судьбой семьи в целом. Но даже в таком взаимодействии всегда можно организовать его так, что ребенок примет непосредственное участие в обсуждении проблемы и его голос будет услышан и принят к сведению. Этими действиями взрослые формируют у ребенка чувство личной значимости, сопричастности к жизни семьи.

К примеру, во многих семьях не допускают ребенка к обсуждению финансовых проблем семьи. И зря! Как же может ребенок научиться обращаться с деньгами, относиться уважительно к труду родителей и не требовать понравившейся ему игрушки, если он совершенно не понимает механизма материального обеспечения семьи и планирования ее трат. Ребенок чувствует себя неким образом отвергнутым от решения общих семейных проблем. И требовать от него, когда он подрастет, понимания финансовых трудностей семьи пустое дело. Эти проблемы не стали частью его жизни и далеки от его насущных проблем.

Родителям следует понимать один простой закон — «природа не терпит пустоты». В данном случае мы говорим о природе ребенка. Если он не находит понимания в среде самых близких для него людей, он обязательно пойдет за ним «на Улицу». «Уличные университеты» обширны и разнообразны по своему влиянию на ребенка. В одном они схожи — там уж точно ребенок найдет понимание. Там ему объяснят все то, что не захотели или не смогли объяснить родители. Это касается абсолютно всех областей жизни. Поэтому необходимо приложить все усилия, чтобы соединить два мира — мир ребенка и мир взрослого. Соединить так, чтобы не ранить нежное сердце своего малыша суровыми реалиями взрослого мира. Мир ребенка — особая субстанция. С одной стороны, он общий для всех детей. Эта общность заключается в его характеристиках. Это место, где каждому ребенку интересно и комфортно. В детском мире свои особые, значимые для ребенка люди, вещи, обстоятельства. Через призму своего мира ребенок осваивает и оценивает реальный мир людей, его населяющих. Оценки и характеристики часто не совпадают с общепринятыми во взрослом мире. Детские устремления ограничены контурами детского мира. Но если родители, не разрушая и не вторгаясь грубо в этот интимный мир своих детей, начнут потихоньку, по клеточке соединять два мира, стремясь к взаимопроникновению, то такая диффузия может пройти безболезненно для ребенка. Но это случится при одном условии — любви и уважении к ребенку и его миру признании за ним права на самостоятельное и индивидуальное решение жизненно важных для него задач.

В родительский блокнот

❀ Принимайте участие во всех делах, которые предлагают вам ваши дети.

❀ Попробуйте жить в мире ребенка, хотя бы на время общения с ним.

❀ Помните, что мир ребенка значительно отличается от мира взрослых.

❀ Выберите правильно свои жизненные приоритеты, предусматривающие лидирующее место в них ваших детей.

❀ Развивайте в себе умение понимать и принимать заботы ребенка, несмотря на кажущуюся их «легкость».

❀ Старайтесь «входить» в мир ребенка безболезненно для него, без назиданий и грубых окриков.

❀ Ожидайте от ребенка позитивного поведения и демонстрируйте ему свои надежды.

На заметку бабушке и дедушке

❀ Старайтесь быть для внуков «кладезем мудрости».

❀ Проявляйте понимание, даже если ваши дети не проявляют его. Ведь кто-то должен понять ребенка!

❀ Чаще вспоминайте сказку Г.Х. Андерсена «Снежная королева». О такой бабушке мечтают все дети.

Негативная социализация ребенка в семье обусловлена рядом факторов. Наиболее существенными из них являются следующие.

  • 1. Негативный социокультурный фон, микроклимат семьи. Личность не может нормально формироваться в негативной среде жизнедеятельности. Особенно это касается формирования личности ребенка в условиях семьи, которая воспринимает все то, что ее окружает и представляет пример самопроявления. Такая среда создает напряженность, дискомфортность, возбудимость, делает ребенка особенно уязвимым, негативно сказывается на его развитии и воспитании. Особенно негативно сказывается на воспитании и социализации ребенка среда семьи группы риска, конфликтной или агрессивной семьи.
  • 2. Недостатки (крайности) в заботе о ребенке со стороны родителей (родительской заботе). Последняя проявляется в непосредственной и опосредованной деятельности, направленной на удовлетворение всех жизненно важных интересов и потребностей ребенка родителями, обеспечение уважения его человеческого достоинства. Заботой является всемерная поддержка и оказание всех видов помощи ребенку: обеспечение питанием, одеждой, учебными принадлежностями и книгами, лечением в случае болезни и т.п.

Родительская забота выступает важным фактором, существенно сказывающимся на воспитании ребенка. Уровень заботы, или протекции, определяет, сколько сил и времени уделяют родители воспитанию ребенка. Можно выделить две крайние степени протекции, негативно сказывающиеся на социализации ребенка: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).

3. Степень удовлетворения родителями потребностей ребенка, негативно сказывающаяся на его социализации. Родитель может много времени заниматься воспитанием, но в должной мере не удовлетворять потребности ребенка. Это находит свое проявление в потворствовании ребенку, его прихотям и / или игнорировании его потребностей.

Первое представляет собой стремление родителей к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка. Они балуют его. В этом случае любое желание ребенка становится законом для родителей. Второе, наоборот, представляет недостаточное стремление родителя к удовлетворению насущных потребностей ребенка. От такого отношения к ребенку чаще всего страдает эмоциональная контактность родителей с ним, что негативно сказывается на формируемой личности.

4. Родительский контроль – непосредственные и опосредованные действия со стороны родителя, направленные на осуществление проверки и (или) надзора над поведением, действиями и поступками ребенка в целях приведения их в соответствие с общепринятыми нормами и правилами в социокультурной среде жизнедеятельности.

Александр Иванович Захаров (1940–2008) выделяет следующие виды родительского контроля: разрешающий; умеренный; чрезмерный (доминирующей гиперпротекции).

