Baldur s gate андроид русская версия. Baldur’s Gate: Enhanced Editio – все та же игра из классики RPG. Интерфейс и управление

Каждый год производители видеокарт выпускают новые модели с улучшенными характеристиками и производительностью. Несмотря на это, предыдущие поколения видеоускорителей не теряют свою актуальность многие годы. Ярким примером видеокарты, вышедшей в 2014 году, но все еще пользующейся большим спросом, является Nvidia Geforce GTX 970.

Модель пополнила ряды видеокарт, которые без особых проблем справляются с современными задачами по запуску требовательных игр и программ.

Чтобы убедиться в актуальности видеокарты, нужно рассмотреть характеристики GTX 970 более подробно.

Объем памяти видеоускорителя – 4096 Мб GDDR5, частотой 1750 МГц и пропускной способностью памяти 224,3 Гбайт/с. Разрядности шины памяти составляет 256 бит.

Эта модель работает на основе микроархитектуры Maxwell и чипа GM204 с 28-нанометровым техпроцессом. Базовая частота GPU составляет 1050 МГц. Частота в режиме ускорения – 1178 МГц. Число установленных в видеоускорителе транзисторов – 5,2 млрд., текстурных блоков – 104.

Этих показателей мощности видеокарты вполне достаточно для того, чтобы справиться с запуском современных игр, требовательных к железу программ для обработки видео и изображений.

Обзор GTX 970

Рассмотрев технические параметры видеоускорителя, нужно определить оптимальный блок питания и процессор для GTX 970, максимально раскрывающие его потенциал.

В качестве чипа отличным выбором станут модели от компании Intel. Для получения максимальной производительности в играх подойдут чипы Intel Core i5 и выше.


Энергопотребление GTX 970 составляет 145 Вт. Для оптимальной работы компьютера в связке с этой видеокартой мощным процессором и большим объемом ОЗУ будут модели блоков питания от 400 Вт и более.

Нормальная рабочая температура видеокарты Nvidia GTX 970 составляет 80-85 градусов. Иногда этот показатель может доходить до 95 градусов, что не является поводом для беспокойства за целостность видеоускорителя. При увеличении этого показателя стоит задуматься над сменой заводской термопасты на новую.

На GTX 970 имеется 3 разъема – два DVI и один HDMI.

Какой блок питания нужен для GTX 970

При выборе блока питания следует обратить внимание на модель Corsair CX600 с объемом 500 Вт. Его мощности хватит для комфортной работы ПК в связке GTX 970 с процессором Intel Core i7 и объемом ОЗУ от 8 ГБ.

Как разогнать видеокарту

За увеличение производительности видеоускорителя отвечает разгон GTX 970. Он позволяет повысить количество FPS в играх и увеличить скорость работы с требовательными программами. Также благодаря этому возможен процесс майнинга на Geforce GTX 970.

Для обеспечения разгона необходимы три программы:

  1. Funmark – софт для проведения стресс-теста.
  2. MSI Afterburner – утилита позволяет увеличивать показатели видеокарты.
  3. GPU-Z – софт предназначен для мониторинга показателей.

В программе Afterburner нужно увеличить два показателя: Memory Clock, который отвечает за ядро графического процессора видеоускорителя, и Core Clock, ответственный за частоту памяти GPU.

Показатель Memory Clock нужно повысить до 1050-1100 MHz, в то время как Core Clock – до 2500 MHz. Увеличивать эти пункты необходимо постепенно, не более 50 MHz за один раз.

Следующий этап – это проведение стресс-теста через программу Funmark. Этот тест позволит выявить неполадки в работе видеокарты. В случае их обнаружения рекомендуется понизить показатели или вернуть их к стандартным.

Финальным аккордом разгона является мониторинг всех показателей в утилите GPU-Z.

Этих показателей увеличения производительности будет достаточно для комфортной работы видеоускорителя. С такими показателями мощности возможен майнинг криптовалюты на видеокарте Nvidia Geforce 970.

Какие игры потянет GTX 970

Для получения полной картины о видеокарте необходимо произвести ее тестирование в «боевых условиях». Тесты в играх GTX 970 показывают следующие результаты.

TES V: Skyrim. В игре, выпущенной в 2011 году, видеокарта показывает себя просто идеально. Минимальный показатель FPS на самых низких настройках составит 133 кадра в секунду. При запуске Skyrim в 2K разрешении это показатель понизился до 100 FPS, что совершенно не критично.

Grand Theft Auto 5. Запуск игры производится на ультра-настройках в формате FullHD. Средний показатель FPS составил 44 кадра в секунду, минимальный – 39 FPS в крупных экшен-сценах с обилием NPC.

Metro: Last Light. При запуске игры на максимальных настройках количество FPS находилось на стабильном показателе в 42 кадра. Заметных просадок, фризов или лагов не наблюдалось даже в самых тяжелых сценах с большим количеством перестрелок.

Battlefield 1. В режиме кампании на высоком качестве графики игра выдавала стабильные 40 FPS без фризов или лагов. В режиме онлайн-сражений этот показатель составлял 35-40 кадров, в зависимости от того, что происходит на экране в этот момент.

The Witcher 3. В формате FullHD и на высоких настройках количество кадров составляло 50. Показатель уменьшался в больших городах до 42. В остальном никаких просадок во время игры замечено не было.

Watch Dogs 2. Одна из самых требовательных игр на сегодняшний день из-за своей не самой лучшей оптимизации для ПК. При запуске WD 2 на средних настройках количество кадров составляло стабильные 30 пунктов. При увеличении качества графики до высоких этот показатель падал до 24 FPS, в некоторых местах появлялись небольшие фризы.

Assassin’s Creed: Origins. В новой игре от компании Ubisoft Geforce 970 показал себя очень неплохо. При среднем качестве графики в формате FullHD показатель FPS не понижался ниже отметки в 25 кадров. Такой результат является отличным показателем, ведь эта игра – одна из самых требовательных на рынке.

Dishonored 2. Видеоускоритель от Nvidia хорошо справился с запуском игры в FullHD на средне-высоких настройках. Минимальный показатель кадров составил 27. Никаких просадок, фризов или лагов во время игрового процесса обнаружено не было.

Rise of the Tomb Raider. Игра о приключениях знаменитой Лары Крофт запускалась на высоких графических настройках. Среднее количество FPS составило 33 кадра в секунду.

На основе этих тестов можно сделать вывод, что видеокарта, несмотря на год своего выпуска, все еще является отличным решением для современных игровых проектов.

Сравнение производителей

За выпуск GTX 970 на рынок отвечают несколько крупных компаний производителей. Чтобы определиться с выбором подходящего, нужно произвести сравнительный анализ модели.

Производитель Gigabyte GTX 970 Asus GTX 970 strix Palit Geforce GTX 970 Zotac Geforce GTX 970 MSI GTX 970 Gaming 4G
GPU GM204 GM204 GM204 GM204 GM204
Охлаждение DirectCU II DirectCU II DirectCU II DirectCU II DirectCU II
Техпроцесс 28 нм 28 нм 28 нм 28 нм 28 нм
Число транзисторов 5,2млрд, шт 5,2млрд, шт 5,2млрд, шт 5,2млрд, шт 5,2млрд, шт
Количество блоков растеризации 64 64 64 64 64
Площадь кристалла (мм2) 398 398 398 398 398
Число потоковых мультипроцессоров 1664 1664 1664 1664 1664
Объем видеопамяти (Мбайт) 4096 4096 4096 4096 4096
Тип видеопамяти GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5
Частота GPU (МГц) 1190 1114 1152 1076 1170
Предельная температура процессора (°С) 100 100 100 100 100
DirectX 12 12 12 12 12
Ширина шины 256 бит 256 бит 256 бит 256 бит 256 бит
Эффективная частота памяти 7000 Мбайт 7000 Мбайт 7000 Мбайт 7000 Мбайт 7000 Мбайт
Пропускная способность(Гбайт/c) 224 224 224 224 224
Цена GTX 970, руб. 21470 20605 22910 21611 23850

В среднем, стоимость видеокарты Nvidia Geforce GTX 970 в рублях составляет 21 000 руб. Основные отличия между производителями заключаются в частоте процессора.

Обновление драйверов

Скачать драйвера для видеокарты Nvidia Geforce GTX 970 пользователи могут на официальном сайте производителя. Обновление видеодрайверов позволяет увеличивать производительность в современных играх и программах.

Чтобы не пропускать выход новых версий, которые появляются каждые 2-3 месяца, можно установить специальную утилиту Geforce Expirience. Она оповещает пользователей о выходе новых драйверов и может в автоматическом режиме произвести обновление.


Gigabyte Geforce GTX 970 WindForce SuperOC 4096 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E
Параметр Значение Номинальное значение (референс)
GPU Geforce GTX 970 (GM204)
Интерфейс PCI Express x16
Частота работы GPU (ROPs), МГц 1178-1380 1050-1178
Частота работы памяти (физическая (эффективная)), МГц 1750 (7000) 1750 (7000)
Ширина шины обмена с памятью, бит 256
Число вычислительных блоков в GPU/частота работы блоков, МГц 13/1178-1380 13/1050-1178
Число операций (ALU) в блоке 128
Суммарное число операций (ALU) 1664
Число блоков текстурирования (BLF/TLF/ANIS) 104
Число блоков растеризации (ROP) 64
Размеры, мм 300×105×35 270×100×36
Количество слотов в системном блоке, занимаемые видеокартой 2 2
Цвет текстолита черный черный
Энергопотребление (пиковое в 3D/в режиме 2D/в режиме «сна»), Вт 159/68/21 147/62/22
Выходные гнезда 1×DVI (Dual-Link/HDMI), 1×DVI (Single-Link/HDMI), 1×HDMI 2.0, 3×DisplayPort 1.2 1×DVI (Dual-Link/HDMI), 1×HDMI 2.0, 3×DisplayPort 1.2
Поддержка многопроцессорной работы SLI
Максимальное количество приемников/мониторов для одновременного вывода изображения 4 4
Дополнительное питание: количество 8-контактных разъемов 1 Нет
Дополнительное питание: количество 6-контактных разъемов 1 2
Максимальное разрешение 2D: DP/HDMI/Dual-Link DVI/Single-Link DVI
Максимальное разрешение 3D: DP/HDMI/Dual-Link DVI/Single-Link DVI 3840×2400/3840×2400/2560×1600/1920×1200

Комплектация локальной памятью

Картa имеeт 4096 МБ памяти GDDR5 SDRAM, размещенной в 8 микросхемах по 4 Гбит (по 4 на каждой стороне PCB).

В качестве синтетических тестов DirectX 11 мы использовали примеры из пакетов SDK компаний Microsoft и AMD, а также демонстрационную программу Nvidia. Во-первых, это HDRToneMappingCS11.exe и NBodyGravityCS11.exe из комплекта DirectX SDK (February 2010) . Мы взяли и приложения обоих производителей видеочипов: Nvidia и AMD. Из ATI Radeon SDK были взяты примеры и (они также есть и в DirectX SDK). Дополнительно использовалась демонстрационная программа компании Nvidia - , также известная, как Island11.

Синтетические тесты проводились на следующих видеокартах:

  • Geforce GTX 970 GTX 970 )
  • Geforce GTX 980 со стандартными параметрами (сокращенно GTX 980 )
  • Geforce GTX 770 со стандартными параметрами (сокращенно GTX 770 )
  • Radeon R9 290X со стандартными параметрами (сокращенно R9 290X )
  • Radeon R9 290 со стандартными параметрами (сокращенно R9 290 )

Для анализа производительности новой модели видеокарты Geforce GTX 970 нами были выбраны эти решения по следующим причинам. Geforce GTX 980 также является новейшей моделью компании Nvidia на базе того же графического процессора GM204, но в полной конфигурации, и будет интересно оценить разницу между ними. А из предыдущего семейства для сравнения была взята модель Geforce GTX 770, которая является предшественницей рассматриваемой новинки в этом же сегменте, и основана на графическом процессоре GK104, схожем по позиционированию с GM204, но с предыдущей архитектурой Kepler.

От конкурирующей компании AMD для нашего сравнения мы выбрали две видеокарты, основанные на одинаковом графическом процессоре - Hawaii, но отличающиеся по скорости. Плата Radeon R9 290 является главным ценовым конкурентом для Geforce GTX 970, и мы сравним их с рыночной точки зрения, ну а Radeon R9 290X будет тем решением, к которому нужно стремиться новинке в идеале, хотя эта видеокарта AMD заметно дороже и потребляет куда больше энергии.

Direct3D 10: тесты пиксельных шейдеров PS 4.0 (текстурирование, циклы)

Мы отказались от устаревших тестов DirectX 9, так как все мощные решения отличаются в них не слишком показательными результатами, будучи серьёзно ограничены ПСП, филлрейтом или текстурированием. К тому же, некоторые из видеокарт некорректно работают в таких приложениях, а Nvidia и вовсе давно перестала заниматься оптимизацией D3D9-приложений.

Во вторую версию RightMark3D вошли два уже знакомых нам теста PS 3.0 под Direct3D 9, которые были переписаны под DirectX 10, а также еще два новых теста. В первую пару добавились возможности включения самозатенения и шейдерного суперсэмплинга, что дополнительно увеличивает нагрузку на видеочипы.

Данные тесты измеряют производительность выполнения пиксельных шейдеров с циклами при большом количестве текстурных выборок (в самом тяжелом режиме до нескольких сотен выборок на пиксель) и сравнительно небольшой загрузке ALU. Иными словами, в них измеряется скорость текстурных выборок и эффективность ветвлений в пиксельном шейдере.

Первым тестом пиксельных шейдеров будет Fur. При самых низких настройках в нем используется от 15 до 30 текстурных выборок из карты высот и две выборки из основной текстуры. Режим Effect detail - «High» увеличивает количество выборок до 40-80, включение «шейдерного» суперсэмплинга - до 60-120 выборок, а режим «High» совместно с SSAA отличается максимальной «тяжестью» - от 160 до 320 выборок из карты высот.

Проверим сначала режимы без включенного суперсэмплинга, они относительно просты, и соотношение результатов в режимах «Low» и «High» должно быть примерно одинаковым.

Производительность в тесте зависит от количества и эффективности блоков TMU, влияет также и эффективность выполнения сложных программ. А в варианте без суперсэмплинга дополнительное влияние на производительность оказывает еще и эффективный филлрейт и пропускная способность памяти. Результаты при детализации уровня «High» получаются до полутора раза ниже, чем при «Low».

В задачах процедурной визуализации меха с большим количеством текстурных выборок, с выпуском видеочипов на базе архитектуры GCN компания AMD вырвалась вперед по производительности, и сейчас платы Radeon являются лидерами в этих сравнениях, что говорит о значительно более высокой эффективности выполнения ими этих программ. Такой вывод подтверждается и сегодняшним сравнением - представленная недавно видеокарта Nvidia проиграла обоим конкурентам от AMD, в том числе своему главному сопернику в лице Radeon R9 290.

В первом нашем тесте новая видеоплата модели Geforce GTX 970 оказалась явно побыстрее своего ценового аналога из предыдущего поколения в виде GTX 770, но преимущество не очень большое. Результат объясним более эффективным исполнением данной задачи новым GPU и заметно большей скоростью заполнения, так как скорость текстурирования у GTX 970 не слишком высока. Отставание в 16% от GTX 980 говорит в пользу упора в производительность блоков TMU и ALU.

Посмотрим на результат этого же теста, но с включенным «шейдерным» суперсэмплингом, увеличивающим работу в четыре раза: возможно, в такой ситуации что-то изменится, и ПСП с филлрейтом будут влиять меньше:

В изменившихся условиях новая видеокарта Geforce GTX 970 также опережает аналогичную модель из предыдущего поколения - GTX 770, оказываясь между последней и GTX 980. От своего более производительного собрата на GM204 она отстаёт на 15-18%, а отставание от главного ценового конкурента в виде Radeon R9 290 лишь увеличилось - в подобных вычислениях чипы компании AMD явно сильны, так как они предпочитают попиксельные вычисления.

Следующий DX10-тест измеряет производительность исполнения сложных пиксельных шейдеров с циклами при большом количестве текстурных выборок и называется Steep Parallax Mapping. При низких настройках он использует от 10 до 50 текстурных выборок из карты высот и три выборки из основных текстур. При включении тяжелого режима с самозатенением число выборок возрастает в два раза, а суперсэмплинг увеличивает это число в четыре раза. Наиболее сложный тестовый режим с суперсэмплингом и самозатенением выбирает от 80 до 400 текстурных значений, то есть в восемь раз больше по сравнению с простым режимом. Проверяем сначала простые варианты без суперсэмплинга:

Второй пиксель-шейдерный тест Direct3D 10 интереснее с практической точки зрения, так как разновидности parallax mapping широко применяются в играх, а тяжелые варианты, вроде steep parallax mapping, давно используются во многих проектах, например в играх серий Crysis и Lost Planet. Кроме того, в нашем тесте, помимо суперсэмплинга, можно включить самозатенение, увеличивающее нагрузку на видеочип еще примерно в два раза - такой режим называется «High».

Диаграмма очень похожа на предыдущую (также без включения суперсэмплинга), и в этот раз новая Geforce GTX 970 оказалась ближе к GTX 980, чем к GTX 770. Новинка продолжает заметно опережать модель предыдущего поколения от Nvidia, а старшей проигрывает уже чуть меньше - 14%. Похоже, что новый графический процессор Nvidia в пиксельных шейдерах справляется с работой лучше предыдущих решений.

Ну а если брать сравнение с видеокартами AMD, то в этом случае все примерно так же, как и было ранее в прошлом тесте. Новинка GTX 970 уступает и Radeon R9 290X и R9 290, хотя подобралась к своему ценовому конкуренту несколько ближе. Посмотрим, что изменит включение суперсэмплинга:

При включении суперсэмплинга и самозатенения задача получается еще более тяжелой и совместное включение сразу двух опций увеличивает нагрузку на карты почти в восемь раз, вызывая серьезное падение производительности. Разница между скоростными показателями протестированных видеокарт немного изменилась, включение суперсэмплинга сказывается меньше, чем в предыдущем случае.

Оба графических решения AMD Radeon и в этом D3D10-тесте пиксельных шейдеров работают явно эффективнее, по сравнению с конкурирующими платами Geforce, но новый чип GM204 слегка изменил ситуацию в лучшую сторону - представленная ранее вторая из топовых плат Geforce GTX 970 на втором чипе архитектуры Maxwell стала заметно быстрее предшествующей Geforce GTX 770 и в самых сложных условиях отстаёт от соперничающей с ней Radeon R9 290 лишь на 10%.

Direct3D 10: тесты пиксельных шейдеров PS 4.0 (вычисления)

Следующая пара тестов пиксельных шейдеров содержит минимальное количество текстурных выборок для снижения влияния производительности блоков TMU. В них используется большое количество арифметических операций, и измеряют они именно математическую производительность видеочипов, скорость выполнения арифметических инструкций в пиксельном шейдере.

Первый математический тест - Mineral. Это тест сложного процедурного текстурирования, в котором используются лишь две выборки из текстурных данных и 65 инструкций типа sin и cos.

Результаты предельных математических тестов чаще всего лишь примерно соответствуют разнице по частотам и количеству вычислительных блоков, так как на результаты влияет и разная эффективность их использования в конкретных задачах, и оптимизация драйверов, и новейшие системы управления частотами и питанием, и даже упор в ПСП, особенно в случае быстрейших решений. В случае теста Mineral, новая модель Geforce GTX 970 оказалась заметно быстрее платы GTX 770 из предыдущего поколения, которую заменила в линейке компании Nvidia. А от старшей GTX 980 она отстаёт всего лишь на 12%.

Мало того, даже сравнение Geforce GTX 970 с конкурирующей с ней платой от компании AMD, оказывается в пользу первой! Обновление архитектуры Nvidia с Kepler до Maxwell привело к тому, что их новый чип в таких тестах даже имеет преимущество перед конкурирующими решениями от AMD. В этом математическом тесте конкурирующая с новинкой по цене видеокарта Radeon R9 290 оказалась чуть-чуть, но всё же позади, что можно назвать отличным результатом для второй платы на чипе GM204.

Рассмотрим второй тест шейдерных вычислений, который носит название Fire. Он тяжелее для ALU, и текстурная выборка в нем только одна, а количество инструкций типа sin и cos увеличено вдвое, до 130. Посмотрим, что изменилось при увеличении нагрузки:

Да и во втором нашем математическом тесте из RigthMark мы видим примерно такие же результаты видеокарт относительно друг друга - разница между тестами получилась несущественной. Так, новая Geforce GTX 970 всё так же сильно опережает GTX 770, отставая от GTX 980 на те же 12%. Да и Radeon R9 290 всё так же, хоть и чуть-чуть, но всё же отстаёт от новинки производства Nvidia. В тестах пиковой математической производительности новый видеочип Nvidia показывает себя просто отлично!

Direct3D 10: тесты геометрических шейдеров

В пакете RightMark3D 2.0 есть два теста скорости геометрических шейдеров, первый вариант носит название «Galaxy», техника аналогична «point sprites» из предыдущих версий Direct3D. В нем анимируется система частиц на GPU, геометрический шейдер из каждой точки создает четыре вершины, образующие частицу. Аналогичные алгоритмы должны получить широкое использование в будущих играх под DirectX 10.

Изменение балансировки в тестах геометрических шейдеров не влияет на конечный результат рендеринга, итоговая картинка всегда абсолютно одинакова, изменяются лишь способы обработки сцены. Параметр «GS load» определяет, в каком из шейдеров производятся вычисления - в вершинном или геометрическом. Количество вычислений всегда одинаково.

Рассмотрим первый вариант теста «Galaxy», с вычислениями в вершинном шейдере, для трех уровней геометрической сложности:

Соотношение скоростей при разной геометрической сложности сцен примерно одинаковое для всех решений, производительность соответствует количеству точек, с каждым шагом падение FPS близкое к двукратному. Задача эта для мощных современных видеокарт очень простая, и производительность в ней ограничена скоростью обработки геометрии, а иногда и пропускной способностью памяти и/или филлрейтом.

Разница между результатами видеокарт на чипах Nvidia и AMD обусловлена отличиями в геометрических конвейерах чипов этих компаний, и она весьма заметна. Если в предыдущих тестах с пиксельными шейдерами платы AMD справлялись с работой не хуже, а то и лучше решений Nvidia, то первые же тесты геометрии показывают, что в таких задачах платы Nvidia весьма конкурентоспособны.

Свежая модель видеокарты Geforce GTX 970 опережает аналогичную GTX 770 из предыдущего поколения чуть ли не вдвое, а отставание от GTX 980 на таком же чипе составляет уже привычные 15-16%. Видеокарты Radeon в этот раз сильно отстают, и это можно объяснить тем, что геометрическая производительность у графических процессоров компании AMD хуже, чем у Nvidia. Особенно отличился новый GM204, который справляется с работой заметно быстрее чем даже GK110. Посмотрим, как изменится ситуация при переносе части вычислений в геометрический шейдер:

При изменении нагрузки в этом тесте цифры слегка улучшились и для плат AMD и для решений Nvidia, но разница невелика и ничего особенно не меняет. Видеокарты в этом тесте геометрических шейдеров слабо реагируют на изменение параметра GS load, отвечающего за перенос части вычислений в геометрический шейдер, поэтому и выводы остаются прежними.

Плата Nvidia на базе урезанного графического процессора архитектуры Maxwell более чем в полтора раза быстрее аналогичной модели предыдущего поколения, от GTX 980 отстаёт на 13-14%, ну а оба решения конкурента (Radeon R9 290X и R9 290) остаются далеко позади.

К сожалению, «Hyperlight» - второй тест геометрических шейдеров, демонстрирующий использование сразу нескольких техник: instancing, stream output, buffer load, в котором используется динамическое создание геометрии при помощи отрисовки в два буфера, а также новая возможность Direct3D 10 - stream output, на всех современных видеокартах компании AMD просто не работает. В какой-то момент очередное обновление драйверов Catalyst привело к тому, что данный тест перестал запускаться на платах этой компании, и эта ошибка не исправлена вот уже несколько лет. Так что рассматриваем в этом тесте только результаты видеокарт Nvidia:

Тут мы видим примерно то же самое, что и в тесте Galaxy - вторая видеоплата на чипе GM204 всё так же быстрее GTX 770, хотя разница между ними уже сократилась, а отставание от Geforce GTX 980 снизилось до 6-9%. Возможно, в тяжёлом режиме что-то изменится:

В таких условиях результаты разных видеокарт компании Nvidia изменились, и разница между GTX 980 и GTX 970 увеличилась до 10-13%. Новая Geforce GTX 970 хоть и быстрее подобной же платы из прошлого поколения в виде Geforce GTX 770, но отставание последней уже явно меньше. В любом случае, новинка показала себя очень неплохо, она весьма эффективно справляется с различными программами на основе геометрических шейдеров.

Direct3D 10: скорость выборки текстур из вершинных шейдеров

В тестах «Vertex Texture Fetch» измеряется скорость большого количества текстурных выборок из вершинного шейдера. Тесты схожи, по сути, так что соотношение между результатами карт в тестах «Earth» и «Waves» должно быть примерно одинаковым. В обоих тестах используется displacement mapping на основании данных текстурных выборок, единственное существенное отличие состоит в том, что в тесте «Waves» используются условные переходы, а в «Earth» - нет.

Рассмотрим первый тест «Earth», сначала в режиме «Effect detail Low»:

Наши предыдущие исследования показали, что на результаты этого теста может влиять и филлрейт и пропускная способность памяти, что особенно хорошо заметно в простом режиме. Новая топовая видеокарта компании Nvidia в нём показывает скорость выше, чем аналогичная по рыночному позиционированию плата GTX 770 из предыдущего поколения, а в лёгком режиме явно упирается в ПСП. Отставание от старшей GTX 980 составило 6-9%.

Главный ценовой конкурент новинки в виде Radeon R9 290 в этот раз немного опережает плату от Nvidia, особенно в лёгком режиме. Разница в остальных двух режимах не слишком велика, а в самом сложном она составляет лишь 4%. Посмотрим на производительность в этом же тесте с увеличенным количеством текстурных выборок:

Ситуация на диаграмме заметно изменилась, решения компании AMD в тяжелых режимах потеряли явно больше, чем платы Geforce, и значительно. Новая видеоплата Geforce GTX 970 показала скорость выше, чем оба конкурента (за исключением самого лёгкого режима, где она упёрлась в пропускную способность памяти). Если же сравнивать новинку с решением этой же компании из предыдущего поколения, то GTX 970 опережает плату GTX 770 с хорошим запасом. Ну а отставание от GTX 980 составляет привычные 6-8%.

Рассмотрим результаты второго теста текстурных выборок из вершинных шейдеров. Тест «Waves» отличается меньшим количеством выборок, зато в нем используются условные переходы. Количество билинейных текстурных выборок в данном случае до 14 («Effect detail Low») или до 24 («Effect detail High») на каждую вершину. Сложность геометрии изменяется аналогично предыдущему тесту.

Результаты во втором тесте вершинного текстурирования «Waves» не слишком похожи на то, что мы видели на предыдущих диаграммах. Скоростные показатели всех Geforce в этом тесте сильно ухудшились, и хотя новая модель Nvidia Geforce GTX 970 чуть быстрее GTX 770, но разница мизерная, а старшей модели GTX 980 новинка проигрывает и вовсе до 19%. Если сравнивать её с конкурентами, то обе платы серии Radeon R9 290 смогли показать лучшую производительность в этом тесте. Рассмотрим второй вариант этой же задачи:

С усложнением задачи во втором тесте текстурных выборок скорость всех решений стала ниже, и больше всего пострадали видеокарты Nvidia. В выводах меняется не слишком многое, но новая модель Geforce GTX 970 отстаёт от GTX 980 уже целых 17-23%, да и в сравнении её с предшественницей из серии Geforce GTX 700, новинка проигрывает - дело явно в недостаточной скорости текстурирования. А уж стоящей те же деньги Radeon R9 290 новинка от Nvidia уступила в этом тесте и вовсе чуть ли не вдвое.

3DMark Vantage: тесты Feature

Синтетические тесты из пакета 3DMark Vantage покажут нам то, что мы ранее упустили. Feature тесты из этого тестового пакета обладают поддержкой DirectX 10 и интересны тем, что отличаются от наших и до сих пор актуальны. При анализе результатов видеокарты модели Geforce GTX 970 в этом пакете мы сделаем какие-то новые и полезные выводы, ускользнувшие от нас в тестах из пакетов семейства RightMark. Feature Test 1: Texture Fill

Первый тест измеряет производительность блоков текстурных выборок. Используется заполнение прямоугольника значениями, считываемыми из маленькой текстуры с использованием многочисленных текстурных координат, которые изменяются каждый кадр.

Эффективность видеокарт AMD и Nvidia в текстурном тесте компании Futuremark достаточно высока и итоговые цифры разных моделей близки к соответствующим теоретическим параметрам. Увы, но разница в скорости между GTX 970 и GTX 770 в пользу решения предыдущего поколения, что легко объяснимо теоретически - у новинки меньше блоков TMU. Если сравнивать GTX 970 с GTX 980, то рассматриваемая сегодня модель на основе урезанного чипа GM204 в текстурировании уступает 16%, что меньше теоретической разницы.

Что же касается сравнения скорости текстурирования новой топовой видеоплаты Nvidia с аналогичным по цене решением конкурента, то тут новинка также уступает своему главному сопернику по ценовой нише - Radeon R9 290, причём очень сильно. Всё-таки сравнительно малое количество текстурных блоков в GM204 высокой частотой работы GPU не перекрыть. Feature Test 2: Color Fill

Вторая задача - тест скорости заполнения. В нем используется очень простой пиксельный шейдер, не ограничивающий производительность. Интерполированное значение цвета записывается во внеэкранный буфер (render target) с использованием альфа-блендинга. Используется 16-битный внеэкранный буфер формата FP16, наиболее часто используемый в играх, применяющих HDR-рендеринг, поэтому такой тест является вполне своевременным.

Цифры второго подтеста 3DMark Vantage показывают производительность блоков ROP, иногда - с учетом величины пропускной способности видеопамяти (т. н. «эффективный филлрейт»), поэтому тест измеряет пропускную способность и/или производительность ROP, и в этот раз похоже на второе. Результат у рассматриваемой сегодня топовой платы Geforce GTX 970 намного (более чем в полтора раза) лучше, чем у GTX 770, а старшей GTX 980 новинка уступила тоже немало - 17%.

Если сравнивать скорость заполнения сцены новой видеокартой Geforce GTX 970 с видеокартами AMD, то рассматриваемая нами сегодня плата в этом тесте показывает скорость заполнения сцены, превышающую ту, на которую способны и идентичная по цене Radeon R9 290 и даже более дорогая Radeon R9 290X - всё-таки оптимизации по эффективности сжатия данных буфера кадра и большое количество блоков ROP сделали своё дело. Feature Test 3: Parallax Occlusion Mapping

Один из самых интересных feature-тестов, так как подобная техника уже используется в играх. В нем рисуется один четырехугольник (точнее, два треугольника) с применением специальной техники Parallax Occlusion Mapping, имитирующей сложную геометрию. Используются довольно ресурсоемкие операции по трассировке лучей и карта глубины большого разрешения. Также эта поверхность затеняется при помощи тяжелого алгоритма Strauss. Это тест очень сложного и тяжелого для видеочипа пиксельного шейдера, содержащего многочисленные текстурные выборки при трассировке лучей, динамические ветвления и сложные расчеты освещения по Strauss.

Этот тест из пакета 3DMark Vantage отличается от проведенных нами ранее тем, что результаты в нем зависят не исключительно от скорости математических вычислений, эффективности исполнения ветвлений или скорости текстурных выборок, а от нескольких параметров одновременно. Для достижения высокой скорости в этой задаче важен верный баланс GPU, а также эффективность выполнения сложных шейдеров.

В данном случае, важны и математическая и текстурная производительность, и в этой «синтетике» из 3DMark Vantage новая плата Geforce GTX 970 оказалась почти на 40% быстрее своего аналога на базе графического процессора архитектуры Kepler, хотя и уступила 17% плате GTX 980 на основе такого же чипа GM204, но в полноценной его версии.

Новинка немного (13%) проигрывает и своему сопернику по цене в виде AMD Radeon R9 290, что объясняется тем, что графические процессоры производства компании AMD в этой задаче работают весьма эффективно, ну а теперь и новые платы на базе графического процессора GM204 подобрались к Radeon на близкое расстояние. Feature Test 4: GPU Cloth

Четвертый тест интересен тем, что рассчитывает физические взаимодействия (имитация ткани) при помощи видеочипа. Используется вершинная симуляция, при помощи комбинированной работы вершинного и геометрического шейдеров, с несколькими проходами. Используется stream out для переноса вершин из одного прохода симуляции к другому. Таким образом, тестируется производительность исполнения вершинных и геометрических шейдеров и скорость stream out.

Скорость рендеринга в этом тесте также зависит сразу от нескольких параметров, и основными факторами влияния должны бы являться производительность обработки геометрии и эффективность выполнения геометрических шейдеров. То есть, сильные стороны чипов Nvidia должны были проявиться именно тут, но нет - все платы Nvidia показали не слишком высокую (и одинаковую!) скорость. В результате, новая модель Geforce GTX 970 показала результат примерно на одном уровне с GTX 770 и GTX 980 - тут что-то явно не так.

Сравнение с платами Radeon в этом тесте приводит к понятным выводам - несмотря на меньшее количество геометрических исполнительных блоков и отставание по геометрической производительности, по сравнению с конкурирующими решениями Nvidia, обе платы Radeon в этом тесте работают весьма эффективно и обгоняют все три платы Geforce, представленные в сравнении. Feature Test 5: GPU Particles

Тест физической симуляции эффектов на базе систем частиц, рассчитываемых при помощи видеочипа. Также используется вершинная симуляция, каждая вершина представляет одиночную частицу. Stream out используется с той же целью, что и в предыдущем тесте. Рассчитывается несколько сотен тысяч частиц, все анимируются отдельно, также рассчитываются их столкновения с картой высот.

Аналогично одному из тестов нашего RightMark3D 2.0, частицы отрисовываются при помощи геометрического шейдера, который из каждой точки создает четыре вершины, образующие частицу. Но тест больше всего загружает шейдерные блоки вершинными расчетами, также тестируется stream out.

Во втором «геометрическом» тесте из 3DMark Vantage ситуация серьёзно изменилась, в этот раз новая модель Geforce GTX 970 работает заметно лучше - новинка на 23% быстрее своего предшественника в лице GTX 770, и на 14% отстаёт от старшего варианта GTX 980.

Сравнение новинки Nvidia с конкурирующими видеокартами компании AMD в этот раз куда более позитивное, ведь обе платы от компании-соперника показывают чуть худшие результаты, новинка опережает Radeon R9 290 на 5%, и даже более дорогая модель в виде Radeon R9 290X также совсем чуть-чуть отстала. В итоге: платы на чипах AMD лучше выполняют синтетический тест имитации тканей из тестового пакета 3DMark Vantage, а за Nvidia остаётся тест с расчётом частиц, хотя в обеих задачах используются геометрические шейдеры. Feature Test 6: Perlin Noise

Ну и последний feature-тест пакета Vantage является математически-интенсивным тестом видеочипа, он рассчитывает несколько октав алгоритма Perlin noise в пиксельном шейдере. Каждый цветовой канал использует собственную функцию шума для большей нагрузки на видеочип. Perlin noise - это стандартный алгоритм, часто применяемый в процедурном текстурировании, он использует много математических вычислений.

В этом случае производительность решений не полностью соответствует теории, но она близка к тому, что мы видели в других математических тестах. В математическом тесте из пакета компании Futuremark, показывающем пиковую производительность видеочипов в предельных задачах, мы видим отличающееся распределение результатов, по сравнению с аналогичными тестами из нашего тестового пакета. Главным отличием стало то, что результат новинки Geforce GTX 970 теперь ниже, чем у Radeon R9 290.

Видеочипы компании AMD с архитектурой GCN до сих пор справляются с подобными задачами лучше конкурента, особенно в тех случаях, когда выполняется интенсивная «математика». Вторая модель компании Nvidia из семейства Geforce GTX 900 в этом тесте показала неплохой результат, обогнав Geforce GTX 770 аж на 42% и отстав от GTX 980 лишь на 13% (при несколько большей теоретической разнице), но этого не хватило, чтобы догнать Radeon R9 290, являющийся главным соперником новинки по цене. Разница между ними оказалась порядка 10%, в пользу решения AMD.

Direct3D 11: Вычислительные шейдеры

Чтобы протестировать анонсированное сегодня решение компании Nvidia в задачах, использующих такие возможности DirectX 11, как тесселяция и вычислительные шейдеры, мы воспользовались примерами из пакетов для разработчиков (SDK) и демонстрационными программами компаний Microsoft, Nvidia и AMD.

Сначала мы рассмотрим тесты, использующие вычислительные (Compute) шейдеры. Их появление - одно из наиболее важных нововведений в последних версиях DX API, они уже используются в современных играх для выполнения различных задач: постобработки, симуляций и т. п. В первом тесте показан пример HDR-рендеринга с tone mapping из DirectX SDK, с постобработкой, использующей пиксельные и вычислительные шейдеры.

Скорость расчетов в вычислительном и пиксельном шейдерах для всех плат AMD и Nvidia давно уже приблизительно одинаковая, отличия наблюдались только у видеокарт на основе GPU предыдущих архитектур. Судя по нашим предыдущим тестам, результаты в задаче порой зависят не столько от математической мощи и эффективности вычислений, сколько от других факторов, вроде пропускной способности памяти и производительности блоков ROP.

В данном случае скорость видеокарт всё же зависит больше всего именно от математической производительности. Новая плата от компании Nvidia в этом тесте немного впереди своей предшественницы в лице Geforce GTX 770, и уступает GTX 980 лишь 12%, что объяснимо теорией. Если сравнивать Geforce GTX 970 с прямым ценовым конкурентом в лице Radeon R9 290, то рассматриваемая сегодня плата калифорнийской компании отстаёт от него ещё немного больше.

Второй тест вычислительных шейдеров также взят из Microsoft DirectX SDK, в нем показана расчетная задача гравитации N тел (N-body) - симуляция динамической системы частиц, на которую воздействуют физические силы, такие как гравитация.

В этом тесте чаще всего наблюдается упор в скорость исполнения сложных математических вычислений, обработки геометрии и эффективность выполнения кода с ветвлениями. И во втором DX11-тесте расклад сил между решениями двух разных компаний получился совершенно иной.

Решения компании Nvidia в этот раз явно сильнее, чем платы соперника, а Geforce GTX 970 удивила большим отставанием от старшей модели - она аж на 27% медленнее старшей сестры GTX 980. Похоже, что сказываются серьёзно урезанные возможности по геометрической и математической производительности.

Direct3D 11: Производительность тесселяции

Вычислительные шейдеры очень важны, но еще одним важным нововведением в Direct3D 11 считается аппаратная тесселяция. Мы очень подробно рассматривали ее в своей теоретической статье про Nvidia GF100. Тесселяцию уже довольно давно начали использовать в DX11-играх, таких как STALKER: Зов Припяти, DiRT 2, Aliens vs Predator, Metro Last Light, Civilization V, Crysis 3, Battlefield 3 и других. В некоторых из них тесселяция используется для моделей персонажей, в других - для имитации реалистичной водной поверхности или ландшафта.

Существует несколько различных схем разбиения графических примитивов (тесселяции). Например, phong tessellation, PN triangles, Catmull-Clark subdivision. Так, схема разбиения PN Triangles используется в STALKER: Зов Припяти, а в Metro 2033 - Phong tessellation. Эти методы сравнительно быстро и просто внедряются в процесс разработки игр и существующие движки, поэтому и стали популярными.

Первым тестом тесселяции будет пример Detail Tessellation из ATI Radeon SDK. В нем реализована не только тесселяция, но и две разные техники попиксельной обработки: простое наложение карт нормалей и parallax occlusion mapping. Что ж, сравним DX11-решения AMD и Nvidia в различных условиях:

В тесте простого бампмаппинга скорость плат не так уж важна, так как эта задача давно стала слишком легкой и производительность упирается в ПСП или филлрейт. Сегодняшний герой обзора незначительно превосходит предшествующую модель Geforce GTX 770, уступая GTX 980 более 20%, а схожее с новинкой по цене решение конкурента в виде Radeon R9 290 явно быстрее всех.

Во втором подтесте с более сложными попиксельными расчетами новинка всё так же быстрее модели Geforce GTX 770, уступает GTX 980 на полноценном GM204 около 17%, и снова заметно отстаёт от конкурирующей Radeon R9 290. Всё-таки эффективность выполнения математических вычислений в пиксельных шейдерах у чипов архитектуры GCN выше, чем у Kepler, хотя Maxwell и улучшил позиции решений Nvidia.

В подтесте с применением лёгкой степени тесселяции, новая плата Nvidia почти наравне с моделью предыдущего поколения Geforce GTX 770, а топовая GTX 980 на 18% быстрее. Если сравнивать новинку с единственной платой производства AMD, то она всё так же серьёзно уступает, так как в этом тесте тесселяции разбиение треугольников весьма умеренное и скорость не упирается в производительность блоков обработки геометрии.

Вторым тестом производительности тесселяции будет еще один пример для 3D-разработчиков из ATI Radeon SDK - PN Triangles. Собственно, оба примера входят также и в состав DX SDK, так что мы уверены, что на их основе создают свой код игровые разработчики. Этот пример мы протестировали с различным коэффициентом разбиения (tessellation factor), чтобы понять, как сильно влияет его изменение на общую производительность.

В этом тесте в тяжелых режимах применяется более сложная геометрия, поэтому и сравнение геометрической мощи различных решений приносит совершенно другие выводы. Все представленные в материале современные решения достаточно хорошо справляются с легкой и средней геометрической нагрузкой, показывая высокую скорость. И хотя в лёгких условиях графический процессор AMD в составе Radeon R9 290 отлично работает, даже опережая калифорнийских конкурентов, которые явно во что-то уперлись, то в тяжёлых режимах платы Nvidia выходят вперёд с большим запасом. В самых сложных режимах представленная в прошлом месяце Geforce GTX 970 показывает скорость заметно лучше, чем единственная Radeon.

Что касается сравнения плат Nvidia различных поколений между собой, то рассматриваемая сегодня модель Geforce GTX 970 тоже наращивает преимущество с ростом геометрической нагрузки, как и должно быть по теории. В итоге она опережает предшествующую плату Geforce GTX 770 в самом сложном режиме почти вдвое! Да и старшая модель на топовом чипе Maxwell не так уж сильно обгоняет рассматриваемую новинку - разница между ними составляет лишь 7-10%.

Рассмотрим результаты еще одного теста - демонстрационной программы Nvidia Realistic Water Terrain, также известной как Island. В этой демке используется тесселяция и карты смещения (displacement mapping) для рендеринга реалистично выглядящей поверхности океана и ландшафта.

Тест Island не является чисто синтетическим тестом для измерения исключительно геометрической производительности GPU, так как он содержит и сложные пиксельные и вычислительные шейдеры в том числе, и такая нагрузка ближе к реальным играм, в которых используются все блоки GPU, а не только геометрические, как в предыдущих тестах геометрии. Хотя основной все равно остается именно нагрузка на блоки обработки геометрии.

Мы тестируем все видеоплаты при четырех разных коэффициентах тесселяции - в данном случае настройка называется Dynamic Tessellation LOD. При первом коэффициенте разбиения треугольников, скорость не ограничена производительностью геометрических блоков, и видеокарта Radeon R9 290 показывает высокий результат, даже превосходящий скорость анонсированной недавно платы Geforce GTX 970, но уже на следующих ступенях геометрической нагрузки производительность платы Radeon снижается весьма серьёзно, и новинка Nvidia выходит вперёд.

Преимущество новой платы Nvidia на видеочипе GM204 в таких тестах доходит до двух раз. Интересно, что если сравнить Geforce GTX 970 с GTX 770, то разница между их производительностью доходит до полутора раз, что трудно объяснить одной лишь возросшей скоростью обработки геометрии. Вполне возможно, что дело ещё и в том, что GM204 заметно эффективнее работает в режиме смешанной нагрузки, быстро переключаясь от исполнения графических задач к вычислительным и обратно. От старшей модели GTX 980 новинка отстаёт лишь на 11-16%, что близко к теории.

Проанализировав результаты синтетических тестов новой видеокарты Nvidia Geforce GTX 970, основанной на графическом процессоре GM204 с урезанными функциональными блоками, а также рассмотрев результаты других моделей видеокарт от обоих производителей дискретных видеочипов, можно сделать вывод о том, что рассматриваемая сегодня видеокарта вполне сможет составить конкуренцию не только сопернику по цене от компании AMD в виде Radeon R9 290, но и может стать одной из самых удачных видеокарт в своём ценовом сегменте. Она совсем немного (порядка 7-15%) уступает старшей модели GTX 980, а стоит намного дешевле её.

Новая видеокарта компании Nvidia показывает довольно высокие результаты в «синтетике», близкие к показателям Radeon R9 290. Вообще, у этих решений разные сильные стороны, в некоторых тестах сильнее более сложный графический процессор AMD, в том числе из-за большей пропускной способности памяти и эффективного исполнения пиксельных шейдеров, а в других быстрее уже графический процессор архитектуры Maxwell. Конечно, ситуация в реальных игровых приложениях может отличаться от итогов синтетических тестов, но Geforce GTX 970 в любом случае станет сильным конкурентом для Radeon R9 290 и в играх.

При этом, Geforce GTX 970 ещё и потребляет энергии меньше, чем даже Radeon R9 285, не говоря о Radeon R9 290. В смысле энергоэффективности обе новые модели компании (Geforce GTX 970 и GTX 980) выглядят потрясающе - инженеры Nvidia добились высочайшей эффективности нового GM204. С рыночной же точки зрения всё будет зависеть от цен в магазинах и сравнения производительности в игровых приложениях.

И как раз для того, чтобы сделать выводы по реальному положению дел, в следующей части нашего материала мы определим производительность новинки Nvidia в игровых проектах, сравнив её с конкурентами и оценив, в том числе и оправданность розничной цены решения с учётом скорости рендеринга Geforce GTX 970 и Radeon R9 290 в нашем наборе игровых приложений.

На звание "народной видеокарты" видеоускоритель NVIDIA GeForce GTX 970 едва ли может претендовать. Но тот факт, что данная видеокарта от различных производителей пользуется повышенным спросом среди более менее обеспеченных геймеров, отрицать нельзя. Ни известный скандал с 0,5 Гб медленной видеопамяти, и ни возросший курс доллара не помешали NVIDIA GeForce GTX 970 стать оптимальным игровым графическим ускорителем среди видеокарт верхнего ценового диапазона, что дает вполне определенные причины рассмотреть данный продукт еще раз.

В этом обзоре мы познакомим вас с видеокартой MSI GeForce GTX 970 Gaming 4G , которая является достаточно популярной среди всего множества графических ускорителей GeForce GTX 970. Важнейшими особенностями MSI GeForce GTX 970 Gaming 4G являются, конечно же, солидный заводской разгон и фирменная система воздушного охлаждения TWIN FROZR V с полупассивным режимом работы.

Технические характеристики

  • Графический процессор - NVIDIA GeForce GTX 970
  • Кодовое название графического процессора - GM204
  • Техпроцесс - 28 нм
  • Количество поддерживаемых мониторов - 4
  • Максимальное разрешение - 4096x2160
  • Частота графического процессора - 1140 МГц
  • Объем видеопамяти - 4096 Мб
  • Тип видеопамяти - GDDR5
  • Частота видеопамяти - 7010 МГц
  • Разрядность шины видеопамяти - 256 бит
  • Поддержка режима SLI/CrossFire - есть
  • Разъемы - DVI x2, поддержка HDCP, HDMI, DisplayPort
  • Число универсальных процессоров - 1664
  • Версия шейдеров - 5.0
  • Число текстурных блоков - 104
  • Число блоков растеризации - 56
  • Поддержка стандартов - DirectX 12, OpenGL 4.5
  • Необходимость дополнительного питания - да, 8 pin + 6 pin
  • TDP - 145 Вт
  • Количество вентиляторов - 2
  • Размеры - 269x141 мм

Упаковка и комплектация

Черно-красные цвета у продуктов MSI серии Gaming уже давно стали привычными и узнаваемыми, поэтому окрас коробки MSI GeForce GTX 970 Gaming 4G полностью соответствует такому оформлению. На передней панели упаковки присутствует название видеокарты, указаны ее основные ключевые характеристики, а также перечислены поддерживаемые технологии.

Уже с тыльной стороны упаковки подробно описана новая система воздушного охлаждения TWIN FROZR V, а также указана краткая спецификация видеокарты.

Внутри коробки видеокарта MSI GeForce GTX 970 Gaming 4G упакована в полупрозрачный антистатический пакет, и уложена в формированную полипропиленовую ванну. С таким уровнем защиты о целостности видеокарты во время транспортировки пользователь точно может не беспокоиться.

Комплект поставки MSI GeForce GTX 970 Gaming 4G скромен, и состоит лишь из руководства пользователя, диска с ПО и драйверами, переходника DVI-VGA и переходника питания 6-pin на 8-pin.

Внешний вид изделия

MSI GeForce GTX 970 Gaming 4G представляет собой видеокарту с системой охлаждения открытого типа. Игра черного и красного пластика в конструкции системы охлаждения позволила придать видеокарте MSI GeForce GTX 970 Gaming 4G выразительный внешний вид.

Несмотря на массивную систему охлаждения, видеокарта MSI GeForce GTX 970 Gaming 4G при установке в корпус системного блока занимает всего два слота. Во многом это заслуга новой системы охлаждения, в которой производитель сделал несколько малозаметных, но важных инженерных решения. В первую очередь кожух системы охлаждения MSI GeForce GTX 970 Gaming 4G несколько утоплен за металлическую заднюю планку разъемов, и во вторую очередь здесь применены низкопрофильные вентиляторы с диаметром крыльчатки 100 мм. Эти, казалось бы, маловажные решения позволили сделать MSI GeForce GTX 970 Gaming 4G более компактной по толщине, что может дать возможность устанавливать две таких видеокарты в соседние PCI-E x16 слоты расширения.

Из разъемов на задней панели присутствуют HDMI, DVI-I, DVI-D и DisplayPort.

Как и все современные видеоускорители, видеокарта MSI GeForce GTX 970 Gaming 4G имеет разъем PCI-E версии 3.0. Впрочем, работа в старых материнских платах со слотами PCI-E 2.0 данной видеокартой также поддерживается.

Торцевая часть видеокарты не лишена полезных элементов - тут по задумке производителя реализована фирменная символика с подсветкой.

Работает она в автоматическом режиме, однако и ее работу вы можете настроить в фирменной утилите MSI Gaming App.

Также с торцевой стороны можно обнаружить два разъема дополнительного питания видеокарты 6+8 pin.

А с другой стороны пару разъемов для мостиков SLI. Видеокарта MSI GeForce GTX 970 Gaming 4G поддерживает объединение в мульти-GPU связки как в количестве двух, так и трех видеокарт одновременно.

Для управления и мониторинга системы охлаждения MSI GeForce GTX 970 Gaming 4G использует 6-pin разъем подключения, пять из шести контактов которого задействованы в работе.

Тыльная сторона видеокарты MSI GeForce GTX 970 Gaming 4G не имеет никакой укрепляющей металлической пластины снаружи, и элементы платы доступны для детального осмотра.

С этой стороны печатной платы можно увидеть четыре микросхемы памяти, распаянных по Г-образной схеме. Это лишь половина всей набортной памяти видеокарты, остальная ее половина располагается с другой стороны видеокарты и скрыта под системой охлаждения.

Печатная плата

Система охлаждения TWIN FROZR V крепится на MSI GeForce GTX 970 Gaming 4G на четырех винтах, открутив которые можно увидеть более подробно печатную плату видеокарты. В глаза сразу бросается укрепляющая металлическая пластина с радиатором для силовой обвязки питания графического процессора.

Снять укрепляющую пластину также не составляет труда, после чего уже можно увидеть печатную плату MSI GeForce GTX 970 Gaming 4G во всей красе.

По детальному осмотру печатной платы MSI GeForce GTX 970 Gaming 4G видно, что данный графический ускоритель не является сверхсложным устройством и не перегружен плотным расположением элементов на плате. Образно говоря, MSI GeForce GTX 970 Gaming 4G можно было бы сделать более компактной в размерах печатной платы, если захотеть.

Сердцем видеокарты MSI GeForce GTX 970 Gaming 4G является графический чип NVIDIA GM204, выполненный по 28 нм техпроцессу. В отличие от референсной GeForce GTX 970, где графический чип работает на 1050 МГц и увеличивает свою частоту до 1178 МГц с помощью технологии Boost Clock, на видеокарте MSI GeForce GTX 970 Gaming 4G графический чип работает на частотах 1140 и 1279 МГц соответственно. Столь солидный заводской разгон позволяет не только увеличить общую производительность видеокарты, но и стать сильным аргументов в пользу выбора именно данной видеокарты.

Система питания на MSI GeForce GTX 970 Gaming 4G выполнена по схеме (3+2+2), где фазы распределены между GPU, MEM и PLL соответственно.

Что же касается набортной памяти, то она сообщается с графическим процессором по 256-битной шине. Общий объем памяти в 4 Гб набран с помощью восьми микросхем Elpida W4030BABG-70-F.

Система охлаждения

Затронуть вопрос системы охлаждения MSI GeForce GTX 970 Gaming 4G нам хотелось бы, начав с укрепляющей металлической платины. Данное инженерное решение не только придает жесткости печатной платы видеокарты, но и служит попутно неким теплосъемником от микросхем оперативной памяти и некоторых силовых элементов питания процессора и памяти. Теплопередача от соответствующих источников тепла производится через специальные термопрокладки.

Главной же гордостью и достоянием MSI GeForce GTX 970 Gaming 4G является ее фирменная система охлаждения TWIN FROZR V, которая способна работать как в активном, так и в пассивном режиме работы вентиляторов. В основе данной конструкции лежит массивный радиатор с двумя тепловыми трубками диаметром 6-мм и двумя тепловыми трубками диаметром 8-мм. Эта металлическая конструкция позволяет быстро отвести тепло от графического процессора и рассеять его по всему объему радиатора.

Активным же рассеиванием тепла с радиаторной части занимаются два 100-мм вентилятора, имеющие многоступенчатый режим работы, управляемый полностью автоматически. В том числе поддерживается и на MSI GeForce GTX 970 Gaming 4G полная остановка вентиляторов. Происходит это, как правило, в отсутствии нагрузки, и по заверению производителя, вентиляторы на MSI GeForce GTX 970 Gaming 4G не проявляют активности до порога температуры графического процессора до 64 градусов Цельсия. Впрочем этот вопрос мы еще проверим в ходе практического тестирования.

Пластиковый же кожух системы охлаждения несет в себе не только эстетическую функцию, но и зону логотипа с подсветкой. Поэтому кожух подключается к печатной плате видеокарты с помощью отдельного коннектора питания подсветки 2-pin.

Пара фирменных вентиляторов с четырнадцати-лопастной крыльчаткой закрепляются на радиаторной конструкции с помощью трех винтов каждый.

Оба вентилятора имеют измененную форму лопастей, конструкция которых именуется производителем как Torx Fan.

Модель вентиляторов имеет обозначение 10010S12HH с рабочими характеристиками 0,4 А и 12 В. Производителем данных вентиляторов является компания Power Logic.

Конфигурация тестового стенда

Процессор

Intel Core i5-6600k 3,5GHz LGA 1151 (TurboBoost on)

Система охлаждения

Оперативная память

G.Skill DDR4-2666 16Gb (8Gb*2)

Видеокарта

MSI GeForce GTX 970 Gaming 4G

Блок питания

Жесткий диск

SATA-3 1Tb Seagate 7200 Barracuda (ST1000DM003)

ASUS PB298Q, 29" (2560x1080)

Материнская плата

ASUS Maximus VIII Hero

Термоинтерфейс

Gelid GC-Extreme

Операционная система

Windows 7 x64 SP1

Прочее ПО

CPU-Z ROG 1.74, Aida64

В основе тестовой платформы мы использовали связку из процессора Intel Core i5-6600k и материнской платы ASUS Maximus VIII Hero.

Для видеокарты MSI GeForce GTX 970 GAMING 4G были установлены последние на момент тестирования драйвера ForceWare версии 361.43. Тестирование осуществлялось в операционной системе Windows 7 x64.

Оценка производительности

Раскрывать вопрос оценки производительности MSI GeForce GTX 970 GAMING 4G были призваны такие синтетические тестовые пакеты как 3D Mark13, Valley Benchmark и Heaven Benchmark, в который тестируемый графический ускоритель показал достаточно высокие результаты.


Вопрос игровой производительности был отдал на суд таких популярных игр как Far Cry 4, Dying Light, Wolfenstein The New Order, Battlefiled 3 и Batman Arkham Origins. Во всех этих играх были использованы максимально возможные настройки графики и разрешение 1920х1080 точек.

Анализируя полученные результаты, стоит отметить что производительности видеокарты MSI GeForce GTX 970 GAMING 4G в разрешении 1920х1080 точек хватает для любой из протестированных на максимальных настройках графики игр. Такое положение дел позволяет говорить о том, что данного графического ускорителя более чем достаточно для современного игрового компьютера с монитором FullHD.

Температура и энергопотребление

Архитектура Maxwell и видеокарты на ее основе уже приучили нас к невысокому нагреву и энергопотреблению. Видеокарта MSI GeForce GTX 970 GAMING 4G лишний раз тому яркое подтверждение. Обладая отличной системой охлаждения TWIN FROZR V этот графический ускоритель без нагрузки работает в пассивном режиме и нагревается лишь до 33 градусов Цельсия. Разумеется, что при остановленных вентиляторах шум от компьютера не исходит вообще.

С появлением 100% нагрузки на видеокарту температура графического чипа MSI GeForce GTX 970 GAMING 4G растет в пассивном режиме работы системы охлаждения до отметки в 64 градуса Цельсия, после чего по заданному алгоритму запускаются вентиляторы системы охлаждения. Как итог, в хорошем проветриваемом корпусе видеокарта MSI GeForce GTX 970 GAMING 4G не нагревается в играх выше 64 градусов Цельсия, и на протяжении всей нагрузки, даже несмотря на работающие около 1000 об/мин вентиляторы шум от графического ускорителя также не слышен вообще.

Выступает на отлично видеокарта MSI GeForce GTX 970 GAMING 4G и в вопросах энергопотребления игровой системы. Обладая невысоким аппетитом, система на базе Intel Core i5-6600k и видеокарты MSI GeForce GTX 970 GAMING 4G потребляют в нагрузке менее 300 Вт. Столь скромные цифры позволяют при использовании подобной видеокарты не беспокоиться о мощности блока питания.

Заключение

Охарактеризовать участника данного обзора можно совершенно точно так: если для игр вы используете видеокарту GeForce GTX 970 - уже хорошо, а если MSI GeForce GTX 970 GAMING 4G - отлично! Обладая совершено превосходным сочетанием положительных особенностей и отсутствием значительных недостатков, этот графический ускоритель может вполне претендовать на звание одной из лучших видеокарт среди GeForce GTX 970. Разумеется, MSI GeForce GTX 970 GAMING 4G не единственный пример отличной видеокарты подобного плана, но то, что эта видеокарта получилась отличной, отрицать никак нельзя. Сильнейшими сторонами MSI GeForce GTX 970 GAMING 4G будут фирменная система охлаждения с полупассивным режимом работы, высокая энергоэффективность, отличная производительность и яркий внешний вид.

Плюсы:

  • гарантия 3 года;
  • красиво оформленный внешний вид системы охлаждения;
  • высокий заводской разгон;
  • высокая эффективность системы охлаждения;
  • практически бесшумная работа видеокарты благодаря полупассивной работе системы охлаждения;
  • низкий нагрев графического процессора;
  • низкое энергопотребление;
  • высокая производительность в современных играх.

Минусы:

  • Более высокая цена по сравнению с другими моделями видеокарт системы охлаждения GeForce GTX 970.

За отличные потребительские качества графический ускоритель MSI GeForce GTX 970 GAMING 4G получает справедливую оценку нашей редакции - золото!

Обзор видеокарт Nvidia GeForce GTX 970 и 980 | Тестовый стенд и бенчмарки

GeForce GTX 980, GeForce GTX 970 и GeForce GTX 780 Ti тестировались с драйвером 344.07, тогда как все видеокарты Radeon - с Catalyst 14.7.

Мы подобрали ряд современных видеоигр, поддерживающих разрешение 1920x1080 точек, чтобы GeForce GTX 970 и её конкуренты поработали под реальными нагрузками, характерными для видеокарт данного класса. Честно говоря, мы были удивлены её внушительными способностями.

Тактовая частота ядра EVGA GeForce GTX 970 с заводским разгоном была снижена до 1050/1178 МГц (номинальная/разогнанная), чтобы продемонстрировать возможности обычной видеокарты. Обратите внимание, что для данной модели не предусмотрен эталонный кулер, так что в плане охлаждения все GeForce GTX 970 будут давать разные результаты.

Две игры (Thief и Battlefield 4 ) из нашего тестового пакета поддерживают технологию Mantle, и, чтобы проверить влияние API на производительность, мы проведём тесты с Mantle и без неё.

Высококачественные видеокарты требуют стабильного электропитания, для этого XFX прислала нам блок питания PRO850W с сертификатом 80 PLUS Bronze. Модульный БП имеет одну шину +12 В, рассчитанную на 70 А. Как утверждает XFX, данная модель обеспечивает непрерывную (не пиковую) мощность до 850 Вт при температуре 50 градусов Цельсия (заметно выше, чем в большинстве корпусов).

В нашей лаборатории мы почти полностью избавились от механических жёстких дисков, и вместо них используем твердотельные накопители, для которых нехарактерны задержки, связанные с операциями ввода/вывода. Компания Samsung прислала в наши офисы накопители Samsung 840 Pro на 256 Гбайт, поэтому они у нас используются в качестве стандартных.

Конфигурация тестового стенда
Процессор Intel Core i7-3960X (Sandy Bridge-E), 3,3 ГГц, шесть ядер, LGA 2011, 15 Мбайт общего кэша L3, Hyper-Threading вкл.
Системная плата ASRock X79 Extreme9 (LGA 2011) Chipset: Intel X79 Express
Сеть встроенный контроллер Gigabit LAN
Оперативная память Corsair Vengeance LP PC3-16000, 4 x 4 Гбайт, 1600 MT/с, CL 8-8-8-24-2T
Накопитель SSD Samsung 840 Pro 256 Гбайт 6 Гбит/с
Видеокарты Nvidia GeForce GTX 980
1126/1216 МГц GPU, 4 Гбайт GDDR5 при 1753 МГц (7000 МТ/с)

EVGA GeForce GTX 970
1165/1365 МГц GPU, 4 Гбайт GDDR5 при 1753 МГц (7012 МТ/с)

Nvidia GeForce GTX 780 Ti
875/928 МГц GPU, 3 Гбайт GDDR5 при 1752 МГц (7008 МТ/с)

Nvidia GeForce GTX 770
1046/1085 МГц GPU, 2 Гбайт GDDR5 при 1752 МГц (7008 МТ/с)

AMD Radeon R9 280X
850/1000 МГц GPU, 3 Гбайт GDDR5 при 1500 МГц (6000 МТ/с)

AMD Radeon R9 290
947 МГц GPU, 4 Гбайт GDDR5 при 1250 МГц (5000 МТ/с)

AMD Radeon R9 290X
1000 МГц GPU, 4 Гбайт GDDR5 при 1250 МГц (5000 МТ/с)

Блок питания XFX PRO850W, приX12V, EPS12V
Системное ПО и драйверы
Операционная система Microsoft Windows 8 Pro x64
DirectX DirectX 11
Видеодрайверы Все карты GeForce кроме GTX 770: Nvidia 344.07 Launch Driver
Все карты Radeon: AMD Catalyst 14.7 RC 1
GeForce GTX 770: Nvidia 340.52 WHQL
Конфигурация тестов
Wприch Dogs версия 1.04.497: Тест Tom"s Hardware, 90 секунд в игре, Fraps, вождение
Arma 3 V. 1.26.126.789, 30 секунд "Infantry Showcase"
Battlefield 4 версия 1.3.2.3825, тест THG, 90 секунд
Assassin"s Creed IV: Black Flag весия 1.05, тест THG, 40 секунд
Thief версия 1.6.0.0, встроенный тест
Grid Autosport версия 1.0.101.4672, встроенный тест
Far Cry 3 версия 1.05, тест THG, 55 секунд Fraps

Обзор видеокарт Nvidia GeForce GTX 970 и 980 | Результаты тестов

Battlefield 4 и Thief

Battlefield 4

Начинаем тестирование с одного из самых популярных доступных на данный момент шутеров от первого лица с продвинутым движком Frostbite 3.








GeForce GTX 980 показывает впечатляющий результат, легко опережая GeForce GTX 780 Ti на GK110 и выходя на первое место. GeForce GTX 970 обгоняет в режиме DirectX, и догнать её ведущей видеокарте AMD удаётся лишь при использовании Mantle API.

Для новых видеокарт Nvidia разрешение 1080p не является проблемой, так что мы поднимем планку до 4К. К сожалению, нам пришлось отступить, снизив уровень детализации с Ultra до High, чтобы дать возможность GeForce GTX 980 работать с частотой кадров 30 (минимум)/40 (среднее значение) FPS.

GeForce GTX 980 лидирует с небольшим отрывом, а GeForce GTX 970 немного сдаёт позиции в сравнении с видеокартами Radeon, однако всё ещё показывает хороший результат, учитывая её относительно невысокую розничную цену.

Thief – это ещё одна современная игра, с которой будет непросто справиться нашим графическим картам. Мы начнём с разрешения 1080p и ультрадетализации.








GeForce GTX 980 также опережает всех участников, как и в Battlefield 4 , а GeForce GTX 970 занимает позицию сразу за GeForce GTX 780 Ti . Даже с использованием Mantle не может опередить новую видеокарту Nvidia стоимостью $329. Похоже, GeForce GTX 970 станет отличным выбором, учитывая её привлекательную стоимость. А как насчёт разрешения Ultra HD?

И снова нам пришлось отказаться от высоких настроек, чтобы игровой процесс был плавным, поэтому мы сменили настройки детализации с ультравысоких на нормальные. Тем не менее, картинка выглядит весьма эффектно на разрешении 3840х2160 пикселей. Примечание о задержке времени кадра: к сожалению, графический движок Thief испытывает небольшую задержку при работе со всеми видеокартами, но хорошо, что мы не заметили этого непосредственно в игре.

Это частично осовремененная, но все та же Baldur’s Gate от BioWare из середины 90-х, которая порадовала пользователей Android и Apple устройств в 2012 году. Конечно, скептики не раз сказали, что это попытка студии Overhaul Games заработать на чужой славе. Но, ситуация оказалась несколько иной.

Возвращение той самой

Игра на самом деле на 90% копирует оригинальную Baldur’s Gate, а из Enhanced Edition нам достались только заклинания из Baldur’s Gate 2, несколько новых квестов, огромные жуткие копи в побочной ветке и несколько персонажей. Остальное осталось нетронутым. Или почти не тронутым.

Графика

Вид у игры действительно стал лучше. Современный пользователь вряд ли воспринял спрайтовый изометрический мир и двухмерными персонажами, потому что банально избалован детальной 3D картинкой с эффектами и сглаженной анимацией. Поэтому, мир хоть и остался не трехмерным, но теперь, он очень даже достойно выглядит, благодаря переделанным текстурам. Конечно, до более современных игр на Android с 3D графикой, таких как последняя Final Fantasy, она не дотягивает. Но, и не претендует.

Геймплей

Интерфейс и управление

Управление в игре осталось прежним. Тот же интерфейс в классическом стиле RPG 90-хх, в виде который явно непривычен современному игроку. Есть возможность управлять одним или всеми персонажами сразу. Система подачи команд и их выполнения также осталась прежней. Поэтому, тем, кто привык к умному искусственному интеллекту, который выполняет половину работы за игрока, придется несладко. Персонажи нередко упираются в стены, а ставить несколько приказов в очередь невозможно. Но, снова придется повторить - Baldur’s Gate из Enhanced Edition не совсем рассчитана на современного игрока.

Если же хотите чего-то поновее, с более красочной графикой и сложным интерфейсом - смотрите .

Как в старые времена, учиться придется долго. Освоить все умения, или даже базовые действия сложнее чем с современных играх, хотя система характеристик оружия и других предметов крайне проста.

Сюжет

Сюжет - то, что Overhaul Games посчитала святым и вообще не тронула. Главная линия сюжета встречает нас в родном доме в замке, где на нас неожиданно нападают наемные убийцы. Поэтому, мы спешно покидаем родной дом и отправляемся в долгое путешествие. По дороге, приходиться отбиваться от убийц и других неприятелей, но также мы встречаем друзей, которые пополняют наш небольшой отряд.

Система побочных квестов также осталась прежней. Огромное количество “найди-убей-принеси”, которые разбавлены более интересными и парочкой новых уже от Overhaul Games.

Мир и атмосфера

Игра погружает в немалого размера мир полный поселений с дружелюбными людьми, замками с рыцарями и бескрайними полями. С другой стороны, есть обилие подземелий или просто мест с не самыми дружелюбными персонажами. Все это действительно погружает в старую добрую атмосферу, характерную для всех классических или просто хорошо сделанных игр в стиле Dungeons & Dragons.

Статьи по теме: