Словесные игры для детей 9 10 лет. Интересные игры для детей. Что нужно кукле
Цель проекта:
предупреждение и преодоление трудностей поступления в детский сад и при переходе из ясельной и младшей групп в среднюю в другом ДОУ, сохранение здоровья и эмоционального благополучия воспитанников.
Описание
Проект «Преемственность. Ясли – сад»
Гермогенова Е.В., зам. дир. по УВР Гимназия №56 г.
Санкт -
Петербург
,
педагог - психолог;
Григорьева И.П., заведующая ГБДОУ №92
Петроградского района, Санкт-Петребург
«От того, как будет чувствовать себя ребенок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям»
В. А. Сухомлинский.
Одной из первостепенных задач руководителя стоит организация процесса адаптации к новым условиям всех участников процесса.
Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребенка, который привык играть дома непростой оказывается ситуация поступления в детский сад, в нашем случае в ясельную или младшую группу детского сада.
Ситуация поступления в детский сад оказывается нелёгкой и для родителей. Именно поэтому основная работа по успешной адаптации ребёнка в новых условиях ведётся с родителями. Одни без особых проблем приходят в детский сад, для других проблема адаптации остаётся актуальной. Для наиболее эффективного решения этих проблем специалистами Дошкольного отделения Гимназии №56 и специалистами ГБДОУ №92 был разработан проект «Преемственность. Ясли – сад»
Цель проекта
:
предупреждение и преодоление трудностей поступления в детский сад и при переходе из ясельной и младшей групп в среднюю в другом ДОУ, сохранение здоровья и эмоционального благополучия воспитанников.
Задачи проекта:
1.
Обеспечить воспитанникам эмоциональный комфорт в новых условиях.
2.
Помочь воспитателям найти правильные пути и способы работы с адаптирующимися в новых условиях воспитанниками.
3.
Разработать пути коррекции проблем дезадаптации.
4.
Информировать родителей о проблемах адаптации детей и особенностях того или иного возрастного периода. Оказывать психологическую помощь и поддержку.
5.
Повышать уровень профессиональной компетентности воспитателей, педагогической компетентности родителей.
Преемственность
– связь между явлениями в процессе развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы
.
(Большой энциклопедический словарь, СПб, 1999г.)
Осуществление преемственности помогает выработать единые подходы в обучении и воспитании, обеспечивает сохранение имеющихся традиций. Несоблюдение правила преемственности в общей системе дидактических принципов обучения и воспитания часто становится причиной дезадаптации , а, следовательно, ухудшения здоровья воспитанника и педагога.
Проект предполагает взаимодействие сотрудников дошкольных образовательных учреждений (руководителей, методистов, воспитателей, психологов). Проект базируется на основных принципах гуманистической психологии и педагогики и ориентирован на тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Проект содержит в себе систему информирования всех участников образовательного процесса в виде буклетов
:
·
Для воспитателей
·
Для родителей.
Кто осуществляет преемственность?
Преемственность в обучении, воспитании, развитии ребенка осуществляют:
·
воспитатели детского сада;
·
специалисты;
·
родители.
Нет смысла говорить о психологических особенностях раннего и младшего дошкольного возраста, так как перед нами коллеги, которые не только теоретически, но и практически знакомы с ними. На педагогов, которые работают в яслях, приходится период кризиса трёх лет. Как справится с ним? Как помочь родителям? И здесь на помощь приходит взаимодействие с коллегами, и абсолютно неважно из какого дошкольного учреждения эти коллеги.
Дети, посещающие ясли приходят в детский сад уже более адаптированные, чем их сверстники, пришедшие в детский сад впервые.
Нами было проведено исследование с целью изучения того, какими хотят видеть воспитатели своих будущих воспитанников, пришедших из ясельных и младших групп детского сада.
Изначально мы думали, что педагоги будут говорить о развитии внимания, памяти, мышления (наглядно-образного). Но выяснилось, что педагогов больше всего волнует уровень развития речи, навыков самообслуживания и социализации. Некоторые воспитанники ГБДОУ №92 попадают в Дошкольное отделение Гимназии №56, и мы наблюдаем достаточно высокий уровень развития воспитанников. Главное, что дети, которых мы наблюдаем, эмоционально благополучны и готовы с интересом и желанием познавать мир дальше. Именно поэтому мы разработали данный проект, проект взаимодействия, проект дружбы двух учреждений.
Важный аспект – работа с родителями!
В ГБДОУ №92 этот пласт освоен, и родители при переходе на новую ступень являются подготовленными. Система индивидуального консультирования до поступления в детский сад, работа «Родительского клуба», информационные буклеты помогают повышать педагогическую компетенцию родителей.
Компетентность родителя – это сложное индивидуально-психологическое образование, возникающее на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающее его готовность к реализации воспитательной функции (Костылева Н.Е.). Компетентность родителя выражает «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности». Как интегративное личностное образование она основывается на ряде компетенций, проявляющихся в знаниях и опыте в определенной области. Совокупность компетенций, обеспечивающих готовность к реализации воспитательной функции, составляет основу родительской компетентности. Быть компетентным родителем – значит уметь мобилизовать в конкретной ситуации воспитания собственного ребенка имеющиеся воспитательные компетенции.
Родительская компетентность базируется на ключевых и сопутствующих компетенциях (Е.В. Бондаревская). К ключевым компетенциям относятся те, которые имеют универсальное значение и могут быть использованы в различных видах деятельности при решении множества воспитательных задач. Сопутствующие – те, которые являются дополнительными, позволяющими углубленно решать отдельные задачи личностного развития, отражающие индивидуальные интересы и пристрастия родителей, индивидуальные возможности детей.
Становление родительской компетентности – сложный и динамичный процесс, осуществляемый как в ходе семейного самообразования, так и при непосредственном содействии педагогов образовательных учреждений.
Именно поэтому были разработаны данные блоки проекта.
Работа с родителями.
·
Первая беседа.
·
Информационные буклеты.
·
Родительский клуб «Поддержка» на базе Дошкольного отделения Гимназии №56.
·
Консультативное сопровождение.
·
Анкетирование «Адаптация».
В данном проекте отражена работа с педагогами и воспитанниками.
Работа с педагогами
·
Консультации специалистов.
·
Семинары «Адаптация», «Трудный ребёнок», «Работа с родителями», «Трансформация игры» (на базе Дошкольного отделения Гимназии №56).
·
Круглые столы и консилиумы.
·
Информационные буклеты.
Работа с воспитанниками
·
Индивидуальная и групповая совместная деятельность по программам ФГТ.
·
Ведение «Дневника воспитанника», в дальнейшем «Карта индивидуального сопровождения».
·
Мониторинг эмоционального благополучия воспитанников.
Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам
Вебинары , курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 7900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.
доклад преемственность ясли сад и компетенции родителей.doc
«От того, как будет чувствовать себя ребенок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям»
В. А. Сухомлинский.
Одной из первостепенных задач руководителя стоит организация процесса адаптации к новым условиям всех участников процесса.
Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребенка, который привык играть дома непростой оказывается ситуация поступления в детский сад, в нашем случае в ясельную или младшую группу детского сада.
Ситуация поступления в детский сад оказывается нелёгкой и для родителей. Именно поэтому основная работа по успешной адаптации ребёнка в новых условиях ведётся с родителями. Одни без особых проблем приходят в детский сад, для других проблема адаптации остаётся актуальной. Для наиболее эффективного решения этих проблем специалистами Дошкольного отделения Гимназии №56 и специалистами ГБДОУ №92 был разработан проект «Преемственность. Ясли – сад»
Цель проекта :
предупреждение и преодоление трудностей поступления в детский сад и при переходе из ясельной и младшей групп в среднюю в другом ДОУ, сохранение здоровья и эмоционального благополучия воспитанников.
Задачи проекта:
Обеспечить воспитанникам эмоциональный комфорт в новых условиях.
Помочь воспитателям найти правильные пути и способы работы с адаптирующимися в новых условиях воспитанниками.
Разработать пути коррекции проблем дезадаптации.
Информировать родителей о проблемах адаптации детей и особенностях того или иного возрастного периода. Оказывать психологическую помощь и поддержку.
Повышать уровень профессиональной компетентности воспитателей, педагогической компетентности родителей.
Преемственность – связь между явлениями в процессе развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы .
(Большой энциклопедический словарь, СПб, 1999г.)
Осуществление преемственности помогает выработать единые подходы в обучении и воспитании, обеспечивает сохранение имеющихся традиций. Несоблюдение правила преемственности в общей системе дидактических принципов обучения и воспитания часто становится причиной дезадаптации , а, следовательно, ухудшения здоровья воспитанника и педагога.
Проект предполагает взаимодействие сотрудников дошкольных образовательных учреждений (руководителей, методистов, воспитателей, психологов). Проект базируется на основных принципах гуманистической психологии и педагогики и ориентирована на тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Проект содержит в себе систему информирования всех участников образовательного процесса в виде буклетов :
Для воспитателей
Для родителей.
Кто осуществляет преемственность?
Преемственность в обучении, воспитании, развитии ребенка осуществляют:
воспитатели детского сада;
специалисты;
родители.
Нет смысла говорить о психологических особенностях раннего и младшего дошкольного возраста, так как перед нами коллеги, которые не только теоретически, но и практически знакомы с ними. На педагогов, которые работают в яслях приходится период кризиса трёх лет. Как справится с ним? Как помочь родителям? И здесь на помощь приходит взаимодействие с коллегами, и абсолютно неважно из какого дошкольного учреждения эти коллеги.
Дети, посещающие ясли приходят в детский сад уже более адаптированные, чем их сверстники, пришедшие в детский сад впервые.
Нами было проведено исследование с целью изучения того, какими хотят видеть воспитатели своих будущих воспитанников, пришедших из ясельных и младших групп детского сада.
Изначально мы думали, что педагоги будут говорить о развитии внимания, памяти, мышления (наглядно-образного). Но выяснилось, что педагогов больше всего волнует уровень развития речи, навыков самообслуживания и социализации. Некоторые воспитанники ГБДОУ №92 попадают в Дошкольное отделение Гимназии №56, и мы наблюдаем достаточно высокий уровень развития воспитанников. Главное, что дети, которых мы наблюдаем, эмоционально благополучны и готовы с интересом и желанием познавать мир дальше. Именно поэтому мы разработали данный проект, проект взаимодействия, проект дружбы двух учреждений.
Важный аспект – работа с родителями! В ГБДОУ №92 этот пласт освоен, и родители при переходе на новую ступень являются подготовленными. Система индивидуального консультирования до поступления в детский сад, работа «Родительского клуба», информационные буклеты помогают повышать педагогическую компетенцию родителей.
Проблема становления психолого-педагогической компетентности родителей является одной из наиболее актуальных в системе отечественного дошкольного образования. Многочисленными нормативными и концептуальными документами родители признаются полноправными субъектами педагогического процесса. Несмотря на это, реализация воспитательной функции семьи осуществляется малоэффективно в связи с низким уровнем психолого-педагогической компетентности родителей.
Компетентность родителя – это сложное индивидуально-психологическое образование, возникающее на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающее его готовность к реализации воспитательной функции (Костылева Н.Е.). Компетентность родителя выражает «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности». Как интегративное личностное образование она основывается на ряде компетенций, проявляю-щихся в знаниях и опыте в определенной области. Совокупность компетенций, обеспечивающих готовность к реализации воспитательной функции, составляет основу родительской компетентности. Быть компетентным родителем – значит уметь мобилизовать в конкретной ситуации воспитания собственного ребенка имеющиеся воспитательные компетенции.
Родительская компетентность базируется на ключевых и сопутствующих компетенциях (Е.В. Бондаревская). К ключевым компетенциям относятся те, которые имеют универсальное значение и могут быть использованы в различных видах деятельности при решении множества воспитательных задач. Сопутствующие – те, которые являются дополнительными, позволяющими углубленно решать отдельные задачи личностного развития, отражающие индивидуальные интересы и пристрастия родителей, индивидуальные возможности детей.
Становление родительской компетентности – сложный и динамичный процесс, осуществляемый как в ходе семейного самообразования, так и при непосредственном содействии педагогов образовательных учреждений.
Именно поэтому были разработаны данные блоки проекта.
Работа с родителями.
Первая беседа.
Информационные буклеты.
Родительский клуб «Поддержка» на базе Дошкольного отделения Гимназии №56.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №65»
Проект
«Организация преемственности детского сада и школы в условиях реализации ФГОС»
Чита 2016
Паспорт проекта
Наименование | Проект « Организация преемственности детского сада и школы в условиях реализации ФГОС» |
Дата принятия решения о разработке и утверждения | Решение совместного круглого стола МБДОУ №65 и СОШ №36 «Преемственность в работе школы и ДОУ над формированием метапредметных УУД» от 18.012016 года |
Заказчик |
|
Разработчики | заместитель заведующей по воспитательно-методической работе Сивова А.С., воспитатель Боязитова С.И, воспитатель Филатова Т.Ю., логопед Гроцкая Г.Г., муз. руководитель Лужанская Н.А. |
Цели | Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования. |
Задачи |
|
Сроки, этапы | 1 этап: подготовительный – 1.02.2016-1.09.2016 2 этап: основной – 1.09.2016. – 1.05.2017 3 этап: аналитический – 1.05.2017. – 1.11.2017 |
Перечень мероприятий |
|
Финансирование | Осуществляется за счёт бюджетных и внебюджетных средств |
Ожидаемые результаты |
|
Управление | Заведующая МБДОУ №65, зам. зав. По ВМР МБДОУ №65, зам. дир. УВР СОШ №36 |
Пояснительная записка
Актуальность.
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.
Реализация новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Но гораздо в большей степени успешная адаптация будущего первоклассника зависит от сформированных личностных качеств, навыков конструктивного общения. Иными словами, от развитых предпосылок социализации. Такие качества возможно сформировать только в условиях взаимодействия двух сред: детской школьной и детской дошкольной. При чём, передача социального опыта от взрослого к ребёнку здесь будет не так важна, как опыт межличностного взаимодействия школьников и дошкольников.
Традиционные формы организации преемственности (взаимные просмотры занятий, экскурсии в школу) не обеспечивают вышеуказанных требований или делают это частично.
В то же время, необходимо создать такую среду для ребёнка, которая представляла бы единое поле развития не только в детском саду, но и в семье.
Таким образом, цель - обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Соответственно, задачи:
– скорректировать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях ФГОС;
– создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной посредством организации единой образовательной среды для воспитанников ДОУ и учеников начальной школы;
– разработать единую систему взаимодействия с родителями в соответствии с запросами социума;
– обеспечить условия для развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ и СОШ.
Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:
- ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
- ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
- ребёнок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством и т.д.
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика.
- ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, может следовать социальным нормам
- ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования
Целевые ориентиры Программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Поэтому в данном случае мы оцениваем только условия, способствующие достижению целевых ориентиров.
Проект планируется реализовать в период с 1.02.2016 по 1.09.2017
Этапы проекта
1 этап: подготовительный – 1.02.2016-1.09.2016. На этом этапе планируется осуществить изучение сложившейся системы организации преемственности школы и детского сада, обнаружить проблемные поля. Подобрать инструментарий для осуществления мероприятий по решению поставленных задач, ознакомить с содержанием проекта необходимых участников образовательной деятельности.
2 этап: основной – 1.09.2016. – 1.05.2017. Включает весь перечень мероприятий с детьми школы и детского сада, их родителями и педагогами.
3 этап: аналитический – 1.05.2017. – 1.11.2017. Определяет проблемы и перспективы данного проекта, степень достижения результата, удовлетворённость участников образовательных отношений.
Этапы проекта предполагают действия и мероприятия по следующим направлениям:
1. Организация образовательной деятельности с детьми в старших и подготовительных группах с использованием современных педагогических технологий, обеспечивающих социализацию и условия для успешной адаптации детей в школе (мотивационные карты, портфолио и самопрезентация, детская проектная деятельность, интегрированные мероприятия «День в стенах школы», ИКТ и др.)
2. Создание единой системы сопровождения семьи посредством интерактивных форм, таких как Родительский клуб «За руку с семьёй», Родительский журнал «Дневник будущего первоклассника», дни открытых дверей в ДОУ и СОШ и т.д.
3. Организация постоянно действующего семинара-практикума совместно для педагогов ДОУ и СОШ и других
4. Создание условий для формирования у детей творческих способностей, инициативности и самостоятельности в РППС как предпосылок универсальных учебных действий.
Данные мероприятия могут осуществляться за счёт бюджетных и внебюджетных средств.
Ожидаемыми результатами проекта предполагается следующее:
– Достигнуто единство целей задач в соответствии с ФГОС НОО и ДО.
– Разработана взаимосвязанная система перехода детей от игровой деятельности к учебной, способствующая росту школьной адаптации.
– Существует эффективная модель взаимодействия с социумом, реализующая задачи преемственности ДОУ и СОШ.
– Усовершенствована совместная деятельность педагогов ОУ.
– Созданы условия для повышения качества образовательной деятельности посредством развитой материально-технической базы и РППС
Контроль за ходом реализации проекта осуществляют: заведующая МБДОУ №65, зам. зав. По ВМР МБДОУ №65, зам. дир. УВР СОШ №36.
Условия реализации проекта.
1. Штат специалистов.
Наличие в штате опытных специалистов (директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заведующая ДОУ, заместитель заведующей по воспитательно-методической работе, воспитатели, учителя начальной школы, медицинская сестра, педагог-психолог, логопед, музыкальные руководители).
2. Материальная база.
Наличие двух зданий – детского сада и школы.
Оборудование: компьютеры стационарные, ноутбуки, мультимедийный проектор, экраны, магнитофоны и пр. – созданы и реализуются условия для очного и дистанционного взаимодействия педагогов, родителей.
3. Развивающая предметно-пространственная среда.
В групповых организованы физкультурные уголки, уголки уединения, центры речевого и математического развития, театрализованной и игровой деятельности, краеведения, природные уголки, что способствует развитию творческих способностей и сенсорики у детей, созданию чувства уверенности в себе, что бесспорно положительно влияет на развитие личности ребенка. Имеется инструментарий для организации всех мероприятий проекта. В школе: актовый зал, спортивный зал, кабинет информатики, ритмики, музей, библиотека.
4. Здоровьесберегающая среда:
- соблюдение рационального режима дня, построенного с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их физической и умственной работоспособности. Рациональное построение режима дня создает комфортные условия пребывания детей в детском саду, а также природосообразный ритм жизни рождает привычку к регулярной смене разных видов деятельности, дисциплинирует детей, повышает их работоспособность, способствует нормальному физическому и психическому здоровью.
- обеспечение благоприятной гигиенической обстановки и условий для преобладания положительных эмоций у детей в ежедневном распорядке дня. При оптимизации санитарно-гигиенических условий отмечается улучшение состояния здоровья воспитанников. В детском саду поддерживается соответствующий требованиям СанПиНа воздушно-тепловой режим, искусственное и естественное освещение, рационально используется детская мебель, режим воспитательно-образовательного процесса. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов обеспечивает безопасное экологическое пространство дошкольников.
- лечебно-профилактические мероприятия, проводимые в ДОУ, включают в себя проведение коррекционных упражнений в комплексах утренней гимнастики и физкультурных занятий с детьми всех возрастных групп.
- оптимальный двигательный режим, основанный на рациональном соотношении разных видов двигательной деятельности, который включает всю динамическую деятельность детей как организованную, так и самостоятельную.
- включение ребенка в систему коррекционных мероприятий с помощью средств музыки, что позволяет корректировать в целях развития и оздоровления ребенка конкретные дефекты речи, общедвигательного развития, психоэмоциональной сферы.
Новизна проекта заключается в особой интегрированной форме проведения образовательной деятельности с детьми в разновозрастных группах дошкольников и учеников, в которой центр смещён с результата и продукта деятельности на сам процесс.
Приведём пример: дети школы и детского сада участвуют в организации выставки рисунков и поделок: «Я и школа». Для этого не нужно собрать рисунки, нарисованные заранее и разместить на выставке, необходимо организовать совместное рисование с обсуждением детьми смысла и содержания картин, целей такой работы. Когда выставка уже создана, обсуждения проводятся одновременно в разновозрастной группе непосредственно во время совместной экскурсии к созданной галерее картин. В такую группу включается не только первоклассники, что принято традиционно, но и более старшие дети начальной школы. Это необходимо потому, как не у всех учеников 1 класса школьная адаптация проходит успешно. Это означает, что они не могут в достаточной мере передавать свой социальный опыт дошкольникам, а сами нуждаются в поддержке и сопровождении. Вместе с тем, по уровню развития дети из первых классов близки воспитанникам детского сада, поэтому в работу включаются и они, и более старшие дети начальной школы.
Также, от большинства подобных проектов, данный проект отличается тем, что вся образовательная деятельность с детьми имеет отражение в системе работы с родителями воспитанников детского сада и первых классов. Так, продолжая пример с выставкой, можно сказать, что с родителями не просто проводится беседа с просьбой принести рисунки – им необходимо присутствовать при создании картин, обсуждать их назначение, помогать детям эстетично разместить рисунки на выставке и показывать детям пример общения со старшими детьми начальной школы, педагогами.
В результате такой работы формируется коммуникативное пространство для участников образовательной деятельности. При этом мы не только готовим к школе воспитанников детского сада, но и детей и педагогов начальной школы их принять.
Таким образом, реализуется главный принцип развития детей – принцип деятельностного подхода, позволяющего не только познакомиться, посмотреть со стороны на школу, но и окунуться в её социальную среду (учить общаться, находить новых друзей, постигать смысл совместной работы и т.д.)
В настоящее время проект находится на подготовительном этапе: совместно с учителями начальной школы осуществляется поиск приемлемых форм организации образовательной деятельности, ведётся просветительская работа с родителями. Так же были апробированы некоторые новые формы работы с детьми: силами учеников начальной школы был показан спектакль для дошкольников, после которого была организована совместная творческая гостиная для всех детей. Также были проведены спортивные соревнования между школьниками и дошкольниками, в. которых приняли участие нетрадиционные смешанные команды, в каждой из которых были и дошкольники, и первоклассники. Так детям удалось получить массу положительных эмоций от совместного общения, учиться достигать общую цель. Разработка мероприятий основного этапа ведётся таким образом, чтобы охватить все виды детской деятельности и образовательные области согласно ФГОС. По окончании реализации проекта будет создана методическая база (литература, планы и разработки мероприятий, конспекты консультаций, практикумов, образовательной деятельности с детьми и др.), наработан новый опыт по организации преемственности ДОУ и СОШ. Всё это будет представлено педагогической общественности в рамках методического совета «Педагогический поиск» в 2017 году.
По результатам проекта планируется осуществить сравнительный мониторинг. Все мероприятия будут задействовать только одну из двух подготовительных групп. Вторая же остаётся контрольной, в ней мероприятия по преемственности организуются традиционно. На аналитическом этапе следует сравнить результаты школьной адаптации у детей этих групп.
Перечень основных мероприятий
мероприятие | ответственные | сроки |
||
Подготовительная работа |
||||
Изучение литературы и интернет-ресурсов, анализ сходных проектов и программ | февраль - март 2016 |
|||
Разработка и заполнение индивидуальных карт развития ребёнка, в которых прослеживаются предпосылки формирования УУД | Февраль - май 2016 |
|||
Составление плана мероприятий на основном этапе | зам. дир. По УВР СОШ и зам. зав по ВМР ДОУ | март-апрель 2016 |
||
Просветительская деятельность с родителями дошкольников и учеников начальной школы | Педагоги ДОУ и СОШ | февраль – август 2016 |
||
Разработка и корректировка конспектов конкретных мероприятий | зам. дир. По УВР СОШ и зам. зав по ВМР ДОУ, педагоги | |||
Разработка инструментария для проведения сравнительного мониторинга | зам. дир. По УВР СОШ и зам. зав по ВМР ДОУ | февраль-сентябрь 2016 |
||
Образовательная деятельность с детьми |
||||
Цикл экскурсий в школу дошкольников с детьми-волонтёрами из начальной школы | педагоги ДОУ и СОШ | сентябрь-ноябрь 2016 |
||
Логовикторина по сказкам для смешанных команд ДОУ И СОШ в школьном музее/библиотеке | логопеды ДОУ и СОШ, библиотекарь | октябрь 2016 |
||
Творческие гостиные: «В гостях у дошколят» , «День в стенах школы»- знакомство и взаимодействие дошкольников и их родителей с учителями и учениками начальной школы; | декабрь 2016 |
|||
Цикл тренингов «Вот такая школа!» - участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, отработка конструктивного общения в разновозрастных группах на базе СОШ | психологи ДОУ и СОШ | |||
Выставка рисунков и поделок «Я и школа» - создание поля для общения и достижения общей цели у детей ДОУ, СОШ, их родителей | родители и педагоги ДОУ и СОШ | январь 2017 |
||
Неделя «Я талантлив!» - встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада | родители и педагоги ДОУ и СОШ | сентябрь 2016 |
||
Совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников (не менее пяти) | педагоги и узкие специалисты ДОУ и СОШ | |||
Спектакли «Дюймовочка», «Теремок на новый лад» и др. участие в театрализованной деятельности и творческие вечера детей ДОУ, СОШ, их родителей; | родители и педагоги ДОУ и СОШ | февраль – май 2017 |
||
Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе. | педагоги СОШ | январь – август 2017 |
||
Месяц проектов - совместная познавательно-исследовательская деятельность первоклассников и воспитанников ДОУ | зам. дир. По УВР СОШ и зам. зав по ВМР ДОУ, педагоги | |||
Создание единой системы сопровождения семьи |
||||
«Родительский клуб» за руку с семьёй с участием родителей первоклассников | педагоги ДОУ и СОШ | |||
Акция «Письма из школы» - пожелания и рекомендации от родителей учеников начальной школы родителям дошкольников. | родители учеников СОШ, педагоги СОШ | |||
Родительский журнал «Дневник будущего первоклассника» | родители детей подготовительных к школе групп, педагоги ДОУ | ежемесячно |
||
Участие родителей во всех мероприятиях с детьми | педагоги ДОУ и СОШ | в течение реализации проекта |
||
Родительская конференция с педагогами ДОУ и школы; | родители, педагоги ДОУ и СОШ | январь 2017 |
||
Дискуссионная встреча родителей дошкольников и первоклассников с узкими специалистами | узкие специалисты ДОУ И СОШ | февраль 2017 |
||
Индивидуальные консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями; | педагоги ДОУ и СОШ | по запросу |
||
дни открытых дверей в ДОУ и СОШ | педагоги ДОУ И СОШ | март 2017 |
||
анкетирование, тестирование родителей «Родительская «готовность» к школе» | психологи ДОУ и СОШ | |||
образовательно - игровые и психологические тренинги и практикумы для родителей | узкие специалисты ДОУ и СОШ | |||
Создание условий для развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ и СОШ |
||||
Семинар-практикум «Преемственность ДОУ и СОШ в условиях реализации ФГОС» с темами: | ||||
Педагогическая диагностика как инструмент планирования образовательной деятельности (ОД) |
||||
ОД в разновозрастных группах |
||||
Формирование УУД (4 мероприятия с отработкой практических методов и форм работы с детьми в соответствии с классификацией УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные) |
||||
Компетентный родитель – условие успешной адаптации ребёнка к школе |
||||
Сотрудничество с узкими специалистами в рамках организации преемственности ДОУ и СОШ |
||||
Открытые просмотры ОД в ДОУ, с привлечением ассистентов-родителей |
||||
Открытые просмотры уроков в СОШ с привлечением ассистентов родителей |
||||
Организация совместной культурно-досуговой деятельности с детьми и родителями |
||||
Обеспечение преемственности учебно-методических комплектов за счёт части ООП, формируемой сотрудниками организации | ||||
Участие во всех мероприятиях проекта | в ходе реализации проекта |
|||
Аналитическая деятельность |
||||
Сравнительный мониторинг по результатам школьной адаптации | зам. зав. по ВМР ДОУ и зам. дир. по УВР СОШ | октябрь 2017 |
||
Изучение итогов анкетирования родителей | май 2017 |
Сроки
Название | Ответственные |
|
Сентябрь | Спортивные соревнования между детьми подготовительных групп и первоклассниками | |||
Октябрь | ||||
Ноябрь | ||||
Декабрь | ||||
Январь | ||||
Февраль | ||||
Март | ||||
Апрель | ||||
Май |
Проект создавался для выступления на курсах повышения квалификации.
1. Сам проект (актуальность, цели, задачи и т.д. - текст)
2. Реализация (план работы на год)
3. Результаты (этапы развития, результаты и перспективы развития)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Актуальность. Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы. Таким образом, преемственность должна строиться:
На учете возрастных и психологических особенностей детей 5 – 8 лет;
На единых целях воспитания и обучения детей;
На единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующих с выбранной образовательной программой.
Цели:
Создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
Обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
Создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
Увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.
Задачи:
Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.
Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.
Вид проекта : творческий смешанного типа.
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы-25 человек, выпускники детского сада (учащиеся 1 класса начальной школы ВСОШ № 2) - 20 человек, педагоги и специалисты ДОУ, учителя начальной школы, родители.
Этапы развития проекта:
Длительность: 1 год
Пояснительная записка.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.
Преемственность в работе школы и дошкольного учреждения, предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ, сложных звеньев, взаимный обмен опытом, дальнейший поиск оптимальных путей усовершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к занятиям, учебной деятельности
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс; увеличение потока информации; изменения, происходящие в нашем обществе, совершенствование содержания и повышение значимости образования; переход на обучение с шестилетнего возраста.
Результаты передового педагогического опыта убеждают в том, что эти требования закономерны, а выполнение их возможно, если учебно-воспитательная работа в детском саду и школе будет представлять единый развивающий процесс.
Преемственность - непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. (Советский философский словарь ) Преемственность - это не что иное, как опора на пройденное, использование и дальнейшее развитие имеющихся у детей знаний, умений и навыков, расширение и углубление этих знаний, осознание уже известного на новом, более высоком уровне. Преемственность дает возможность в комплексе решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи. Она выражается в том, что каждое низшее звено перспективно нацелено на требования последующего. Проблема преемственности в системе образования не нова. Еще К. Ушинский обосновал мысль о взаимоотношениях «подготовительного обучения» и «методического обучения в школе». А в рамках школьной реформы, предусматривающей переход к 12-летнему общему образованию начиная с шести лет, эта проблема стала очень актуальной. Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться.
Проблемы преемственности: «скачкообразное» изменение методов и содержания обучения; обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.
Решить проблемы преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи. В концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка.
Программы детского сада и начальной школы предусматривают преемственность в содержании по всем темам обучения грамоте, математике и письму. Принципы преемственности и непрерывности образовательного цикла в комплексе «детский сад-школа» программами предусмотрены. Однако если содержание школьного образования выстраивается в «школьной логике» - логике будущих школьных предметов, то практикуется обучение усложненным для дошкольников предметам, игнорируются объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для дошкольного возраста, назревает опасность таких негативных последствий, как потеря у детей интереса к учебе. Иногда, наоборот, дублирование целей, задач, форм и методов начальной школы в дошкольном учреждении может спровоцировать негативное отношение ребенка к данным предметам. Первое и главное требование начальной школы - сформированность у выпускников детского сада интереса к учебной деятельности, желания учиться, создание прочной базовой основы. Но школу не удовлетворяет формальное усвоение знаний и умений. Необходимо не только качество этих знаний, но и их осознанность, гибкость и прочность. Выпускники дошкольного учреждения должны осознанно, с пониманием сути явлений уметь использовать приобретенные знания и навыки не только в обычной, стереотипной, но и в измененной ситуации, в новых, необычных обстоятельствах (игра, труд и др.).
Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов в детском саду. Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях.
Чему нужно научить ребенка в детском саду, кроме программных требований к знаниям и умениям? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Необходимо учить подмечать закономерности, сходство и различие, давать упражнения, направленные на развитие внимания, наблюдательности, памяти, задания логического характера, которые тесно связаны с такими приемами логического мышления, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.
Успешность обучения детей в школе связана не только с наличием у дошкольников определенного объема знаний. Школьное обучение основные требования предъявляет прежде всего к умственной деятельности. В связи с этим уровень развития умственных способностей - один из важных факторов обучения детей в школе.
Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Поэтому нами для решения этих задач (проблем) была составлена программа преемственности детского сада и школы. Проект помогает обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования.
В течение ряда лет МБДОУ «Солнышко» и ВСОШ № 2 Высокогорского муниципального района РТ работают в тесном сотрудничестве. Вопрос преемственности доминирует в нашей совместной работе. Воспитатели детского сада и учителя начальной школы работают в одном методическом объединении (МО). На совместных заседаниях МО рассматриваются актуальные проблемы дошкольного и школьного образования, работает постоянный семинар-практикум по изучению передового педагогического опыта в вопросах обучения и воспитания учащихся, в системе организовано взаимопосещение занятий в подготовительной к школе группе детского сада и уроков в начальной школе. Положительный результат дает общение будущего учителя 1-го класса с группами дошкольников и их родителями. Традицией стало для учителей посещение, а затем и проведение собрания в ноябре в группе выпускников детского сада. Воспитатели детского сада, в свою очередь, не забывают о своих воспитанниках, постоянно следят за их успехами.
При выпуске из детского учреждения воспитатели детского сада дают полную психологическую характеристику на каждого ребенка и рекомендации учителю для дальнейшей работы. Такая работа позволяет положительно решать вопросы преемственности в работе детского сада и школы. Высокое качество знаний учащихся начальных классов свидетельствует о правильности выбранного пути.
Предварительный просмотр:
План работы по реализации проекта
«Преемственность в работе МБДОУ «Высокогорский детский сад «Солнышко» и МБОУ ВСОШ № 2 на 2011-2012 учебный год
№ п/п | Мероприятие | Сроки выполне-ния | Исполнители | Итоговый документ |
|
Согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и школы | Завуч школы, старший воспитатель детского сада | Сентябрь | Педагоги детского сада и школы | План по реализации преемственности |
|
Семинар «Изучение и анализ программ дошкольного звена и начальной школы и их стыковка» | сентябрь-октябрь | завуч начальных классов, старший воспитатель | Анализ программ |
||
Проведение праздника «День Знаний» | Педагоги детского сада | Музыкальный руководитель, старший воспитатель, воспитатели групп | Сценарий праздника «День знаний» |
||
Оформить уголки для игр в школу в группах | Дети МБДОУ | сентябрь | воспитатели групп | Атрибуты для игр |
|
День открытых дверей в школе для детей подготовительных групп и их родителей, воспитателей детского сада | Педагоги, дети, родители воспитанников | Октябрь | Администрация, педагоги школы | Выступление завуча начальных классов о работе школы |
|
Сделать подборку книг о школе. Оформить уголки книг «Читаем сами» | дети, родители воспитанников | Октябрь | воспитатели подготов. групп | ||
Организация в методическом кабинете выставки для воспитателей и родителей методической и педагогической литературы «Подготовка детей к школе» | Педагоги, родители воспитанников | Октябрь | Старший воспитатель | Аннотированный каталог по литературе |
|
Диагностика готовности к школе детей подготовительной группы | Дети подготовитель-ной к школе группы | Октябрь | Педагоги детского сада | ||
Посещение учителями начальных классов ВСОШ № 2 занятий по математике, обучению грамоте в детском саду | Учителя нач.школы, воспитатели | Ноябрь | Конспекты занятий, анализ проведения занятий |
||
Выступление на педагогическом совете «Итоги предварительной диагностики к школе детей подготовительной группы» | Заведующая, Старший воспитатель, Педагоги ДОУ | Октябрь | Статистическая справка по результатам предварительной диагностики готовности детей к школе. |
||
Оформление наглядного материала для родителей будущих первоклассников | Родители воспитанников | Ноябрь | Воспитатели подготовитель-ной к школе групы | Тематичес-кие папки |
|
Выступление первоклассников перед дошкольниками | Дети детского сада, первоклассники | Ноябрь (в дни школь-ных каникул» | Учителя начальных классов, воспитатели подготовитель-ной группы | Фоторепор-таж о выступле-нии |
|
Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Возрастные особенности детей, подготовка их к школе» | Администрация, Учитель начальной школы родители воспитанников | Ноябрь | Учитель начальной школы, Воспитатели подготовитель-ной к школе групы | ||
Беседы с детьми: «Если ты останешься дома один» (основы безопасности), «Зачем учиться в школе» | Дети и Воспитатели подготовитель-ной к школе групы | в течение года | воспитатели подготов. групп | Материалы для бесед |
|
Экскурсия детей подготовительной группы в школу (выставка детских рисунков «Мои впечатления о школе») | Дети, воспитатели, завуч, учителя начальной школы | Декабрь | Завуч, учителя начальной школы | Фоторепор-таж об экскурсии Альбом детских рисунков |
|
Анкетирование родителей детей предшкольного возраста | Администрация, родители | Декабрь | старший воспитатель | Анкеты Сводная справка по результатам анкетирова-ния |
|
Консультация для воспитателей «Мотивационная готовность детей к школе» | Старший воспитатель, воспитатели | Январь | Старший воспитатель | Материалы консультации |
|
«Новогоднее чудо» (Выставка рисунков и поделок ручного труда). Кружок «Юные волшебники» | школьники-выпускники ДОУ и воспитанники детского сада) | Январь | ст. воспитатель, завуч начальных классов | Фотоотчет |
|
Совместный физкультурный праздник | Дети подготовительной группы и первоклассники и родители | январь | Учителя начальных классов, воспитатели подготовительной группы | Конспект праздника |
|
Мониторинг готовности детей к школьному обучению | Дети подготовительных к школе групп | Февраль | Воспитатели подготовитель-ной к школе группы | Папка (результаты) диагностики детей подготовительной к школе группы |
|
Семинар-практикум (круглый стол) «Обмен опытом. Анализ и обсуждение уроков в школе и образовательной деятельности в детском саду». | Педагоги ДОУ и школы | Февраль | завуч начальных классов, ст. воспитатель | ||
Консультация: «Скоро в школу» | Родители подготовительной группы | Февраль | Воспитатели подготовительной группы | Материал для консультации (папка-передвижка) |
|
Заседание творческой групп по результатам мониторинга | Заведующая, Завуч начальной школы Старший воспитатель, Воспитатели подготовитель-ной группы | Март | Завуч начальной школы, старший воспитатель | Справка по результатам мониторин-га |
|
День открытых дверей в школе | Март | Завуч начальной школы, учителя начальной школы | План проведения дня открытых дверей |
||
Оформление карт здоровья на каждого ребёнка выпускника детского сада | Дети, родители, педагоги детского сада | Апрель | ст.медсестра д\с | Карты здоровья детей |
|
Собеседование с завучем начальных классов. Анализ успеваемости выпускников детского сада за учебный год | Старший воспитатель, Завуч начальной школы | Май | Завуч начальной школы | Справка «Анализ успеваемос-ти выпускников детского сада» |
|
Фотоальбом «Наши мамы и папы – школьники» альбом загадок, пословиц и поговорок школьной тематики иллюстрации «Все о школе» | Дети, родители, педагоги детского сада | Май | Воспитатели родители, педагоги детского сада | Фотоотчет Материалы |
|
Выпускной бал | Дети, родители, педагоги детского сада (приглашаются учителя начальной школы) | Май | Музыкальный руководитель, Воспитатели | Сценарий праздника «Выпуск в школу» |
Предварительный просмотр:
1 этап проекта – создание развивающей среды
В группе был создан уголок «Школьника»; уголок «Читаем сами», уголки для игр в школу в группах, картотека разнообразных игр, центр науки и экспериментирования, открыта детская лаборатория, которая оснащена необходимым материалами; подобрана картотека опытов. Немалую роль в подготовке ребенка к школе играет социально-нравственное воспитание: в группе созданы условия для социализации ребенка, обогащение представлений о стране, крае, городе, людях, их взаимоотношениях, социальных проявлениях: профессия, возраст, пол.
В пространстве группы выделено место, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении, так как от двигательной активности во многом зависит развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, настроение.
Игровая площадка обеспечивает условия для обогащения творческого потенциала, активизации механизмов самовыражения, сотворчества, импровизации и воображения.
2 этап – создание у дошкольников мотивации к обучению в школе
Реализация данного этапа проходит через чтение книг о школьной жизни, школьниках, их поступках, что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный запас, а так же показать школьную жизнь с интересной стороны. Экскурсии в школу.
3 этап – встречи с выпускниками и учителями
Традициями в нашем садике стали встречи с выпускниками, совместное проведение праздников, прогулок, посещение уроков, беседы будущих выпускников с учителями.
Дальнейшая реализация проекта привела к организации кружка «Юные волшебники». Дети, посещающие д/с и выпускники детского сада, а так же родители совместно изготавливают атрибуты для театральной деятельности, делают поделки, комбинируют их из природного, бросового материала. Каждое занятие кружка несет радость, не допускает скуку и переутомление.
Работая над проектом, я поняла, что родители стали занимать более активные позиции в осуществлении подготовке детей к школе. По их инициативе мы запланировали ряд мероприятий.
Результаты реализации проекта:
- Речь детей стала более связной, выразительной, расширился их словарный запас.
- Дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других.
- Они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать.
- У детей, родителей, выпускников появился интерес к сотрудничеству, партнерству.
- Адаптационный период у первоклассников прошел благоприятно.
- У учителя начальной школы появилась мотивация к взаимодействию с ДОУ.
Перспективы развития проекта:
Привлечение к работе в проекте специалистов школы: педагога-психолога
Предварительный просмотр:
1. Нельзя игнорировать объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для шестилетнего возраста.
3. Избегать резкого перехода к использованию новых методов и способов работы в процессе обучения малышей.
4. Использовать в своей работе дидактические, двигательные игры, игры-путешествия и т. д.
5. Постоянно поддерживать у учащихся интерес и стремление к занятиям, использовать разнообразные приемы стимулирования детей.
7. Создавать условия комфорта, доброжелательности, прививать любовь к школе.
8. Работать в тесном сотрудничестве с воспитателями, психологами, родителями детей.
Татьяна Егорова
Проект «Преемственность в работе детского сада и начальной школы»
Наш детский сад ведет работу по преемственности со школой уже не первый год . Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким , учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении , помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.
При поступлении в школу , важен уровень психологического развития ребёнка. Он становится школьником , когда имеет внутреннюю позицию, а это возможно, когда нет устойчивых страхов, связанных со школьной жизнью . Взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания этого возраста влияет на дальнейшее развитие ребёнка. Комфортность пребывания в школе не должна зависеть от организации системы обучения, поэтому преемственность между дошкольным и начальным звеном – одно из условий непрерывного образования ребёнка.
Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы , где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Актуальность
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – единение усилий работников детского сада и начальной школы . Одна из проблем подготовки детей, посещающих ДОУ, к школе состоит в том , что детские сады работают по разным программам, каждая из которых выдвигает свои показатели развития.
В результате показатель развития в разных программах не соотносятся друг с другом. Вместе с тем при поступлении в школу , ребенок подвергается проверке уровня его достижений по совершенно иным критериям, удобным для каждой конкретной школы и нередко завышенным. Кроме того, ребенок лишается возможности наиграться вволю в самый благодатный для игровой деятельности период. В школах нет возможности осуществлять индивидуальную программу обучения и коррекции ребенка с особенностями психического и физического здоровья.
Проблема : недостаточно разработана система преемственности детского сада и школы .
Вид проекта : информационно-практико-ориентированный
Тип проекта
По срокам реализации : долгосрочный
По целевой установке : образовательный
Участники проекта :
Дети подготовительной к школе группы ;
Выпускники детского сада (учащиеся 1 класса начальной школы ) ;
Педагоги и специалисты ДОУ;
Учителя начальной школы ;
Родители.
Цель : обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования .
Задачи :
Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях образовательного процесса;
Обеспечить психолого-педагогические условия, направленные на сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника ;
Создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной;
-выработать единую стратегию в работе с родителями ;
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
Этапы реализации проекта
Создание развивающей среды в группах :
- «Уголок школьника » ;
Уголок «Читаем сами» ;
Уголки для игр «в школу » ;
Картотека разнообразных игр;
Условия для социализации ребенка : обогащение представлений о стране, крае, городе, людях, их взаимоотношениях, социальных проявлениях (профессия, возраст, пол) ;
Игровая площадка для обогащения творческого потенциала, активизации механизмов самовыражения, сотворчества, импровизации и воображения, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении.
Создание у дошкольников мотивации к обучению в школе
Реализация данного этапа проходит через чтение книг о школьной жизни , школьниках , их поступках, что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный запас, а также показать школьную жизнь с интересной стороны. В апреле-месяце в школе проводится «День открытых дверей» . Экскурсии в школу – важный компонент мотивационной готовности к школе . Дети подготовительных групп знакомятся со школьными кабинетами , с работниками школы . Эти экскурсии носят познавательный характер, способствуют воспитанию у детей чувства патриотизма.
Встречи с выпускниками и учителями :
Выступление выпускников детского сада на школьных родительских собраниях для будущих первоклассников «Скоро в школу мы пойдём » ;
Проведение выпускного утренника в детском саду ;
Составление плана совместной работы ДОУ и школы на следующий учебный год.
Результаты реализации проекта :
Речь детей стала более связной, выразительной, расширился их словарный запас;
Дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других;
Они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать;
У детей, родителей, выпускников появился интерес к сотрудничеству, партнерству;
Адаптационный период у первоклассников прошел благоприятно;
У учителя начальной школы появилась мотивация к взаимодействию с ДОУ.
План работы по реализации проекта
«Преемственность в работе МБДОУ ЦРР – Детский сад №7 и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением предметов № 2»
№ Мероприятие Участники Сроки проведения
1. Согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и школы завуч школы , старший воспитатель детского сада
сентябрь
2. Семинар «Изучение и анализ программ дошкольного звена и начальной школы и их стыковка » завуч начальных классов , старший воспитатель
сентябрь-октябрь
Проведение праздника «День Знаний» дети старшей и подготовительной к школе групп , педагоги детского сада
4. Оформление уголков в группе для игры «Школа » дети и родители сентябрь
5. Подборка книг о школе . Оформление уголков книг «Читаем сами» дети и родители воспитанников октябрь
6. Организация в методическом кабинете выставки методической и педагогической литературы «Подготовка детей к школе »
педагоги, родители воспитанников
7. Диагностика готовности детей подготовительной группы к школе дети подготовительной к школе группы октябрь
8. Педагогический совет «Итоги предварительной диагностики к школе детей подготовительной группы» заведующая, старший воспитатель, педагоги ДОУ
9. Праздник «Золотая осень» учащиеся начальных классов и дети подготовительной к школе группы ноябрь
10. Посещение учителями начальных классов школы № 2 занятий по математике, обучению грамоте в детском саду учителя начальной школы , воспитатели
11. Оформление наглядного материала для родителей будущих первоклассников (стенды, папки-передвижки) воспитатели ноябрь
12. Концерт для
дошкольников учащиеся школы ноябрь
(в дни школьных каникул )
13. Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Скоро в школу » администрация, учитель начальной школы , родители воспитанников
14. Беседы «Если ты останешься дома один» (основы безопасности, «Зачем учиться в школе ?» дети и воспитатели подготовительной к школе группы
в течение года
15. Познавательный досуг с элементами кукольного театра «Дорожная азбука» (изучение правил дорожного движения) дети подготовительной к школе группы
16. Экскурсия детей подготовительной группы в школу дети , воспитатели, завуч, учителя начальной школы декабрь
17. Выставка детских рисунков «Мои впечатления о школе » дети подготовительной группы декабрь
18. Консультация для воспитателей «Мотивационная готовность детей к школе » старший воспитатель, воспитатели
19. «Новогоднее чудо» (выставка рисунков и поделок ручного труда) школьники -выпускники ДОУ и воспитанники детского сада
Физкультурный праздник «Юные олимпийцы» дети подготовительной группы, первоклассники и родители
21. Мониторинг готовности детей к школьному обучению дети подготовительных к школе групп
22. Семинар-практикум «Обмен опытом. Анализ и обсуждение уроков в школе и образовательной деятельности в детском саду ».
педагоги ДОУ и школы
23. Консультация : «Скоро в школу » родители подготовительной группы
24. Анкетирование родителей детей предшкольного возраста педагоги ДОУ, родители
25. Оформление карт здоровья на каждого ребёнка выпускника детского сада дети , родители, педагоги детского сада апрель
26. День открытых дверей в школе . Выступление детей на родительском собрании в школе «Скоро в школу мы пойдем » педагоги, дети подготовительной группы, родители воспитанников
Собеседование с завучем начальных классов . Анализ успеваемости выпускников детского сада за учебный год старший воспитатель, завуч начальной школы
28. Фотоальбом «Наши мамы и папы – школьники » ; альбом загадок, пословиц и поговорок школьной тематики ; иллюстрации «Все о школе »
дети, родители, педагоги детского сада
Выпускной утренник «Путешествие по стране Детства » дети, родители, педагоги детского сада (приглашаются учителя начальной школы )
Литература :
1. Должикова Р. А., Федосимов Г. М., Кулинич Н. Н., Ищенко И. П. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе », Москва, Школьная пресса , 2008.
2. Доскин В. А. Здоровье ребенка и его готовность к школе : пособие для родителей; под ред. В. А. Доскина. – М.: Просвещение, 2007.
3. «Поговорим о преемственности » , Р. Стеркина, «Обруч» , №1, 1997г.
4. «Преемственность : так в чем проблема?» , Е. Сербина, «Обруч» , №1, 1997г
5. «Преемственность как процесс воспитания и обучения ребенка»,- О. П. Миронова, «Управление дошкольным образовательным учреждением» №2, 2003г.
6. Преемственные связи ДОУ , школы и родителей будущих первоклассников : Методическое пособие / Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.