Разрешающий контроль – отсутствие запретов и предписаний начиная от малой степени попустительства и вплоть до полной неспособности родителей совладать с чувствами детей. Допускаются полная активность и самостоятельность ребенка, отсутствуют порицания и наказания. Родители во всем идут навстречу и нередко потакают неадекватным, в том числе с позиции здравого смысла, желаниям и требованиям (капризам) ребенка.

Такой контроль проявляется в формах:

  • гипопротекции – недостатка опеки и контроля, приводящего иногда к полной безнадзорности. Такая форма контроля часто сочетается с отвержением ребенка и представляет собой чрезвычайно неблагополучный для ребенка тип родительского отношения;
  • потворствующей гиперпротекции, или воспитании ребенка по типу "кумир семьи", что выражается в потакании всем желаниям, чрезмерном покровительстве и обожании ребенка. При таком родительском отношении у ребенка формируется внутренняя позиция: "Я нужен и любим, а вы существуете ради меня".

Умеренный контроль сочетает как твердость родителей, не перерастающую в излишнюю принципиальность и настойчивость, так и определенную ситуативную уступчивость в отношении желаний и требований ребенка. Такой контроль более гибок и может обеспечить наиболее целесообразное взаимодействие с ребенком.

Чрезмерный контроль (доминирующая гиперпротекция) – стремление родителя следить за каждым шагом ребенка. Он охватывает приготовление ребенком уроков, проведение свободного времени (с кем и чем), регламентацию жизнедеятельности (идти или не идти, когда придти), что ведет его к полной зависимости от настроения и желания родителей. Часто такой контроль приобретает форму авторитарного, при котором имеет место безоговорочное утверждение взрослыми истинности любой своей точки зрения, категоричность суждений, приказной и повелевающий тон, навязывание мнений и готовых решений, стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности, использование принуждения и, даже, физического насилия.

Родительский контроль сопровождается определенными требованиями-обязанностями и требованиями-запретами.

Требования-обязанности определяют место и роль ребенка в семье, круг его непосредственных обязанностей. Исследователи выделяют их следующие виды:

  • рациональные – наиболее целесообразные для ребенка, соответствующие его возрасту, возможностям и направленные на воспитание. Они становятся существенным фактором трудового воспитания, освоения многих навыков ведения домашнего хозяйства, необходимых для будущего семьянина, формирования ответственного отношения к себе, своему внешнему виду, умения обслуживать себя, помогать другим, решать простейшие жизненные задачи;
  • потворствующие – свидетельствуют об их практическом отсутствии, что негативно сказывается на ребенке. В результате последний долго не может даже научиться самостоятельно есть, завязывать обувь, ухаживать за своими вещами, игрушками. Все обязаны делать что-то для него. В будущей семейной жизни – это обуза и проблемы для семьи;
  • чрезмерные – определяют характер воспитания по типу "золушки". В этом случае значительная часть нагрузки по дому ложиться на плечи ребенка, не оставляя ему времени для себя, духовного и культурного роста. Родители стараются надолго удержать его рядом с собой как прислугу, которая призвана обеспечивать решение всех насущных домашних проблем. Такой ребенок достаточно приспособлен к семейной жизни, самостоятелен в домашней работе, но его интересы, духовное и культурное развитие, как правило, крайне бедны. Он привык обслуживать, а не творить и созидать, что может негативно сказаться на его самореализации.

Требования-запреты определяют степень самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения. К крайним формам проявления требований-запретов относятся:

  • чрезмерность – требования, не соответствующие возможностям ребенка, что увеличивает риск его психической травматизации. Ему "ничего нельзя", предъявляют огромное количество требований, ограничивающих свободу и самостоятельность;
  • недостаточность – отсутствие необходимых требований к ребенку, в том числе в отношении выполнения хотя бы минимального количества обязанностей в семье. Ему "все можно". Даже если и существуют какие-либо запреты, он их легко нарушает, зная, что с него никто за это не спросит.

Исключительно важны рациональные требования-запреты, формирующие у ребенка понимание "можно" и "нельзя", а также "хочу" и "надо". Такие требования формируются по мере формирования осмысленного поведения ребенка и носят убеждающий характер.

В воспитании ребенка в семье встречаются многочисленные проблемы. Причины их самые разнообразные. Большинство из них обусловлены педагогической неподготовленностью родителей к воспитанию, их индивидуальным своеобразием и своеобразием воспитанника.

Систематизация таких проблем, позволяет выделить следующие типичные, обусловливающие негативное воспитательной воздействие родителей на ребенка в семье.

  • 1. "Близорукость" воспитательных представлений (недостаточность знаний, представлений о воспитании, воспитательных ситуациях па различных этапах возрастного развития ребенка). Как следствие – неумение создавать и использовать возможности воспитательной ситуации; появление требований, основанных на ожиданиях родителей и не учитывающих индивидуальности ребенка, нереализованность значимых целей воспитания. Этим обусловлен феномен, названный "эффект самоусиления сопротивления". Он возникает чаще всего в новой социальной среде и при изменении воспитательных требований, когда цели воспитания отличаются или противоречат прежним. Ребенок не понимает, что от него хотят родители и упорно сопротивляется их воспитательному воздействию.
  • 2. "Фальстарт в воспитании" или нехватка терпения, выдержки перед началом активного этапа воспитательного процесса. Активность многих родителей, занявшихся ребенком после его рождения (ведение дневника, замеры физиологических данных, тенденции развития речи), нередко резко надает к 1,5–2 годам. К 2,5–3-летнему возрасту ребенка у родителей наблюдается своего рода последствия "фальстарта" –утрата сил, усталость, переходящие в беспечность и устранение от воспитания. Прозрение, наступающее к 4–5-летнему возрасту ребенка, подтверждает, что время упущено.
  • 3. Воспитание детей "по образу и подобию" своего детства – это наиболее распространенная форма воспитательной деятельности родителей. Такой опыт бывает далеко не лучшим, но он используется родителями с большим упорством, без замечаний негативных последствий в воспитании ребенка.
  • 4. Противопоставление родительских отношений к детям, которое возникает: при длительном отсутствии одного из родителей в семье в силу каких-либо причин; самоустранении одного из родителей от воспитания детей; амбициозности родителей (одного из родителей). Часто мать занимается всем воспитанием детей, что способствует формированию у нее к ним особой привязанности. Со временем ее потребность во взаимной исключительной привязанности ослабевает. Включение в процесс воспитания супруга нередко сопровождается повышением притязаний к детям. Возникает "ревность" в отношении к детям, их отношениям с родителям. Все это способствует формированию противопоставлений отношения к детям у родителей, что негативно сказывается на их воспитание.
  • 5. Потворствующая гиперпротекция как отражение хронического "синдрома маленького ребенка" или предпочтения видеть в подростке детские качества. Родители как бы игнорируют взросление детей, чрезмерно опекают их в различных жизненных ситуациях. Рассматривая подростка как "еще маленького и беззащитного", они проявляют к нему чрезмерную жалость и опеку, снижают уровень требований, сдерживая его развитие и стимулируя инфантелизм (сохранение в психике и поведении взрослеющего человека особенностей, присущих детскому возрасту). Чем дольше по времени насильно удерживается внимание ребенка в этом образе, тем далее отодвигается процесс обращения его внимания на себя, идентификацию своих половых, возрастных и гражданских качеств в процессе социализации.
  • 6. Снисходительная гиперпротекция. Она проявляется как пониженный уровень требований к ребенку. В таком случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и подростком в пользу последнего. Родитель "идет на поводу" у подростка, уступает даже в вопросах, в которых по его же мнению этого делать никак нельзя. Причинами этого могут быть: воспитательная неуверенность родителей; умение подростка найти к своему родителю (своим родителям) подход, при котором создается ситуация – "минимум требований – максимум прав". Типичная ситуация в такой семье – бойкий, уверенный в себе подросток, смело предъявляющий требования, и неуверенный, нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ребенком родитель.
  • 7. Атрибутивная проекция чего-либо на другого человека. Она является следствием развитого у родителя эффекта "проекции на подростка собственных нежелаемых качеств". В результате проявляется эмоциональное отвержение или жестокое обращение. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в подростке родитель видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это могут быть агрессивность, упрямство, несобранность, протестные реакции, несдержанность. Ведя борьбу с такими же истинными или мнимыми качествами у подростка, родитель (чаще всего отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Она помогает ему верить, что у него самого данного качества нет. Одновременно, настойчиво утверждается уверенность, что ребенок имеет именно такие качества. При этом нередко ему навязывается статус "неисправимого", "психа", "недотепы".
  • 8. Избирательная гиперпротекция имеет место при воспитании двух и более детей и проявляется в виде покровительства, благосклонного отношения к одному (как правило, младшему) ребенку. Такая проблема является следствием неадекватности родительских чувств к детям и, в частности, обостренности симпатий к одному из них. Очевидно, что со временем родители начинают проще относиться к организации воспитания каждого последующего ребенка в отличии от первого. Причиной этого может быть то, что при воспитании первого ребенка родители используют преимущественно чужой опыт, младшего же – собственный. В нем все воспринимается с симпатией, даже отклонения в поведении, непростительные для других. В то же время старший сын (дочь) стремятся самостоятельно "ставить на место любимчика", что ведет к конфликтам. Родители, поддерживая младшего, стимулируют развитие конфликта, снижая эффективность воспитания.
  • 9. Доминирующая гиперпротекция. Она проявляется как чрезмерная опека и мелочный контроль. Чаще всего это вызывается фобией утраты ребенка вследствие перенесения им тяжелого заболевания, особенно если оно было длительным. Страх заставляет родителей тревожно прислушиваться к любому пожеланию ребенка и спешить удовлетворить его, при этом мелочно опекая его.
  • 10. Гиперпротекция и жесткое обращение – неразвитость родительских чувств переросшая в эмоциональное отвержение и жесткое обращение. Они может иметь место у родителей, которые сами в детстве испытывали дефицит родительского тепла и любви; имеют гипертрофированную потребность в самоутверждении (с возрастом она может ослабеть); не видят другого способа в воспитании ребенка.
  • 11. Эмоциональное отвержение родителем сына или дочери. Оно проявляется в виде неприятия одним из родителей одного из детей по различным причинам. Чаще всего это имеет место в связи с установкой по полу ребенка. Происходит это на основе предпочтения родителем мужских или женских качеств. При этом имеет место потворствующая гиперпротекция. Отношение к подростку со стороны родителя обусловливается не его особенностями, а теми чертами, которые приписываются его полу, т.е. "вообще мужчинам" или "вообще женщинам". Так, например, при наличии предпочтения женских качеств, наблюдается неосознаваемое неприятие подростка мужского пола. В таком случае наиболее характерны стереотипные отрицательные высказывания о мужчинах вообще.
  • 12. Гипопротекция – предоставление ребенка самому себе. Родители не интересуются им и не контролируют его. Недостаток опеки и контроля над поведением, доходящий до полной безнадзорности, проявляется в недостатке заботы о физическом, духовном благополучии ребенка, внимания к его делам, интересам, тревогам.
  • 13. Скрытая гипопротекция – формальный контроль и реальная невключенность в жизнь ребенка. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и неустойчивого типов. Данный тип воспитания провоцирует асоциальное поведение: побег из дома, бродяжничество, праздный образ жизни, враждебность, неуступчивость, максимальную агрессию. В основе данного типа реагирования может лежать эмоциональное отвержение подростка, нс включение его в семейную общность.

Негативные последствия воспитания нередко обусловливают типичные ошибки семейного воспитания – это те действия (бездействия), которые не осознано или делают вид, что не осознано, осуществляют родители в при воспитании ребенка.

А. С. Спиваковская выделила более 50 разнообразных ошибок в воспитании ребенка и сгруппировала их в зависимости от условий возникновения .

Первая группа включает ошибки, обусловленные индивидуально-личностным своеобразием родителей.

  • – родители неправильно компенсируют чувства и переживания: тревожное чувство, страх одиночества, нервный срыв в виде окрика и физических наказаний, желание быть авторитетом, бесконечные замечания и назидания;
  • – взрослый переносит свои недостатки на личность своего ребенка, обвиняя его во всем;
  • – разрыв между словом и делом в поведении родителей.

Вторая группа включает ошибки, обусловленные степенью сформированности родительских качеств, необходимых для воспитания детей. К их числу относятся следующие:

  • – неприятие детей, в следствие несформированности материнского чувства;
  • – непонимание ребенка, особенно в период подросткового возраста;
  • – слишком высокие требования к ребенку;
  • – противоречивость требований к ребенку на различных этапах его развития;
  • – негибкость в отношениях с детьми: заострение внимания на пустяках, не умение учитывать изменившуюся ситуацию, трафаретные требования, навязчивость мнений.

Непосредственно типичные ошибки семейного воспитания проявляются в следующем:

Таким образом, негативных факторов семьи, существенно сказывающихся на воспитании, социализацию ребенка достаточно много. Все они по-разному сказываются и требуют постоянного учета.

  • Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М., 2002.
  • Толстой Л. П. Мысли о воспитании (из писем и дневников 1895- 1902 гг.) // Толстой Л. Н. Педагогические сочинения / сост. Н. В. Кудрявая. М.: ГЭОТАР, 2010. С. 486.

Введение

Структура семьи

Роль родителей в социализации детей

1 Роль отца

2 Роль матери

Виды неправильного воспитания

Стили воспитания

Заключение


Введение


Раскрытие темы контрольной работы начнем с определения понятия "социализация".

Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей.

Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах.

В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание.

В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.1

Социализация личности - это процесс становления личности, осуществляемый путем освоения человеком духовных ценностей, выработанных человечеством, включающий в себя два компонента: усвоение социального опыта и преобразование его в собственные ориентации, установки, ценности, происходящий как стихийно, непроизвольно, нерегулируемо, так и целенаправленно - путем воспитания. Конечной целью социализации является формирование индивидуальности.

Выделяют пять сторон социализации:

) формирование знаний о людях, обществе и о себе;

) выработка навыков практической деятельности;

) выработка норм, ролей, позиций;

) выработка установок, ценностных ориентаций;

) включение в практическую деятельность.

Хочу особо отметить, что данная работа основана на материалах, взятых из учебных пособий Андреевой Татьяны Владимировны - кандидата психологических наук, доцента факультета психологии Санкт-Петербургского университета, так как видение, раскрытие и форма изложения аспектов семейной психологии этого автора мне наиболее поняты и близки.


Социализация личности в семье


Социализацию рассматривают как процесс становления личности и субъекта деятельности. Здесь наиболее значимым является вопрос о роли институтов социализации в становлении субъекта деятельности. Как известно, семья является основным институтом социализации.

Двойственность процесса социализации относится и к социализации в семье. Формирование личности ребенка в семье происходит как в результате воспитания (целенаправленного воздействия взрослых), так и в результате наблюдения за поведением всех членов семьи. Ребенок перенимает не только то, что пытаются передать ему взрослые, но и впитывает неосознаваемые родителями формы их поведения, отношения к другим и к себе. Поэтому результат семейной социализации далеко не всегда соответствует представлениям родителей ребенка о его желаемом поведении. Социализация в семье - сложный процесс, зависящий не от одного воспитания, а от ряда факторов. Выделяют следующие факторы, влияющие на социализацию личности в семье:

-состав семьи (все члены семьи рассматриваются во взаимодействии как единое целое)

-позиция ребенка в семье (его роли в семье - сын, внук, старший брат, пасынок …)

-основные воспитатели-социализаторы (те члены семьи, которые оказали наибольшее влияние на развитие ребенка благодаря основному уходу за ним, и те, кто был наиболее авторитетен для ребенка, на кого он хотел бы больше походить)

-стиль воспитания в семье - его можно рассматривать как преобладающий стиль основного воспитателя-социализатора (например, матери) и вспомогательных социализаторов (бабушки, отца, деда, братьев-сестер);

-собственно личностный, нравственный и творческий потенциал семьи. Вся совокупность позитивных человеческих качеств взрослых членов семьи - нравственных, волевых (наличие-отсутствие лидерских качеств, мужественности, способности постоять за себя и за детей), эмоциональных (теплота-холодность в отношениях между людьми), интеллектуальных (уровень развития интеллекта старших), культурных (образование, особенности культуры, в том числе этнические особенности), познавательных и творческих особенностей.

Мы можем сделать вывод, что воспитание в семье - лишь часть семейной социализации. Про это соотношение очень точно сказал русский педагог и писатель А.Н. Острогорский: "Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно".


2. Структура семьи


Структура семьи - это состав семьи и ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Под структурой семьи также понимают способ обеспечения ее единства и функционирования как социального института.

Для того чтобы ребенок мог полноценно развиваться и проявлять свои способности, он должен расти в полноценной семье. Не только очевидно, но и подтверждено множеством исследований, что дети, воспитывающиеся в нормальной семейной обстановке, в отзывчивом социальном окружении, лучше развиваются, по сравнению с детьми, выросшими в неблагоприятных условиях (неполная семья, детский дом). Естественно, чем хуже условия, в которых растет ребенок, тем больше отклоняется от нормы его развитие.

Семья - важнейший и первичный этап социализации. Ничто не заменит непосредственную родительскую любовь, заботу, тепло и ласку, так необходимые ребенку, обогащающие его как личность. В семье ребенок получает первый бесценный опыт общения с людьми в лице родителей, братьев-сестер, бабушек-дедушек и других родственников. Он учится строить свои отношения, наблюдает за взаимоотношениями между всеми членами семьи. Поэтому большее количество членов семьи и правильные, хорошие их отношения дают ребенку полноценно и гармонично развиваться.


3. Роль родителей в социализации детей


1 Роль отца


Роль отца нельзя преуменьшать. Отец оказывает огромное влияние на развитие и социализацию ребенка.

Вот лишь некоторые социализирующие функции отца:

-отец играет большую роль в формировании своего ребенка в таких ситуациях, когда ребенок не знает, как вести себя в данный момент;

-отцы, установившие сильную эмоциональную связь со своими детьми, оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих детей и когда они взрослеют, они оказывают большее влияние на детей, и те чаще прислушиваются к ним и хотят походить на них благодаря установившимся между ними тесным, разнообразным отношениям;

-отец может выступать в роли болельщика ребенка и защитника его успехов.

-отец играет важную роль в усвоении ребенком половой роли, подкрепляя развитие женственности у своих дочерей и мужественности - у сыновей. Если мальчик ведет себя, опираясь на готовую модель отцовского повеления, то в результате его поведение и психика становятся более стабильными; также хорошие отцы способны помочь своим дочерям научиться взаимодействовать с представителями противоположного пола адекватно ситуации;

-правильное, мудрое, заботливое поведение отца благоприятно сказывается на развитии семьи. Между супругами возникает меньше трений, у них наблюдается единство целей и согласие в принятии решений, если они оба принимают активное участие в воспитании ребенка.

Отсутствие отца или его неправильное поведение влияет на детей по- разному, но всегда имеет негативные последствия (неуверенность в себе, чрезмерная жестокость, проблемы с идентификацией своей половой роли, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками…)


2 Роль матери


Мать влияет на развитие ребенка задолго до рождения. Важны взаимоотношения в семье, отношение к зародившейся жизни, к отцу ребенка, к самой беременности, настрой матери в период вынашивания…

Ребенку необходима любовь, материнская любовь. Дети, которых любят, лучше развиваются, они более любознательны и независимы.

Настоящая материнская любовь - это любовь, сосредоточенная на его благополучии, а не на собственном тщеславии матери. Она берет начало из искренней заботы о людях и дает возможность матери воспитывать у своего ребенка социальный интерес. Ее отношение к мужу, к другим детям и людям в целом является ролевой моделью для ребенка, который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи. Если же мать избегает общества и своих детей, предпочитает исключительно своего мужа, ее дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся нереализованными. Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству.

Огромное влияние на социализацию детей оказывают отношения матери и отца. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу, а свои чувства и заботу отдает исключительно детям, то эта чрезмерная опека гасит их социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между родителями постоянный разлад, родители демонстрируют отсутствие взаимной любви, дети могут объединяться с одним из родителей против другого. В конце концов, страдают дети, у них создаются неправильные модели человеческих отношений.

В заключение можно сказать, что ни отцовскую, ни материнскую любовь нельзя выделить как главную. Для гармоничного воспитания ребенку необходимы и мать, и отец, равноценно и женское, и мужское внимание.


4. Виды неправильного воспитания

социализация семья личность воспитание

Воспитание является важной составляющей процесса социализации. Чтобы становление и развитие личности проходило правильно родителям необходимо избегать некоторых способов воспитания, корректировать свое поведение.

Ниже рассмотрим основные виды неправильного воспитания:

)Гипопротекция. Отсутствие у родителей заинтересованности ребенком, недостаток опеки, контроля, заботы и внимания.

-Скрытая гипопротекция. Контроль над ребенком осуществляется формально.

Вследствие гипопротекции ребенок начинает вести неправильный образ жизни, может попасть в асоциальные компании.

-Потворствующая гипопротекция. Этот стиль воспитания складывается из недостатка родительского надзора и их некритичным отношением к нарушениям поведения у ребенка. В этом случае родители отвергают замечания окружающих, касающиеся ребенка, оправдывают его и освобождают от наказаний.

Подобное воспитание формирует у детей неустойчивые и истероидные черты. Дети из таких семей не признают авторитета взрослых. На них действует лишь грубая сила.

)Гиперпротекция. Выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, обязывать их поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом.

Гиперпротекция не дает возможность принимать когда-либо собственное решение, не приучает к самостоятельности. Она приводит к усилению реакции эмансипации, к бунту против родительских запретов и даже к уходу в асоциальную компанию.

-Доминирующая гиперпротекция. Ее проявления - чрезмерная опека, мелочный контроль, постоянные запреты и неусыпное бдительное наблюдение за ребенком.

Доминирующая гиперпротекция усиливает несамостоятельность, неуверенность в себе, нерешительность, неумение постоять за себя.

-Потворствующая гиперпротекция. Чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей и неприятных обязанностей. При этом родители восхищаются мнимыми талантами, преувеличивают действительные способности ребенка.

Потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков к систематическому труду, упорства в достижении цели, умения постоять за себя. Для подростка создается кризисная ситуация: с одной стороны, желание быть на виду, лидировать среди сверстников, а с другой - полное неумение осуществлять лидерские функции, подчинять себе. Такой стиль воспитания способствует появлению у ребенка истероидных черт.

)Эмоциональное отвержение. При этом типе воспитания ребенок или подросток постоянно ощущает, что им тяготятся, что он - обуза для родителей, что без него им было бы легче. Ситуация усугубляется, если рядом есть кто-либо другой - брат или сестра, мачеха или отчим, кто намного дороже и любимее его.

-Скрытое эмоциональное отвержение. Его сущность состоит в том, что родители, сами себе не признаваясь в этом, тяготятся ребенком, хотя гонят от себя подобную мысль, возмущаются, если кто-либо укажет им на это. Родители могут даже внешне проявлять знаки внимания, однако ребенок чувствует недостаток искреннего эмоционального тепла.

Последствия эмоционального отвержения - низкая самооценка, трудности в установлении контактов, нарушения эмоционального развития ребенка.

)Условия жестоких взаимоотношений. Обычно сочетаются с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться как открыто - физическими расправами над ребенком, так и полным пренебрежением интересами ребенка, когда он вынужден рассчитывать только на себя, не надеясь на поддержку взрослых.

Воспитание в условиях жестоких взаимоотношений приводит к нарушениям физического и психического здоровья ребенка.

)Условия повышенной моральной ответственности. В этом случае родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, через него воплощают в жизнь свои собственные несбыточные мечты. В другом случае условия повышенной моральной ответственности создаются, когда на старшего ребенка возлагаются недетские заботы о благополучии младших и беспомощных членов семьи. 1

)Противоречивое воспитание. В одной семье каждый из родителей, а тем более другие родственники, принимающие участие в воспитании ребенка, придерживаются разных стилей воспитания.

Ребенок перестает понимать, что хорошо, а что плохо. Ему тяжело сделать выбор в каких-то действиях. Чаще всего такое воспитание приводит к нервозам, которые сохраняются на протяжении всей жизни.


5. Стили воспитания


В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Под воздействием приемов и методов воспитания личность ребенка приобретает определенные черты. Совокупность этих методов, приемов, способов воспитания и отношения родителей к ребенку и есть стиль воспитания.

Существует несколько классификаций стилей поведения родителей. Мне бы хотелось рассмотреть классификацию по двум факторам воздействия на ребенка в семье - родительского контроля и родительской теплоты. Понятие "родительский контроль" имеет отношение к степени выраженности у родителей запретительных тенденций, выражающееся в требованиях подчинения правилам, выполнения детьми своих обязанностей. Контроль - это попытка влиять на деятельность ребенка. Родительская теплота указывает на то, в какой степени родители проявляют любовь и одобрение, выражающееся в похвалах, поддержке ребенка или, наоборот, в какой степени они критикуют, наказывают его.

Выделяют четыре стиля воспитания по степени контроля и теплоты отношений:

Характеризуется твердым контролем за детьми и теплыми отношениями членов семьи. Дети легко соглашаются с решениями и действиями родителей, так как любые вопросы, в том числе правила поведения для ребенка спокойно обсуждаются в кругу семьи и не кажутся детям произвольными или несправедливыми. Психологи отмечают, что дети при таком стиле воспитания хорошо адаптированы, уверены в себе, обладают высокой самооценкой, у них развит самоконтроль и социальные навыки.

Характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми. Родители закрыты для постоянного общения с детьми, устанавливают жесткие требования и правила, не допуская их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Дети в таких семьях, как правило, замкнуты, боязливы или угрюмы, непритязательны и раздражительны.

.Либеральный стиль.

Его характеризует низкий уровень контроля и теплые доверительные отношения. Во многих таких семьях родители не устанавливают запретов, что приводит к склонности у детей потакать своим слабостям, к импульсивности и неумению вести себя на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.

.Индифферентный стиль.

Отличается низким уровнем контроля за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними. Дети в таких семьях могут вести себя асоциально, особенно если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей.

Следует сделать акцент на том, что в качестве воспитателей, чей стиль поведения влияет на детей, не обязательно могут быть родители. Это будут те члены семьи, которые посвящают ребенку больше времени и которые наиболее авторитетны для него. Также очень важно единство родительских подходов к ребенку.

Очень много говориться о том, как неправильно воспитывать ребенка, чего нельзя делать родителям. Ниже хочу представить несколько советов психологов родителям о том, как нужно вести себя родителям и что им надо делать, воспитывая детей:

vСоздать и поддерживать в семье атмосферу гармонии, доброты, теплоты, заботы и взаимной поддержки. Дети, растущие в таких семьях, более зрелые, лучше себя контролируют и стараются действовать во благо других людей.

vНаправить усилия на поддержку желательного поведения ребенка, а не на искоренении нежелательного. Быть примером для детей, поддерживать и хвалить их за успехи.

vПредъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении. Ясно давать понять детям, чего от них ждут, и быть последовательными.

vИзбегать неоправданного применения физической силы, оскорблений и угроз как средств контроля поведения детей.

vПомогать ребенку научиться владеть собой и развить чувство контроля над обстоятельствами.

vИспользовать объяснение и убеждение для того, чтобы помочь детям понять правила поведения в обществе.


Заключение


Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении некоторого времени семья является для ребенка единственным местом получения этого опыта.

Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь, сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям: с одной стороны - в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, с другой - за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Выделяют два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи - это нарушение ее структурной целостности (отсутствие одного из родителей).

Психологическая деформация семьи связана с нарушением взаимоотношений ее членов, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок. Говорят: мать учит ребенка жить в доме, отец помогает ему выйти в мир, другими словами, мать ответственна за эмоциональные привязанности, а отец - за эмоциональную независимость. Если же в семье происходят постоянные конфликты или же один из родителей отсутствует (физически или эмоционально), ребенок не получает необходимого воспитания.


Список использованной литературы


Монографии

.Андреева Т.В. Семейная психология. СПб., Речь, 2004

2.Адлер А. Наука жить. Перевод с англ. и немецкого. Киев: Port-Royal, 1997

.Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996

.Кон И.С. Социология личности. М., 1967

.Крайг Г. Психология развития. М.; СПб.: Питер, 2002

.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2000


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Людмила Чебанова
Роль семьи в воспитании и социализации детей

Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья , невозможно ничем заменить. Истинные духовные ценности человека возможно сохранить только в семье , а передать их – только через детей .

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав.

Наше будущее зависит от того, какое воспитание , образование и развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в нашем быстро меняющемся мире.

Многие родители при негативном поведении ребенка используют телесные наказания, угрозы, запугивание, проявляют чрезмерную строгость. При этом они не придают значения переживаниям детей . Они не понимают, что их дети нуждаются в защите и любви со стороны всех членов семьи , что уверенность в себе и свои возможности, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируется прежде всего в семье .

Раз у вас есть ребенок, то это накладывает на вас ответственность за его развитие, воспитание и обучение . “Нет времени” - эти слова не должны звучать из уст родителей. Воспитывает все , каждая свободная минутка, которую мы должны находить, несмотря на нашу занятость. “Умел дитя родить, умей и научить”, - гласит народная пословица.

Помните, ребенок учится тому, чему его учит жизнь.

Если ребенок живет в атмосфере любви и признания, он учится находить любовь.

Если к ребенку относятся враждебно, он учится драться.

Если ребенка высмеивают, он учится быть застенчивым.

Если ребенка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению.

Если ребенка поощряют, он учится уверенности в себе.

Если ребенка хвалят, он учится благодарности.

Если к ребенку относятся честно, он учится справедливости.

Если ребенок растет в безопасности, он учится доверять.

Если к ребенку относятся с одобрением, он учится любить себя.

В семье ребенок должен постоянно видеть, что его любят и о нем заботятся.

Сколько раз в день вы обнимаете своего малыша?

Известный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день. При этом говорила, что 4 объятия совершенно необходимы каждому для выживания, а для хорошего самочувствия нужны не менее 8 объятий в день. И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Если вы заняты и в данный момент не можете пообщаться с ребенком, как следует поступать?

Лучше всего доброжелательно сказать ребенку : “Извини, я сейчас очень занята и не могу это сделать, я стираю” и т. д.

Следует внимательно относиться к детским вопросам, просьбам и жалобам, не отмахиваться от них, уметь успокоить, помочь ребенку решить его проблему.

Важно помнить, что ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что его не любят.

Если ребенок совершил плохой поступок, как следует поговорить с ним? (Ты поступил плохо. Но мы тебя любим и надеемся, что ты сам поймешь, что это плохо, и не будешь больше так поступать.)

Однако нельзя накапливать в ребенке отрицательные эмоции. Мы должны быть терпеливыми к действиям и поступкам малышей, при этом следует помнить, что дети имеют право на ошибку. Наша задача – отмечать и поддерживать любые успехи ребенка, уважать его интересы, предоставлять ему право выбора. Нельзя выдавать детские тайны, не следует подшучивать над ребенком, когда ему плохо, а также в присутствии взрослых и детей обсуждать его поведение.

Часто во многих капризах и шалостях мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали требовать от ребенка то, что он попросту не может нам дать – в силу особенностей своего возраста и характера.

Ребенок не слушается, неуправляем. Причина не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых.

Для себя мы должны определиться : каким мы хотим вырастить своего ребенка? Кто из вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким?

Не следует покупать, давать в игру и приносить в детский сад всевозможные чудовища, пистолеты. Эти игры негативно влияют на психику ребенка, вызывают агрессию. Лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки-персонажи наших добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры. Не давать детям возможность смотреть фильмы-ужасы, убийства, безобразные американские мультфильмы. Лучше использовать наши мультфильмы, добрые детские книги и игрушки.

Часто взрослые недооценивают роль игры , увлекаясь различными формами обучения, тем самым осуществляя недопустимую искусственную акселерацию развития ребенка, его “взросление”.

Однако значение игры в жизни ребенка велико. Игра – основная деятельность дошкольника. В игре он чувствует себя значимым, самостоятельным. В игре он как бы переживает мир взрослых изнутри, наполняя его эмоциями, ролями и сюжетами.

Играйте вместе с детьми, и вы сделаете их счастливыми!

Период дошкольного детства – это время, когда контакты взрослых с ребенком достаточно легки и желанны со стороны ребенка. Со временем, если такие контакты не установлены, будет трудно, подчас и невозможно, обрести взаимопонимание со своим повзрослевшим ребенком.

Родители должны всегда верить в лучшее, что есть в ребенке.

Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно :

Слушайте его;

Проводите с ним как можно больше времени;

Делитесь с ним своим опытом;

Рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах;

Принимайте ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему;

Внушайте ребенку, что он все может, если поверит в себя;

Не пытайтесь “лепить” своего ребенка под вымышленный идеал, не ломайте его, а живите с ним общей жизнью, цените в нем личность, а не только объект воспитания .

Ваш малыш – самая большая ценность, самое большое счастье, определяющее вашу полную человеческую востребованность и смысл бытия. Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в вашем ребенке, в то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранить оптимизм во всех своих педагогических делах.

Публикации по теме:

«Роль семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста» Роль семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста Соломникова А. С. инструктор по физической культуре первой квалификационной.

Роль семьи в нравственном воспитании детей Цель: формирование у родителей знаний о роли семьи в нравственном воспитании детей. Добрый вечер уважаемые родители. В начале собрания.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании дошкольника» Ребенок учится тому, что видит у себя в дому - родители пример ему. Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб - пусть помнит,.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании дошкольников» Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании дошкольников». Семья для ребенка - первое и основное звено, которое связывает его.

Воспитание, по мнению Г.М. Андреевой, можно понимать в узком смысле слова - как «процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы понятий, норм и т. д. Ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия». В этом случае социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание».

Отмеченная А.А. Реаном и Я.Л. Коломинским возможность одновременного существования социализации и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса относится и к социализации в семье. Формирование ребенка в семье происходит не только в результате целенаправленного воздействия взрослых (воспитания), но и в результате наблюдения за поведением всех членов семьи. Социальный опыт формирующейся личности обогащается и при общении с прародителями, и при конфликтах с младшей сестрой, и в результате подражания старшему брату. При этом не все из перенятого и впитанного опыта ребенка может соответствовать представлениям его родителей о желаемом поведении, как и не все модели поведения, взятые собственно от матери и отца, соответствуют их призывам и требованиям к ребенку (сформулированным целям). Ребенок (подросток) впитывает и неосознаваемые родителями формы их поведения, отношения к другим и к себе.

Семейное воспитание - это организация жизнедеятельности ребенка в условиях семьи. Именно семья в течение первых шести-семи лет жизни ребенка формирует основы будущей личности. Семейное воспитание продуктивно, если оно осуществляется в атмосфере любви, взаимного понимания и уважения. Значительную роль здесь также играет профессиональная самореализация и материальное благополучие родителей, создающие условия для нормального развития ребенка. Например, «силовые отношения» распространяются там, где имеют место разногласия и ссоры между сослуживцами, соседями, женами и мужьями, родителями и детьми; где употребляют алкоголь и наркотики.

Воспитание ребенка предполагает включение его в ряд обычных домашних обязанностей (уборка своей постели, комнаты), постепенное усложнение заданий и видов деятельности (спорт, музыка, чтение, работа в саду). Поскольку у ребенка в этом возрасте имитация (непосредственное воспроизведение действий, слов и поступков окружающих людей) выступает в качестве одного из основных способов познания мира, постольку желательно ограничить внешние отрицательные влияния.

Факторы влияния семьи на социализацию личности можно представить таким образом: состав семьи; позиция ребенка в семье; основные (реальные) воспитатели-социализаторы, то есть те члены семьи; стиль воспитания в семье; собственно личностный, нравственный и творческий потенциал семьи.


Виды неправильного воспитания . А.Е. Личко было подчеркнуто значение следующих видов неправильного воспитания для социализации и развития ребенка.

Гипопротекция. В крайней форме проявляется безнадзорностью, чаще недостатком опеки и контроля, а главное, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. В последнее десятилетие гипопротекция простирается до безнадзорности и заброшенности детей.

Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением отличается крайним формализмом. Подросток обычно чувствует, что старшим не до него. Скрытая гипопротекция нередко сочетается с описываемым далее скрытым эмоциональным отвержением. Обычно подросток научается обходить формальный контроль и живет своей жизнью.

Доминирующая гиперпротекция. Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, система постоянных запретов и неусыпного
бдительного наблюдения за подростком. Гиперпротекция не дает возможность принимать когда-либо собственное решение, не приучает к
самостоятельности. У некоторых подростков она приводит к усилению реакции эмансипации, к бунту против родительских запретов и даже к уходу в асоциальную компанию, то на других детей доминирующая гиперпротекция оказывает иное действие - уси­ливает их астенические черты - несамостоятельность, неуверенность в себе, нерешительность, неумение постоять за себя.

Потворствующая гиперпротекция . Чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей и неприятных обязанностей. При этом родители восхищаются мнимыми талантами, преувеличивают действительные способности ребенка. Потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков к систематическому труду, упорства в достижении цели, умения постоять за себя. Для подростка создается кризисная ситуация: с одной стороны, желание быть на виду, лидировать среди сверстников, а с другой - полное неумение осуществлять лидерские функции, подчинять себе. Такой стиль воспитания способствует появлению у некоторых детей истероидных черт и превращает подростков в семейных тиранов.

Потворствующая гипопротекция . При таком стиле воспитания недостаток родительского надзора сочетается с некритичным отношением к нарушениям поведения у подростка. Родители пренебрегают сигналами со стороны о его дурном поведении, негодуют по поводу общественных порицаний, стремятся оправдать его поступки, переложить вину на других. Выгораживают своего ребенка, любыми средствами стараются освободить от заслуженных наказаний. Подобное воспитание культивирует неустойчивые и истероидные черты. Осуществлять ограничение поведения этих подростков приходится с помощью государственных органов, поскольку семейное воспитание по данному типу оказывается несостоятельным - выходцы из таких семей не признают авторитета взрослых, кроме грубой силы.

А.Е. Личко описывает еще несколько видов воспитания: воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, условия жестоких взаимоотношений, повышенной моральной ответственности, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи.

Эмоциональное отвержение. При этом типе воспитания ребенок или
подросток постоянно ощущает, что им тяготятся, что он - обуза для
родителей, что без него им было бы легче. Ситуация усугубляется, если
рядом есть кто-либо другой - брат или сестра, мачеха или отчим, кто
гораздо дороже и любимее (положение Золушки).

Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители, сами себе не признаваясь в этом, тяготятся сыном или дочерью, хотя гонят от себя подобную мысль, возмущаются, если кто-либо укажет им на это. Родители могут даже внешне проявлять утрированные знаки внимания, однако ребенок чувствует недостаток искреннего эмоционального тепла.

Эмоциональное отвержение тяжело сказывается на подростках со слабой и чувствительной нервной системой. При сочетании эмоционального отвержения с гипопротекцией эмоционально-неуравновешенные и чувствительные подростки ищут эмоциональных контактов в уличных компа­ниях.

Условия жестоких взаимоотношений обычно сочетаются с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться как открыто - расправами над ребенком, так и полным пренебрежением интересами ребенка, когда он вынужден рассчитывать только на себя, не надеясь на поддержку взрослых.

Жестокие отношения могут существовать в закрытых учебных заведениях (тирания вожаков), если работа воспитателей отличается формализмом.Воспитание в условиях жестоких взаимоотношений способствует усилению таких черт как жестокость, вспыльчивость, доминантность, инертность.

Условия повышенной моральной ответственности . В этом случае родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, нередко рассчитывая, что он воплотит в жизнь их собственные несбыточные мечты. В другом случае условия повышенной моральной ответственности создаются, когда на малолетнего подростка возлагаются недетские заботы о благополучии младших и беспомощных членов семьи. Большинство подростков обнаруживают достаточную устойчивость к повышенным родительским ожиданиям или возложенных на них трудных обязанностей. Исключение составляет нерешительные, мнительные, тревожные подростки.

Противоречивое воспитание . В одной семье каждый из родителей, а тем более бабушки и дедушки могут придерживаться неодинаковых воспитательных стилей. Например, может быть эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушки.

Воспитание вне семьи . Воспитание вне семьи может быть полезным в подростковом возрасте, поскольку жизнь среди сверстников способствует развитию самостоятельности, выработке навыков социальной адаптации. Отрицательными психогенными факторами являются недостатки в работе воспитательных учреждений: сочетание строгого режима, граничащего с гиперпротекцией, при формализме в его соблюдении, приводящей к реальной безнадзорности, влияний наиболее испорченных в нравственном отношении подростков, жестоких взаимоотношений между воспитанниками, а также недостаток эмоционального тепла со стороны воспитателей.

А. И. Захаров отзывается отрицательно о замене матери «группой воспитывающих лиц» в яслях, детских садах и т. д. (в настоящее время нередко - нанятых частным образом лиц для обслуживания ребенка). По наблюдениям автора, это приводит к невротизации детей.

Статьи по теме: