2 цезарь в галлии. Сообщество Империал: Обзор Цезаря в Галлии, кампании для Total War: Rome II - Сообщество Империал. Покорение Арморики и Аквитании

Информация:

Дата выхода: 3 сентября 2013
Жанр: Strategy (Real-time / Turn-based) / 3D
Разработчик: The Creative Assembly
Издатель: SEGA
Издатель в России: 1C-СофтКлаб
Тип издания: Цифровая Лицензия
Язык интерфейса: Русский, Английский
Язык озвучки: Русский, Английский
Таблетка: Присутствует (RELOADED)
* Язык игры зависит от языка программы установки.

Минимальные системные требования:

Операционная система: Windows 8 / Windows 7 SP1 / Windows Vista SP2 / Windows XP SP3
Процессор: Intel Core 2 @ 2GHz / AMD Athlon 64 X2 4200+ или лучше
Оперативная память: 4 Гб
Видеокарта: 512 MB DirectX 9.0c compatible card (shader model 3, vertex texture fetch support).
Звуковая карта: Звуковая карта, совместимая с DirectX 9.0
Свободное место на жестком диске: 20 Гб

Описание: Возьмите под свое командование самую сильную армию времен Древнего мира, превратите свою страну в великую империю и заставьте врагов склониться перед вашей военной, экономической и политической мощью. Разумеется, одни будут восхищаться вашими успехами, а другие станут завидовать, не исключено, что в числе последних окажутся и ваши ближайшие соратники.Сумеют ли предатели нанести вам удар в спину или же вы первым выступите против старых друзей? Сколь многим готовы вы пожертвовать ради того, чтобы Рим стал именно таким, каким вы желаете его видеть? Приняв титул императора, будете ли вы отстаивать республику или же превратитесь в жестокого диктатора?
«Цезарь в Галлии» – это самостоятельная кампания для Total War: ROME II, посвященная завоевательной войне Юлия Цезаря против галльских племен. В основе кампании лежит сочинение Цезаря «Записки о Галльской войне» (Commentarii de bello Gallico). Игроки могут выбрать между четырьмя фракциями, участвующими в данном конфликте: арвернами (галлы), свебами (германцы), нервиями (белги) и Римом. Информация о релизе: » Steam Application ID: 214950
» Сигнатура покупки: Total War: Rome II Preorder (ROW) (Магазин Steam)
» Система защиты: Steamworks+CEG
» Версия игры: 1.9.0. build 9414.489846 (aka Update 9)
» Релиз содержит дополнения:
» «Greek States Culture Pack»
» «Nomadic Tribes Culture Pack»
» «Seleucid Empire Faction Pack»
» «Blood & Gore»
» «Baktria Faction»
» «Caesar in Gaul»
» Контент загружен 7 февраля 2014 и полностью идентичен лицензионной версии игры распространяемой в Steam.
» Не требуются сторонние установщики и обновления. Игровой контент упакован в простой инсталлятор с незначительным сжатием.
Установка
Обычная установка:
1. Установить игру запустив Setup.exe
2. Скопировать содержимое папки Crack в папку с установленной игрой
3. Играть
Установка в клиент Steam (только для обладателей лицензионного ключа):
Внимание! Перед установкой в клиент Steam, игра уже должна быть зарегистрирована на аккаунте, а сам клиент Steam - закрыт.
1. Запустить файл SteamInstallHelper.exe и следовать инструкциям инсталлятора.
2. Играть.

Прошло весьма немало времени с момента выхода игры, но не меньше прошло и с момента выхода кампании "Цезарь в Галлии". Честно говоря, я с одной стороны, люблю локальные кампании. Они дают прочувствовать более тонко события той или иной эпохи. Мне сильно нравились мелкие кампании в Наполеоне, Medieval 2: Kingdoms. И Рим 2 предлагает на данный момент достаточно разнообразный набор локальных кампаний, каждая из которых по-своему интересна. Вместе с тем мне никогда не доводилось их либо отыгрывать до конца, либо начинать вообще. С Цезарем в Галлии произошло подобное. Помнится, как-то я начинал игру за свебов, но покорив достаточно большое количество племён, кампанию бросил. Нашлись другие дела. Сейчас же, когда большая кампания была отыграна множество раз, хочется попробовать что-то новое. И я решил посмотреть на Цезаря в Галлии снова, дать ему ещё 1 шанс.

Начал кампанию естественно за римлян, ожидая повторить славные подвиги Гая Юлия из "Записок". Поначалу всё проходило довольно гладко. Аллоброги и эдуи достаточно дружелюбно относятся к Риму. Воконтии так и вовсе протекторат Рима. Война с гельветами также не представляет особой трудности.


По ходу "Записок" я должен был дальше воевать со свебами, а в перспективе и с нервиями. Но так сложилось в игровом мире, что войну мне объявили вибиски, и не желая сдавать Нарбо Мартий, пришлось боеспособную армию Цезаря перенаправлять на запад. Железные легионы Цезаря без проблем расправились с местными племенами. Стоит отметить, что эта формула применима и к другим племенам. Как правило, у всех галлов в армии в основном крестьяне-новобранцы, немного лёгких всадников и 1-2 крепких сильных юнита. Тогда как римская армия является самой сильной в данной кампании. Базовая пехота легионеров на равных дерётся с лучшими галльскими мечниками (что уж там говорить про более слабых юнитов). Помимо этого римляне имеют доступ к местным галльским войсками и артиллерии. Поэтому для Цезаря не должно представлять особых проблем разборки с кельтами.


Однако не менее важным аспектом в данной кампании является дипломатия. Ведь именно благодаря ей Цезарь добился большинство своих первоначальных побед. Поначалу отношения с соседями поддерживать не представляет особой сложности. Но по мере увеличения территорий Рима растёт и уровень экспансионизма, который крайне негативно влияет на отношения с соседями. Каждый ход я отсылал имеющимся союзникам и протекторатам денежные дары с намерением поддерживать дружелюбные отношения. Но с каждым ходом это становилось всё труднее и труднее. Более того последовавшая война со свебами и нервиями обременяла казну Цезаря, поэтому дары перестали быть регулярными.


В какой-то момент уровень экспансии достигает критической точки и во всех городах происходит восстание уже покорённых галльских племён. Учитывая, что в этот же момент под боком складывается весьма мощное государство арвернов, а к врагам присоединяются их союзники, то положение Цезаря становится крайне незавидным. Через несколько ходов предают уже даже самые верные союзники, в том числе и протектораты.


Города пылают от восстаний, сил катастрофически не хватает, денег, чтобы набрать новые армии тоже нет. В итоге Цезарь остаётся без войск (а те, что есть, отчаянно удерживают имеющиеся территории), без союзников, окружённый крайне враждебными племенами, дипломатические сношения с которыми отныне невозможны.

Гаю Юлию Цезарю не осталось ничего, кроме как нажать ESC, "сохранить игру" и "выйти в главное меню", надеясь, что в будущем ему удастся справиться с этими проблемами.

Подводя итоги римской кампании, замечу, что всё практически происходит, как и было исторически. Кампания выходит довольно сложной и напряжённой (особенно если учитывать, что в какой-то момент придётся воевать со всеми сразу). Однако восстание покорённых галлов не является страшной угрозой по сравнению с другими непокорёнными галлами, которых очень много. Признаю, что моей самой главной ошибкой было то, что я отвлёкся на вибисков. Во-первых, я потратил 4 хода на переброску легиона Цезаря. Во-вторых, в ходе завоеваний вырос империй, что ухудшило отношения с моими соседями практически мгновенно. Также отмечу, что дипломатию вести очень трудно. Да, это сложно. Но необходимо активно следить за тем, кто с кем воюет и не позволять усиливаться той или иной стороне. Divide et impera! Таким образом, воевать должно стать легче. Будучи союзником эдуев и никак не сдерживая их, я позволил им расшириться, что впоследствии во время войны с ними мне очень дорого стоило.

Но я решил просто так не сдаваться и потому попробовал кампанию за соперников Цезаря - арвернов. Поначалу кампания кажется совсем простой. Война с соседями, как правило, не представляет особой сложности, особенно после того, как у арвернов появятся знатные мечники и даже обычные копейщики. Но арвернам, по большему счёту, и воевать не надо. Их фракционный бонус, а также различные дипломатические технологии позволяют улучшать свои отношения с соседями. После того, как первая фракция присоединится в вашу конфедерацию (а произойдёт это очень скоро), то начнётся цепная реакция. Многие мелкие племена захотят стать членами конфедерации, а крупные - союзниками. К этому моменту очень важно собрать большую армию.


Потому что достигнув максимального империя, мы получаем новость о том, что римляне начинают наступление. Погодя несколько ходов, я объявил квиритам войну, потому что именно в этом противостоянии и заключается основная суть игры. И каково же было моё неприятное удивление, когда со стороны Лугдунской Галлии стали приходить многочисленные легионы и вражеские агенты. Я насчитал 13 легионов, состав которых был таков, что они могли бы сразу уничтожить меня.


На первом же ходу на мою армию, которая стояла гарнизоном в поселении, напали римляне, изрядно повредив её агентами за момент до этого. Первое сражение было выиграно, римский легион был уничтожен. Но впоследствии пришли ещё 3 других, и результат следующего столкновения был очевиден. Даже 1 на 1 римский стек представлял серьёзную силу, и победить его в честном бою можно было только с ооочень большими потерями (если вообще исходом битвы будет победа). Так, на первых ходах я потерял 2 армии. В запасе оставалось ещё 3. Я был готов поступить точно также, как и в случае с кампанией Цезаря.


На следующий день я подумал, посмотрю-ка я ещё раз на расстановку сил в кампании. Прикинув, что римляне, даже если и будут наступать, то не скоро захватят все мои земли, у меня будет достаточно времени, чтобы устроить квиритам "достойный приём". Я вспомнил методы войны самого Верцингеторикса против римлян. Он никогда не вступал в открытый бой с римлянами, предпочитая прятать основные силы в оппидиумах и устраивать партизанские нападения на римлян. Это был единственный способ победить римлян. Агентами я устраивал различные диверсии в римских легионах, а имеющиеся армии поставил в режим "засады" (признаюсь, первый раз пробовал данный режим), который делал мои армии невидимыми и позволял нападать на врагов из засады. Несколько легионов римлян мне удалось уничтожить таким образом. В это же время в Немессе и Алезии набирались новые армии сопротивления. К моменту войны на моей стороне выступили нервии и другие крупные племена. Но я также пытался склонить деньгами и те племена, которые были нейтральны к Риму. Так, мне удалось склонить аллоброгов и вангионов. Но к моему сожалению, Цезарь оказался способным их уничтожить на том же ходу (!), когда они присоединялись к моей коалиции. По мере сопротивления Цезарь захватил также Бибракту и некоторые другие поселения. Во время таких "суицидальных" боёв я старался уничтожить в первую очередь артиллерию римлян, которая больше всего приносила бед.


На юге в Нарбоненсисе действовала одинокая армия Веркассивелауна, который освобождал те племена, которые были завоёваны римлянами. В перспективе я должен был лишить римлян стратегической базы на юге.

Со временем наступление римлян гасло, засады и действия агентов делали своё дело. Когда какая-нибудь армия римлян отдалялась от основных сил, на неё нападали мои силы. Впрочем, римская армия действовала весьма мудро, стараясь не удаляться друг от друга. Было очевидно, что на 5-6 легионов (пусть и потрёпанных) я нападать не стал бы. Да ещё и мои силы были разрознены.

Но вскоре весь юг был освобождён от власти Рима. Союзники постепенно присылали свои армии, которые мешали продвижению римлян. Нервии отбили у римлян Бибракту, даровав независимость эдуям, которые поспешили вступить в мою конфедерацию. В конце осени римляне были либо разбиты, либо немногочисленные силы были отброшены в Гельветику. Первоначально планировалось дождаться зимы, чтобы римляне несли небоевые потери. Но к счастью для галлов, ситуация сложилась гораздо более лучшим образом.
В нескольких крупных боях Верцингеториксу удалось лично разбить римлян с весьма большими потерями (что лишний раз подчеркнуло, что биться лоб в лоб с римлянами крайне неразумно), но вскоре действиями агентов он был ранен.


Римляне остались без легионов. По крайней мере, те силы, что у них были, действовали в Германии против нервиев и свебов. Путь на Италию был открыт. Подчинив Массалию, объединённые галлы лавиной прошлись по Лигурии и Инсубрии. Цели галлов были достигнуты. Победа!


Поводя итоги уже арвернской кампании, могу сказать, что по совокупности факторов было гораздо проще. Единственную сложность представляло лишь римское наступление, с которым за пару ходов не расправишься. Оно заставило меня довольно сильно попотеть и пошевелить мозгами. Но самый главный плюс, что получился довольно правдоподобный и реалистичный отыгрыш за Верцингеторикса. Сама по себе галльская кампания геймплейно полная противоположность кампании Цезаря. Оно и хорошо. Свебская кампания, как это ни странно, также довольно сильно непохожа на 2 другие. Насчёт нервиев не могу сказать ничего определённого.

В целом, кампания, на мой взгляд, стоит как времени игрока (потому что заставляет много думать, причём ввиду большой проработанности карты и некоторых возможностей самой кампании думать надо очень тщательно, а также благодаря более-менее соответствию истории), так и его денег (цена ДЛС довольно небольшая + помимо новой кампании мы получаем также 3 фракции для основной кампании). В общем, моя оценка 4,3 из 5.

Юлий Цезарь – безусловно самый популярный и известный политический деятель и полководец Рима за всю его историю, о котором знает современное человечество. И вполне надо сказать заслуженно. Совмещая несколько ипостасей, он был успешен в любом своем деле. Ну и самый знаковый момент для нас всех – именно после смерти Цезаря Римская Республика окончательно и бесповоротно встала на путь Римской Империи.

Цезарь был увековечен по множестве как театральных представлений, так и в медийной культуре, в частности в различных исторических лентах, или взять хотя бы даже комедии. Уверен, что все вы смотрели «Астерикс и Обеликс против Цезаря».

А вот то, что The Creative Assembly в первом Риме прошла мимо этой величайшей исторической личности, которая повлияла на судьбу самого Рима, это несколько разочаровало поклонников. Что же, теперь прошло уже 9 лет и разработчики решили реабилитироваться в глазах фанатов, во второй раз таки уделив внимание незаслуженно проигнорированному Юлию Цезарю. Увековечить его решили самым очевидным путем – сделав отдельную кампанию, посвященную завоеванию Галлии.

Действительно, DLC основан на собственной летописи Цезаря, более известной, как «Записки о галльской войне» и в первую очередь данная летопись описывает происходящие в тот момент событие со стороны самого Юлия Цезаря и римской армии. В DLC это выражается в том, что при начале новой кампании, как за римлян так и за варваров, вместо советника, который указывает что делать, так же появляется Цезарь. И если вы выбрали Рим, то он будет описывать свои ближайшие действия; при начале новой кампании за варваров, Цезарь будет давать оценку тем или иным варварам и пытается предсказывать их дальнейшие действия. Сделано необычно и довольно свежо. Так же сей факт еще раз подчеркивает, кто здесь, так скажем, краеугольная фигура всего DLC.

Меж тем играбельных фракций всего 4 штуки. Три из них нам уже знакомы по «ванили». Это Рим, Арверны, Свебы. Но появились и новые варвары – Нервии. Они довольно разительно отличаются от своих собратьев достаточно мощной и сбалансированной линейкой войск, где в достатке всё – и тяжелая пехота и копейщики и стрелки и кавалерии так же самой разнообразной завезли.

Так же сам образ жизни и военная дисциплина Нервиев очень напоминает знаменитых спартанцев. Они вели довольно аскетичный образ жизни, много сражались, прослыли бесстрашными и беспощадными войнами, где нет места слабым. Неудивительно, что Нервиев в определенных кругах прозвали варварскими спартанцами.

Все это в сочетании с высоким боевым духом делает Нервиев потенциально сильнейшими варварами во всем DLC. Обратной стороной медали является слабое экономическое развитие нервиев. Ну а про знакомых Свебов и Арвернов мы уже с вами знаем. Их стратегическое положение примерно соответствует ванили, а их войска разработчики разбавили парой новых юнитов.

Ну и само собой Рим. Южная часть карты. Территории Рима надежно укрыты от противников горной цепью Альп и землями варварских племен-союзников. Ожидаемо кампания за Рим будет наиболее комфортной, особенно для новичков.

Всего же в кампании нам предстоит увидеть 48 фракций (с учетом 4 играбельных). И поверьте, даже такого количества будет достаточно, для увлекательной кампании от начала и до самого конца. Вся Галлия (само собой существенно расширенная и дополненная по территории в отличии от оригинального Total War: ROME 2 ) будет являться одним большим муравейником, в котором будут копошится десятки племен, со своими собственными правилами, союзами, противниками. Что кстати задаёт особые условия игры. Дело в том, что большинство племен будет иметь в своем расположении не более одной области с одним поселением, вследствие чего, ожидаются кровопролитные и драматичные сражения буквально на выживание той или иной фракции. Причем это касается и играбельных фракций. Начав войну с казалось слабым соседом, позднее вы обнаружите, что он успел насоздавать союзов с соседями, и что все они идут вам за него мстить. То есть каждый ваш ход придется очень аккуратно и точно планировать, желательно на несколько партий вперед. Кстати в большой степени это касается и Римлян. Правда если для варваров дипломатические и геополитические ошибки и просчеты в начале кампании будут приравниваться фактически к мгновенному проигрышу, то Риму, ввиду изначально наибольшему числу провинций, городов, сильной армии и экономике, будет «несколько неприятно», но не критично. Тем не менее, если у руля Рима будет бездарный лидер, то и он будет обречен.

Вообще ИИ в DLC неплохо подкрутили, но по большей части благодаря патчу № 8, который вышел одновременно с самим «Цезарем в Галлии». На стратегической карте ии действует грамотно и логично, старается заручится поддержкой соседей, а вас побыстрее задавить. На тактической карте, так же все хорошо. Полководец на копья не ведет, войска рассредоточивает, согласно местности. Осадные битвы ИИ так же ведет довольно неплохо, но тем не менее именно в этом направлении все еще могут наблюдаться некоторые недоработки. Например могут игнорировать бреши в стенах все так же пользуясь лестницами, даже если это невыгодно в данной ситуации.

Однако навыков суперстратега от ИИ можно не ждать. Да, его наконец то обучили базовым и стандартным положениям и маневрам, он научился действовать логично и частенько вставляет палки в колеса игроку, но тем не менее не один ИИ ни сравнится по мастерству с живым соперником. Благо что, как и в оригинальном Rome II, здесь есть кооператив на 2 человека, что позволяет смоделировать воистину интереснейшие ситуации. И именно «Цезарь в Галлии» подходит для совместного прохождения кампании, как нельзя лучше. Более плотная и сбалансированная карта кампании идеально этому способствует. Так, как в нашем распоряжении только Галлия, то соперникам не придется долго развиваться встретившись в итоге друг с другом. Все происходит отныне более стремительно и драматично. Кстати теперь продолжительность кампании будет равняться 7 годам и 24 ходам за год. А это подразумевает появление погодных условий, которые самым прямым образом влияют на геймплей. Не удивляйтесь, что после теплой осени ваши легионеры, при наступлении суровой зимы будут нести небоевые потери, даже при непосредственно перемещении по глобальной карте. Поэтому неподготовленным войскам зимой лучше вообще не двигаться и построится лагерем. Кстати погодные условия типа проливного дождя или идущего снега заметно оживляют игровую карту кампании и приносят некий уют.

По остальному: ветви технологий были переработаны специально под данное DLC. причем между варварами и римлянами есть существенные отличия по структуре. Многие фракции теперь имеют реально существовавших полит. Деятелей и вождей (помимо собственно Цезаря у Рима еще есть Марк Антоний, у варваров к примеру Верцингеторикс и т.д.) .

Еще одно нововведение. Гражданских воин в данном DLC нет, но разработчики сделали им замену. Нас будет ждать некая система испытаний ближе к середине кампании. Выражается это в регулярных восстаниях покоренных варваров и еще большем их сплочении, если вы играете за Рим. Ну а варварам придется сдерживать мощные и хорошо оснащенные армии Рима.

Ну и под конец про оптимизацию. Раньше особой разницы в производительности между высокими и ультра настройками практически не было. Опытным путем же было выявлено следующее. Ультра и Экстрим настройки нормально потянут только очень мощные станции. А вот высокие и оч. высокие настройки – теперь являются самыми оптимальными для подавляющего большинства современных, но не топовых ПК. При этом приятно, что в общем и целом разница в качестве графики даже между высокими и ультра не бросается в глаза, а разница в фпс между двумя этими настройками может достигать целых 10 фпс!

Но при этом с выходом Total War: ROME 2 Caesar in Gaul графику даже подтянули в не зависимости от самих графических настроек, и теперь игра будет выглядеть красивее, того, что было до этого в ванилле практически без потери производительности. На данный момент модели воинов выглядят уже лучше чем, то что мы могли видеть в ванильном Риме 2 и в Shogun 2

Подведя итог, с уверенностью можно сказать, что дополнительная кампания «Цезарь в Галлии» удалась на славу. В этом DLC Creative Assembly провели работу над ошибками и взяли свой шанс на реабилитацию после сырого релиза Rome II. Все, чтоплохо работало изначально в оригинале или было вырезано, отныне добавлено и многократно улучшено. Так же, как нельзя лучше была использована и реализована тематика данной кампании. Кстати выход Caesar In Gual недвусмысленно дает понять, что это первая ласточка в таком роде дополнительно скачиваемого контента. Такой стиль отдельных кампаний а-ля Kingdoms для Medieval II прекрасно себя зарекомендовал среди фанатов, так что ждем гипотетических «Ганнибалов в Италии» , «Александров в Азии», «Воин Диадохов» ну и голубую мечту всех тоталварщиков - «Вторжения Варваров, дубль два!»

Юлий Цезарь, усатые варвары в полосатых штанах, исторически достоверная карта Галлии и одна из самых известных военных кампаний Древнего Рима в великолепном дополнении для Rome 2

Отправить

Rome 2 сама по себе получилась совсем не такой, как предыдущие части серии. Она стала много сложнее, куда серьезнее и на порядок красивее. Вместе с этим проект вышел чертовски сырым. Однако уже тогда мы разглядели в игре одну из лучших стратегий современности, поставив ей довольно высокую оценку с учетом того, что баги исправят, а производительность улучшат. И мы не ошиблись. Многочисленные патчи значительно исправили большинство проблем Rome 2, после чего второй «Рим» окончательно закрепил за собой титул лучшей стратегии 2013 года. А теперь игра получила, наконец, первое масштабное дополнение, получившее название «Цезарь в Галлии». О нем-то мы сегодня и поговорим.


Однажды Creative Assembly уже пытались провернуть подобный трюк. Тогда, еще во времена первого «Рима», появилось дополнение, позволяющее повторить путь Александра Македонского. В тот раз вышло довольно посредственно, поэтому от подобных «исторически достоверных» DLC отказались надолго — вплоть до «Наполеона». Теперь к этой концепции вернулись вновь, чтобы рассказать историю знаменитой войны великого Юлия Цезаря — самой известной личности в истории Древнего Рима и одной из наиболее популярных исторических фигур вообще. На этот раз все получилось совсем иначе.



Не стоит скептически хмыкать при довольно скромной цене в 299 (Steam) рублей: аддон действительно хорошо проработан и имеет приличный размер. На полное прохождение добавленной кампании у автора этих строк ушло порядка 60 часов… А ведь это была лишь одна из представленных фракций и только лишь нормальная сложность игры. Более того: одновременно с дополнением вышел крупный патч, значительно увеличивающий производительность, что еще сильнее усиливает впечатление от проделанной работы (хотя, что касается патчей, то да — такую игру нужно было выпускать сразу).





На первый взгляд кампания выглядит довольно компактно: она длится всего семь лет и охватывает лишь территорию самой Галлии, небольшой кусочек Британии и непосредственно римскую Провинцию. Не обманывайтесь: по объему эта кампания ничуть не уступает классической. Галлия представлена настолько подробно, что сюда поместилось внушительное количество как больших городов, так и поселков, а на пересечение ее из одного конца в другой уйдет не один десяток ходов.

С временным промежутком все еще интереснее. Каждый год длится здесь целых 24 хода. А это значит, что в игру вернулись времена года и всевозможные несезонные условия. Не совсем понятно лишь, почему весна тут начинается в январе, осень в июле, а зима в сентябре. Как бы то ни было, оформлено все действительно впечатляюще. Времена года существенно влияют на геймплей. Так, жаркое засушливое лето способно серьезно повлиять на урожай, а ранняя зима — серьезно спутать планы по наступлению. Вообще зима тут — крайне неприятная штука. Даже короткий зимний переход может обернуться для армии значительными потерями. Именно поэтому к наступлению холодов подобно настоящему Цезарю стараешься побыстрее завершить дела и разместить армии на зимних квартирах. Благодаря всему этому времена года действительно влияют на геймплей и проводимую политику.

Более того, теперь все очень красиво оформлено. Глобальная карта, и без того выглядевшая просто шикарно, стала еще краше. Наблюдать за небольшими галльскими поселениями и трогательными водяными мельницами можно очень долго. Летом над землей видно марево жары, зимой может идти легкий снежок, весной льют дожди и бушуют грозы, а осенью, когда вся карта желтеет, в лесах видны опадающие листья. Глядя на эти уютные пейзажи, даже не верится, что перед нами достаточно хардкорная и не особенно дружественная к новичкам стратегия. На тактической карте, кстати, тоже отражаются времена года, хотя это и не так заметно.



Основой для кампании, очевидно, стал семилетний поход Цезаря в Галлию. Именно он здесь ключевая фигура, поэтому повествование и описание технологий ведется от его лица. Кликнув по городу определенного племени, мы получим комментарии полководца о нем. Интересно, что дополнение просто пестрит цитатами из его «Записок о Галльской войне», которые, очевидно, и послужили основным источником вдохновения разработчиков. Так как сам по себе текст весьма занимателен, то рекомендуем параллельно с прохождением кампании его почитать. В этом случае и без того захватывающая кампания станет на порядок понятнее и ярче. Очень интересно, что политическая ситуация в игре и побочные задания нет-нет, да и подталкивают нас к тем самым решениям, которые принимали сам Цезарь и известные вожди варварских племен. Хотя, конечно, вести кампанию именно так никто не заставляет. Свободы здесь хоть отбавляй.


Помимо самого Рима и Цезаря здесь доступны еще три варварские фракции. Во-первых, это, конечно, арверны во главе с Верцингеториксом, который, напомним, умудрился объединить практически всю Галлию для борьбы с римской властью. Во-вторых, свебы — свирепые германцы, пришедшие в Галлию из-за Рейна с целью расширить свои владения на западе. Ну и, наконец, в-третьих, нервии — бельги, которых в оригинальной игре взять под контроль было нельзя. Это своего рода спартанцы от варваров, известные своей свирепостью и аскетизмом.




Игра за местные племена разительно отличается от того, с чем предстоит столкнуться римлянину. В первом случае на нас будут активно наседать соседи, не желающие делиться с кем-то властью, а в определенный момент Рим пришлет на штурм наших укреплений такие силы, что мало точно не покажется. Если же мы решим повторить победоносную кампанию Юлия Цезаря, то здесь нас подстерегают другие опасности. Постоянное неприятие римской культуры побуждает галлов атаковать буквально со всех сторон, с крайней неохотой идти на какие-то дипломатические отношения и постоянно пытаться захватить или сжечь любую деревню превосходящими силами. Вообще римляне практически всегда сражаются в меньшинстве, однако выучка и стойкость легионеров порой помогают выиграть даже самые безнадежные на первый взгляд сражения. Например, всего пара когорт тяжелой пехоты способны удерживать городские ворота от целой толпы варваров.



Ближе к середине кампании дипломатия окончательно заканчивается: начинается полномасштабная война. Аналогом гражданских войн здесь служат повсеместные восстания варваров. Если восстановить контроль над территориями где-то на фронте будет не так уж сложно, то восстания в глубоком тылу могут создать полководцу немало проблем. Более того, в этот момент все оставшиеся варварские государства забудут былые распри и объединятся, начав атаковать римские территории со всех сторон. Пережить такое довольно тяжело: иногда доходит даже до того, что одно и то же поселение на протяжении одного вражеского хода штурмуют по 5-6 раз. После подобного трехчасового марафона чувствуешь себя примерно как и сама армия, расквартированная в несчастном городе - разбитым и чертовски уставшим.



Вообще, подобно оригинальной игре, «Цезарь в Галлии» совершенно не прощает ошибок и заставляет постоянно держать в голове огромное количество переменных. Захватили рабов в двух поселениях подряд? Получите доморощенного Спартака в сердце Провинции. Забыли построить храм Юпитера в очередной глуши? Население начнет бунтовать спустя уже пару ходов. Увлеклись накоплением благосостояния? Получите перебои с продовольствием. Наняли дополнительную армию для защиты расширяющихся границ? Добро пожаловать в эпоху экономического кризиса. Игра требует максимальной концентрации и внимательности. В этом вся Rome 2, поэтому не удивляйтесь, если после пары вечеров, проведенных в Галлии, вы будете чувствовать себя как выжатый лимон.

Из других особенностей дополнения стоит отметить политическую систему, в которой против вас по крайней мере не выступит собственный генерал, как это произошло с Цезарем и его лучшим легатом Лабиеном. Ветки развития тут тоже довольно специфичны. С помощью политических улучшений можно, например, призвать на помощь Марка Антония и оплатить подкуп политиков в сенате. Также в DLC добавлено приличное количество отрядов, как варварских, так и римских (в том числе несколько видов вспомогательных войск и наемников). Кое-что добавлено и в основную кампанию. Например, с дополнением появилась возможность возглавить племена бойев и галатов. Также «Цезарь в Галлии» — отличная возможность опробовать совместную кампанию для двух игроков. Из-за более компактного размера взаимодействовать здесь будет куда удобнее, нежели на привычной глобальной карте.

Вишенкой на торте можно назвать новое историческое сражение — «Битву при Алезии». Его смело можно наречь кульминацией всей галльской кампании Цезаря и его противостояния с Верцингеториксом. Тогда полководец осадил город Алезию, в котором галл укрылся со своим войском, однако вскоре к арвернам пришло подкрепление в виде огромного количества сочувствующих восстанию варваров. Цезарю пришлось выдерживать натиск галлов с обеих сторон, причем если те имели возможность заменять уставших бойцов свежими, то римляне в силу внушительного периметра укреплений могли полагаться лишь на ограниченное число солдат. В тот день римской армии пришлось ОЧЕНЬ тяжело. Так же тяжело придется и вам, когда попробуете выиграть эту историческую битву. Врагов здесь очень много, и порой возникает ощущение, что полчища варваров, наступающих со всех сторон, не кончатся никогда. Противопоставить им придется лишь богатый опыт римлян и умение быстро принимать верные тактические решения.

«Цезарь в Галлии» - образцовое дополнение к отличной игре. Здесь есть новая глобальная карта с меняющимися временами года, достоверная историческая кампания, полководцы Юлий Цезарь и Верцингеторикс, а также масса сопутствующего контента вроде новых отрядов и фракций. Всем поклонникам Total War, истории Древнего Рима, да и вообще стратегий строго рекомендуется.

Цезарь в Галлии

Наместничество в Галлии вполне соответствовало тайным планам Це­заря, ибо как раз там он мог создать себе плацдарм для предстоящей ре­шительной борьбы за власть.

В эпоху Цезаря различали три Галлии: Галлию Цизальпинскую, Гал­лию Нарбонскую или просто Провинцию и Галлию дикую. Последняя и представляла главный объект стремлений римских купцов, публиканов и военных авантюристов. Она, в свою очередь, делилась на три части: юго-западная часть, расположенная между Пиренеями и р. Гарумной (Гарон­на), была населена аквитанами, кельтским племенем с сильными иберскими элементами; центральную часть или собственно Галлию, ограничен­ную на севере реками Секваной (Сена) и Мозелем, занимали галлы (кельты); наконец, на севере, между Секваной и Рейном, жили белги (кельто-германские племена), наименее культурные.

Свободная Галлия распадалась на множество самостоятельных племен, враждовавших друг с другом. Некоторые из них стояли еще на уровне ро­дового быта, у других уже наблюдалась значительная социальная диффе­ренциация, позволяющая говорить о примитивно-рабовладельческих от­ношениях. Правящим слоем являлась племенная знать, обладавшая боль­шим количеством рабов и зависимых людей (амбактов). К этой знати принадлежали племенные вожди.

Большим влиянием в Галлии пользовались жрецы-друиды. Они были толкователями права и хранителями вековой мудрости кельтов. Искусст­во предсказаний и гаданий соединялось у них с зародышами положитель­ных знаний.

Галлия была плодородной, густо населенной страной. Основой эконо­мической жизни являлись земледелие и скотоводство, лесные промыслы, ремесла. Разделение труда достигло уже известной степени развития. На этой почве возникли многочисленные укрепленные центры полугород­ского типа: Герговия (около современного г. Клермон-Феррана), Бибракте (Отен), Алезия (Ализ-Сент-Рэн), Лютеция (Париж), Аварик (Бурж), Ценаб (Орлеан) и другие. В них окрестное население укрывалось от врагов и собирались племенные ополчения. Там жили туземные ремесленники и устраивались ярмарки, куда съезжались римские и греческие купцы. Гал­лия славилась большим количеством золота.

Когда Цезарь в 58 г. прибыл в Провинцию, в собственно Галлии было весьма тревожное положение. В той части страны, которая непосредственно примыкала к Провинции, уже давно боролись за власть три племени: эдуи, секваны и арверны. Эдуи придерживались римской ориентации и счита­лись союзниками римлян, секваны и арверны тяготели к зарейнским гер­манцам. По просьбе секванов, вождь германского племени свевов Ариовист с большим отрядом перешел Рейн и после долгой борьбы победил эдуев (около 60 г.). За эту помощь секваны принуждены были уступить Ариовисту часть своих земель (в теперешнем Эльзасе).

В связи с вторжением германцев пришли в движение гельветы - пле­мя, населявшее западную часть современной Швейцарии. В поисках сво­бодных земель они решили переселиться к устью Гарумны. Для этого им необходимо было пройти через Провинцию. Цезарь категорически вос­противился движению через римскую территорию большого племени, на­считывавшего, по словам Цезаря, около 300 тыс. человек. Чтобы поме­шать гельветам, он явился к северным границам Провинции.

Тогда гельветы избрали другой путь и двинулись через области секванов и эдуев. Это явилось для Цезаря поводом вмешаться в галльские дела. Он перешел границы своей провинции и в июне 58 г. нанес гельветам тя­желое поражение при Бибракте. После этого уцелевшая часть племени должна была вернуться обратно и заключить союз с Римом.

Повернув навстречу преследователям, гельветы дали бой. У них все еще оставалось около 70 тыс. воинов против 30 тыс. легионеров, приблизительно 20 тыс. галльских вспомогательных войск и 4 тыс. галльской кавалерии у Цезаря. Поражение в предстоящем сражении обернулось бы для Цезаря катастрофой, и потому он отобрал у всех командиров лошадей, приказав им стоять до последнего и не отсту­пать ни при каких обстоятельствах. Отбросив противника к собствен­ному лагерю, римляне неожиданно увидели, как в ряды его вливают­ся женщины и дети. В яростной битве полегло 130 тыс. гельветов любого пола и всех возрастов. Потери римлян точно неизвестны, но явно были тяжелыми. Остаток гельветов покорился и вернулся к себе домой, к востоку от Юры, как требовал Цезарь.

Следующей задачей было уничтожить влияние германцев. Цезарь хо­тел борьбу с Ариовистом представить как общее дело всей Галлии. С этой целью летом 58 г. в Бибракте под римским влиянием был созван съезд представителей галльских племен, который обратился к Цезарю с просьбой защитить их от германцев. Так как Ариовист отказался исполнить рим­ские требования, Цезарь объявил ему войну. Это было первое серьезное испытание для римлян в Галлии. В армии появились панические настрое­ния, и только энергии Цезаря удалось их преодолеть. Осенью 58 г. в Верх­нем Эльзасе, недалеко от Рейна, Ариовисту было нанесено сокрушитель­ное поражение. Преследование разбитого противника продолжалось до самой реки. Только немногим германцам вместе с Ариовистом удалось переплыть на правый берег.

Германское племя свевов под предводительством вождя Ариовиста терроризовало традиционно союзные Риму галльские племена эдуев, арвернов и секванов в регионе, позже включившем французские исторические области Эльзас и Франш-Конте. Галлы попросили Цезаря о помощи и, хотя германцев римляне уважали и боялись еще больше, чем галлов, Цезарь не отверг просьбу. Армии Цезаря и Ариовиста осторожно маневрировали в регионе восточнее от Везонтио (совр. город Безансон). У Цезаря было около 50 тыс. человек; у Ариовиста, вероятно, 75 тыс. Около современных Бельфора, Мюлуза (Мюльхаузена), или Серне, Цезарь 10 сентября улучил благо­приятную возможность для сражения. Римляне располагались в двух укрепленных лагерях. Спровоцированные Цезарем, германцы напа­ли на один из них. Силами двух легионов их атака была успешно отражена, а потом Цезарь, соединив силы, перешел в контрнаступ­ление. Германцы были совершенно разгромлены; остатки их, пре­следуемые Цезарем по пятам, бежали обратно за Рейн. Отныне боль­шая часть Центральной Галлии признала римское господство. Це­зарь встал на зимние квартиры близ Везонтио.

Таким образом, римляне впервые достигли Рейна, который с тех пор надолго стал восточной границей их владений в Галлии. Для того чтобы лучше удержать линию Рейна, Цезарь оставил на его левом берегу ряд мелких германских племен, которые за это должны были защищать Гал­лию от своих же соотечественников на правом берегу. Цезарь первый на­чал политику использования варваров против варваров же, которую позд­нее стали проводить римские императоры. Эта политика долго давала бле­стящие результаты, пока, наконец, в последние века Империи, не обратилась против самих же римлян.

Успехи Цезаря в 58 г. сделали его фактически повелителем всей Цент­ральной Галлии. Но белги, равно как племена в Бретани и Нормандии, еще не испытали силы римского оружия и не склонны были без борьбы подчиниться Цезарю, тем более что между зарейнскими германцами и белгами существовала тесная связь. У устья Рейна германские племена гото­вились переправиться через реку. Поэтому в 57 г. Цезарь с 8 легионами выступил против белгов. Их храбрые племена оказали отчаянное сопро­тивление. В решительной битве с нервиями судьба всей римской армии и жизнь главнокомандующего висели на волоске. Однако более высокая во­енная техника римлян и отсутствие единства среди белгов дали Цезарю победу. Одни за другими покорились племена суессионов (около Суассона), амбианов (около Амьена), белловаков и, наконец, нервиев.

Белги (собирательное название смешанных с германскими выход­цами кельтских племен белловаков, свессионов, моринов и других, обитавших на северо-востоке Галлии) были встревожены двумя ус­пешными кампаниями Цезаря на южных границах их владений. Со­ставив против римлян коалицию, они вознамерились двинуться на юг силами примерно 300 тыс. воинов. Узнав об этом, Цезарь нанес удар прежде, чем они успели подготовиться. С 40 тыс. легионеров и 20 тыс. вспомогательных войск он, вероятно, в апреле вторгся в Белгику.

Поспешно собрав войско численностью от 75 тыс. до 100 тыс. чело­век, белги под предводительством Гальбы, царя Сюиссона (совр. го­род Суассон), попытались остановить Цезаря у Аксоны. Он нанес им поражение, затем проник глубже на север, в Белгику. Большая часть племен покорилась. Однако другие, ведомые воинственным германским племенем нервиев (или, иначе, нервийцев), обитавших между реками Сабис (совр. Самбр) и Скальд (совр. Шельда), приго­товились к дальнейшей войне.

Наступая без достаточной разведки, Цезарь готовился разбить ла­герь на берегу Сабиса, когда на него обрушилось войско нервиев, насчитывавшее до 75 тыс. человек. К счастью, легионы не впали в панику. Битва была отчаянной. Цезарь переходил от легиона к леги­ону, сражаясь в первых рядах и воодушевляя своих людей, которым приходилось тяжело. Отразив несколько атак, римляне перехватили инициативу. Нервии потеряли около 60 тыс. убитыми, потери рим­лян были столь же велики.

Но почти сейчас же (зимой 57/56 г.) началось восстание в нынешних французских провинциях Бретани и Нормандии. Оно быстро распростра­нилось на все побережье от р. Лигера (Луара) до Рейна. Восставшие ожи­дали помощи от кельтов Британии и от зарейнских германцев. Цезарь не мог терять ни секунды. Он послал одного из своих легатов, Тита Лабиена, с конницей к Рейну, чтобы подавить брожение белгов и помешать пере­праве германцев. Три легиона были направлены в Нормандию. Сам Це­зарь с главными силами вторгся в область венетов (в Бретани), которая являлась главным очагом восстания. Но сухопутных сил было недоста­точно, так как прибрежные племена обладали сильным флотом. Римляне построили некоторое количество мелких судов на Луаре, присоединив к ним суда от союзных кельтских общин. Этим сборным и слабым флотом командовал легат Цезаря Децим Брут. Несмотря на превосходства флота венетов, римляне одержали победу. С помощью серпов, привязанных к длинным шестам, они перерезали канаты, связывавшие реи с мачтами. Бла­годаря этому суда противника теряли управление и брались на абордаж. Уничтожение флота привело к быстрому подавлению движения, так как восставшие лишились подвоза подкреплений и продовольствия с моря.

Теперь вся Галлия была покорена и объявлена римской провинцией. Блес­тящие успехи Цезаря вызвали восторг и удивление в Риме. В конце 57 г., когда Цезарь на зиму вернулся в Северную Италию, сенат приказал устроить торже­ственные благодарственные молебствия в течение 15 дней. Однако именно бла­годаря растущей популярности Цезаря сенаторская партия, особенно после воз­вращения Цицерона и Катона, сплотила свои ряды. Немалую роль здесь играла зависть Помпея к Цезарю, которая быстро прогрессировала по мере успехов в Галлии. Все это вызвало необходимость свидания триумвиров.

Из книги Падение Запада. Медленная смерть Римской империи автора Голдсуорти Адриан

Новый цезарь в Галлии Беспокойство Констанция II по поводу того, что в Галлии после гибели Магненция так скоро появился новый узурпатор, вполне понятно. В конце концов он решил, что доверие лучше всего основывать на семейных связях, и направил в Милан сводного брата Галла

Из книги Моммзен Т. История Рима - [краткое изложение Н.Д. Чечулина] автора Чечулин Николай Дмитриевич

Из книги Величие и падение Рима. Том 2. Юлий Цезарь автора Ферреро Гульельмо

II Присоединение Галлии Экспедиция против белгов. - Отступление белгов. - Их покорение. - Дезорганизация демократической партии. - Присоединение Галлии. - Цезарь как «роковой человек». - Птолемей и римские банкиры - Египетский вопрос. - Лукская встреча. Голод в

автора Ковалев Сергей Иванович

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Отпадение Галлии. Постум Так началось движение, сначала носившее военный и местный ха­рактер, но очень скоро переросшее в общее восстание Галлии, Испа­нии и Британии против Рима. Центром его стала Галлия, превративша­яся во главе с Постумом в самостоятельное

Из книги Очерк о золоте автора Максимов Михаил Маркович

Месторождения Галлии С завоеванием Галлии войсками Юлия Цезаря огромное количество золота, накопленного кельтами, попало в Рим. Из такого золота в 46 г. до н. э. к четверному триумфу Цезаря - над Галлией, Египтом, Понтом и Нумидией - был отчеканен ауреус из расчета 40 штук из

Из книги Нерон. Владыка Земного Ада автора Грант Майкл

Мятеж в Галлии Но этой задуманной экспедиции не суждено было случиться. Поскольку в день годовщины смерти своей матери – а именно примерно в середине марта 68 года – Нерон получил известие о том, что один из его провинциальных наместников поднял мятеж. Это был Гай Юлий

Из книги Мифы древнего мира автора Беккер Карл Фридрих

44. Цезарь в Галлии. (58…51 г. до Р. X.).Трансальпийская Галлия (нынешняя Франция) была населена кельтскими племенами, из которых самыми могущественными были арверны, эдуи и секваны. Начиная от Арденнского леса до устья Рейна обитали белги, тревиры, эбуроны и нервии. До Цезаря

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Цезарь в Галлии Наместничество в Галлии вполне соответствовало тайным планам Це­заря, ибо как раз там он мог создать себе плацдарм для предстоящей ре­шительной борьбы за власть.В эпоху Цезаря различали три Галлии: Галлию Цизальпинскую, Гал­лию Нарбонскую или просто

Из книги Галлы автора Брюно Жан-Луи

ЦЕЗАРЬ В ГАЛЛИИ Через четверть века после поражения кимвров и тевтонов политическая карта Галлии очень изменилась. Держава арвернов, оставленная без средиземноморских рынков сбыта, уступила место

Из книги Варвары и Рим. Крушение империи автора Бьюри Джон Багнелл

Валия и поселение в Галлии После короткого переходного периода королем был избран Валия. Он был важной фигурой в истории вестготов, поскольку именно он обозначил границы их нового королевства в Галлии.Но чтобы понять положение Валии и его народа, мы должны вернуться на

Из книги Лекции по истории Древней Церкви автора Болотов Василий Васильевич

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Завоевание Цезарем Галлии (58–51 гг. до н. э.) Ко времени прибытия Цезаря в Нарбонскую Галлию в непосредственной близости от границ римской провинции сложилась крайне непростая политическая ситуация. В течение 10 лет (71–61 гг. до н. э.) между двумя племенными союзами – эдуев,

Из книги История Алан на западе автора Бахрах Бернард С

Из книги Юлий Цезарь. Политическая биография автора Егоров Алексей Борисович

4. Покорение Галлии (57–56 гг.) В 57 г., фактически став хозяином юга Галлии, Цезарь выступил на север. Следующим объектом стал союз бельгов. Он получил известие, что бельги заключили союз против Рима, а часть галльской аристократии могла им сочувствовать. Набрав еще 2 легиона,

Из книги Лекции по истории Древней Церкви. Том II автора Болотов Василий Васильевич
Статьи по теме: