Комплексная программа развития интеллекта адалин. Развивающие игры онлайн. Развивающие игры. Развитие внимания

Ваш малыш разговаривает сам с собой ? Может быть, с ребенком что-то неладное? Бить ли родителям тревогу?

Нет, с малышом все в порядке! Практически все детки в возрасте от 4 до 8 лет ведут беседу сами с собой около 20 процентов всего времени, конечно, если мы им не мешаем. Такие разговоры появляются у детей непроизвольно.

Иногда они произносят слова нараспев или проговаривают то, что они видят или делают в данный момент, а то и вообще разыгрывают целые спектакли в лицах. Почему это происходит?

Все дело в том, что думать и фантазировать ребенок учится вслух, точно так же, как и читать, ведь так удобнее.

В возрасте 5-7 лет мозг малыша развивается с невероятной скоростью! Этот процесс предполагает участие всех органов чувств. Поэтому и приходится маленькому умнику озвучивать мысли, проговаривать все, что он видит, делает, наконец – слышать собственные сообщения. И все это происходит одновременно! Психологи установили, что разговоры с самим собой эффективно помогают ребенку развивать свой внутренний план , контролировать свое поведение. Малыш дает сам себе команды, озвучивая план, в какой последовательности он будет производить действия. Например: «Сначала я нарисую кружок, теперь закрашу его желтым цветом и т. д. Ближе к 7 – 8 годам внешняя передает «бразды правления» внутренней, то есть внутреннему самоконтролю и самоанализу. Ну а пока — время гласных команд самому себе!

Если малыш играет с плюшевым зоопарком, куклами, воображаемыми друзьями, а иногда, и с неодушевленными предметами, как с живыми существами, то это совершенно не повод бить тревогу, полагая, что ребенку катастрофически не хватает общения!

Совсем наоборот, это сигнал, что эмоциональная сфера драгоценного чада развивается хорошо. Ведь разговор ребенка с собой – это своего рода игра, то есть возможность расслабиться, выразить свои чувства, впитать идеи и эмоции!

Если отношения с мамой, папой, друзьями, воспитательницей оговариваются в самостоятельной беседе, значит, происходит необходимое переваривание произошедшего, «примеривание» на себя разных личностных позиций. Побывав в роли папы или мамы, малышу чуть-чуть становится понятнее, почему же взрослые запрещают что-то, ругают, в общем – воспитывают.

А еще, озвучивание своих мыслей положительно влияет на формирование ораторских способностей ребенка. Он говорит и слышит, как это звучит. Может оценить громкость, тон, эмоциональность своих слов, а это очень пригодится ему в будущей более взрослой жизни!

Поведение детей очень часто вызывает вопросы, ведь они в некотором смысле отдельные существа со своей психологией. На самом же деле ребенок разговаривает сам с собой по тем же причинам, что и взрослый. Каждый человек ведет внутренний диалог, просто малыш это делает вслух. Чем младше возраст, тем чаще можно «подслушать» мысли и тем они примитивнее и проще. Примерно с 7 лет личная речь сходит на нет. Если этого не происходит или в поведении есть и другие расстройства, вполне вероятно, что ребенку нужна психологическая помощь или даже лечение.

С кем говорит ребенок и почему?

Мысли вслух являются неотъемлемой частью развития детской психики. Так ребенок учится обрабатывать полученную информацию, размышлять. По сути каждый человек разговаривает сам с собой. Например, когда обдумывает, какое принять решение или как лучше выполнить поставленную задачу. В напряженном состоянии мыслительные процессы вырываются наружу, и окружающие могут услышать обрывки фраз. В народе такой конфуз часто комментируют: «всегда приятно поговорить с умным человеком».

Разговор с самим собой психологи называют личной речью. Прежде чем развиться в полноценный внутренний диалог, она проходит несколько стадий:

  1. Комментарий к завершенному действию. Наблюдается у детей 2-4 лет и звучит как «я поел кашу», «я нарисовал открытку», «я построил дом».
  2. Обдумывание будущего действия. Характерно для малышей 4-6 лет. К примеру, это фразы: «я нарисовал открытку, а теперь пойду кушать», «я помылся, а теперь пора спать».
  3. Планирование. В 6-7 лет ребенок начинает планировать дальнейшие действия. В его речи появляются подробности: «я нарвал цветов, а теперь сделаю букет, чтоб подарить маме».

Иногда личная речь тихая, шепотная – это является вариантом нормы. Также не стоит беспокоиться, если малыш разговаривает с игрушками, озвучивает их. Это говорит о богатом воображении и творческом потенциале ребенка. Через сюжетно-ролевые игры происходит знакомство с социумом, правилами поведения в обществе.

Как реагировать на личную речь?

Некоторые родители не знают, как относиться к разговорам ребенка с самим собой. Они начинают одергивать его или, что еще хуже, запрещают выражать свои мысли подобным образом. Так ни в коем случае нельзя делать. Наоборот, личную речь стоит воспринимать как нормальный этап развития психики. Она дает возможность отследить эмоциональное состояние малыша, понять его переживания и внутренний мир. В ряде случаев, если ребенок говорит сам с собой, стоит проконсультироваться с психологом.

Если ребенок говорит сам с собой часто и подолгу

Личная речь в большей мере свойственна двум категориям детей – тем, которые испытывают нехватку близкого общения, и творческим, с богатым воображением. В первом случае разговор с самим собой дает возможность высказаться – например, если в семье или среди сверстников не придают особого значения словам малыша, игнорируют его или перебивают. Во втором случае фантазии ребенка находят выход в речевой деятельности. Творческие натуры видят мир немного под другим углом, для них характерно наделять предметы особыми свойствами, сочинять и придумывать.

В целом можно выделить 5 причин, почему ребенок говорит сам с собой часто и подолгу:

  1. нехватка общения, близкого контакта с родителями;
  2. отсутствие друзей;
  3. конфликты в семье или детском коллективе, другого рода стресс;
  4. богатое воображение;
  5. психические расстройства.

Когда есть повод обратиться к врачу?

Консультация специалиста нужна тогда, когда разговор с самим с собой выходит за рамки обычного внутреннего диалога или полета фантазии. Так, к врачу стоит обратиться в следующих случаях:

  • ребенок слышит голоса или видит галлюцинации, разговаривает с ними;
  • он мало заинтересован в живом общении, закрыт в себе, предпочитает уединение;
  • речь ребенка агрессивна, жестока;
  • наблюдаются расстройства сна, беспокойство, истерики;
  • ребенок не осознает, где правда, а где вымысел, глубоко переживает ссоры с вымышленными персонажами, оживленно спорит с самим собой, обижается, плачет.

У подростков разговоры с самим собой могут быть признаком наркотического опьянения. В таком случае у ребенка расширены зрачки, он раздражен, а на следующий день он обессилен и вял. При наличии любого из симптомов стоит проконсультироваться с детским психиатром или неврологом. После исследования врач назначит лечение или психологическую коррекцию.

Сами по себе мысли вслух у ребенка или у взрослого не являются признаком отклонения. Скорее всего, причиной разговоров с самим собой является одиночество, нехватка общения с родителями или сверстниками. Стоит уделить чаду больше внимания, и вопрос перестанет стоять столь остро. Психологи отмечают, что в многодетных семьях у детей практически отсутствует личная речь, потому как там всегда можно найти собеседника и высказать свои мысли в живом общении.

Диск содержит 75 оригинальных компьютерных заданий, рассчитанных на детей старшего дошкольного возраста. Задания разбиты на 25 уроков, привязанных к недельному расписанию. При разработке диска использовались методические рекомендации по дошкольному образованию Государственного Научно-Методического Центра Министерства Образования РФ.

ДИСКИ 2-3. Развитие интеллекта. (5-7 лет)

Пособие состоит из двух частей (двух дисков). Каждый диск содержит 25 уроков. Каждый урок состоит из 5 заданий. Задания дисков направлены на развитие мышления, памяти, внимания и школьных навыков у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

ДИСК 4. Игры для обучения чтению. (5-7 лет)







Диск разработан специалистами нашего центра в помощь родителям и педагогам, которые занимаются обучением чтению детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Также этот диск подходит для работы с учениками первых классов. Диск содержит 120 заданий, разбитых на 20 уроков. Уроки включают упражнения, направленные на развитие необходимых для обучения чтению умений: фонематического слуха, пространственного мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия.

ДИСК 5. Уроки математики для дошкольников. (5-7 лет)

Диск поможет родителям и специалистам в игровой форме обучить счету и развить логико-математические способности у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Диск содержит 120 разнообразных заданий, разбитых на 20 уроков (по 6 упражнений в каждом уроке). Задания на диске представлены в порядке возрастания их сложности. Каждое упражнение сопровождается подробной инструкцией и рекомендациями для родителей.

ДИСК 6. Развивающие методики для младших школьников и старших дошкольников. (6-8 лет)

Задания пособия направлены на развитие: внимания и памяти, мышления, логико-математических способностей, пространственных представлений, связной речи, произвольной регуляции и самоконтроля. Диск поможет решить следующие проблемы учащихся начальных классов: несобранность и неусидчивость, отсутствие воли, рассеянность, трудности в правописании, трудности с чтением и математикой.

СКАЧАТЬ ВСЕ ЭТИ ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫЕ ДИСКИ МОЖНО ВСЕГО ЗА 350 РУБЛЕЙ.

За 350 рублей вы получаете целый комплекс эффективных методик для всесторонней подготовки ребенка к школе. Диски работают в ОС Windows XP/Vista/7/8/10. Автор методик, по которым разработаны диски, Анна Пономаренко.

Все методики 20 ноября 2008 года официально зарегистрированы Роспатентом. Свидетельства о регистрации NN: 2008615035, 2008615036, 2008615037, 2008615038, 2008615039, 2008615040.

Для заказа напишите на e-mail (adalin СОБАКА mospsy.ru) со своего почтового ящика. Инструкции по скачиванию будут высланы на Ваш e-mail после поступления денег. Оплата производится на персональную банковскую карту.

Ангелина Анисимова
Программа развивающего обучения старших дошкольников с использованием компьютера «Этот удивительный компьютер».

Пояснительная записка. 3

Цели программы : 4

Задачи программы : 4

Принципы : 5

Формы работы 7

Методы и приемы 9

Структура занятий 10

программы : 14

Список литературы : 27

Пояснительная записка.

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. «Завтра» сегодняшних детей – это информационное общество. Психологическая готовность к жизни в нем сейчас необходимы каждому человеку.

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении .

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для развития методов и организационных форм воспитания и обучения детей . В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями.

Для успешного обучения в школе важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление , умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером .

Актуальность программы :

Введение компьютера в педагогический процесс детского сада позволяет переложить на него часть дидактической нагрузки, делая при этом процесс обучения более интересным , разнообразным и интенсивным. Компьютер не заменяет традиционное занятие, а только дополняет его.

Данная программа построена для детей старшей и подготовительной групп на основе Программы подготовки дошкольников по информатике (авторы : А. В. Горячев, Н. В. Ключ, и является начальным звеном непрерывного курса информатики 0-11, разработанного в рамках Образовательной программы "Школа 2100" под руководством А. В. Горячева.

Использовались пособия к данной программе : “Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников” , “Все по полочкам” (рабочая тетрадь) .

Цели программы :

обучающие : пропедевтика понятий и способов информационной деятельности;

развивающие : развитие логического мышления, развитие образного мышления , раскрытие творческих способностей и наклонностей детей, создание мотивации к использованию собственных талантов, интереса к решению учебных и жизненных задач, создание высоких стартовых возможностей для обучения в начальной и средней школе;

воспитывающие : развитие умения работать в группе, самостоятельно оценивать и анализировать свою деятельность и уважительно оценивать и анализировать деятельность других ребят в совместном освоении курса, воспитание положительно окрашенного отношения к сверстникам и взрослым;

Задачи программы :

1. Группа задач ознакомительно-адаптационного цикла.

1. Познакомить детей с компьютером , как современным инструментом информационной деятельности.

Познакомить с назначением ЭВМ;

Познакомить с историей ЭВМ;

Познакомить с основными устройствами управления ЭВМ.

2. Познакомить детей с правилами поведения в компьютерном классе и правилами безопасной работы на компьютере .

3. Преодолевать при необходимости психологический барьер между ребенком и компьютером .

4. Сформировать начальные навыки работы на компьютере :

Познакомить с клавиатурой;

Познакомить с манипулятором "Мышь".

2. Группа задач образовательно-воспитательного цикла.

1. Формировать навыки учебной деятельности :

Учить осознавать цели;

Выбирать системы действий для достижения цели;

Учить оценивать результаты деятельности.

2. Формировать элементарные математические представления :

Совершенствовать навыки счета;

Изучать и закреплять цифры;

Проводить работу с геометрическими фигурами;

Решать простейшие арифметические задачи;

- развивать умение ориентироваться на плоскости;

Закреплять представления о величине предметов.

3. Развивать речь :

Расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире;

Формировать звуковую культуру речи;

Формировать грамматический строй речи.

4. Развивать сенсорные возможности ребенка.

5. Формировать эстетический вкус.

6. Развивать знаковую функцию сознания.

7. Развивать эмоционально-волевою сферу ребенка :

Воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;

Приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.

3. Группа задач творческого цикла.

1. Развивать конструктивные способности.

2. Тренировать память, внимание.

3. Развивать воображение .

4. Развивать творческое , понятийно-образное, логическое, абстрактное мышление; использовать элементы развития эвристического мышления.

5. Развивать потребности к познанию.

Принципы :

1. Принцип развивающего обучения .

Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка , определять зону ближайшего развития , использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.

2. Принцип воспитывающего обучения .

Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе компьютерных занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения.

3. Принцип новизны дает возможность опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к деятельности путем постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную среду дошкольника .

4. Принцип систематичности и последовательности обучения .

Устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.

5. Принцип доступности.

6. Принцип индивидуализации.

На каждом учебном занятии педагог должен стремиться подходить к каждому ребенку как к личности. Каждое занятие должно строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка , должен учитываться тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп, уровень сложности определяться строго для каждого ребенка.

7. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.

Ведущую роль в обучении играет педагог , он ставит проблему, определяет задачи занятия, темп, в роли советчика, сотоварища, ученика может выступать и компьютер . Ребенок для приобретения новых знаний и умений может становиться в позицию ученика, учителя.

8. Принцип связи с жизнью.

Педагог и ребенок должны уметь устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, в существующих отношениях вещей и материи.

Занятия по информатике проводятся 1 раз в неделю, с использованием тетради А . В. Горячева и компьютерной поддержки , в форме групповых бесед, групповых ролевых игр, заочных путешествий и экскурсий. Продолжительность занятий – 25-30 минут. Время работы детей за компьютерами – 10 минут .

В результате обучения ребята будут

уметь :

Находить лишний предмет в группе однородных;

Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;

Выделять группы однородных предметов и давать названия этим группам;

Находить предметы с одинаковым значением признаков (цвет, форма, размер, число элементов) ;

Разбивать предложенное множество предметов на два подмножества с разными признаками;

Находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;

Называть последовательность простых знакомых действий;

Приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;

Находить пропущенное действие в знакомой последовательности;

Точно выполняют действия под диктовку;

Отличать заведомо ложные фразы;

Называть противоположные по смыслу слова;

Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания;

Работать с простыми программными средствами самостоятельно.

знать :

технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе ;

название и функциональное назначение основных устройств компьютера , иметь представление о сущности информационных процессов, об основных носителях информации, процессе передачи информации;

сущность понятия алгоритма, знать его основные свойства;

правила работы с исполнителями алгоритмов

понятие истинного и ложного высказывания;

понятие симметрии;

элементы кодирования;

логическую операцию «И» ;

понятие «алгоритм» ;

о вложенности множеств, характеризуемых свойствами.

Формы работы

Предпочтение при выборе форм организации данного процесса отдано тем, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию детей познавательной активности и ее самореализации, интересны самим детям, органически вписываются в современный учебно-воспитательный процесс.

Педагогический процесс строится в виде :

Интерактивных занятий.

По форме проведения занятия представляют собой «игры-путешествия» или «игры-открытия» . Ведущим принципом построения занятия является принцип развивающего обучения .

Все занятия – интерактивны. Дети выполняют задания в тетрадях, решая занимательные задачи, а так же выполняют задания на компьютерах , закрепляя полученные знания и навыки работы на компьютере : собирают пазлы, рисуют, играют. В такой атмосфере гораздо легче запоминаются термины и понятия информатики.

Задача таких занятий не только в том, чтобы передавать информацию, возбудить любопытство и интерес к обсуждаемому предмету (что тоже не маловажно, но и вызвать дальнейшую работу мысли, потребность узнавать новое посредством компьютера . В конечном итоге интерактивные занятия призваны развивать наблюдательность , зрительную память, воображение, ассоциативное мышление, чувственно-эмоциональную сферу, познавательную и творческую активность детей.

В ходе занятий дети “проживают” определенную тематическую ситуацию. В этих играх “разговаривают” друг с другом ребенок, педагог и компьютер

Познавательных бесед – развивающих мышление ребенка , осмысленное восприятие получаемой информации. Беседы организуются как итоговые по окончании определенной темы, так и исторические - в которых дети узнают о истории возникновения компьютера и компьютерной техники , о видах компьютеров .

Олимпиады и конкурсы – организуются два раза в год. Это, своего рода, итоговые занятия в которых дети демонстрируют свои знания и умения.

Оформления выставок компьютерных рисунков выполненных самими детьми

Творчество – главное средство освоения ребенком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности . Выставки бывают тематическими и сезонными. Местом оформления выставки бывает групповая комната, изостудия, холл. Темы выставляемых рисунков определяются содержание занятий по информатике. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к информационным технологиям, приобретают умения работы на компьютере .

Компьютерные игры – самое сильное средство для обучения , развития ребенка . Компьютерные игры подбираются в соответствии с требованиями :

Работы с родителями

При изучении курса информатики важно эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий.

Методы и приемы

Метод обучения - это система последовательных, взаимосвязанных способов работы педагогов и детей, которые направлены на достижение дидактических задач.

Прием обучения , в отличие от метода, направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения .

Метод интерактивной игры. Понятие интерактивный к нам пришло из английского языка (interactive: inter - между, меж; active от act - действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельнос-ти детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия. Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками - создание условий для обретения значимого для них опыта со-циального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

Познавательная и практическая деятельность детей на занятиях организована с помощью наглядных методов. Наглядность дает возможность ребенку всматриваться в явления окружающего мира, предметов, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.

Без демонстрации наглядности невозможно провести ни одного занятия.

Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.

Практические методы придают практический характер познавательным занятиям. Он направлен на реальное преобразование вещей, в ходе которых ребенок познает свойства, качества, признаки, связи, которые недоступны непосредственному восприятию.

Практическая деятельность направлена на подготовку детей к восприятию нового материала; на усвоение ими новых знаний и на закрепление, расширение и совершенствование усвоенных знаний, на умения и навыки ребёнка.

Ведущими практическими методами являются упражнение, экспериментирование, проектирование. В систему познавательного развития детей входят проекты и экспериментирование. В ходе проектов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т. п.

В работе используются технологии :

1. Информационно-коммуникационные технологии.

Используя информационно-коммуникационные технологии дети учатся использовать компьютер не только для игры , но и для получения новых знаний.

2. Проектирование. Оно позволяет развивать творческие способности дошкольников и педагога . В его основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его напряжение мысли, фантазии, творчества в условиях неопределенности. Направленность обучения посредством методом проекта формирует познавательные мотивы.

Структура занятий

Каждое занятие комплексное . Оно включает в себя 3 этапа.

I этап - подготовительный.

Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к работе на компьютере (компьютерной игре ) через развивающие игры , логические задачи, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей.

II этап - основной.

Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером .

Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для снятия усталости зрительного, моторного аппарата во время работы.

Используется несколько способов "погружения" ребенка в компьютерную программу :

1 способ. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.

2 способ. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером , познакомить с новыми клавишами, их назначением.

3 способ. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой .

4 способ. Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой . На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, в дальнейшем самостоятельно "читают" схемы.

III этап - заключительный.

Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз, для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, точечный массаж, массаж впереди стоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

Занятия проводятся 1 раза в неделю.

Продолжительность каждого этапа занятия :

1 этап - 10-15 минут,

2 этап - 10-15 минут,

3 этап - 4-5 минут.

После каждого занятия проветривание помещения.

Занятия построены на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи.

Критерии педагогической диагностики на развитие познавательных процессов :

развитие логического мышления

Тренировка и объем памяти

Тренировка внимания

развитие творческих способностей

развитие воображения

Критерии технологической диагностики по выявлению технических навыков и умений работы на компьютере :

Умение ориентироваться на экране монитора

Умение пользоваться клавиатурой, управлять курсором с помощью клавиш «вверх» , «вниз» , «вправо» , «влево» , ENTER, пробел.

Умение управлять манипулятором «Мышь» различать правую и левую кнопку мыши, выполнять двойной щелчок, передвигать элементы с помощью удерживания их курсором

Технику безопасности работы на компьютере .

В основу программы «Этот удивительный компьютер » положен курс изучения информатики «Все по полочкам» А. В. Горячева и авторская программа .

Учебный план предполагает 34 занятий (по одному в неделю и использованием компьютеров ) .

Несколько занятий приурочено знакомству с компьютером ; элементам логики и развитию творческого воображения.

Дети дошкольного возраста получают уникальную возможность получать знания с помощью компьютера и компьютерных технологий .

Два раза в год проводиться диагностика с детьми дошкольного возраста на развитие познавательных процессов и технических навыков и умений работы на компьютере .

Программа «Этот удивительный мир компьютеров » состоит из 5 разделов со следующими под темами :

РАЗДЕЛ I. Компьютер

Тема 1. Знакомство с компьютером .

Тема 2. Техника безопасности в компьютерном классе .

Тема 3. Устройства компьютера .

Тема 4. Правила работы за компьютером .

РАЗДЕЛ II. Предметы. Свойства предметов.

Тема 1. Сравнение предметов по свойству.

Тема 2. Выделение главных свойств (признаков) предметов.

Тема 3. Группировка предметов с одинаковыми свойствами.

Тема 4. Функции (назначения) предметов.

Тема 5. Часть и целое.

Тема 6. Выделений свойства, лежащего в основе закономерности.

Тема 7. Поиск закономерностей в расположении фигур и предметов.

Тема 8. Упорядочение серии предметов по разным признакам; расстановка и перестановка.

Тема 9. Отображение множеств

Тема 10. Выделение множеств.

Тема 11. Соотнесение элементов двух множеств по некоторому принципу.

Тема 12. Разбиение множества на подмножества.

РАЗДЕЛ III. Действия с предметами

Тема 1. Описание последовательности действий.

Тема 2. Последовательность действий и состояний в природе и в литературном произведении.

Тема 3. Порядок действий ведущих к заданной цели.

Тема 4. Последовательность событий.

Тема 5. Целое действие и его части.

РАЗДЕЛ IV. Элементы логики.

Тема 1. Подготовка к введению понятий «истина» , «ложь» .

Тема 2. Знакомство с отрицанием по аналогии

Тема 3. Логическая операция «И» .

Тема 4. Действия при наличии разрешающих и запрещающих знаков.

Тема 5. Подготовка к введению понятия «алгоритм» ,

Тема 6. Простейшие алгоритмы расстановки

Тема 7. Элементы кодирования

РАЗДЕЛ V. Развитие творческого воображения

Тема 1. Задачи – шутки (на внимание и логическое рассуждение) .

Тема 2. Симметрия по образцу.

Мониторинг освоения образовательной программы :

Проводится по окончанию учебного года. Баллы выставляются по шкале от 0 до 5.

ребёнка умение ориентироваться на экране монитора

умение пользоваться клавиатурой и мышью. Знание техники безопасности работы за компьютером . Определение свойств предметов Восстановление нарушенной закономерности Определение множеств и подмножеств Описывание последовательных действий Умение употреблять понятие «истина» и «ложь» Умение выполнять алгоритм действия Общий средний бал

Раздел Месяц Занятие № Неделя Тема занятия Программное содержание Раздаточный материал Тетрадь Развивающие игры Требования к знаниям

Раздел I 2 часа учебной нагрузки Знакомство с ПК. Сентябрь 1 1 Знакомство с компьютером Цели , задачи занятий по информатике в доступной для детей форме. История возникновения компьютера . Беседа о значении компьютера , о его роли в жизни людей. Картинки с историей компьютера , какие были, какие стали, где их применяют. Знать о назначении компьютера , о его роли в жизни человека

2 2 Техника безопасности Правила техники безопасности при работе за компьютером . Инсценировка различных ситуаций по технике безопасности Картинки по технике безопасности, что может произойти. Знать правила работы за компьютером

3 3 Устройство компьютер Устройство компьютер и его составные части : системный блок, монитор, мышь, клавиатура, колонки. Названия и их функции, назначение. Картинки с названием состовляющих компьютера , пазл, собери из частей ПК, подбери ему функцию. Знать и уметь называть состовные части компьютера и их назначение , устройства ввода и вывода информации.

4 4 Правила работы за компьютером . Правила работы за ПК. Знакомство с рабочим столом, манипулятором "мышь".Работа с клавиатурой. Разновидности щелчков мышью. Правильная посадка за ПК. Гимнастика для глаз. Картинки с деталями "мышки" (кнопки, шнур, корпус, лампочка, картинки правильной посадки за ПК Раскраски с помощью "мышки" на ПК

Раздел II 7 часов учебной нагрузки Предметы и их свойства. Октябрь 5 1 Сравнение предметов по свойству Название предметов. Знакомство со свойствами предметов. Поиск предметов совпадающих по свойствам. Карточки с предметами для сравнения свойств ("мягкое", "сладкое", "тихий") Занятие №1 зад. 1-4, стр. 1-2, "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Психологический центр "Адалин", . Игры 5-6 лет часть I, занятие №3-3, №4-3, (№6-№9) -1, №12-3, №15-3, часть занятие №22-3, №23-3, №26-3, что по форме напоминает предмет, найти по образцу, найти отличия. Уметь находить в своём окружении предметы обладающие свойствами, называть их

6 2 Выделение главных свойств (признаков) предметов Поиск предметов, обладающих одним свойством. Занятие №6 зад. 1,3 стр. 11-12 "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики . Игры 5-6 лет, часть I занятие №3-1,№9-3, №10-1,№11-1,№14-3 что какого цвета,какой вкус, таблица по главным свойствам геометрических фигур. Уметь выделять главные свойства предмета.

7 3 Функции (назначение) предметов и их сравнение Определение назначения предметов, сравнение предметов по свойству, отличия предметов Занятие №4 зад. 1, занятие №7 зад. 2 стр. "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики . Игры 5-6 лет, часть I занятие №1-1,№2-1,№4-1 Уметь определять функции предметов, сравнивать их по свойствам

8 4 Группировка предметов с одинаковыми свойствами Группировка по признакам и свойствам предметов Занятие №9 зад. 1,2 стр. "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики . Игры 5-6 лет, часть I занятие №5-3,№8-2,№12-2,№13-2,№15-2, часть II №17-1, №18-2,№21-2, №23-1,№25-2,№26-2, подбери недостающий предмет. Уметь определять свойства предметов и группировать их по заданным свойствам

Ноябрь 9 1 Часть и целое Часть как элемент целого. Состав целого из нескольких частей. Занятие №20 зад. ,3 стр., занятие №23 зад. 2 стр. "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Игра "Маша и медведь" Уметь составлять целое из частей, видеть часть как составной элемент целого

10 2 Выделение свойства, лежащего в основе закономерности Предмет, его свойства. Выделение свойств предмета, нахождение закономерностей по признаку Занятие №4 зад. 2 стр., занятие №15 зад. 1 стр., занятие №27 зад. 2 стр. "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики . Игры 5-6 лет часть I занятие№1-2,№2-2,№3-2,№4-2,№6-2(№9-№11) -2, (№12-№15) -1 ,исключение лишнего предмета из 4-х предоставленных. Уметь выделять свойство, лежащее в основе закономерности.

11 3 Поиск закономерностей Поиск и восстановление нарушенной закономерности в расположении фигур и предметов Картинки с различными рядами закономерностей, определение лишнего предмета в лтнейке. Занятие №5 зад. 3 стр. ,занятие №15 зад. 1-2, стр. 30, занятие №12 зад. 3 стр. 23, занятие №28 зад. 1,3 стр. 54 "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики . Игры 5-6 лет часть I, занятие №13-3, часть II занятие №19-2, №28-3, №29-3, №30-3, часть IV занятие №46-3, №51-3, №55-2, №60-2, последовательность их 2-х элементов, вычислить закономерность и восстановить её. Уметь востанавливать нарушенную закономерность

12 4 Упорядочение серии предметов по разным признакам Построение закономерности объектов. Расстановка и перестановка Занятие №11 зад. 1 стр., занятие №16 зад. 1 стр., занятие 17 зад. 1,2,3 стр., занятие №21 зад. 3 стр. "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики . Игры 5-6 лет часть III занятие №31-3, №33-3, №35-3, №43-3(№44-№45) -1, Определить по какой закономерности расположены предметы восстановить нарушенную закономерностью Умение построения закономерностей по заданным признакам

Декабрь 13 1 Отображение множеств Знакомство с объединением множеств и их отображением. Объекты и их свойства. Занятие №7 зад. 1,3 стр., занятие №21 зад. 1 стр. "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики . Игры 5-6 лет часть II занятие №20-2, №22-2, №28-2, Подбери пару. Уметь объединять множества по определённому признаку и задаваемых свойством.

14 2 Выделение множеств Выделение множеств Занятие №22 зад. 1 стр. "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики . Игры 5-6 лет часть II занятие №17-2, часть III занятие №23-2, №29-2, №30-2,Исключение лишних предметов из множества. Уметь выделять элементы множества

15 3 Соотношение элементов 2-х множеств по некоторому принципу Соотношение элементов множеств по заданным признакам (свойствам) . Дать понятие предметы по "роду"(посуда, мебель,животные) и по "виду" (стекло, железо, дерево) .Формирование умения соотносить элементы двух множеств по различным признакам (цвет, количество, форма) Занятие №8 зад. 1,3 стр., занятие №13 зад. 1 стр. "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики . Игры 5-6 лет часть II занятие№11-2, №16-2, часть III занятие №34-2, №35-1, часть IV занятие №46-2, №47-2, №57-2, Подбери пару 2-м мноджествам. Уметь соотносить элементы 2-х множеств по признаку

16 4 Разбиение множества на подмножества Разбиение множества на подмножества. Подмножества с общим свойством. Вложенность множеств предметов с общими свойствами. Раздаточный материал поиск предметов по тени. Занятие №12 зад. 1,2 стр. "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Игра "Маша и медведь" Уметь выделять элементы вложенного подмножества.

Январь 17 3 Повторение и закрепление тем свойство предметов, закономерности и множества Понятия свойств предметов, закономерность выстроенная по определённому признаку, множество и подмножество, отображение множеств. Раздаточный материал поиск одинаковых картинок. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики №52-3, №53-2,3, №54-2-3, №55-3 Выявить свойства и признаки закономерности, заполнить таблицу. Умение построения закономерностей по заданным признакам

18 4 Повторение и закрепление тем свойство предметов, закономерности и множества Понятия свойств предметов, закономерность выстроенная по определённому признаку, множество и подмножество, отображение множеств. Раздаточный материал поиск одинаковых картинок. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики . Игры 5-6 лет часть IV занятие (№56-№59) -1,2,3, №60-3, Выявить свойства и признаки закономерности, заполнить таблицу.

Раздел III 3 часа учебной назрузки Действия с предметами Февраль 19 1 Описание последовательности действий Самостоятельное описание своих действий Карточки по действиям (утренний подъём,завтрак, раздаточный материал лабиринты Занятие №6 зад. 2,4 стр., "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Игра "Маша и медведь" Уметь описывать свои действия в определённом порядке

20 2 Последовательность действий и состояний в природе и в литературном произведении Выставлять последовательно действия во временной линейки. Занятие №20 зад. 2, стр., занятие №25 зад. 1 стр., "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Игра "Маша и медведь" Уметь выставить действия по временной линейки.

21 3 Порядок действий ведущих к заданной цели Выставлять порядок действий для выполнения заданой цели и правилу. Занятие №9 зад. 3 стр., занятие №18 зад. 2,3 стр. ,Занятие №23 зад. 3,4 стр "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики . Игры 5-6 лет часть IV занятие (№47-№55) -1, что сначало было, а что потом. Уметь выполнять действия, ведущие к заданной цели.

22 4 Одно действие применяемое к разным предметам Применять действие к разным предметам, выявлять результат и сравнивать его. Занятие №21 зад. 2,стр., занятие №22 зад. 2 стр. ,занятие 23 зад. 1 стр. "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Игра "Маша и медведь" Уметь выполнять действие одно к разным предметам.

Март 23 1 Целое действие и его части Разобрать действия, разделять действия на части, последовательно. Занятие №22 зад. 3 стр., "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики . Игры 5-6 лет часть I занятие №10-3, часть II занятие №16-3, №24-3, что сначало было, а что потом, действие как части. Уметь делить действие на части.

24 2 Закрепление темы действия с предметами Выставлять действия во временной линейки, делить действие на части,выполнять одно действие к разным предметам. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики . Игры 5-6 лет Уметь выполнять различные действия с предметами восстанавливать хронологию событий.

Раздел IV 4 часа учебной нагрузки Элементы логики 25 3 Подготовка к введению понятий "истина" и "ложь" Знакомство с "истинными" и "ложными" высказываниями Занятие №2 зад. 3 стр., занятие №26 зад. 3 стр. ,занятие №27 зад. 1 стр., занятие №28 зад. 2,4 стр., занятие №29 зад. 1 стр., занятие №32 зад. 1 стр. "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Игра "Маша и медведь" Уметь различать и понимать употребление понятий "истина", "ложь".

26 4 Знакомство с отрицанием по аналогии Формулировка понятий отрицания по аналогии Занятие №8 зад. 2, стр., занятие №29 зад. 2,3 стр. ,занятие №32 зад. 2,3 стр. "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Игра "Маша и медведь" Уметь формулировать отрицание по аналогии

Апрель 27 1 Логическая операция "и" Как можно больше перечислять действий, свойств, отличий предметов. Раздаточный материал поиск отличий. Занятие №16 зад. 2, стр., занятие №30 зад. 2,3,4, стр., занятие №31 зад. 1 стр. "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики . Игры 5-6 лет часть I занятие №10-3, часть II занятие №16-3, №24-3, что сначало было, а что потом, действие как части. Уметь перечислить как можно больше действий и отличий у предметов.

28 2 Разрешающие и запрещающие знаки Дать понятия разрешающий, запрещающих знаков, что такое правило. Занятие №11 зад. 2, стр., занятие №13 зад. 2 стр. ,занятие №24 зад. 1 стр. ,занятие №30 зад. 1 стр., "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики (№1-№15) -1, фабрика цветов и геометрических фигур, по определённому правилу и знакам перекрасить фигуры. Уметь пользоваться правилами, выполняя задание.

29 3 Подготовкак введению понятий "алгоритм" Понятие алгоритма, выполнение последовательных действий. Занятие №18 зад. 1, стр., "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Игра "Маша и медведь" Уметь выполнять алгоритм заданного действия.

30 4 Простейшие алгоритмы расстановки Расставляем предметы в определённом порядке, развиваем воображение . Занятие №27 зад. 3, стр., "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Игра "Маша и медведь" Уметь описывать свои действия, расставлять предметы в алгоритме

Май 31 1 Элементы кодирования Элементы кодирования лежащие на основе запрещающих, разрешающих знаков. Занятие №26 зад. 1,2, стр., занятие №2 зад. 1,2 стр., "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики . Игры 6-7 лет часть I занятие (№1-№15) -2, игра с двумя обручами, по правилу и знакам выставить нужную фигуру. Уметь определять, что закодированно.

32 2 Закрепление материала логические операции Повторение материала логическая операция "и", понятия "ложь", "истина", разрешающие, запрещающие знаки и элементы кодирования Игра "Маша и медведь" Уметь определять истинность и ложность высказываний

Раздел V 1 час учебной нагрузки Развитие творческого воображения 33 3 Загадки-шутки Выделяем главные свойства замаскированные в виде задач - шуток, загадок. Заняите 19 зад. 3 стр. "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Игра "Маша и медведь" Уметь выделять главные свойства замаскированные в загадках

34 4 Симметрия по образцу Дать понятие о симметрии. Занятие №3 зад. 2, стр., занятие №24 зад. 2 стр., "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики . Игры 5-6 лет часть I занятие (№1-№2) -3, №7-3 ,раскрасить симметрично. Уметь восстанавливать симметрию,

Список литературы :

1. Волошина, О. В. Развитие пространственных представлений на занятиях информатики в детском саду / О. В. Волошина// Информатика. – 2006. - №19.

2. Горячев, А. В., Ключ, Н. В. Все по полочкам : пособие для дошкольников 5-6 дет /А . В. Горячев, Н. В. Ключ. – 2-е изд., испр. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.

3. Горячев, А. В., Ключ, Н. В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников /А . В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.

4. Кравцов, С. С., Ягодина, Л. А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников/ С . С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. – 2006. - №12.

Статьи по теме: