Педагогический проект на тему русская народная игра. Проект "народные детские подвижные игры". Этапы осуществления проекта

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Русские народные игры Работу выполнила: Бахарева Ольга Алексеевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Кошки Кошкинского р-на Самарской области

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность Важным средством нравственно-патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Родина впервые предстает перед ребенком в образах. Звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованной, уважительное отношение к культуре родной страны, создается положительная эмоциональная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку, вызывают активную работу мысли. Русские народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

3 слайд

Описание слайда:

Цель: Познакомить детей с русскими народными подвижными играми, пробудить в детской душе интерес к истории и культуре страны. Задачи: 1Познакомить детей с русскими народными подвижными играми и обучить правилам игры в них; 2Развивать коммуникативные, двигательные навыки и умения через подвижные игры; 3Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм. Укреплять здоровье Проблемные вопросы. 1 В какие игры на Руси играли наши бабушки? 2 В какие игры мы играем, какие бабушкины знаем? * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

4 слайд

Описание слайда:

Русские народные игры очень многообразны Детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

5 слайд

Описание слайда:

Игра «Кот и мышь» Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход - нору. В одном ряду стоят коты, в другом - мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей. Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы. * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

6 слайд

Описание слайда:

Игра «Круговые пятнашки» Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага. Каждый свое место отмечает кружком. Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них - пятнашка, он догоняет второго игрока. Если убегающий видит, что пятнашка его догоняет, он просит помощи у игроков, стоящих на месте, назвав одного из них по имени. Названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, пятнашка догоняет уже его. Свободное место занимает игрок, который начинал игру. Свободный кружок, если успеет, может занять и пятнашка, тогда пятнашкой становится тот, кто остался без места. Игра продолжается, пятнашка догоняет игрока, который вышел из круга. * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

7 слайд

Описание слайда:

Игра «Мокрые петухи» Мокрые петухи. Эта игра основана на русской народной забаве "Петушиные бои". Для проведения данной игры вам понадобится пластиковый сосуд, вода, песок, солнечная погода. Прежде чем начать игру на песке нужно начертить круг диаметром приблизительно два - три метра. В него встают двое игроков. В руках у каждого из игроков находятся пластиковые сосуды, наполненные водой. Каждый из "петухов" поджимает одну ногу, неважно, левую или правую, кому как удобнее.После подачи сигнала ведущим игроки, передвигаясь прыжками на одной ноге, пытаются облить спину противника водой. За круг при этом выходить нельзя. Выигрывает тот игрок, который первым намочит спину противника. Мирить такой игрой поссорившихся влюбленных не рекомендуется. Желаю вам приятно привести время! Удачи! * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Игра «Снежный ком» Играющие сооружают снежную крепость высотой 1,5-2 метра. С внутренней стороны делают вал, чтобы на нем могли расположиться защитники. По углам крепости устанавливают щиты. Перед крепо­стью три линии обороны. Их обозначают флажками или сухими ветками.Первая линия проходит в десяти метрах от крепости, вторая - в пятнадцати метрах, а третья - в двадцати метрах. Играющие делятся на две команды: штурмую­щие и защитники. По сигналу начинается штурм крепости, т.е. обстрел снежками из самой дальней зоны. Если штурмующие попали по одному разу в каж­дый из щитов, они переходят на вторую линию обороны. В это время защитники обстреливают штурмую­щих снежками. Нападающий, в которого попали снежком, выбывает из игры. Если нападающие про­шли все линии обороны, то победа за ними. Если все они поражены меткими попаданиями, то победа дос­тается защитникам. Указания; к проведению: игра проводится во дворе дома или на школьной площадке. Число участ­ников может быть до 20 - 30 человек.Если участни­ков много, можно атаковать не с одной стороны, а с четырех.В этом случае создается круговая оборона и устанавливаются четыре башни со щитами. Игроки, в которых попали снежками, выбывают из игры. * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Игра «Поводырь» Это больше чем просто игра. Это знакомство душ, когда не отвлекают такие факторы как внешний вид и взгляд. Во внутренний круг, лицом в центр круга, встают мужчины, берутся за руки и закрывают глаза. Во внешнем кругу идут хороводом девушки под музыку. Через какое-то время по сигналу ведущего хлопок или свист девушки начинают разбирать парней - любого понравившегося из тех, что ближе стоят. Берут парня за руку и ведут по кругу, парень все это время идет с закрытыми глазами. Желательно чтобы количество девушек и парней совпадало, чтобы никто не остался стоять одиноко во внутреннем кругу. По сигналу ведущего девушки аккуратно выстраивают парней снова во внутренний круг, а сами идут хороводом дальше. Так повторяется три раза. Когда после третьего раза парней снова поставят во внутренний круг, ведущий подает сигнал - "Можно открыть глаза". Начинается подележка. Парни описывают свои ощущения, называют, кто из трех девушек им понравился, кого они хотели бы увидеть. Девушки обычно с радостью признаются и показываются. Далее во внутренний круг с закрытыми глазами встают девушки, а парни во внешнем и все повторяется. * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

ОЛЬГА Багапова
Педагогический проект «Народные подвижные игры Урала»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Родничок».

Педагогический проект

«Народные подвижные игры Урала".

Составила: воспитатель Багапова Ольга Юрьевна

Название проекта:«Народные подвижные игры Урала".

Актуальность темы: Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего.

Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные. Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традицию.

В этих играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры- забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов» Шутки и юмор характерны для этих игр. Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка.

Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

Он также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.

В России всегда любили играть в игры, как подвижные, так и нет.

Русские игры очень разнообразны, в них заложен дух и история русского народа. Не исключением являет и Урал.

Тематическое поле: Что такое народные подвижные игры Урала?

Ожидаемые результаты:

использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

дети умеют играть в русские народные подвижные игры, используют считалки.

создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры Урала.

привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр.

Создание картотек игр, считалок.

Цель : Воспитание и развитие детей на идеях народной педагогики, физическое воспитание детей 4-5 лет, формирование здорового образа жизни детей посредствам подвижных игр.

Задачи проекта:

Обучение народным подвижным играм и совместным действиям.

Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.

Закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр.

Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.

Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Вид проекта:

По составу участников: групповой (дети, родители, педагоги);

По целевой установке: информационный, игровой,

По срокам реализации: средне – срочный (апрель- сентябрь 2014г.)

Состав участников: дети, родители, педагоги группы, инструктор по ФК.

Форма представления: демонстрация презентации проекта «Народные подвижные игры Урала".

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта : мячи, карандаши, пластилин, флажки, бубен, колокольчик, платок, маски животных, скакалка, магнитофон, проектор, фотоаппарат.

Сценарий совместной деятельности по решению задач:

Этапы Формы взаимодействия Содержание деятельности Сроки Ответственные

подготовительный Педагоги - дети Беседа: «Какие подвижные игры вы знаете?»,

Беседа: «Откуда игры к нам пришли?» 1.04 -14.04.2014 Педагоги группы

Педагоги - родители Обсуждение с родителями вопросов связанными с реализацией проекта. Педагоги группы

Деятельность - педагогов - Обсуждение целей и задач проекта.

Подготовка атрибутов к играм.

Составление перспективного плана.

Подбор наглядного материала. Педагоги группы

Основной Педагоги - дети - Изготовление атрибутов к играм,

Заучивание потешек, считалок,

Разгадывание загадок о животных и птицах,

Разучивание народных подвижных игр,

НОД лепка: «Слепи любимого персонажа народной игры»

Беседа о пользе подвижных игр

Рассматривание иллюстраций

Педагоги группы.

Инструктор по ФК

Педагоги – родители - Консультации для родителей.

Папка передвижка «Народные игры Урала»

Анкетирование родителей «Приобщение детей к истокам народной культуры»

Педагоги группы

Деятельность – педагогов

Консультация для педагогов: «Классификация народных игр»

Консультация для педагогов: «Организация проведения подвижных игр на прогулке»;

Разработка картотеки: подвижные игры Урала, малоподвижные, хороводные.

Оснащение материально технической базы.

Инструктор по ФК

Педагоги группы

Родители - дети - изготовление атрибутов

Организация подвижных игр

Изготовление рисунков «моя любимая народная подвижная игра»

Заключительный Педагоги –дети -родители - оформление альбома рисунков: «Моя любимая народная подвижная игра»

Подведение итогов оформления материалов проекта,

Спортивный праздник «Моя любимая народная подвижная игра»

Педагоги группы

Инструктор по ФК

презентационный Деятельность педагогов Презентация проекта Педагог группы

Технологическая карта проекта:

Образовательная область

Вид деятельности Содержание деятельности

Познавательное развитие Познавательный, познавательно-исследовательский, продуктивный. - Беседы: «Какие подвижные игры вы знаете?», «Откуда игры к нам пришли?»,

Наблюдение за играми детей старшей и подготовительной группы,

Рассматривание иллюстраций, альбомов народных подвижных игр в старые времена.

Речевое развитие Коммуникационный - Разучивание потешек, считалок,

Составление рассказа по картинке (про подвижную игру, что за игра.)

Д/и «Угадай подвижную игру по картинке»

Разгадывание загадок о животных и птицах

Физическое Физический - Разучивание и проведение подвижных игр.

Спортивный праздник «Моя любимая народная подвижная игра»

Социально- коммуникативное развитие Игровой, познавательный, коммуникативный Беседа о правилах игры.

Беседа: «Приобщение детей к культуре Урала»

Художественно- эстетическое развитие Творческий, музыкально- художественный - изготовление атрибутов к подвижным играм,

Изготовление альбома: «Моя любимая подвижная народная игра»,

Лепка: «Персонажи народных подвижных игр»

Описание достигнутых образовательных результатов:

Дети используют в активной речи потешки, считалки. Знают и умеют играть в народные игры, используют считалки. Созданы картотеки подвижные игры Урала; картотека считалок; картотека малоподвижных игр; Картотека хороводных игр. Родители активно участвовали в проведении проекта.

Литература:

1. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры. М. : Айрис-пресс, 2003.

2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2010г.

3. Картотека «Русских народных подвижных игр»;

4. Картотека «Малоподвижные игры»;

5. Картотека «Считалок»;

6. Картотека «Потешек»;

7. Картотека «Хороводных игр».

В Музее Русских Забав под открытым небом, созданном специально для возрождения русской народной игры, краеведами собраны игры, в которые вятские крестьяне играли век и более назад. Предлагаем Вашему вниманию некоторые из них:

Малечина-калечина

Малечина-калечина — старинная народная игра. Игра состоит в том, что палочку ставят вертикально на кончике одного или двух пальцев руки (нельзя поддерживать палку другой рукой) и, обращаясь к малечине, проговаривают речитативом стишок:

«Малечина-калечина,
сколько часов до вечера?
Раз, два, три...»

Считают, пока удается удерживать палочку от падения. Когда палка покачнулась, ее подхватывают второй рукой, не допуская, чтобы она упала. Победителя определяют по величине числа, до которого он досчитал.

Бабки

На Руси «Бабки» были широко распространены уже в VI-VIII вв. и являлись любимой игрой. Для игры берутся бабки - специально обработанные кости суставов ног коров, свиней, овец. У русских в наибольшем почете коровьи бабки: они более крупные и в них можно попасть с большого расстояния. У каждого игрока должна быть своя бита и 3-10 бабок. В качестве биты берется наиболее крупная и увесистая бабка (внутреннюю полость ее часто заливают свинцом или оловом). Сами игры бабки разделяются на бесчисленные виды. Вот пример одного из них. Игроки ставят на ровном месте по гнезду на битку. Потом определяют условное расстояние - коны. Кому прежде начинать игру - бить и кому после, о том мечут жеребьи. Игроки, становясь на черту, бьют битками по старшинству. Если сшибут бабки, на кону стоящие, то их считают своим выигрышем. Когда они все пробьют, тогда каждый переходит за кон к своим биткам и бьет с того места, где лежит его биток; чья далее лежит, тот прежде начинает и бить, а остальные доканчивают игру по расстоянию своих битков.

Веревочка

Веревочка — старинная свадебная игра, увеселяет на сговорах людей женатых и семейных, на посиделках и молодечнике девушек, одних, без мужчин. Но это бывало прежде; ныне забавляются веревочкою без разбора все свадебные сговорщики. Сваха вносит в горницу веревочку, концы которой сват или дружка завязывают одним узлом. Игроки хватаются за эту веревку обеими руками, составляя из себя круг около ее. В средину круга становится сват или сваха для зачину. Обходя кругом всех, сваха — кому говорит красное словцо, кому поет присказку или завидит сказку, стараясь высказать в ней характеры сговорщиков. Ее словам, хотя иногда довольно обидным, отвечают похвалою, улыбкою и добрым молодечеством. Круговой — так называют свата, стоящего в средине игроков — среди россказней, замечает: кто смотрит по сторонам, и, подкараулив, тотчас бьет его по руке. Оплошный становится в круг, при всеобщем смехе, и заводит свои россказни. Иногда, вместо побасенок, игроки поют свадебные песни.

Репка

Забава по мотивам русской народной сказки «Репка». Все играющие встают друг за другом, обхватив предыдущего вокруг пояса. Первый игрок обхватывает небольшой ствол дерева или столб. «Дед» начинает тянуть последнего играющего, стараясь оторвать его от остальных. Есть и другой вариант игры: Игроки садятся друг против друга, упираясь ногами в ноги соперника. Руками держатся за палку. По команде начинают, не вставая с места, тянуть друг друга на себя. Выигрывает тот, кто перетянет соперника.

Забава «Вишенка»

Эта забава предназначена для молодых парней и девушек на выданье. Все становятся плечом к плечу в две шеренги друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки (или чуть ближе). Участники выставляют перед собой руки на уровне чуть выше пояса ладонями вверх или сцепляют руки в замок для более крепкого соединения. Получается коридор. Доброволец (вишенка), разбегается и рыбкой прыгает на руки в начале коридора. Задача прокидать вишенку до конца коридора. Вишенка должен вытянуть руки вперед и держать ноги вместе. Коридор должен немного присесть и одновременно с криком «Ээээ-х» подбрасывать вишенку вверх и вперед по коридору. Главное здесь побольше разбежаться и повыше да подальше полететь, а после этого руки товарищей добросят игрока до девушки, которую нужно поцеловать. После переката по волнам из рук на пару десятков метров поцелуй получается очень чувственным. Главное в игре - вовремя затормозить, а то пролетишь нужный адресат.

Горелки

Старинная русская забава. В Горелки играли девушки и холостые молодые мужчины. Водящим всегда выбирался парень, и ловить он мог только девушку, так что игра давала возможность знакомиться, общаться, выбирать невесту. «Холостые парни и девицы устанавливаются парами в длинный ряд, а один из молодцев, которому по жребию достается гореть, становится впереди всех и произносит:

— «Горю, горю пень!»

— «Чего ты горишь?» - спрашивает девичий голос.

— «Красной девицы хочу».

— «Какой?»

— «Тебя, молодой!»

При этих словах одна пара разбегается в разные стороны, стараясь снова сойтись друг с дружкою и схватиться руками; а который горел - тот бросается ловить себе подругу. Если ему удастся поймать девушку прежде, чем она сойдется со своей парою, то они становятся в ряд, а оставшийся одиноким заступает его место. Если же не удастся поймать, то он продолжает гоняться за другими парами, которые, после тех же вопросов и ответов, бегают по очереди». А.Н.Афанасьев

Ручеек

Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная. Играющие встают друг за другом парами, обычно юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.

Кубарь

В Древней Руси игры с кубарем были одними из самых распространенных. Уже в X в. кубарь имел настолько совершенную форму, что она почти не менялась до наших дней. Простейшие кубари вытесывались топором и ножом из деревянного цилиндра путем стесывания его нижнего конца до формы конуса. Обязательной принадлежностью игр с кубарем является кнутик (веревочка на короткой палке) или просто веревочка, с помощью которых кубарь раскручивается до быстрого и устойчивого вращения. Кубарь запускается по-разному. Иногда его раскручивают между ладонями, а чаще накручивают на кубарь веревочку и с силой дергают за ее конец. Это придает кубарю вращательное движение, которое затем можно поддерживать, подхлестывая кубарь кнутиком или веревочкой. Кубарь при этом не падает, а только слегка подпрыгивает «как живой» и начинает вращаться еще быстрее, продвигаясь постепенно в определенном направлении. Умелые игроки соревнуются, гоняя кубарь по условленному направлению, часто извилистому, лавируя между различными преградами или преодолевая препятствие.

Чижик

Чижик — игра детская, веселит детей удачно и печалит нечаянными побоями. Старший из детей очерчивает на земле мелом или острой палочкой квадрат - «клетку», в ее середине устанавливает камень, на который кладет палочку - «чижик». Все по очереди подходят к «клетке» с другой длинной палкой и бьют по «чижику», который от удара подлетает вверх. Тогда другие игроки бьют «чижика» на лету, стараясь загнать его в обратно в «клетку». Игра продолжается дотоле, пока явится кто-нибудь из игроков с разбитым лицом и с криком начинает доискиваться виноватого. Но так как побои скоро забываются детьми, то игра Чижик скоро возобновляется.

Заря

Игроки встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - «заря» ходит сзади с лентой и говорит:

Заря - зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые —

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей».

Петушки

Мальчишки любят задираться, толкаться, даже драться, - словом, петушиться. Но настоящие мальчишеские бои проводились не как-нибудь, а по правилам. Для игры очерчивали небольшой круг, и двое игроков становились в его центр. Правила были строгие - руки у парней отведены за спину, на двух ногах стоять нельзя, только на одной ноге прыгай. Парням можно было толкаться плечами, грудью, спиной, но не головой и не руками. Если тебе удалось толкнуть соперника так, что он ступил на землю второй ногой или выпрыгнул за границу круга, ты победил.

Оплеухи

Старая добрая забава для парней. На лавку напротив друг друга садятся два молодца, скрестив ноги под лавкой, и наносят друг другу «оплеухи». Узкая лавка и скрещенные ноги мешают наносить сильные удары напряженной рукой. Раз один из парней попытался ударить посильней, да еще и кулаком, что против правил, но ему же стало хуже - он стал жертвой собственной непогашенной инерции и узкой скамейки и полетел на землю.

Бой мешками

Двое добрых молодцев встают или садятся на бревно, в руки берут по мешку и по команде начинают бить соперника мешком, стараясь сбросить его с бревна на землю. Для сложности можно одну руку держать плотно прижатой к пояснице, а действовать другой рукой. Здесь большее значение приобретает умение двигаться, чувствовать движение противника, использовать его инерцию.

Катание по шестам

Эта народная зимняя забава когда-то была широко распространена в губерниях России. На склоне горы или бугра кладется под уклон параллельно друг другу на расстоянии около 1 метра два ровных, гладко обструганных шеста (жерди) длиной 15-20 м. Получаются два гладких рельса, по которым можно скатиться с горы. Шесты неоднократно поливают водой, чтобы они прочно вымерзли и стали скользкими. Желающий прокатиться по шестам подбирает себе напарника схожего по росту и весу. Напарники встают на шесты лицом друг к другу, поддерживая один другого руками за плечи или талию. Впрочем, способы могут быть самые разные, лишь бы устоять при быстром скольжении вниз. Согласованность действий, умение удерживать равновесие, изобретательность, смелость позволяют некоторым прокатиться в самых удалых и комических позах.

Люлька

Для этой забавы нужна веревка длиной 2-3 метра. Веревку держат двое, а можно один из концов привязать к дереву. Веревку не крутят, а лишь раскачивают над землей на разной высоте - от 10 сантиметров и выше. Парни и девушки по одному (или парами) разбегаются и перепрыгивают через раскачиваемую веревку или же начинают прыгать разными способами: с сомкнутыми ногами, на одной ноге, со скрещенными ногами, с поворотом при прыжке и т. д. Прыгают, пока не совершат ошибки. Допустивший ошибку сменяет одного из качающих веревку. Ошибкой считается не только неудачный прыжок, но и любое задевание веревки.

Бирюльки

Бирюльки — это небольшие соломинки (или палочки - деревянные, камышовые, костяные или из любого другого, даже искусственного материала) сантиметров в 10 длиной, а числом от шестидесяти до ста. Пучок бросают на стол, или любую ровную поверхность, так, что бирюльки ложатся в хаотичном беспорядке одна на другую и рядом. Играющие участники забавы строго поочередно снимают их по одной - как удобнее: пальцами или специальным проволочным крючком, насаженным на палочку. Кто чуть только пошевелит соседнюю бирюльку, сразу передает крючок следующему игроку. Так продолжают, пока не разберут полностью всю кучу. Выигрывает тот участник, у кого накопилось самое большее число безупречно снятых бирюлек. К некоторым бирюлькам приделывают головки, называя их: король, генерал, полковник и т. д.; можно также придать палочкам вид копья, ножа, пилы, лопаты и т. п. За такие особые бирюльки начисляют большее число очков.

Жмурки

Водящего игрока называют «жмуркой».

Жмурке завязывают глаза (обычно шарфиком или платком). Раскручивают его и после спрашивают:

— Кот, кот, на чем стоишь?

— На квашне.

— Что в квашне?

— Лови мышей, а не нас.

После этого игроки разбегаются, а жмурка их ловит. Жмурка должен поймать любого другого игрока и опознать. В случае успеха, пойманный становиться жмуркой. Игрокам можно бегать, застывать на одном месте, «дразнить» водящего, чтобы обратить на себя его внимание и, может быть, таким образом спасти того игрока, к которому водящий или «жмурка» подошел слишком близко.

Бубенцы

Это старая русская игра. Играющие встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, а другому завязывают глаза. Все остальные поют:

Тpынцы-бpынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

После этих слов игрок с завязанными глазами должен по звуку бубенца поймать увертывающегося от него участника. Когда участник с бубенцом пойман, он становится водящим, а второй игрок становится в общий круг.

Золотые ворота

В этой игре двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Получаются «ворота». Остальные встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами. А «ворота» в это время произносят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После этих слов «ворота» резко опускают руки, и те игроки, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротами». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все игроки становятся «воротами».

Гуси-лебеди

Выбрав двух или одного волка, в зависимости от количества играющих, выбирают вожака, того, который начинает игру. Все остальные становятся гусями. Вожак становится на одном конце площадки, гуси - на другом, а волки в стороне прячутся. Вожак похаживает, поглядывает, и, заметив волков, бежит на свое место, хлопает руками и кричит:

— Гуси-лебеди, домой!

— Бегите, летите домой, стоят волки за горой!

— А чего волкам надо?

Серых гусей щипать да косточки глодать!

После этих слов гуси должны успеть добежать к вожаку, пока их не сцапали волки. Пойманные гуси выходят из игры, а оставшиеся игроки повторяют игру снова до тех пор, пока волки не переловят всех гусей.

Катание пасхальных яиц

Катание яиц — соревновательная игра, её цель — получить яйца других игроков. На ровной площадке устанавливается дорожка (также называемая катком или лотком), представляющая собой желоб, изготовленный из картона или дерева, в торце которого выкладывают крашеные яйца, а также игрушки и прочие безделушки. Дорожка может быть наклонной, а форма ее варьируется. Иногда обходятся без специальной дорожки, яйца при этом катают по полу или по траве. Каждый игрок катит своё яйцо по дорожке. Если он попадет в какой-то из предметов, этот предмет выигран. Если же яйцо не задевает никакой предмет, его оставляют на площадке, и оно может достаться другому игроку в качестве приза.

Слон

Слон — старинная русская игра, которую особенно любят мальчики, так как игра выявляет самых сильных и выносливых. Игроки делятся на две равные по силам и по числу участников команды. Одна из команд - слон, другая запрыгивает на него. Самый крепкий и сильный игрок становится впереди лицом к стене, опираясь о нее, согнувшись и опустив голову. Следующий участник обхватывает его за пояс и прячет голову, за ним третий, четвертый и так далее. Они должны крепко держаться друг за друга, изображая слона. Участники другой команды по очереди разбегаются и запрыгивают на спину слона так, чтобы сесть верхом как можно дальше вперед, оставив место для следующих. Задача играющих - всей командой остаться на слоне и не свалиться в течение 10 секунд. После этого участники команд меняются ролями.

Целуй, девка, молодца

Для игры потребуется много участников — девушек и парней. Играющие встают в круг, а кто-то один становится в центр. Затем все начинают двигаться: круг вращается в одну сторону, тот, кто в центре, в другую. Игрок в центре вращается с закрытыми глазами и вытянутой впереди себя рукой. Все напевают:

Шла матрешка по дорожке,

Потеряла две сережки,

Две сережки, два кольца,

Целуй, девка, молодца.

С последними словами все останавливаются. Игрок, на которого указывает рука ведущего выходит в центр. Игроки становятся друг к другу спиной и на счет «три» поворачивают голову налево или направо; если стороны совпадают, то счастливчики целуются!

Заводила

Сначала все игроки становятся в круг лицом к центру. Водящий отходит в сторону от игроков, которые, в свою очередь, выбирают «заводилу». «Заводила» показывает всем остальным игрокам различные движения, а игроки повторяют эти движения, не отставая от «заводилы». Водящий должен отгадать, кто является «заводилой». Если после 20 секунд ему это не удается, водящий выбывает из игры, а игроки выбирают себе нового водящего.

Колечко-колечко

Все сидят на лавочке. Выбирается водящий. У него между ладошек лежит колечко или другой маленький предмет. Остальные держат свои ладошки сомкнутыми. Водящий с колечком обходит всех и будто бы кладет им колечко. Но кому он положил, знает только тот, кому колечко попало. Другие должны наблюдать и догадаться, у кого находится этот предмет. Когда водящий скажет: «колечко-колечко, выйди на крылечко», тот, у кого оно есть, должен выскочить, а остальные, если догадались, задержать его. Если удалось выскочить, он начинает водить, если нет — водит тот, кто задержал. Причем задерживать можно только локтями, так как ладони остаются сомкнутыми.

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

Детский сад « Родничок »

Педагогический проект «Народные подвижные игры Урала» средний дошкольный возраст. Автор проекта: Воспитатель Багапова О.Ю.


Актуальность.

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего.

Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные. Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традицию.

Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка.

В России всегда любили играть в игры, как подвижные, так и нет.

Русские игры очень разнообразны, в них заложен дух и история русского народа. Не исключением являет и Урал.


Тип проекта : информационный, игровой.

Продолжительность проекта : средне - срочный

По характеру контактов : групповой.

Участники проекта : педагоги, инструктор по физкультуре, дети, родители.

Возраст детей : 4-5 лет.


Цель проекта:

Воспитание и развитие детей на идеях народной педагогики, физическое воспитание детей 4-5 лет, формирование ЗОЖ детей, посредствам подвижных игр.

Задачи проекта:

  • Обучение народным подвижным играм и совместным действиям.
  • Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.
  • Закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр.
  • Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.
  • Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Форма проведения итогового мероприятия: презентация проекта: «Народные подвижные игры Урала" на педагогическом совете.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
  • дети умеют играть в русские народные подвижные игры, используют считалки.
  • создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры Урала.
  • привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный

2 этап – основной

3 этап - заключительный


Технологическая карта проекта:

Образовательная область

Познавательное развитие

Беседы: «Какие подвижные игры вы знаете?», «Откуда игры к нам пришли?»,

Речевое развитие

Разучивание потешек, считалок,

Наблюдение за играми детей старшей и подготовительной группы,

Физическое развитие

Рассматривание иллюстраций, альбомов народных подвижных игр в старые времена.

Составление рассказа по картинке (про подвижную игру, что за игра.)

Социально- коммуникативное развитие

Разучивание и проведение подвижных игр.

Д/и « Угадай подвижную игру по картинке»

Художественно- эстетическое развитие

Спортивный праздник «Моя любимая народная подвижная игра»

Беседа о правилах игры.

Разгадывание загадок о животных и птицах

Изготовление атрибутов к подвижным играм,

Беседа: «Приобщение детей к культуре Урала»

Изготовление альбома: «Моя любимая подвижная народная игра»,

Лепка: «Персонажи народных подвижных игр»


Литература:

  • М.Ф.Литвинова. Русские народные подвижные игры. М.: Айрис-пресс, 2003.
  • О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2010г.
  • Картотека русских народных подвижных игр.
  • Картотека «Подвижные игры Урала»
  • Картотека «малоподвижные игры Урала»
  • Папка передвижка для родителей « Народные подвижные игры Урала».
  • Картотека «Считалок»
  • Картотека «Хороводных игр»

Методы проекта: игры - подвижные, малой подвижности, хороводные.


Физическое развитие

«Гуси – гуси»

«Жмурки»



Подвижные игры на прогулке.

«Удочка»


Художественно – эстетическое развитие.

Лепка: «Любимые герои подвижных игр»


В играх испокон веков дети проявляли и закрепляли ту деятельность, которая сопровождала их в кругу семьи. Именно через игру дети знакомились с основными приемами того или иного ремесла, промысла: сапожного, ткачества, бортничества, охоты, рыбалки…

Национальные игры способствуют передаче младшему поколения от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей №116 «Светлячок» г.Брянска

ПРОЕКТ

«Народные детские подвижные игры»

Старшая группа «Гномики»

Разработал: воспитатель

Антонова Л.В.

Брянск 2014-2015

План реализации проекта

Актуальность темы проекта

В играх испокон веков дети проявляли и закрепляли ту деятельность, которая сопровождала их в кругу семьи. Именно через игру дети знакомились с основными приемами того или иного ремесла, промысла: сапожного, ткачества, бортничества, охоты, рыбалки…

Национальные игры способствуют передаче младшему поколения от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой.

Окунаясь в историческое прошлое русского народа можно выделить ряд игр и развлечений, в которые играли наши прабабушки и дедушки и в которые могут играть сейчас наши дети. Подвижные игры просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов (деревянная палочка, мяч, веревка, платок, и др.).

Участники проекта

Дети старшей группы «Гномики», родители и педагоги группы, музыкальный руководитель.

Цель проекта

Создание условий для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях русского народа через подвижную игру.

Задачи проекта

1. Формирование у детей целостного отношения к национальной культуре, традициям и играм русского народа; способствовать укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием темы проекта, не только детей, но и их родителей.

2. Сформировать представление о разнообразии народных игр; учить использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей.

3. Способствовать развитию творческих способностей детей, стремлению больше узнать о родном крае.

4. Познакомить детей с народными играми детей, выходцев из ближнего зарубежья

Срок реализации проекта: октябрь – ноябрь

Прогнозируемый результат

У детей формируются знания о традициях народа, в котором они живут; дети учатся использовать национальные игры в свободной деятельности; в семье устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве, родители вовлекаются в совместные игры с детьми.

Повышается профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность; углубляются знания традиций и культуры народа.

Повышается образовательный уровень родителей через введение их в увлекательный мир народных игр; развивается система продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем).

Этапы реализации проекта

Этапы

Задачи

Дата

Подготовительный

Подвести детей к теме проекта

  • Беседа с детьми "Как наши предки собирали урожай" Цели: Познакомить с последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями.
  • : «В какой одежде ходили прежде»Цели: формирование представлений детей о внешнем виде наших предков, проживающих на территории Брянской области и его связи с бытом людей; формирование начальных навыков анализа и сопоставления на примере сравнения одежды русского и других народов; обогащение лексического запаса «панева», «завеса», «убрус»
  • Беседа : «В какие игры играли наши бабушки и дедушки».Цели: Расширить представление детей об историческом и культурном прошлом наших предков.
  • Проблемная ситуация : «Народная игра, - что это такое?» Цели: заинтересовать детей темой народных игр; подвести их к выбору темы проекта
  • Анкетирование родителей по теме «Народные детские подвижные игры»Цель: пробудить в родителях интерес к теме народных игр; побуждать проводить совместные игры с детьми
  • Опрос детей по теме «Народные детские подвижные игры» Цель: пробудить у детей интерес к теме народных игр; вовлечение в тему проекта; подвести детей к выбору проекта
  • Выбор темы проекта Цель: способствовать развитию у детей навыков совместного обсуждения и выбора темы и вида деятельности

1.10

2.10

3.10

6.10

1-10.10

6.10

6.10

I этап

Организа-ционный

Оптимизация всех разделов программы по закреплению знаний о традициях и культуре русского народа; познакомить родителей с целями и задачами проекта, реализуемого в группе, объяснить его важность и необходимость

  • Создание развивающей среды в группе (динамичный уголок национальной культуры русского народа); привлечение родителей к предстоящей творческой работе (консультации, индивидуальные беседы, фотосъемка совместных с детьми игр).
  • Задание детям: Узнать в какие игры играли их бабушки и дедушки Цель: вовлечение родителей, бабушек и дедушек в реализацию проекта; способствовать развитию умения детей добывать информацию; пробуждать в детях заинтересованность и увлеченность самостоятельной деятельностью по реализации проекта
  • Подбор народных игр из предложенных детьми в соответствии с возрастом детей.
  • Консультация родителей по теме: «В подвижные игры играем - здоровье укрепляем»
  • Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры»

Цели консультация для родителей: повышается образовательный уровень родителей

Октябрь

Ноябрь

6-10.10

6-10.10

II этап

Практический

Формирование элементарных знаний и представлений об играх родного народа и их разнообразии. Продолжать учить детей использовать народные подвижные игры в свободной деятельности.

  • Организованная совместная деятельность: «Игрушки наших бабушек» Цели: формирование представлений детей о народной игрушке; формирование патриотических качеств личности и гордости за принадлежность к своему народу; продолжать педагогическую деятельность по воспитанию у детей национального самосознания и уважения к другим нациям
  • Игры малой подвижности « Ты катись, веселый бубен…», «Колечко - малечко». Цели: познакомить детей с новыми народными играми и их правилами; разучить заклички к играм продолжать совершенствовать навыки детей быстро передавать предмет по кругу; развивать память, речь, внимание, реакцию; формировать умение детей сдерживать свои эмоции во время игры.
  • Игры малой подвижности «Ручеек»; «Арам шим шим» Цели: познакомить детей с новыми народными играми и их правилами, разучить закликчки к играм; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, побуждать соблюдать правила игры
  • Подвижная игра «Гори, гори ясно» (другой вариант) Цели: познакомить детей с новым вариантом знакомой народной игры; упражнять детей в умении самостоятельно выбирать направление движения; воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту
  • Подвижная игра «Дятел» Цели: познакомить детей с новой народной игрой и ее правилами, разучить закличку к игре; совершенствовать навыки детей самостоятельно выбирать водящего; закреплять устный счет; побуждать детей бегать в одном выбранном направлении; способствовать развитию памяти, речи, внимания
  • Подвижные игры «Подкиды»; «Вышибалы» Цели: познакомить детей с правилами новых народных игр; разучить заклички к играм; Совершенствовать навыки детей в подкидывании и бросании мяча, его ловле, беге; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, побуждать соблюдать правила игры

7.10

С 7.10

С 21.10

С 7.10

С 21.10

С 5.11

III этап.

Заключи-тельный

Обобщение опыта работы по теме «Народные детские подвижные игры».

  • Применение детьми народных игр в самостоятельной игровой деятельности в помещение и на улице
  • Оформление проекта по данной теме в Worde и PowerPoint.
  • Домашнее задание: «Нарисуй, как мы играем в народные игры».
  • Домашнее задание для родителей: пополнить архив группы фотографиями совместных игр с детьми

11-25.11

Оценка результатов проекта

Результаты анкетирования семей по теме «Народные детские подвижные игры»:

во всех принявших в анкетировании семьях родители гуляют с детьми, обеспечивают им возможность играть в подвижные игры и развиваться физически, но в то же время большинство родителей не играют со своими детьми и не смогли ответить, какое же значение имеют подвижные игры для физического развития и здоровья детей. Большинство родителей знают, что такое народные подвижные игры и знакомы с ними, но в то же время дети не знают, что такое народные игры. Это говорит о том, что в семьях слабо прослеживается связь поколений, воспитание в историческом, культурологическом и патриотическом русле не проводится. По итогам анкетирования было решено ознакомить родителей с информацией о важности и необходимости совместных подвижных игр с детьми, их значении для укрепления здоровья детей и укрепления связей внутри семьи как между родителями и детьми, так и между родителями. Обратить внимание родителей на взаимосвязь поколений в историческом, культурологическом и патриотическом направлении. С этой целью были проведены консультации для родителей «В подвижные игры играем - здоровье укрепляем», «Русские народные подвижные игры», индивидуальные беседы с родителями, также к родителям была просьба принести фотографии моментов совместных игр с детьми с целью привлечения родителей к совместным играм с детьми.

Из результатов опроса детей можно сделать вывод, что дети знают названия игр, их правила, и могут организовать в самостоятельной деятельности игры. В ходе проекта ребята научились отличать подвижные игры от других видов игр, также ребята смогли познакомиться с понятием народные игры, оказалось, что народные игры детям знакомы, и они любят в них играть, но пока с трудом могут отличить народные игры от других подвижных игр. С тремя детьми родители начали проводить свободное время не перед телевизором, а в игре, и это все-таки хоть не большое, но все же достижение.

По окончании работы над проектом педагоги группы повысили профессиональную компетентность в проектной деятельности; углубили знания о традициях и культуре родного края, укрепили связь с семьями детей.

Подводя итоги проекта, было принято решение всеми его участниками продолжать изучение народных игр, применять их в совместных играх, как в семьях, так и во время пребывания в детском саду.

Приложение

Анкета для родителей по теме «Народные детские подвижные игры»

Уважаемые родители! Мы просим Вас ответить на предложенные вопросы. Заранее благодарны Вам за участие!

  1. Часто ли совершаете прогулки в выходные дни?__________________
  2. Выйдя с ребенком на прогулку, Вы идете…

а) В лес

б) Во двор

в) В магазин

г) На спортивную игровую площадку

а) Подвижные игры

б) Настольные игры

в) Сюжетно-ролевые игры

г) Другие (Какие?)_______________________________________________

______________________________________________________________

  1. Какое спортивное оборудование имеется у вас дома?______________

____________________________________________________________

  1. В какие подвижные игры Вы играли в детстве?___________________

_____________________________________________________________

  1. Как Вы понимаете, что такое народные игры?____________________
  1. Перечислите, какие народные игры Вы знаете____________________________

__________________________________________________________________

  1. Часто ли Вы со своим ребенком играете в подвижные игры? ______
  2. Как Вы думаете, какое значение имеют подвижные игры для физического развития и здоровья детей?________________________ __________________________________________________________

Вопросы для детей по теме «Народные детские подвижные игры»

  1. Ты любишь играть?

Русские народные подвижные игры

Описание игр

«Арам-шим-шим»

Водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами и вытянутой вперед рукой. Все играющие бегут по кругу со словами: Арам-шим-шим, Арам-шим-шим, Арамия-Дульсия, Покажи-ка на меня. На последние слова круг останавливается, и играющие смотрят, на кого указывает рука водящего. Тот, на кого показал водящий, входит в круг и встает спина к спине с водящим. Все хором произносят: «Раз, два, три». На счет «три» стоящие в центре одновременно поворачивают голову. Если они повернули головы в одну сторону, то выполняют какое-то задание ребят – поют, танцуют, читают и т.д. После этого первый водящий уходит, а второй занимает его место. Если они повернули головы в разные стороны, то никакого задания им не дается, первый водящий уходит, а второй начинает игру с начала. Когда в эту игру играют более старшие ребята, они иногда вводят такое правило. Если в центре мальчик и девочка, и они повернули головы в одну сторону, то они должны поцеловаться. Если же в центре два мальчика или две девочки, то они пожимают друг другу руки.

Игра “Ты катись, весёлый бубен!”

Все встают в большой круг. Ведущая произносит слова: Ты катись, весёлый бубен, быстро, быстро по рукам. У кого весёлый бубен, тот сейчас… /задание/ и т.д.

Гори, гори ясно. (2)

Дети выстраиваются пара за парой. Водящий становится впереди. Ему не разрешается оглядываться. Все поют:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят, колокольчики звенят!

Когда песня заканчивается, дети, стоявшие в последней паре, разъединяются и обегают стоящих в парах (один слева, другой справа). Они стараются впереди схватиться за руки. Водящий, в свою очередь, старается поймать, кого ни будь из бегущих. Пойманный становится с водящим в первой паре, а оставшийся без пары становится новым водящим. Если же пара бегущих успевает соединиться раньше, чем водящий успеет кого – либо поймать, то эта пара становится впереди, игра продолжается с прежним водящим.

Колечко.

Ведущий берет в руки кольцо. Все остальные участники садятся на лавку, складывают ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладошки свои ладони, при этом он приговаривает:

Я по горенке иду, колечко несу! Угадайте- ка, ребята, где золото упало?»

Одному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов от лавки и произносит нараспев слова:

Колечко, колечко,

Выйди на крылечко!

Кто с крылечка сойдет,

Тот колечко найдет!

Задача игрока, у которого в руках колечко – вскочить с лавки и убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и постараться придерживая руками, не пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удается убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если сумеет убежать, то становится новым ведущим и продолжает игру

Дятел.

Играющие выбирают участника, изображающего дятла. Остальные игроки подходят с дятлом к дереву и поют:

Ходит дятел по пашнице,

Ищет зернышко пшеницы,

Не нашел и долбит сук,

Раздается в лесу стук.

Тук-тук-тук!

После этого дятел берет палку и считая про себя, стучит по дереву задуманное количество раз. Кто из игроков первым правильно назовет число и столько раз обежит вокруг дерева, становится новым дятлом и игра повторяется.

Подкиды.

Один из играющих берет в руки мяч и напевает:

Оля, Коля, дуб зеленый

Ландыш белый, зайка серый

Брось!

Со словом «Брось!» сильно подбрасывает мяч вверх. Кто из игроков первым на лету его подхватит, тот поет тот же игровой припев и подбрасывает мяч.

Вышибалы

На площадке очерчиваются 2 линии на расстоянии 5-7 метров друг от друга. Выбираются двое вышибал , остальные игроки собираются в центре между двух линий. Вышибалы встают за линии и кидают мяч в сторону друг друга, стараясь при этом попасть в игроков. Мяч, пролетевший мимо игроков, ловит второй вышибала, а игроки разворачиваются и спешно отбегают назад. Наступает очередь второго вышибалы бросать.

Организованная совместная деятельность с детьми

«В какой одежде ходили прежде»

Цели: формирование представлений детей о внешнем виде наших предков, проживающих на территории Брянской области и его связи с бытом людей; формирование начальных навыков анализа и сопоставления на примере сравнения одежды русского и других народов; обогащение лексического запаса «панева», «завеса», «убрус»

Оборудование: музыкальное оформление (русские народные песни); альбом с иллюстрациями одежды разных времен и народов; мяч; Лидия Иовлева «Художники в Третьяковской галерее. Виктор Васнецов». Трилистник, 2002; Галина Чурак «Художники в Третьяковской галерее. Василий Суриков». Трилистник, 2002; Галина Чурак «Художники в Третьяковской галерее. Илья Репин». Трилистник, 2002; Джемс Паттерсон «В какой одежде ходили прежде»; «Русский традиционный костюм. Комплекс с паневой» дидактический материал, игра-лото

Ход деятельности:
1. Предлагаю посмотреть на меня: "Я - женщина, меня зовут Любовь Владимировна. Каждый человек на Земле является либо мужчиной, либо женщиной, а дети - мальчиком или девочкой."

Игра на внимание
Я буду бросать вам мячик, а вы, поймав его, отвечать, кто вы и как вас зовут.

Беседа о элементарных гендерных различиях
А теперь поговорим о том, чем внешне девочки отличаются от мальчиков и наоборот.
Как вы думаете, что такое внешность? Из чего она состоит? (ответы детей)
Итак: внешность - это наружный облик человека, то есть то, что мы видим.
Повторите (повторяем вместе)
Давайте сравним двух детей - мальчика и девочку (сравнивать одежду, рост, обувь, длину волос, телосложение и другое)

Рассматривание иллюстраций к книгам: Лидия Иовлева «Художники в Третьяковской галерее. Виктор Васнецов». Трилистник, 2002; Галина Чурак «Художники в Третьяковской галерее. Василий Суриков». Трилистник, 2002; Галина Чурак «Художники в Третьяковской галерее. Илья Репин». Трилистник, 2002; Джемс Паттерсон «В какой одежде ходили прежде»

2. Знакомство детей с женской одеждой Центральных районов России конца 19 века.

Включить русские народные песни (погружение)
Закройте глаза и представьте, что вы живёте в Древней Руси. Вокруг вас стоят старинные избы, вы играете на зелёной лужайке. На вас славянская одежда: у девочек сарафаны длинные, разных цветов, в косичках ленты и широкие штаны с косоворотками у мальчиков, у всех на ногах лапти...
Посмотрите, что происходит у вокруг вас? Представили?

В то время как у детей закрыты глаза, воспитатель вывешивает костюм с паневой.

А теперь откройте глаза. Вот в такой одежде ходили ваши пра – пра – пра бабушки.

Дети подходят рассматривают, трогают костюм, воспитатель отвечает на вопросы детей, знакомит их с понятиями: панева, завеса, убрус.

3. Итог: Дидактическая игра «Русский национальный костюм. Комплекс с паневой»

Организованная совместная деятельность

«Игрушки наших бабушек»

Цели: формирование представлений детей о народной игрушке; формирование патриотических качеств личности и гордости за принадлежность к своему народу; продолжать педагогическую деятельность по воспитанию у детей национального самосознания и уважения к другим нациям

Оборудование: соломенные игрушки, тряпичные игрушки, куклы – обереги, глиняные игрушки, матрешки, фотоальбом с описанием «Матрешки», Итта Рюмина «Куклы наших бабушек», Издательство «Малыш», Москва, 1989

Деятельность проводится посредством рассказа воспитателя детям при одновременном рассматривании детьми соответствующих моменту рассказа игрушек

Соломенные игрушки.

Пучок соломы, перевязанный жгутом, издревле служил основой традиционных крестьянских игрушек. По всей вероятности, первые соломенные игрушки родились как бы прямо в поле в страду, когда крестьянки часто вынуждены были брать с собой малых детей. Разумеется, оставшись без присмотра, они капризничали. И, быть может, как- то, чтобы унять дитя, крестьянка и сделала примитивную куклу из первого, что попало в руки, - из соломенного жгута (свясла), применяемого для перевязки снопов. Сложенный пополам жгут отдаленно напоминал голову, а расходящиеся внизу веером соломины - платье или сарафан. Затем фигурка куклы стала постепенно усложняться. Вставили пучок соломы перпендикулярно туловищу, связав его в середине и по краям так же, как перевязывают свяслом снопы.

В дальнейшем конструкцию соломенной куклы стали совершенствовать. При изготовлении таких кукол требовалось уже не только привычное умение вязать снопы, но и искусное владение приемами плетения, врожденный художественный вкус, изобретательность. Постепенно выделились талантливые мастерицы, которые уже не в поле, а в спокойной домашней обстановке стали делать кукол, фигуры коней, оленей, а также всевозможных фантастических животных. Еще в дохристианские времена были широко распространены украшения в виде подвесок с изображениями коня. Подвески служили амулетами оберегающими человека, когда он находился далеко от дома, дом же славянина со всеми его домочадцами тоже охранял конь - посланец солнца. Поэтому изображение коня имело магическое значение, служило оберегом человека и его жилища.

Куклы-обереги.

Первыми куклами на Руси были куклы-обереги. Славяне верили, что они способны защитить людей от болезней и злых сил, поэтому обереговые куклы стояли на самом видном месте в каждом доме. Но обереговые куклы так и не стали национальной игрушкой, зато передали некоторые свои черты тряпичной кукле.

Тряпичные игрушки.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Лица им либо вовсе не рисовали, либо ставили точки вместо глаз и рта. Первую куклу для девочки обязательно должна была сделать мама, а в 7-8 лет девочки и сами начинали делать кукол для своих младших братишек и сестренок.

С 7-8 лет дети начинали помогать родителям по дому и в поле, но с куклами не расставались, всюду брали их с собой. Особенно нарядные куклы могли переходить из поколения в поколение, передаваясь от матери к дочери. Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким.

Верили что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

Глиняные игрушки.

Глиняные фигурки лепили ещё до изобретения гончарного круга. Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. Небольшие раскрашенные фигурки из обожжённой глины понравились детям и со временем превратились в народный промысел. В каждой местности изготавливали разные игрушки: для одних была характерна роспись яркими красками, другие оставались почти не закрашенными, третьи представляли собой свистульки, а четвёртые – погремушки. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские, филимоновские, каркопольские и хлуднёвские.

Матрешка.

По давней традиции о популярных игрушках слагают легенды. В этом отношении матрешка не исключение. Рассказывают, что в конце 19 века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точёную фигурку буддистсккого святого Фукуруджи, которая оказалась с "сюрпризом", - она разымалась на две части. Внутри неё была спрятана другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок... Всего таких куколок насчитывалось пять.

Предполагалось, что именно это и натолкнуло на создание русскими мастерами нашей матрешки. Матрешка - от имени Матрена.

Вывод:

В Древней Руси разновидностей детских игрушек было не очень много. Их изготавливали из того, что было под рукой. Но не случайно человек воплощал силы стихий в наиболее знакомых и близких ему образах живых существ, трактуя их по-иному: великая богиня плодородия стала барыней, девицей; птица - утушкой, курочкой, гусем; конь - рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера. Медведь, также участник древних обрядов, забавным, добродушным косолапым зверем из народной сказки. Время изменило условия окружающей жизни, в творчество народных мастеров проникали новые сюжеты, но эти образы и по сей день фигурируют в игрушке любого промысла.

Скорее всего, в древности и игровое, и культовое значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.

Результаты анкетирования родителей

В анкетировании приняли участие 17 семей.

  1. Часто ли совершаете прогулки в выходные дни? 16 – да; 1 - нет
  2. Выйдя с ребенком на прогулку Вы идете…

а) В лес 7

б) Во двор 10

в) В магазин 1

г) На спортивную игровую площадку 6

  1. Какие виды игр предпочитает Ваш ребенок?

а) Подвижные игры 10

б) Настольные игры 4

в) Сюжетно-ролевые игры 3

г) Другие (Какие)

  1. Какое спортивное оборудование имеется у вас дома? Во всех семьях, принявших участие в анкетировании имеется спортивное оборудование: мячи, гантели, скакалки, велосипеды, бадминтон, настольный теннис, обручи. В одной семье: гимнастическая стенка, турник, баксерская груша
  2. В какие подвижные игры Вы играли в детстве? «Салки», «прятки», «резиночка», «классики», «футбол», «бадминтон», «казаки-разбойники», «кто дальше прыгнет», «догонялки», и другие
  3. Как Вы понимаете, что такое народные игры? 10 семей смогли дать определение народным играм
  4. Перечислите, какие народные игры Вы знаете: «Салки», «прятки», «казаки-разбойники», «горелки», «лапта», «городки», «лото»
  5. Часто ли Вы со своим ребенком играете в подвижные игры? 6-да; 11-нет
  6. Как Вы думаете, какое значение имеют подвижные игры для физического развития и здоровья детей? 6 семей смогли ответить на данный вопрос

Вывод : во всех принявших в анкетировании семьях родители гуляют с детьми, обеспечивают им возможность играть в подвижные игры и развиваться физически, но в то же время большинство родителей не играют со своими детьми и не смогли ответить, какое же значение имеют подвижные игры для физического развития и здоровья детей. Большинство родителей знают, что такое народные подвижные игры и знакомы с ними.

По итогам анкетирования было решено ознакомить родителей с информацией о важности и необходимости совместных подвижных игр с детьми, их значении для укрепления здоровья детей и укрепления связей внутри семьи как между родителями и детьми, так и между родителями.

С этой целью были проведены консультации для родителей «В подвижные игры играем - здоровье укрепляем», «Русские народные подвижные игры», индивидуальные беседы с родителями, также к родителям была просьба принести фотографии моментов совместных игр с детьми.

В начале проведения проекта и в конце был проведен опрос детей по теме подвижных игр.

Вопросы для интервью с детьми

В опросе приняли участие 26 детей группы

Вопросы

Начало проекта

Окончание проекта

Ты любишь играть?

26 да

26 да

В какие игры ты любишь играть?

6 детей смогли дать определение подвижным играм как они это понимают

20 детей затруднились в ответах

16 детей дали определение подвижным играм своими словами

10 детей затруднились в ответах

Ты знаешь, что такое народные игры?

Что такое народные игры дети не смогли ответить

6 детей смогли дать определение народным играм

Какие народные подвижные игры ты знаешь?

Все дети перечисляли знакомые игры, не различая их по подвижности и малоподвижности.

13 детей смогли перечислить названия именно подвижных игр.

В какие из них ты любишь играть?

17 детей перечисляли названия именно подвижных игр

9 детей называли малоподвижные, настольные, сюжетно-ролевые игры

Результат тот же

С кем ты любишь играть в подвижные игры?

18 ребенка – с друзьями и товарищами

8 детей – с родителями

15 детей - с друзьями и товарищами

11 детей – с родителями

Вывод: Из результатов опроса детей можно сделать вывод, что дети знают названия игр, их правила, и могут организовать в самостоятельной деятельности игры. В ходе проекта ребята научились отличать подвижные игры от других видов игр, также ребята смогли познакомиться с понятием народные игры, оказалось, что народные игры детям знакомы, и они любят в них играть, но пока с трудом могут отличить народные игры от других подвижных игр. С тремя детьми родители начали проводить свободное время не перед телевизором, а в игре, и это все - таки хоть не большое, но все же достижение.

Статьи по теме: