Игра pt прохождение. Обзор игры Silent Hills P.T. Дыра в ванной комнате

Fallout 4 был, пожалуй, одним из самых ожидаемых релизов этой осени. Bethesda обещала нам действительно безграничные возможности, параллельно демонстрируя аляповатые скриншоты. Новый Fallout изо всех сил пытается доказать, что и в контексте постапокалипсиса все механики, использованные в и его дополнениях, будут смотреться вполне удачно. В принципе, так и получилось: Bethesda сделала песочницу, которая по размерам и ощущению свободы очень напоминает приключение Довакина. Через первый час игры начинаешь осознавать, что лечь спать сегодня точно не получится.

Первое впечатление - перед нами все тот же «старый новый» со слегка измененной цветовой гаммой. С этим трудно спорить: по сути, вы со старта попадаете в ту же «тройку». Перебираете усы, шрамы и тушь для ресниц в редакторе персонажа, даете ему имя и разбрасываете очки характеристик. Раз - и вы внутри убежища. Еще несколько минут - и вы отчаянно рветесь наружу. Правда, между этими двумя моментами по сюжету прошло двести лет.

У главного героя Fallout 4 на его глазах отнимают собственного сына, поэтому действовать приходится быстро. Динамичный старт с хаотичными поисками в родной деревушке дает основания полагать, что основная линия в этот раз будет более четко обозначена, чем, скажем, в Skyrim. Но как только у вас на Пип-Бое появляется второй маркер, который к тому же указывает на место гораздо более близкое, чем локация с сюжетной миссией, вы начинаете бегать по второстепенным заданиям, напрочь забыв про сына. Попытки вернуться к основной сюжетной ветке обречены на провал: даже отключив все побочные маркеры на карте, вы постоянно будете сталкиваться с дополнительными квестами. Вы становитесь свидетелем разборки на бензоколонке, прислушиваетесь к спору в парикмахерской или вовсе обнаруживаете радиочастоту, на которой кто-то умоляет о спасении. Наконец вы ловите себя на мысли, что просто хотите взобраться вон на ту высоченную башню, и сломя голову бежите к ней.

Тот факт, что игрок очень скоро перестает обращать внимание на основную сюжетную линию - стандартное свойство, присущее всем играм от Bethesda. Но несмотря на то, что вы легко способны забить на поиски утраченного ребенка, большинство решений, возникающих по ходу прохождения, оказались гораздо более сложными и не настолько очевидными, как раньше. К тому же в Fallout 4 присутствует гораздо больше разнообразных тем. Любители научной фантастики останутся вполне довольными.

Зачастую вы просто будете шариться по окрестностям. Хорошо еще, если при этом вы будете преследовать хоть какую-то мало-мальски значимую цель - взять хотя бы поиск ресурсов. Приятно, что игра дает опыт за открытие новых локаций, потому что иначе вы бы никак не смогли бы объяснить многочисленные часы, проведенные на задворках города или среди железнодорожной насыпи.

Все происходит автоматически: по пути к нужному NPC вы случайно отвлекаетесь на ящик, затем - на группу врагов, после ваше внимание привлекает закрытая дверь - и вот вы уже просто бегаете от одних развалин к другим, отыгрывая роль настоящего постапокалиптического бомжа.

В этом плане новый Fallout выглядит как настоящая ролевая игра, и выбить вас из состояния погружения могут лишь небольшие технические проблемы в виде багов или проседающего фреймрейта.

Во многом такой эффект достигается благодаря высокой детализации мира. Футуристичные пустоши здесь органично сочетаются с элементами шестидесятых: атмосферными вывесками, пин-ап постерами и гангстерами в подтяжках. Вы на их фоне выглядите немного по-другому, начиная от противогаза и бойцовских перчаток, начиненных арматурой, и заканчивая огромным экзоскелетом. Кстати, экзоскелет дают практически в начале прохождения, что сразу ставит вас перед выбором стиля игры. Скажем лишь, что здоровенный костюм заставит вас делать упор на исследования еще больше: у него крайне быстро изнашиваются детали и садятся ядерные батареи. Зато у вас появляется возможность пикировать на противника с любой высоты и идти напролом через толпы оборванцев.

Правда, даже на среднем уровне сложности Fallout 4 то и дело норовит осадить ваш пыл. Иногда игра делает это, разбросав кучу гулей по всей округе, беря вас на измор. Порой в руках обычного головореза оказывается ракетница, и героя просто размазывает по полу в доли секунды. Если и это не сработает, то из-за угла выбежит здоровенный высокоуровневый монстр, которому без разницы, одеты вы в тяжелую броню или нет.

Все это возвращает нас обратно к основной мысли: волей-неволей вам придется обшаривать всю округу в поисках патронов и материалов для починки.

Весь хлам, который вы подберете, нужно перерабатывать и использовать для постройки столов, стульев и сторожевых постов для общины. Если вам хочется на полчаса забыть об использовании стимуляторов и стрельбе в мутантов, то в родной деревне Fallout 4 превращается в трехмерную интерпретацию . Община постоянно пополняется новыми жителями и вам нужно убедиться, что у каждого из них есть кровать для ночлега и достаточное количество пищи. Да и поставить новые двери в дом не помешало бы.

Ресурсы испаряются с молниеносной скоростью, что снова возвращает нас к одному: вы чертите в Пип-Бое маршрут и роетесь в мусоре. Возможно, со стороны это выглядит ужасно, но вы действительно будете без ума от такого образа жизни.

«Из машины» (Алекс Гарленд, 2015) «Бегущий по лезвию» (Ридли Скотт, 1982) «Сумеречная зона» (1953), эпизод «По своему подобию» Ясухиро Найто, «Триган» Айзек Азимов, «Заминка на праздновании Трехсотлетия»

Игры от Bethesda всегда особенные. Их можно ругать за тысячу разных вещей, притом каждый раз — почти за одни и те же, но это никогда не имело особого значения. Эта студия делает то, чего никто больше не делает так . Их игры — даже не игры, а миры, в которых можно застрять на сотню часов, просто гуляя, глазея по сторонам, собирая травки и читая книжки про похотливую аргонианскую деву.

И потому Fallout 4 было очень трудно не ждать. В ней было легко сомневаться, это верно. Но, однажды оказавшись в этой постъядерной Пустоши, мало кто не захочет вернуться обратно.

В общем, теперь мы едем в Бостон.

Упали бомбы

С Институтом — незримой организацией, возникшей на останках Массачусетского технологического института (MIT), — нам уже приходилось сталкиваться, хоть и не напрямую. В Fallout 3 с ним был связан один хороший побочный квест, а правящий Новым Вегасом мистер Хаус до ядерной войны учился как раз-таки в MIT.

Теперь, когда мы очутились посреди разрушенного Содружества Массачусетс (или просто Содружества), этот Институт оказался в самом центре. Среди местных ходит слушок, будто Институт похищает людей и заменяет их синтами — неотличимыми копиями, роботами вроде сайлонов из «Звездного крейсера "Галактика"» или репликантов из «Бегущего по лезвию».

Тему синтетической жизни поднимали в научной фантастике тысячи раз и еще столько же раз поднимут, но в этом случае интересно то, что, задав все вопросы, Fallout 4 не делает никаких выводов сама. Кто-то относится к синтам как к инструменту, кто-то — как к преступлению против человечества и науки, кто-то — как к людям, а кто-то просто до истерики их боится. Есть разные точки зрения, и их можно принять или не принимать вовсе.

И на этом фоне весьма кстати то, что больше нет очков кармы, дающихся или отнимающихся за «добрые» и «злые» решения. В Fallout 3 сценаристы, похоже, поняли эту систему превратно, и развилки часто сводились к выбору между образом кромешного мерзавца или светозарного зануды — просто потому, что так надо. В New Vegas вся мораль размылась, и смысла в «добрых» и «злых» очках было все меньше, но они все равно продолжали капать.

Теперь же карма исчезла, а вместе с ней и навязанные представления о том, что правильно, а что нет. И это просто прекрасно.

Даймонд — самый большой город в округе. Построен в стенах бейсбольного стадиона «Фэнуэй-Парк».

Впервые со времен Morrowind сюжет у Bethesda вписан в открытый мир, а не болтается отдельно от него. Только это куда меньше касается первой половины игры, потому что начинается она с линейной прогулки. Вы, очнувшись в бомбоубежище после двухсотлетнего криогенного сна, идете по следам своего сына — как когда-то искали отца в Fallout 3 , — и эти первые десять, двадцать, может быть, тридцать часов могут сильно разочаровать.

После сумасшедшей свободы New Vegas вы оказываетесь вынуждены перемещаться от одной контрольной точки до другой, пробираясь по запутанным подземельям и решая достаточно прозаичные, по меркам Пустоши, проблемы. Одним способом или чуточку другим. Отвлекаться на побочные поручения можно, но в контексте сюжета как-то не вполне логично. Ведь единственное, что движет выходцем из Убежища, — желание поскорее найти сына, а тут вдруг он все бросает и принимается, например, строить село вместе с минитменами. А потом снова уходит искать сына. Чудак.

На самом деле история с сыном — это такой слегка неуклюжий повод показать, как устроен мир. Вы посещаете главные достопримечательности, знакомитесь с действующими на руинах Массачусетса организациями, а дальше Fallout 4 вдруг вспоминает, что до нее все-таки была почти великая New Vegas, и наконец-то предоставляет вас себе самому.



Пустошь Содружества мало похожа на столичную. В Бостоне совсем другая архитектура и другие достопримечательности. И ему гораздо меньше досталось в годы войны.

После одного переломного момента игра отпускает вас на свободу. Являет вам четыре фракции со своими правилами и своей правдой у каждой и предлагает разбираться с ними как угодно. Мотивы сторон проще некуда — вопрос, скорее, в том, чья манера вести дела вам ближе. Вы начинаете принимать решения, лавировать между неудобными вариантами, стараясь подольше сохранять хорошие отношения с каждой фракцией, выяснять правила их игры и посреди чужих дел проводить в жизнь свой собственный, лучший, план.

И вот тогда свобода берет свое. Побочные истории наконец-то органично встраиваются в ваши деяния, потому что неотложные проблемы кончились. Закрыть тему противостояния организаций вы вольны когда угодно: можете, скажем, прикончить главу фракции хоть посреди сюжетной речи, и игра предложит новый путь к концовке — как в New Vegas. Очень приятно обнаружить, что Bethesda не игнорирует то, что сделала до нее Obsidian.

Печалит другое. После прохождения основного сюжета герой рассказывает, что нашел свое место в новом мире, зачем-то заканчивает речь заезженным «War never changes»... и всё. В прошлых Fallout на этом месте был подробный разбор судеб городов и персонажей, которых вы встречали, — и есть мнение, что это одна из главных фишек серии. Но похоже, что, утвердившись в первичности открытого мира, Bethesda решила, что у жизни в Пустоши не может быть концовки, и решила не делать ее вовсе. Логично, но все-таки обидно.

Главный герой (или героиня) теперь озвучен, но как к этому относиться — дело вкуса. С одной стороны, так беседы звучат куда естественнее, но с другой — человека на экране куда сложнее отождествлять с собой.

Псина и все остальные

Карму условно замещают отношения с компаньонами. Об их реакции на ваши действия оповещают сообщением в верхней части экрана («Престон Гарви от этого в восторге»), как в играх Telltale. Вкусы напарников на редкость специфичны: например, журналистка Пайпер из Даймонда радуется, когда вы при ней насаждаете справедливость, этику и... взламываете замки.

Компаньоны — это те персонажи, к которым вы почти наверняка будете возвращаться чаще всего, потому что именно с ними у вас прежде всего возникает какая-то связь. Но, увы, им уделили куда меньше внимания, чем они заслуживают. Спутники ходят за вами, комментируют то, что видят, но в ваши дела не вмешиваются. Пару раз за игру каждый попробует завязать беседу и излить душу, а когда вы по-настоящему подружитесь, даст умеренно полезный навык.

Этим дело обычно ограничивается. Романы, которые прежде много обсуждали, завязываются на ровном месте после пары попыток пофлиртовать и, по сути, не ведут ни к чему, кроме призовых сахарных реплик при встрече и временной прибавки к опыту за проведенную в одной кровати ночь.

Престон Гарви, последний из массачусетских минитменов. Как раз с его подачи мы строим на останках Содружества новую цивилизацию.

Очень хотелось бы, чтобы компаньоны говорили чаще, но удивляться тут нечему — в Fallout почти всегда было интереснее играть одиночкой, а напарники разве что работали вьючными животными и отвлекали огонь на себя. Тут есть подвижки в нужную сторону, но изменилось на практике не так уж много.

Зато в Fallout 4 есть очень славный Догмит — он же Псина в русской версии. Всегда верен, никогда не расстраивает и становится настоящим терминатором, если выучить один из перков.

Это моя винтовка

Директор игры Тодд Говард говорил, что со стрельбой и оружием в этот раз помогали id Software и один из бывших сотрудников Bungie. Это чувствуется. Fallout 4 фетишизирует оружие похлеще, чем Borderlands . Она учит его любить: если вызубрить ремесленные перки, можно десятки часов провести с одной пушкой, постепенно наверчивая на нее новые модули. В моем случае это был обыкновенный бластер, который со временем превратился из ручного пугача в тяжелый снайперский карабин.

Кроме серийных вещей есть редкие коллекционные стволы, и даже если бы они не были настолько мощными, их все равно стоило бы ценить — за характер. Само собой, знакомая по третьей части железнодорожная винтовка, стреляющая костылями, с пары попаданий раскалывает шлем рыцаря Братства Стали надвое, но при этом выпускает клубы пара и тарахтит как паровоз — и это в ней гораздо интереснее. Еще есть силовой кастет из куска железобетона, приделанного к небольшому свайному молоту. Или вот корабельная пушка... это корабельная, мать ее, пушка, которая стреляет пушечными ядрами, понимаете?

Стала интереснее силовая броня. Раньше доспехи Анклава и Братства Стали были, по сути, высокоуровневой одеждой для поздних стадий игры, а в этот раз вы получаете их почти в самом начале. Но они постоянно требуют техобслуживания — цена ремонта и батарей мешает ходить в броне постоянно, пока вы не сколотите состояние. Ближе к концу я приделал к паладинским доспехам реактивный ранец, покрасил их в розовый и окончательно перестал из них вылезать.

Силовую броню, как и всю остальную экипировку, можно пересобирать модуль за модулем. Например, усилить защиту от радиации свинцовыми пластинами или прикрепить на спину реактивный ранец.

Тем не менее состоятельность Fallout 4 именно как шутера все еще под вопросом. Да, меткая стрельба поощряется. Да, стрелять гораздо приятнее, чем раньше. Да, дикие гули теперь вылезают из щелей в стенах и смешно пляшут, если отстрелить им руки. Разумные противники продолжают время от времени впадать в ступор, стоит произойти чему-то неожиданному, но пользуются укрытиями, обходят с флангов и закидывают гранатами, будто сегодня — последний день в их жизни (тут они попали в точку). В отношении механики бои стали значительно лучше.

Но! Дизайн стычек до сих пор на уровне «вот комната, вот враги, сделайте, пожалуйста, что-нибудь», из-за чего многие сражения превращаются в сущий хаос. Спасает снова режим V.A.T.S., в котором экшен на несколько секунд уступает пошаговой тактике: время замедляется, вы спокойно выбираете цель и тратите на стрельбу очки действия. Это очень помогает контролировать происходящее, и, даже если пытаться играть в Fallout 4 как в чистый боевик, иногда включая V.A.T.S., игра видится гораздо более сосредоточенной и в общем правильной. Незачем пренебрегать возможностью сбить гранату в полете.

Роботам и гулям можно отсекать конечности и наблюдать, как они барахтаются. Люди от такого обычно умирают.

Два часа, время убивать

Ролевую систему сильно сжали, объединив параметры S.P.E.C.I.A.L. (сила, восприятие, выносливость, обаяние и прочее), навыки (скрытность, взлом замков, владение оружием и так далее) и перки (классические для серии «таланты», влияющие на ваш стиль игры) на одном полотне. Вы повышаете их наравне друг с другом, тратя одни и те же очки развития, но чем выше у вас значение соответствующего параметра, тем мощнее перки, которые вы можете выучить.

На самом деле идея красивая. Каждый из параметров устроен так, что связанные с ним перки помогают найти свой подход к сражениям. С десятью единицами силы, к примеру, можно превратить силовую броню в бронепоезд, вкатывающий врагов в землю. Герои с высоким интеллектом делают упор на силу энергетического оружия и экономию ресурсов для поддержки брони, а среди перков для обаятельных есть способность склонять противников на свою сторону, просто наставив на них оружие. Работает не на всех и не всегда, но с этим однозначно стоит поэкспериментировать, если хочется не замарать руки и в то же время обойтись без скрытности.

Так в Fallout 4 устроено развитие героя. В верхнем ряду — параметры S.P.E.C.I.A.L., влияющие, помимо прочего, на то, как далеко вы сможете спуститься по соответствующему столбцу перков.

С другой стороны, пострадало все, что не касается боевых способностей. Например, я ни разу не видел, чтобы навыки, связанные с рукоделием и медициной, проявляли себя в мирных ситуациях — чтобы отремонтировать что-то по квесту, достаточно пройти проверку по интеллекту, да и то потребность возникала нечасто. Пропали специфические, но всегда интересные таланты вроде «Вечное дитя» (добавлял больше вариантов при общении с детьми), а высокое обаяние в диалогах обычно просто выделяет самые выгодные ответы и тем самым изредка помогает сократить дорогу, но чаще просто увеличивает награду.

Как бы ни хотелось решать проблемы миром, игра все равно подталкивает к боевым походам по поводу и без. Bethesda очень любит подземелья — или какой-то злобный карлик нашептывает разработчикам, что подземелья у них получаются лучше всего, поэтому нужно делать еще больше подземелий. Многие даже потенциально сверхинтересные истории здесь умудряются свести к обыкновенному боевому забегу по лабиринту. Вот как вы представляете себе авантюру с ограблением городского хранилища? Сбор информации, подготовка оборудования, молниеносная атака, счет на секунды! Но нет, давайте вместо этого сходим в катакомбы и подеремся с гулями и болотниками. Так будет лучше.

Мутировавшие мишки яо-гаи в Содружестве выглядят не так жутко, как в Столичной Пустоши, но оказываются немногим слабее когтей смерти.

В другой раз я совершенно случайно нашел на краю мира бункер, в котором еще до войны спрятался мэр Бостона. Пробрался мимо череды турелей (помогла хитрость), обобрал все сейфы, послушал последние слова мэра. Забавный маленький случай — я был доволен, что хоть в этот раз обошлось без боя. Но на обратном пути из бункера на меня вдруг напали синты Института.

Ну и когда вам скажут: «А пойдите-ка и зачистите от рейдеров автозавод» — не сомневайтесь, что придется именно пойти и зачистить автозавод, потратив кучу времени на поиски единственного верного пути до главаря бандитов. Если быть до конца честным, Fallout 3 на этом тоже спотыкалась, но просто имейте в виду. Мирный путь здесь редко бывает приоритетным.

Безумная, безумная Пустошь

В то же время хороших моментов немало. Например, первая большая сюжетная стычка в музее Свободы среди экспозиций, изображающих знаковые эпизоды американской истории. У Bethesda, как обычно, получился впечатляющий симулятор археологии и истории повсюду, куда бы вы ни пошли. В опустевшем Салеме окопался одинокий старичок с винтовкой. Возле больницы Милтон какой-то сумасшедший выживальщик устроил лабиринт из ловушек. Один из жителей Даймонда рассказывает о древней игре в «бейсбол», в процессе которой люди забивали друг друга насмерть деревянными битами. Одержимые войной за независимость США роботы обязались защищать Конституцию, поселились на борту фрегата «Конститьюшн» и защищают его.

Пайпер творит журналистику и пристает к горожанам с расспросами («Вы не боитесь, что Институт похищает людей и заменяет их синтами? — Знаете, теперь боюсь»), рейдеры в картинной галерее одного очень авангардного мастера обсуждают искусство, супермутанты несут типичную, но каждый раз разную ересь, согласно клише «мы тупые, как камни, но все равно знаем лучше».

Этот кадр — из города под названием Добрососедство. Редкостная дыра, но по-своему колоритная.

Далеко на юге карты есть зона, где уровень радиации особенно высок. Живут там в основном мутанты и фанатичные последователи Атома.

После штормов из Mad Max радиационные бури в Fallout 4 не так впечатляют. Но что-то в них все равно есть.

В Fallout 4 очень много всего, хотя ее детали редко бывают связаны друг с другом — они просто есть, чтобы Тодд Говард мог сказать: «Привет, я Тодд Говард. Мы сделали просто невероятно огромную игру». Здесь полно вещей, которые несложно проигнорировать.

Можно, скажем, строить поселения, будто вы играете в The Sims или ваяете модификацию в Creation Kit. С ними связан сюжет одной из фракций, а если изучить конкретный навык в колонке обаяния, можно зарабатывать огромные деньги на торговцах, не ударив пальцем о палец. Но ничто из этого не вынуждает использовать и половины того, что можно провернуть в конструкторе. Планировать электрические сети, увязывать кнопки и переключатели в логические схемы, строить полосы препятствий из ловушек. Зачем все это?

А незачем. Просто чтобы было. Чтобы вы могли построить свой город, потом еще один, снабдить их ресурсами, наладить торговые связи и гордиться собой. Или не гордиться. Это же игра от Bethesda, делайте что хотите.

Многие бесхозные мастерские можно присвоить и основать вокруг них новое поселение.

Добро пожаловать... куда?

Вот факт: вопреки первому впечатлению Fallout 4 играется в целом совсем как третья часть. Движок от Skyrim (он же движок от Morrowind, но с миллионом надстроек) выдает себя издалека — теми же манерами, теми же глюками, теми же загрузками между интерьерами и экстерьерами. Надо сказать, достаточно долгими, если играть на консоли.

В то же время вопросы в духе «на что Bethesda потратила пять лет» постепенно отпадают. Видно на что. На подробнейшую модификацию экипировки и строительство. На легионы квестов и случайных находок. На разрушенный Бостон — красивый и очень похожий на настоящий. В конце концов, на блестящий образ рухнувшей американской мечты из сороковых, с ядерными «Крайслерами», радтараканами и песнями Билли Холидэй на радиоволне Даймонда. Тут очень много всего. Не всегда понятно, зачем оно нужно, но оно есть и, пожалуй, внушает.

В строительстве и производстве модификаций применение находится любому барахлу. А самое прекрасное — весь мусор можно выгрузить из рюкзака одной кнопкой. Плюшкины довольны.

На фоне вылизанной открытой постановки «Ведьмака 3 » или гламурного эпоса Dragon Age: Inquisition эта Fallout выглядит старомодной и местами откровенно неловкой — это мир, в котором тебе просто дают пинка и говорят: «Теперь ты здесь живешь». Ты часами ходишь по кругу с широко раскрытыми глазами и даже пытаешься что-то возразить, но потом просто начинаешь жить. И живешь.

Оценка сайта

8, 0

Игра от Bethesda

Вердикт

Fallout 4 будто затрудняется решить, что для нее действительно важно, и потому пытается изобразить попросту все: и линейный экшен, и ролевую «песочницу», и симулятор жизни, и строительство как в Rust или Minecraft. В итоге вышло так, что у игры достаточно изъянов, но по полноте охвата с ней мало кто может сравниться. Кем бы вы ни были, в конце концов вы в ней что-нибудь да найдете.

Игра протестирована на PC

Ни одна игра в этом году не производила такого обманчивого первого впечатления, как Fallout 4. Поначалу все замечательно: вслед за пробирающим до мурашек вступительным роликом на экране появляется редактор внешности персонажа — лучший из всех, что когда-либо создавала Bethesda. В нем можнопровести много часов, экспериментируя с внешностью своего героя (или героини), копируя известную личность из реальной жизни или — любимое развлечение многих — вылепливая невообразимого урода. Но вот наступает момент, когда протагонист готов и спешит на свидание с будущим, опускаясь в Убежище 111 и ловя последние мгновения мира до чудовищной войны…

Думаете, сейчас начнется главное приключение этой осени? Как бы не так.

Выбравшись из обезлюдевшего подземного укрытия и не успев толком осмотреться по сторонам, вы неизбежно набредете на Престона Гарви — фигуранта многочисленных дорелизных роликов, последнего минитмена и по совместительству главного обломщика в Fallout 4. После краткого знакомства и многообещающей примерки силовой брони Престон низвергнет вас в пучину тоски и отчаяния. Прямо со старта этот негодяй станет выдавать пустые однообразные задания и навяжет знакомство с системой строительства поселений — самым громким и неоднозначным нововведением игры.

Сама по себе идея хороша — устроить свой быт на этой разрушенной земле, где люди спят в убогих лачугах, питаются чем попало и пьют зараженную воду, балансируя на грани выживания. Но реализована она неидеально: вид от первого лица затрудняет постройку крупных объектов, многие тонкие моменты нигде не разъясняются, а управление поселенцами предполагает много бестолковой беготни от одного человека к другому.

Со временем к этому привыкаешь и, как ни странно, втягиваешься, но это не отменяет главного просчета разработчиков — момент введения механики поселений в игру выбран крайне неудачно. Не этого мы ждали столько лет! Мы хотим отправиться исследовать мир, ввязываться в интересные истории, крошить черепа рейдерам и убегать от супермутантов с миниганами. А вместо этого нам подсовывают грядки, деревянные хибары и этого треклятого Престона Гарви с его бесконечными «иди помоги этим поселенцам». Погрязнув в проблемах Сэнкчуари-Хиллз, легко впасть в отчаяние и подумать, будто однотипные квесты и строительство с неудобным интерфейсом — это все, что здесь есть.

Но стоит плюнуть на все это и отправиться, куда глаза глядят, как Fallout 4 мигом реабилитируется и выводит на сцену главное действующее лицо — Бостон и окрестности. Тодд Говард и его команда всегда умели наладить контакт с игроком посредством окружения, но в этот раз они превзошли самих себя. В каждой локации вы найдете какую-то примечательную деталь, станете свидетелями любопытной сценки или целой истории — нужно только исследовать и наблюдать.

Карта не только традиционно большая, но и очень плотно застроенная. Если в пригороде заброшенные дома, заправки, военные объекты и прочие манящие места находятся на отдалении друг от друга, то в бывшей столице сгоревшего в ядерном пламени штата Массачусетс не успеваешь вертеть головой по сторонам — так много всего вокруг. При этом Bethesda как следует поработала с модной сегодня «вертикальностью»: вы будете не только слоняться по улицам и заглядывать в здания, но и спускаться в метро, бродить по забитым ржавыми машинами и голодными гулями тоннелям и взбираться на высокие крыши, соединенные сетью хлипких мостков. И везде найдется что-нибудь достойное внимания — если не полезный предмет, то шикарный вид на окрестности.

Приятно, что в этот раз создатели уделили много внимания не только окружению, но и спутникам. Скитаясь по Содружеству, вы встретите персонажи, которые не прочь составить вам компанию. У каждого из них свой характер, определяющий отношение к вашим поступкам — так, робот-дворецкий Кодсворт ценит честность и обожает всякие технологичные штуки, а наркоманка Кейт одобряет тягу к винту, вскрытию замков и жестким словечкам. Лишь собака с умным взглядом беззаветно любит персонаж, каким бы он ни был, — остальные откроют душу только симпатичному им человеку.

Новая система команд работает лучше, чем прежняя, но это как сравнивать одноногого гуля с безногим — в бою толку мало от обоих, а когда вокруг не свистят пули, проще подойти и взять предмет/взломать терминал/открыть дверь самому, чем отправлять компаньона. Впрочем, вы все равно станете брать этих ребят с собой — не ради возможности покомандовать, а из-за их личных историй. Ну и чтобы носить хлам, конечно.

Ох уж этот хлам! Если хотите возводить поселения или модифицировать оружие, его предстоит тягать тоннами. И здесь интерфейс вставляет палки в колеса — на ходу прикинуть, нужна ли вам эта банка клея или микроскоп для создания во-о-о-н того классного прицела, не получится, поэтому приходится сгребать все. С другой стороны, возможности системы действительно обширны, а вся эта возня с разными модулями, насадками и прикладами доставляет неподдельное удовольствие. Нет ничего лучше, чем переделать найденный револьвер под себя, дать ему имя и отправиться сносить головы.

Тем более что боевая система к этому располагает. Предыдущие трехмерные Fallout в этом плане были какими-то нескладными: вроде бы и пушка в руках, и вид от первого лица, но стрельба при этом никакая. Чтобы компенсировать это, Bethesda сконструировала систему VATS, которая со времен Fallout 3 отлично справлялась с замещением традиционных шутерных перестрелок. Но, как ни крути, это был костыль, на который всей массой опирались сражения в реальном времени.

Разговоры о привлечении спецов из id Software не остались просто разговорами, поэтому в Fallout 4 между VATS и боями в реальном времени установился полный паритет. Хотите — включайте паузу (точнее, теперь это замедление времени, а не полная остановка) и выбирайте, в каком порядке отстреливать мухам-переросткам усики, хотите — делайте все самостоятельно. Теперь это действительно интересно — не Destiny, которой вдохновлялись создатели , но и не маловразумительные пострелушки в Столичной пустоши или пустыне Мохаве.

Из-за этого заметно вырос темп, а геймплей ощутимо сместился в сторону боев. Ускорила свой бег и ролевая система, по дороге полностью избавившись от навыков. С каждым уровнем вы получаете возможность повысить одну из семи характеристик S.P.E.C.I.A.L. или изучить тот или иной талант (всего их 70, а рангов — 229). Ограничения по уровню нет, так что «запороть» персонаж невозможно — вложив очки не туда, вы потеряете только время.

А его понадобится очень и очень много, поэтому не рассчитывайте быстро получить всемогущего мастера на все руки — мой персонаж, например, за сорок часов мастерски освоил только взлом замков, стал чертовски харизматичным и нахватался верхов в медицине, обращении с неавтоматическими пистолетами, модификации оружия и работе со взрывчаткой. Конечно, можно выходить за пределы текущих талантов — если так уж хочется стрелять из автомата, моему персонажу никто этого не запретит. Но это будет попросту неэффективно, а иногда — например, при создании улучшений — и вовсе невозможно.

Насколько разрослась и улучшилась боевая система, настолько пострадали диалоги. «Болтологических» талантов преступно мало, а убеждение собеседника целиком и полностью возложили на харизму — связи вариантов ответа с умениями больше нет. При этом большинство реплик героя уложены в одну порочную фигуру с четырьмя углами: [да], [нет], [что это такое?] и [сарказм]. Именно так — пока не выберете один из вариантов, не узнаете, что вылетит изо рта протагониста. Тем не менее в этом деле важна не кухня, а готовое блюдо, и с ним у Fallout 4 нет никаких проблем. Диалоги хорошо написаны и озвучены, а многие встреченные персонажи способны оставить глубокий след в памяти — чего стоит только опасный и расчетливый мэр Хэнкок или очаровательная Магнолия.

То же самое касается и квестов. Фракции, орудующие на просторах Пустоши, обожают выдавать однотипные поручения вида «сопроводи/принеси/зачисти», но их можно полностью игнорировать и сосредоточиться на ключевых заданиях, которые приводят в движение сюжетные линии. Да и случайных встреч, перерастающих в полноценные расследования, поиски, экспедиции и другие увлекательные приключения, здесь тоже хватает. Квесты, которые можно выполнить, вообще не доставая оружие, тоже есть — желаете примерить шляпу частного детектива или сделать из заикающегося диджея звезду радиоэфира?

Из таких вот заманчивых предложений и соткана Fallout 4. Они здесь буквально повсюду, выглядывают из-за каждого ржавого остова, призывно маня в этот мир — настолько огромный, что каждый сможет по праву назвать его своим. Любая дорога будет подходящей, куда бы вы ни пошли.

Статьи по теме: