Образование блоки дьенеша. Эффективные занятия по математике с блоками Дьенеша: обучение в игровой форме. Логические блоки Дьенеша – как с ними работать, чтобы игры были интересны

Стратегия устойчивого развития - преимущество ответственных компаний, осознающих свое влияние на окружающую среду и местное население, учитывающих требования и потребности общества, а также предоставляющих открытую информацию о своей деятельности. Как разработать и внедрить стратегию УР? Посмотрим, что скажут лидеры российского рынка.

Стратегия устойчивого развития – это некий механизм, запускающий необратимый процесс положительной трансформации компании. Внедрение такой стратегии в подход организации или компании требует:

- четкого представления об устойчивом развитии – компания должна установить долгосрочные цели в контексте экологических, социальных и экономических тенденций;

- плана действия – стратегия реализации должна содержать конкретные действия и программы по достижению этих целей на практике;

-коммуникации и отчетности – ясные, содержательные, и последовательные сообщения, которые будут демонстрировать внутренним и внешним стейкхолдерам прозрачность действий компании.

Почему акцент делается именно на стратегии?

Правильно разработанная стратегия устойчивого развития, помимо очевидного блага для общества и экологии, поможет компаниям привлечь инвесторов и клиентов, а также получить финансовую поддержку финансовых учреждений.

Несмотря на достаточно высокий уровень осознания важности устойчивого развития, многие компании порой ставят под сомнение важность экологических и социальных факторов, аргументировано доказывая значимость лишь экономических показателей. Основной вопрос в этой дискуссии занимает способность устойчивых компаний доказать, что внедрение политики устойчивого развития может быть важным «рычагом» достижения высоких рыночных результатов.

Многие компании уже разработали программы по охране окружающей среды и устойчивого развития, работающие параллельно с основной бизнес-стратегией. Но в конечном итоге, такие обособленные программы не оказывают существенного влияния на политику в реальных действиях компании и на принятые ею решения.

Для построения эффективной стратегии устойчивого развития, лидеры рынка, практикующие ответственные подходы к ведению деятельности, предлагают следующие базовые рекомендации:

Шаг 1: Определите существенные вопросы, представляющие либо стратегические угрозы, или новые возможности для компании.

Шаг 2: Определите амбиции и цели компании: где вы видите свою компанию на шкале зрелости корпоративного управления?

Шаг 3: Задайте правильный тон: потребители обычно скептически относятся к компаниям, которые только заявляют о своих намерениях в области устойчивого развития. Все публичные заявления компании должны сопровождаться реальными фактами и цифрами.

Шаг 4: Определите, какие процессы происходят в рамках стратегии вашей компании:

- что работает?

- что не работает?

- почему и как это исправить?

Шаг 5: Определите ключевых внешних и внутренних стейкхолдеров, проведите с ними диалог для выделения существенных вопросов.

Шаг 6: Разработайте и реализуйте эффективные программы по управлению выявленными существенными вопросами. Инвестиции в устойчивое развитие имеют ряд финансовых преимуществ, к тому же, они очень эффективны для управления рисками.

Инвестор, при выборе объектов инвестирования, будь-то зеленые облигации, или акции или другие ценные бумаги, четко понимают преимущества инвестиций в устойчивое развитие, которые отражаются в:

- Прямом воздействии на эффективность капиталовложений - повышение эффективности и сокращение издержек в некоторых областях.

- Воздействие на фондовый рынок – эффективное управление рисками создает благоприятные условия для стабильности и роста курса акций.

- Воздействие на оценку акционерной стоимости – анализ управлений рисками, проводимый менеджментом по запросу инвесторами, повышает ценность компании в глазах стейкхолдеров.

- Нематериальная ценность — представляет значительную долю общей стоимости компании. Нематериальная ценность относится к «мягким» вопросам, не отображающихся в классическом отчете компании, в отличие от корп.управления, интеллектуального капитала, человеческих ресурсов, организации рабочего места и культуры. Устойчивое развитие играет важную роль в нематериальных ценностях, в частности репутации, стоимости бренда, доверия и отношения со стейкхолдерами.

Как внедрить стратегию КСО: мнения профессионалов

Каким образом Ваша компания узнала о корпоративной социальной ответственности?

Ирина Антюшина, управляющий по программам устойчивого развития, благотворительности и фондов Unilever: «В Unilever понятию «корпоративная социальная ответственность» мы предпочитаем термин «устойчивое развитие» — стратегия, которая лежит в основе наших бизнес-операций. C момента зарождения она была в ДНК Unilever, а в 2010 году, когда Пол Полман представил миру План устойчивого развития и повышения качества жизни, раскрылась в полной мере. То, что сегодня является частью нашей стратегии и определяет цели наших сотрудников до конца года – снижение воздействия на окружающую среду, улучшение санитарно-гигиенических условий, создание возможностей для женщин и другие направления Плана – начали осуществлять основатели Unilever в XIX веке. Еще в 1884 году один из основателей нашей компании Вильям Хескетт Левер начал производить кусковое мыло Sunlight — новый и недорогой продукт, который позволил малообеспеченным жителям Англии той эпохи получить доступ к санитарно-гигиеническим услугам.

В 2010 году, после прихода в компанию Пола Полмана, Unilever принял глобальную стратегию по достижению устойчивого будущего и роста своего бизнеса. В рамках Плана мы обозначили три цели к достижению: помочь более чем 1 миллиарду человек предпринять действия по улучшению их здоровья и самочувствия; вдвое снизить воздействие наших продуктов на окружающую среду; закупать 100% сельскохозяйственного сырья у компаний, сертифицированных по Кодексу ответственного поставщика Unilever .

В основе этих трех общих целей лежит около 50 конкретных задач, обозначенных четкими временными рамками и помогающих оценивать наши результаты по ряду социальных, экономических и экологических критериев на протяжении всего жизненного цикла нашей продукции – от производства и закупки сырья до утилизации наших продуктов потребителями после использования».

вице-президент по маркетингу MAYKOR: «Понятие корпоративной социальной ответственности существует уже более полувека, и в России это уже не новация. MAYKOR – молодая компания, ее становление и активное развитие пришлось на время, когда о социальной ответственности бизнеса говорили и продолжают говорить много и в основном по делу, как на российском, так и на международном уровне. Поэтому концепция КСО была заложена еще на этапе планирования бизнес-стратегии компании».

Почему Вы решили сделать КСО частью бизнес-стратегии Вашей компании?

«План устойчивого развития и повышения качества жизни – это основа устойчивого роста нашего бизнеса во всем мире. Как бизнес, который удовлетворяет повседневные запросы 2 миллиардов потребителей, мы не можем рассчитывать на то, что будем процветать в мире, в котором существует столько нерешенных проблем, где не хватает запасов воды и продовольствия, где до сих пор (во многих странах мира) отсутствует доступ к элементарным санитарно-гигиеническим условиям, и где изо дня в день мы наблюдаем всё более разрушительные последствия изменения климата.

К тому же, устойчивое развитие действительно является «топливом» для роста наших брендов и позволяет им постоянно расти. За последние четыре года 11 из наших ведущих брендов активировали свою социально-значимую миссию и начали предлагать продукты, отвечающие концепции устойчивого развития и достойного качества жизни для всех. По результатам исследования наших бизнес-аналитиков в 2014 году почти половину всего нашего роста в прошлом году обеспечили бренды, которые мы причисляем к так называемым «брендам устойчивого развития» (в России эта цифра пока на уровне примерно 35 процентов); бренды устойчивого развития в прошлом году росли темпами, вдвое превышающими темпы всего остального бизнеса; уровень прибыльности брендов устойчивого развития выше на 2 процентных пункта (по валовой прибыли), чем у стандартных продуктов. Возможно, это несущественная разница в прибыли, но, по крайней мере, это опровергает мнение критиков, утверждающих, что устойчивое развитие для компании – исключительно расходы.

Сегодня потребители все больше и больше начинают интересоваться продукцией компаний, которые строят свой бизнес, задумываясь об окружающей среде и благополучии общества. Согласно исследованию Synovate Comcon (2014), 72% российских потребителей перед покупкой продукции обращают внимание на то, откуда поступает сырье и насколько экологично производство того или иного бренда. Чтобы обеспечить долговременный эффект стратегии, мы стремимся объединить доход с миссией, экономические показатели с помощью обществу. Мы не видим противоречия между устойчивым развитием и прибыльным ростом: эти понятия взаимно дополняют друг друга».

«В индустрии аутсорсинга корпоративная социальная ответственность – это не просто глобальный диалог, это основа развития. Согласно исследованию Международной ассоциации профессионалов аутсорсинга IAOP, более 40% компаний при выборе поставщиков услуг аутсорсинга обращают внимание на их политику в области КСО. Причина в том, что аутсорсинг – это не разовые услуги, а долгосрочное сотрудничество, и устойчивое развитие поставщика услуг – это гарант его надежности. Кроме того, приверженность практике КСО определяет сама специфика нашей деятельности. Аутсорсинг – это сфера, где главный ресурс – это люди, сотрудники компании. И мы готовы инвестировать в их профессиональное развитие, в формирование благоприятных социальных условий для них. От того, насколько успешно мы справляемся с этой задачей, зависит успешность бизнеса компании.

Другой важной предпосылкой разработки КСО-стратегии MAYKOR стал федеральный масштаб нашей компании, охватывающей все регионы нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. Наши филиалы расположены от Калининграда до Владивостока, в каждом регионе, в соответствии с территориальным делением страны, включая весь Северный Кавказ, который традиционно считается достаточно замкнутым и сложным регионом для работы из центра. В принципах нашей корпоративной культуры мы считали важным зафиксировать выполнение при работе в нашей компании всех конституционных прав, отсутствие любых форм дискриминации. В нашей компании созданы равные и достойные условия труда как для женщин, так и для мужчин, представителей всех этнических и религиозных групп, любых политических взглядов. Компания выполняет роль социально-экономического гаранта для своих сотрудников, защищая в соответствии с трудовым кодексом РФ их права на оплачиваемый отпуск, материнство, образование, медицинскую помощь, охрану здоровья и труда, этичное отношение и другие не менее важные права и свободы человека. В общем и целом мы стремимся повысить качество жизни нашего персонала, населения региона и общества.

Мы выстраивали и продолжаем совершенствовать наше корпоративное управление таким образом, чтобы реализовать и контролировать выполнение нашей КСО-стратегии. Управляющая компания MAYKOR отвечает за стратегическое управление, контроль операционной деятельности, а также за координацию и оценку деятельности подразделений. Для эффективного управления в масштабе всей страны филиальная сеть MAYKOR
распределена по макрорегионам. Директора макрорегионов отвечают за контроль и исполнение работ на местах, бюджетирование и ресурсное планирование. В рамках их федерального округа им подчиняются директора филиалов, которые, в свою очередь, и руководят конечными исполнителями наших обязательств по контрактам – штатными сервисными инженерами. В такой большой распределенной структуре, как наша, эффективное выполнение принципов КСО достигается двусторонним обменом информации «сверху вниз» и «снизу вверх». Руководители «наверху» объясняют смысл действующих нормативных документов и регламентов в области КСО, контролируют их выполнение, а исполнители «внизу» помогают «приземлить» зафиксированные правила и усилить их проникновение на местах. В зависимости от уровня иерархии и должностных обязанностей, сотрудники нашей организации взаимодействуею с внешней средой: клиентами, партнерами, государственными органами власти, представителями общественных организаций, средствами массовой информации, привнося социальную ответственность в эти взаимоотношения. Также в MAYKOR работает департамент ОТ, ПБ и ОС, отдел по развитию персонала, имеются должности менеджера по экологическим и социальным рискам, менеджера по социальным проектам и др., целевым образом отвечающие за выполнение тех или иных аспектов КСО».

Пресс-служба АФК «Система»: « Бизнес социально ответственной компании, следующей нормам делового поведения и соотносящей свои цели с потребностями заинтересованных сторон, безусловно, более устойчив к возможным рискам и кризисным явлениям, однако нужно понимать, что КСО – это долгосрочные инвестиции в репутацию, которая не всегда поддается материальной оценке. Для публичной компании не менее важно ее восприятие акционерами, инвесторами, аналитиками, которые все больше внимания уделяют не только финансовым результатам деятельности, но и нефинансовой отчетности компании. В мире уже сложился сектор ответственного инвестирования, существуют биржевые индексы и независимые рейтинги, учитывающие ESG-факторы (environmental, social, corporate governance) при оценке компаний. И здесь, особенно если говорить о международных рынках капитала, конкурентное преимущество получает тот, кто последовательно управляет своим социальным, экологическим воздействием, совершенствует корпоративное управление, регулярно и прозрачно отчитывается о результатах.

АФК «Система» нацелена на последовательное внедрение общих принципов устойчивого развития в портфельных активах, укрепление синергии и интеграции дочерних компаний в сфере КСО через участие в общекорпоративных социальных программах и совместных проектах для повышения эффективности социальных инвестиций Группы.

Общий подход АФК «Система» к корпоративной социальной ответственности базируется на принципах синергии и создания общих ценностей (Shared Value) – включении максимального числа дочерних компаний в проекты, которые одновременно направлены на решение важных социальных задач и способствуют развитию бизнеса. В числе самых ярких примеров можно выделить запущенные несколько лет назад МТС проекты «Телком Идея» по поиску и поддержке инновационных стартапов и «Сети все возрасты покорны» (повышение интернет-грамотности старшего поколения) ».

Кто занимался разработкой стратегии?

«В разработке стратегии устойчивого развития принимали участие все функции компании, ведь перед каждой из них, в рамках Плана устойчивого развития и повышения качества жизни, стоят определенные задачи, которые необходимо выполнить. За нашей стратегией стоят четкие сроки и ключевые показатели эффективности, которые были выбраны с учетом не только наших возможностей, но и, что еще важнее, с учетом потребностей общества. К примеру, 17 фундаментальных целей устойчивого развития, которые были приняты Генеральной Ассамблеей ООН 25 сентября 2015 года, во многом пересекаются с направлениями деятельности нашего Плана. При этом мы концентрируемся на тех сферах, где у нас есть возможность оказать наибольшее влияние: например, снизить воздействие на окружающую среду (Цель#13), обеспечить достойные рабочие места (Цель#8), предоставить больше возможностей для женщин (Цель#5) и многое другое.

Важный элемент в стратегии устойчивого развития – это возможность отследить результаты по каждому направлению. Именно анализ наших достижений за каждый прошедший год позволяет нам правильно расставлять приоритеты на следующий. Результаты мы оцениваем не только внутри компании, но и с помощью внешних консалтинговых организаций. PricewaterhouseCoopers LLP (PwC), будучи экспертом по планированию и разработке системы отчетности, проводит для Unilever независимую оценку готовности и эффективности систем и процессов в области устойчивого развития.

Кстати, в этом году Unilever стал первой компанией, которая применила на практике «Руководство ООН для компаний по отчетности в области прав человека» (UN Guiding Principles Reporting Framework). Этот документ помогает эффективно проанализировать прогресс осуществления ключевых принципов предпринимательской деятельности в аспекте прав человека. Независимый анализ помог нам определить ключевые направления нашей деятельности на будущее - соблюдение прав человека основными поставщиками Unilever, улучшение условий работы для трудящихся-мигрантов и долгосрочное сотрудничество с другими организациями с целью достижения системных изменений».

«Мы разрабатывали стратегию собственными силами, в той или иной мере в этом были задействованы все наши подразделения, включая управляющую компанию, 83 филиала во всех регионах России и наши дочерние общества. Общее число сотрудников компании – свыше 5000, и во всех, даже удаленных, уголках России важно было учесть нашу ответственность перед ними в полной мере, и при этом соблюсти интересы бизнеса.

В разработке стратегии мы также опирались на мировой опыт профессионалов аутсорсинга, в частности, на рекомендации и подходы IAOP (Международной ассоциации профессионалов аутсорсинга), членами которой мы являемся. Основные вопросы в области КСО, на которых IAOP заостряет внимание, – это вовлеченность в развитие сообщества, соблюдение прав человека, прозрачное и справедливое ведение бизнеса, влияние на окружающую среду, удовлетворенность клиентов и позитивное взаимодействие с ними, управление организацией в соответствии с принципами КСО.

Именно эти принципы и подходы, а также рекомендации ISO 26000, были заложены в основу КСО-стратегии компании MAYKOR ».

Каким был первый этап внедрения стратегии? С чего начали?

«Устойчивое развитие в настоящее время является основой нашей бизнес-стратегии. Мы установили четкие и понятные цели и сроки достижения результатов. Начиная с 2010 года наши бренд-команды и функциональные команды оценивают свою деятельность по специальной ведомости. Эта ведомость ежеквартально передается в глобальную штаб-квартиру Unilever в Лондоне.

Мы напрямую связали нашу систему премирования сотрудников с прогрессом компании в области устойчивого развития. Вознаграждение все большего числа сотрудников, включая Главное должностное лицо, зависит от реализации ряда целей по устойчивому развитию.

Мы также внедрили принципы устойчивого развития в процесс разработки инноваций и сформировали набор инструментов для оценки воздействия на окружающую среду наших новых продуктов. Кроме того, мы начали проводить информационные кампании, призванные как вовлекать наших сотрудников в реализацию целей по устойчивому развитию, так и продвигать повестку устойчивого развития среди представителей внешней аудитории».

«Цель инициатив компании в области КСО – улучшение качества жизни профессионально активного населения в сфере деятельности компании, а также популяризация социально-ответственного бизнеса в стране.

Мы учитывали КСО в самом начале планирования бизнеса MAYKOR. Одной из ключевых ценностей MAYKOR как для компании, полностью ориентированной на оказание услуг, является человеческий потенциал. В связи с этим, ведущим направлением благотворительных и социальных программ является развитие и поддержание основы нашего бизнеса – персонала.

Кодекс корпоративной этики был одним из первых внутренних документов компании. Целостное оформление стратегия получила только в прошлом году. Мы проанализировали все КСО-инициативы, сформировали ключевые приоритеты и структурировали их по программам: «Профессия ИНЖЕНЕР», «Корпоративное волонтерство», «Здоровая спина», «Благотворительность вместо сувениров», «Честный бизнес». За реализацию каждой программы отвечает группа подразделений. Общая координация КСО-политики лежит на отделе корпоративных коммуникаций. Цели, задачи и тактика реализации программ КСО закреплены в Социальной и экологической политике компании. Раздел экологии в Политике появился в этом году: мы внедрили обязательную оценку экологических и социальных рисков аутсорсинговых проектов. Это подкрепляется обязательным обучением и сертификацией штатных сервисных инженеров компании по каждому виду работ с помощью собственного Центра компетенций с привлечением вендоров, а также получением лицензий на опасные работы, например, от МЧС России на предмет работы со средствами пожаротушения. Таким образом, мы реализовали концепцию 3P в полном объеме – profit, people, planet. По итогам 2013 и 2014 года MAYKOR выпустила социальные отчеты, и мы планируем дальше усиливать результаты нашей КСО-деятельности».

Как КСО отразилась на результатах компании?

«К настоящему моменту факты свидетельствуют о том, что стратегия устойчивого развития отражается на результатах нашей деятельности позитивно. В качестве примера приведу нашу программу “Шакти”, направленную на расширение возможностей для женщин в Индии. Привлекая женщин из малообеспеченных селений к дистрибуции нашей продукции, мы не только открыли для себя новый рынок сбыта, но и дали 45,000 женщинам-предпринимателям возможность заработать и повысить свой социальный статус.

Тесно сотрудничая с экспертами в области упаковки Mucell и Alpla, мы первыми разработали технологию, позволяющую вводить воздух во время выдувания пластиковых бутылок, который формирует пузырьки в стенках упаковки. Это снижает количество используемого пластика на 15% и, в то же время, обеспечивает полную функциональность упаковки для потребителя. Бутылки остаются пригодными к стопроцентной переработке. Эта совершенно новая технология применяется в производстве бутылок для наших гелей для душа Dove. Полное внедрение технологии для всех наших брендов позволит, по нашим оценкам, снизить количество необходимого для упаковки пластика на 27 000 тонн. В будущем это может позволить сократить издержки в размере до 50 миллионов евро. Отмечу, что мы раскрыли доступ к этой технологии для всех, чтобы все производители могли нашей инновацией пользоваться ».

«Если говорить о бизнес-профитах, то, во-первых, мы повысили общий уровень удовлетворенности клиентов до показателя 4,8. Это высокая оценка, на которую повлияли, в том числе, и программы «Профессия ИНЖЕНЕР» и «Честный бизнес». В рамках первой программы мы ведем подготовку высококвалифицированных кадров для компании, в рамках второй – внедряем новые технологии, позволяющие клиентам всегда быть в курсе проводимых компанией работ и этапах реализации проектов, а нам – быстро реагировать на инциденты и претензии со стороны заказчиков.

Во-вторых, наша политика в области КСО положительно повлияла на инвестиционную привлекательность бизнеса. MAYKOR стала первой компанией на рынке ИТ-услуг в России, которая привлекла инвестиции консорциума фондов во главе с РФПИ.

И в-третьих, что на наш взгляд самое важное, КСО-инициативы MAYKOR способствуют формированию положительного восприятия компании как профессиональным сообществом и сотрудниками, так и обществом в целом. А без этого вышеперечисленные достижения были бы невозможны».

Пресс-служба АФК «Система»: « Краткосрочный социальный эффект не всегда возможно и корректно измерять, когда КСО-проекты ориентированы на инвестиции в будущее – развитие интеллектуального потенциала молодежи, инновации и развитие целых отраслей. Но мы уже видим отдачу. Благодаря проектам «Лифт в будущее» и «Телеком Идея» корпорация привлекает в свою орбиту лучшие молодые кадры и перспективные идеи для бизнеса. Ощутимый экономический эффект дает и Волонтерский центр. Всего за 2014 год волонтеры из 14 дочерних компаний АФК «Система» оказали помощь и выполнили работ почти на 8 млн. руб. в денежном эквиваленте для более 4 тыс. благополучателей: детских домов и интернатов, медицинских и образовательных учреждений, ветеранских организаций. Общее количество вовлеченных в добровольческую деятельность сотрудников корпорации за год выросло почти в 2,5 раза с 3,3 до 8 тыс. человек. При этом условная экономия по вовлечению сотрудников-волонтеров составила порядка 750 млн. из расчета, что в бизнес-структурах, по статистике, затраты на вовлечение одного сотрудника в год доходят до 10 тыс. долларов ».

Совсем недавно наша семья познакомилась с замечательным учебно-игровым пособием — логическими блоками Дьенеша . Игра превзошла все наши самые смелые ожидания. Для меня и моей четырехлетней дочери Ани игра стала настоящим путеводителем в мир логики и математики.

Обычно вечером я часто говорю Ане:

— Давай поиграем в волшебника. Я загадываю фигуру, показываю чудо-карточки с ее свойствами, а ты отгадываешь.

— Давай. Только потом загадывать буду я. — отвечает Аня .

Так почему же логические блоки Дьенеша стали одной из самых любимых наших игр? Давайте разбираться.

Игра представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

  1. Формой — круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные.
  2. Цветом — красные, желтые, синие.
  3. Размером — большие и маленькие.
  4. Толщиной — толстые и тонкие.

Основная цель игры — научить дошкольника решать логические задачки на разбиение по свойствам.

Вместе с игрой мы приобрели замечательный комплект пособий для игр с блоками Дьенеша. Пособия рассчитаны на возраст от 2 до 8 лет. Они оказывают неоценимую помощь при игре с ребенком, делают игру интересной, сюжетной и яркой.

Итак, начинаем игру.

Игры с блоками Дьенеша

Блоки Дьенеша для самых маленьких (младшая группа)

Игра 1. Рассматриваем и запоминаем основные геометрические фигуры. Строим из фигур сказочных персонажей.

Конечно же, можно просто показать фигуру и сказать: «Смотри, Аня, это круг, а это квадрат…». Но запоминание такой информации будет сложным и неинтересным для ребенка. Как сделать этот процесс более продуктивным и увлекательным, как превратить обучение в игру? На помощь приходят пособия для игр с блоками Дьенеша для самых маленьких.

В них ребенку предлагается выложить из геометрических фигур какого-нибудь сказочного персонажа. По сути — провести настоящую игру.

— Аня, ты только посмотри, кто к нам идет. По извилистой тропинке возвращался еж домой. Нес поклажу он на спинке и довольный, и смешной. Ой, посмотри какие на спинке у него колючки. На какую фигуру они похожи?

— Они похожи на треугольники — отвечает Аня.

— Молодец! Колючки как настоящие треугольники. Давай сделаем ежику настоящие колючки, острые-острые. Возьмем наши треугольники и положим их вместо колючек. Только будем внимательными. У ежика есть большие и маленькие колючки, мы с тобой возьмем большие и маленькие треугольники.

— Здорово получилось!

Или вот такая история…

— Аня, посмотри, какая милая ворона с вороненком к нам сегодня прилетели. Каррр! — кричит ворона, — каррр! Улетаю на базаррр! Воронята, не деритесь! И меня в гнезде дождитесь!

— Аня, а давай мы сегодня с тобой отгадаем веселые загадки? Слушай внимательно. Первый мой вопрос простой: что пробьет туман густой? Чьи волшебные лучи освещают путь в ночи? На машине их две пары. Догадались? Это… (фары).

Это самые простые игры с логическими блоками Дьенеша. Играть в них можно уже с двух лет.

Для игр такого типа мне пригодились следующие пособия:

  • Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики»
  • Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики 2»
  • Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)
  • Блоки Дьенеша для самых маленьких 2 (2-4 года)

Сначала мы очень долго играли в игры такого типа с Аней. Блоки Дьенеша, конечно же, были незаменимыми помощниками в каждой игре. С помощью этих игр Аня отлично выучила все фигуры, полюбила их, научилась их распознавать.

Игры с блоками Дьенеша для средней группы

Игра 2. Отгадываем геометрические фигуры с помощью знаков-символов. «Расколдовываем» сказочных персонажей.

Потом мы стали играть в более сложные и серьезные игры с логическими блоками Дьенеша. От этих игр я в полном восторге! Это игры, позволяющие развивать логическое мышление ребенка.

Итак, мы стали постепенно вводить в игру знаки-символы, с помощью которых можно отгадать геометрические фигуры.


Со всеми знаками-символами Аня познакомилась достаточно быстро. Но процесс был постепенным.

Знаки-символы можно вырезать из пособия «Демонстрационный материал (для детей 2-7 лет)» или сделать самостоятельно.

Теперь Ане необходимо было не просто положить фигуру на альбом, а с помощью знаков-символов расшифровать спрятанную фигуру.

— Аня, ты только посмотри, злой волшебник заколдовал крокодила. Нам надо помочь бедняге. Волшебник оставил для нас хитрые подсказки.

Игра 3. Ищем спрятанный клад.

Для игр такого типа мне пригодились пособия:

  • «Лепим нелепицы. Серия Блоки Дьенеша с 4-х лет»

Когда Аня отгадала и построила всех сказочных персонажей, мы придумали новую игру — «Найди спрятанный клад». Я выкладываю фигуры в ряд. Под одну из фигур прячу наклейку. Далее показываю Ане знаки-символы. С помощью этих знаков Аня отгадывает фигуру, поднимает ее и находит спрятанную наклейку. Восторгу нет предела!

Игры с Блоками Дьенеша для старшей группы

Игра 4. Поиск затонувшего клада.

Моей старшей дочери Маше 7 лет. Она учится в первом классе. Но и для нее логические блоки Дьенеша — отличная игра, развивающая логическое мышление и даже основы математики.

Для игры с Марией я приобрела пособие «Поиск затонувшего клада». В нем предлагается сначала решить математические примеры, а затем с помощью полученных ответов расшифровать спрятанные фигуры по знакам-символам.

Также для детей старшего возраста можно использовать пособия:

  • «Спасатели приходят на помощь. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
  • «Поиск затонувшего клада. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
  • «Праздник в стране Блоков. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»

Где купить игровое пособие «Логические блоки Дьенеша»

А теперь самое интересное. Стоимость игрового пособия «Логические блоки Дьенеша» совсем не высока — примерно от 300 до 600 рублей (в зависимости от магазина).

Вот несколько ссылок на интернет-магазины, где можно купить это игровое пособие:

Игровое пособие «Логические блоки Дьенеша» — замечательная игра. Если у вас в семье есть ребенок, которому от 2 до 8 лет, то смело приобретайте ее. Карточки (знаки-символы) можно сделать самим. В инструкции к игре вы найдете много полезных и увлекательных игр.

Огромное спасибо компании ООО «Корвет» (г. Санкт-Петербург, официальный сайт www.corvet-igra.ru) за замечательное игровое пособие!

Ольга Рыболовлева

Валентина Розпутняя
Мастер-класс для педагогов «Блоки Дьенеша»

Мастер – класс

ТЕМА : «Система работы по использованию блоков Дьенеша для развития логико- математических представлений у детей дошкольного возраста»

Педагог- мастер : Розпутняя Валентина Александровна

Место проведения :г. Кондопога МДОУ №20 «Колосок» корпус 9

Цель : повысить уровень компетентности педагогов путем овладения ими технологией применения игр с блоками Дьенеша при формировании мыслительных умений дошкольников.

Задачи :

1. Пропагандировать среди педагогов знания об использовании блоков Дьенеша . Знакомить с основными приемами применения блоков Дьенеша .

2. Способствовать освоению педагогами технологией применения игр с блоками Дьенеша в разных возрастных группах.

3. Развивать конструктивные педагогические способности .

Оборудование и материалы : презентация, наборы блоков Дьенеша , сюжетные игрушки, методическая литература, обручи, выставка альбомов и игр с блоками Дьенеша .

Уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вам познакомиться с технологией применения игр с блоками Дьенеша .

С помощью игр с логическими блоками мы можем в комплексе формировать все важные для умственного развития мыслительные умения и подготавливать мышление детей к усвоению математики.

Потому, что они способствуют развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать свои ответы, быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Создателем логических блоков является Золтан Дьенеш , всемирно-известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии, создатель прогрессивной авторской методики обучения детей - «новая математика» .

Дидактический набор «Логические блоки » состоит из 48 объемных фигур. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Давайте вспомним какими (назовите эти свойства) - цветом, формой, размером и толщиной.

Правильно.

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник) ; почему нет зеленого цвета?

б) трех цветов (красный, синий, желтый) ;

в) двух размеров (большой, маленький) ;

г) двух видов толщины (толстый, тонкий) .

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Так же в играх с логическими блоками используются карточки с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) (покажите блок такого цвета , такой формы -презентация)

И карточки с отрицанием свойств, обратите внимание на перечеркнутые карточки, например : не красный. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.

Кроме объёмных блоков , в своей работе я использую набор плоских фигур.

Подробно с технологией применения блоков можно познакомиться , изучив такую литературу как.

Логика и математика для дошкольников. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. В книге рассказывается о возможностях использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для детей 2-6 лет. Приводится описание разнообразных игр.

Давайте поиграем : математические игры для детей 5-6 лет. Под редакцией А. А. Столяра Книга поможет сформировать у детей 5-6 лет первые элементарные математические представления и определенную логическую структуру мышления. В нее включено 59 логико-математических игр с многочисленными вариантами условий и описанием их проведения.

Игры и упражнения с логическими блоками вы можете предлагать детям на занятиях и в свободные часы, как в детском саду, так и дома. Если вы дополните их другими развивающими играми и игровыми заданиями, «насытите» новыми игровыми задачами, действиями, сюжетами, ролями и пр., то этим только поможете детям преодолевать интеллектуальные трудности.

Существует несколько групп игр с блоками Дьенеша .

1 группа игр. Это игры на выявление и абстрагирование свойств.

Они развивают умение выделять в предметах от одного до четырех свойств, абстрагировать одни от других, называть их. С их помощью дети получат первые представления о замещении свойств знаками- символами, освоят умения строго следовать правилам при выполнении действий, приблизятся к пониманию того, что нарушение правил не позволяет получить верный результат.

(«Найди клад» , «Автотрасса» , «Необычные фигуры» и др)

2 группа игр. Классификация, обобщение, сравнение.

Помогают развивать у детей умения классифицировать, обобщать и сравнивать предметы по одному, двум, трем или четырем свойствам. Сначала малыши осваивают умения классифицировать и обобщать по заданным свойствам, а затем – по самостоятельно выделенным («Где чей гараж» , «Засели домики» ). («Дорожка» , «Найди пару» , «Поймай тройку» , «Домино» ).

3 группа игр. Логические действия и операции.

Эти игры и упражнения предназначены в основном для детей старшего дошкольного возраста. Они помогут развить у детей умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развить умение производить логические операции «не» , «и» , «или» , умения с помощью этих операций строить правильные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов. В результате ребенок сможет свободно рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность своих действий («Помоги фигурам выбраться из леса» , «Построй дом» , «Раздели блоки » ).

Представленные игры и упражнения, за некоторым исключением, даны в трех вариантах. Давайте рассмотрим эти варианты на примере игры «Автотрасса» , еще одно название этой игры – «Построй дорожку» . В этой игре дети строят дорожку, правила построения записаны в таблице. Стрелка показывает, какая фигура, за какой идет, начинать можно с любой фигуры. Игры и упражнения первого варианта (I) развивают у малышей умения оперировать одним свойством. Игра автотрасса 1

С помощью игр и упражнений второго варианта (II) развиваются умения оперировать сразу двумя свойствами. Игра автотрасса 2

Игры и упражнения третьего варианта (III) формируют умения оперировать сразу тремя свойствами. Игра автотрасса 3

Показ вариантов игр на примере игры «Автотрасса» .

Прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребенок. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени –это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он вырос из предыдущих, т. е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянуться к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

В нашем детском саду работа с блоками ведется уже на протяжении 20 лет во всех возрастных группах, разработана система занятий с применением Логических блоков .

Младший дошкольный возраст

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм - геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник, они могут широко использоваться начиная с раннего возраста. Дети знакомятся с блоками в различных видах деятельности. В процессе манипуляции с блоками дети устанавливают , что они имеют различную форму, цвет и размер.

В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков можно предложить им следующие задания :

найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру) ;

найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по цвету) ;

найди синие фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие)

назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру) . (играем)

После такого самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм и упражнениям.

В первой младшей группе дети оперируют одним свойством, в начале года это цвет или величина, а в конце года добавляем форму. Используем игры на группировку предметов, выявление и абстрагирование свойств.

Во второй младшей группе дети начинают оперировать двумя свойствами одновременно и разбивают множества на классы по одному свойству, используют логическую операцию «не» (все круглые, все не круглые) .

Средний и старший дошкольный возраст.

В средней группе дети оперируют двумя, а концу года тремя свойствами одновременно. Разбивают множество по двум совместимым свойствам.

В старшем дошкольном возрасте игры становятся более эмоциональными и насыщенными, дети проявляют элементы творчества и оперируют уже тремя- четырмя свойствами, используя логические операции «не» , «и» , «или» .

И сейчас я хочу познакомить вас с одной из игр, которая называется «Раздели блоки » . И хотя эта игра предназначена в основном для детей старшего дошкольного возраста, при регулярных занятиях с блоками , мы можем играть в неё с детьми второй младшей группы.

Хочется обратить ваше внимание на то,

Хочу обратить ваше внимание,

Математика наука точная, поэтому следуя методике проведения логико-математических игр я основываюсь на этапах деятельности

Этапы : 1-сюжет (завязка,

второй этап - развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками :

Осваивают, преобразуют, изменяют информацию о свойствах, отношениях, зависимостях предметов, форм, величин, чисел;

Овладевают системой познавательных действий (способов по-знания) : обследуют предметы, абстрагируют, сравнивают, группируют и классифицируют;

Обобщают, делают выводы, прогнозируют развитие ситуации, схематизируют, пользуются знаками и символическими заме-щениями.

3- подведение итогов

Анализ жизненной ситуации, аналогичной той, которая имела место в ходе логико-математической игры;

Акцентирование внимания детей на наиболее ярком событии логико-математической игры (сюжете, действиях) ;

Созданием воображаемой ситуации по мотивам логико-мате-матической игры.

14 СЛАЙД Игра «Раздели блоки-1 »

Цель : развивать умения разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не» .

Для этой игры нам понадобятся блоки и две игрушки (зайка и медведь) .

Представим, что вы дети. Прошу выйти пять человек.

Ребята, Зайка и медвежонок поссорились, они никак не могут поделить конфеты. Давайте поможем им и поделим конфеты, так чтобы у зайчика оказались все красные.

Какие конфеты у зайки? (все красные) А у мишки? НЕ…

В следующий раз можно делить блоки по форме .

Когда дети научатся делить блоки между игрушками , играем в эту игру с обручем.

Например, блоки - это цветы , а обруч – ваза, одни цветы ставим в вазу, а другие раскладываем вокруг.

Обратите внимание на то, что у нас получается два места : внутри обруча и за обручем.

Цель : развивать умения разбивать множество по двум совместимым, производить логическую операцию «не» , «и» , «или» .

И опять предлагаем помочь игрушкам. Давайте угостим зайчика и медвежонка пирожками. Медвежонок любит «круглые» пирожки, а зайчонок - «желтые» .

На этом этапе удобно использовать карточки с обозначением указанных свойств.

В ходе игры, дети выясняют, что есть конфеты, которые подходят и мишутке и зайчонку (кладем их в коробку между игрушками, а еще есть конфеты, которые не подходят никому (кладем их в ведерко в стороне) .

В ходе игры конфеты постоянно перемещаются с одного места на другое, пока дети не найдут правильное решение.

Предлагаю вам поиграть и разделить конфеты. Опять приглашаю пять человек.

После того, как все конфеты поделены,

Какие конфеты у медвежонка? (круглые не желтые) У зайки? (желтые не круглые) Какие общие? (круглые и желтые) Какие никому не попали? (не круглые и не желтые) .

Если в первых играх дети не смогут ответить на эти вопросы, не пытайтесь ответить за них. Они сами сделают это в следующих играх.

Можно ввести правило : если кто-то заметит ошибку, говорит «стоп» и исправляет ее. Это повышает внимание и развивает взаимоконтроль.

Сначала необходимо выяснить, сколько мест получилось (четыре) ; можно предложить ребенку прыгнуть на любое место и назвать его или поставить игрушку (1-е место –внутри всех обручей; 2-е место – внутри красного, но вне синего; 3-е место – внутри синего, но вне красного; 4-е место- вне обручей).

Затем наделяем обручи и блоки образами и предлагаем игровые задачи (цветы- клумбы, рыбы – аквариумы, птицы- кормушки и др.) .

Игра «Раздели Блоки – 3 »

Цель : развивать умения разбивать множество по трем совместимым свойствам, производить логическую операцию «не» , «и» , «или» , доказательности мышления.

Теперь берем три игрушки (волк, заяц, лиса) и будем делить между ними блоки для строительства домов.

Для начала обозначим места для блоков : 1- подходят всем игрушкам, 2- волку и зайцу, 3- зайцу и лисе, 4- лисе и волку, 5- никому не подходят.

А теперь разделим блоки так , чтобы у волка оказались все круглые, у зайца – все большие, у лисы – все синие. Чтобы легче было запомнить правило, расположим рядом с игрушками карточки- свойства.

Какие фигуры оказались общими для всех игрушек? (круглые большие синие) Какие фигуры оказались только у волка? (круглые не большие не синие) Только у зайца? (большие не круглые не синие) Только у лисы (синие не большие не круглые) Какие фигуры общие для волка и зайца? (круглые большие не синие) Для волка и лисы? (круглые синие не большие) Для зайца и лисы? (большие синие не круглые) Какие фигуры никому не подошли? (маленькие (не большие) не круглые не синие).

Если ребенок, характеризуя группу, называет только два из трех свойств, обращаем его внимание на другие группы блоков , которые имеют указанные свойства; затем просим его еще раз назвать группу, но так, чтобы ее нельзя было спутать ни с какой другой.

При повторении упражнения правило разбиения блоков называют дети . Каждый раз указывается другое сочетание свойств - оснований разбиения блоков .

Например, разделить фигуры так, чтобы у волка оказались все тонкие, у зайца - все треугольные, у лисы - все маленькие, или у волка - все большие, у зайца - все синие, у лисы - все толстые; у волка - все желтые, у лисы - все красные, у зайца - все квадратные и т. д.

Если в результате раскладывания блоков некоторые места (коробки) окажутся пустыми, побуждаем детей выяснить и рассказать, почему так получилось, при этом всячески стимулируем доказательность размышления. (Почему те или иные фигуры оказались здесь? Почему это или другое место без фигур? Почему нельзя те или иные фигуры положить вместе с другими)

Дальнейшие упражнения можно проводить как «игры с тремя обручами» .

Сначала предлагаем детям поставить игрушку или прыгнуть на любое из мест в обручах и назвать, где оно находится : 1-е - внутри всех трех обручей, 2-е - внутри желтого и красного, но вне синего обруча, 3-е - внутри красного и синего, но вне желтого обуча, 4-е - внутри желтого и синего, но вне красного обруча, 5-е - внутри желтого, но вне красного и синего обруча, 6-е - внутри красного, но вне желтого и синего обруча, 7-е - внутри синего, но вне желтого и красного, 8-е - вне всех обручей.

Затем дети решают различные игровые задачи, предложенные взрослым : засаживают цветами палисадник, раскладывают пирожные на праздничном столе, составляют мозаику и проч. Правила разбиения блоков они предлагают сами . Например, разложить пирожные на блюда так, чтобы на красном блюде оказались все красные пирожные, на синем - все треугольные, на желтом - все толстые пирожные, или составить мозаику так, чтобы в красном окошке были все круглые стеклышки, в синем - все большие, в желтом - все желтые и т. д.

В результате использования Игр с блоками Дьенеша у дошкольников формируется логическое мышление : умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать и на этапе завершения дошкольного образования дети не только обладают элементарными представлениями математики, но и моделируют понятия информатики.

Применяя данное средство на протяжении нескольких лет, хочу отметить, что в ходе игр с блоками Дьенеша у детей появляется стойкий интерес к математическим играм и мыслительной деятельности в целом. Дети становятся более активными, инициативными и самостоятельными в процессе обучения.

Многолетний опыт работы позволяет говорить о высоких достижениях в подготовке выпускников нашего детского сада к школе (диаграмма)

Рефлексия

Наша встреча подошла к концу. Чтобы я смогла оценить свой труд предлагаю наладить обратную связь. Попробуйте ответить на эти вопросы.

Как изменились ваши первоначальные знания?

Что полезного было? Что нового вы узнали? Пригодится ли вам в работе? Вам это было знакомо? Соответствуют первоначальные знания новым? Какое впечатление вы получили на мастер-классе ? Будете ли использовать в работе? Что осталось непонятным? Что реально можно применить?

Во многих странах большой популярностью пользуется методика математической логической игры З. Дьенеша или, как её ещё называют, блоки Деньеша, для раннего развития способностей к гибкому, свободному мышлению у дошкольников и младших школьников. В последнее время (с 90-х годов налажено российское производство дидактического материала) эта система игровых упражнений, а также авторский комплекс наглядных пособий успешно практикуется отечественными педагогами в целях реализации задач познавательного и интеллектуального развития детей. Накоплен положительный опыт практического внедрения педагогической системы в коррекционных и разновозрастных группах.

Авторская теория Дьенеша: шесть шагов изучения математических понятий для детей

Золтан Дьенеш - знаменитый венгерский математик, практикующий педагог и психолог, радикально изменивший стереотипное восприятие математики как рутинной и нетворческой научной дисциплины. Игровая методика З. Дьенеша направлена на то, чтобы помочь детям дошкольного и младшего школьного возраста в занимательной форме освоить разнообразные математические понятия, сформировать и развить важнейшие интеллектуальные навыки и психологические процессы, необходимые для осуществления самостоятельного логического мышления.

Личный педагогический опыт и познания в области возрастной детской психологии помогли З. Дьенешу изобрести и внедрить концепцию шести шагов изучения математики для самых маленьких. Кроме того, теория получила оригинальное методическое оснащение комплексом дидактических материалов в форме дополнительных игровых пособий и наглядных логических блоков, которые стали эффективным инструментарием для развития творческого и мыслительного потенциала детей. Методика применяется как в официальной педагогике, так и в системе самообразования.

Идея шести шагов освоения математических знаний и умений прошла успешную практическую апробацию и доказала свою результативность. Содержательные особенности каждой стадии получили своё авторское название:

  1. Свободная творческая игра. Содержание этой фазы состоит в постановке ребёнку какой-то конкретной задачи педагогом. В поиске решения малыш перебирает спонтанные варианты, экспериментальным путём находит правильный ответ. Это этап знакомства ребёнка с заданием, которое необходимо разрешить. Так начинается обучение ребёнка математическим премудростям.
  2. Правила игры. Преодолев этап проб и ошибок, малыш приступает ко второй фазе - изучение правил игры. Для воспитателя или родителя важно правильно и понятно донести до сознания ребёнка важнейшую информацию о правилах достижения необходимого результата.
  3. Фаза сопоставления. Делая третий шаг, ребёнок оказывается перед необходимостью проделать мыслительную операцию сравнения. Автор метода предлагает взрослым апробировать в игре с детьми идею нескольких аналогичных по смыслу игр, но с разным дидактическим материалом. Например, сначала играем в блоки, затем вырезаем фигурки зверьков или выкладываем геометрические формы. Мы должны увидеть, что ребёнок самостоятельно разгадывает алгоритм правильного достижения цели, независимо от игрового материала. Таким образом, можно убедиться в том, что интеллектуальные действия малыша осмыслены, а не являются результатом механического запоминания и автоматического воспроизведения. Этот этап необходим для развития способностей абстрактного мышления.
  4. Знакомство с абстрактным символом числа. На четвёртом этапе востребованы будут различные схемы, карты и игровые таблицы для развития зрительного восприятия, формирования навыков визуализации, знакомства с абстрактным смыслом чисел.
  5. Символический этап. Пятый шаг подводит ребёнка к выводу о том, что логические цепочки различных игровых серий приводят к общему результату. Для понимания игровых карт необходим специальный язык символов, который малыш сам создаёт в процессе занятий.
  6. Этап самостоятельных выводов. Итоговый этап будет самым продолжительным. Малыш с помощью взрослого изучает смысл терминов аксиома и теорема, самостоятельно делает необходимые логические выводы на основании описания правил игровых карт.

Возможности пособия не ограничиваются занятиями по формированию элементарных математических знаний, можно играть в игры Дьениша при изучении английского языка. Дошкольники выкладывают изображения, выбирая нужные фигуры и комментируя свои действия («big blue triangle», «little yellow square»)

Дьениш разработал свою методику для детей возрастного диапазона от двух до восьми лет, беря во внимание интеллектуальные и психологические особенности, поэтому математические уроки воспринимаются с энтузиазмом и увлечённостью. Взрослым необходимо проявить терпение в изучении теоретической части метода, а также разобраться с набором дидактических пособий. Развитая способность малыша быстро и свободно справляться со сложными мыслительными упражнениями станет достойной наградой родителям и воспитателям за проявленные ими усердие и настойчивость.

Программа занятий с блоками: цели и задачи для разных возрастных групп

Цели методики раннего развития математических способностей З. Дьениша :

  • Знакомство с основными геометрическими фигурами, а также понятием эталона формы, формирование умения определять цвет и размер объекта, развитие представления о множестве;
  • Приобретение первичных навыков алгоритмического мышления;
  • Активизация памяти, развитие способности концентрировать и удерживать внимание, а также психических процессов воображения и речи;
  • Формирование пространственного мышления, навыков моделирования и конструирования;
  • Актуализация творческого потенциала;
  • Развитие интеллектуальной культуры мышления: умение сопоставлять, обобщать, систематизировать, производить самостоятельный анализ, понимать смысл абстрактного знака, кодировать и расшифровывать информацию, аргументировать свои утверждения.
  • Воспитание личной инициативности и волевых качеств в достижении учебной цели, решении практических задач и преодолении препятствий.

Особенности и общие правила использования наглядного пособия для каждой возрастной категории:

Умение определять одно свойство (форму, цвет, размер или толщину).

  • Первая младшая группа (2–3 года) – блоки З. Дьенеша востребованы начиная с середины учебного года в качестве дополнительного элемента в игровой деятельности. Воспитатель постепенно включает блоки, дополнительные схемы и карточки с целью формирования и закрепления представления об одном свойстве объекта. Приобретённый навык оперирования единичным свойством предмета применяется не только к игровому пособию, но и к сказочным литературным персонажам, таким образом, расширяется пространство игрового моделирования и активизируется фантазия и воображение детей. Для большей комфортности и эффективности проведения занятий рекомендуется распределять детей в небольшие подгруппы.

Видео: Логические блоки Дьенеша в I младшей группе

Навыки сопоставления по признакам.

  • Вторая младшая группа (3–4 года) – педагог подключает понятие второго качественного отличительного свойства, к концу учебного года дети свободно различают два свойства объекта и его символическое шифрованное изображение в виде карточки. Развивается умение читать карточки, содержащие кодированную информацию о свойствах объекта, а приобретённые навыки используются в логической игре.
  • Средняя группа (4–5 лет) – в течение года дети овладевают навыком определения и сравнения трёх характеристик. Постепенно в речевой лексикон вводится отрицательная частичка «не». Активно проигрываются ситуации когда каждому ребёнку выдают три карточки-символа и предлагают подобрать соответствующие им логические блоки или фигуры, которые затем необходимо использовать в качестве строительных кирпичиков по заданному алгоритму действий, например, для совместного возведения здания или строительства дороги, детской площадки и т. д.

Совершенствование приобретённых навыков в условиях усложнения заданий на логические операции систематизации и классификации .

  • Старшая и подготовительная группа (5–7 лет) – продолжается практика использования карточек на три свойства, к концу учебного года вводится четвёртое свойство. Задача педагога - приучить детей строго соблюдать правила игры, закрепить в сознании ребёнка понимание того, что нарушение правильной последовательности не позволит добиться необходимого результата. Диапазон игровых упражнений становится более разнообразным и сложным благодаря использованию новых дидактических инструментов таких, как обручи и алгоритмические схемы.

Логические кубики, как и карточки - символы помогут придумать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь будут полезны для овладения действиями замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования

В проведении итоговой диагностики успешности педагогической деятельности по методике З. Дьенеша следует ориентироваться на такой прогнозируемый результат:

  1. У воспитанников совершенствуются коммуникативные навыки, возрастает стремление к сотрудничеству в учебной и игровой деятельности.
  2. Развивается логическое мышление, раскрывается познавательный и творческий потенциал детей.
  3. Дети проявляют больше самостоятельности и активности.
  4. Успешно преодолевается начальный этап освоения математических знаний, закладывается интерес к этой учебной дисциплине.

Дидактический материал З. Дьенеша

  • Важнейшие психологические показатели развития логики и концентрации внимания, воображения, нестандартного мышления и памяти получат дополнительный стимул для развития.
  • Работа с авторскими наглядными пособиями разовьёт речь, сформирует навыки анализа и систематизации, научит обобщать информацию, раскроет творческий потенциал ребёнка.

Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Основная цель - научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам Плоский вариант блоков Дьенеша. Комплекты могут быть широко использованы при: ознакомлении детей с эталонами форм, обучении действиям с эталонами Кубики, стороны которых содержат кодированные свойства (форма, цвет, размер, толщина) и отрицание свойств (перечёркнутый знак) Кубики, стороны которых содержат свойства, отрицание свойств, а также цифры от трёх до восьми Карточки содержат кодированную информацию о свойствах объекта Ребёнок берёт карточку с примером, решает её путём раскодирования и выбирает соответствующий блок Схемы для приготовления пирожных Выбранный блок ребёнок размещает на схеме изображения предметов под цифрой, которую определил в результате решения примера на карточке Игра «найди домик для заблудившейся фигурки», в некоторых домиках может жить одна фигурка, в некоторых - несколько Каждый шарик подбирается путём решения карточки-символа Правильное раскодирование информации позволит подобрать нужные блоки и фигуры Каждая страница альбома представляет собой иллюстрацию, на которой ребенку предстоит разместить блоки соответствующего цвета, размера и формы по образцу 1 вариант - предложить заселить по одному жителю, 2 - по два жителя в каждую квартирку. Такую схема легко можно начертить самостоятельно Вот так можно нарисовать карточку-символ от руки В домашних условиях альбом можно заменить обычной разукрашкой Схема для изготовления логических фигур Параметры сторон логических фигур

Математические блоки

Классический набор методических блоков включает 48 разнообразных по цветовому решению, размеру и форме деталей. Элементы изготовлены в соответствии основному перечню геометрических фигур и имеют такие характеристики:

  • Четыре формы блока: квадратные, круглые, в виде треугольника и прямоугольника;
  • Три цветовых варианта исполнения: синий, красный и жёлтый.
  • Два параметра толщины: толстый, тонкий;
  • Два параметра размера: большой, маленький.

Принципиально важно и то, что набор не содержит одинаковых геометрических блоков.

Видео: логические блоки Дьеньеша

Один комплект для организации занятий в малой подгруппе содержит 24 плоских фигуры, в число которых входит равнозначное количество (по 6 элементов) квадратов, треугольников, прямоугольников и кругов, при этом так же, как и блоки отличающиеся цветом (красный, жёлтый, синий) и размером (большой, маленький). Наглядное пособие с логическими фигурами необходимо для работы с понятием эталон формы, обучению манипуляциям с эталонами.

Кубики, стороны которых содержат кодированное изображение характеристик (форма, цвет, размер, толщина) и отрицание свойств (перечёркнутый знак), а также кубик и цифрами от трёх до восьми на каждой грани. Этот дидактический материал важен для реализации овладения умственными операциями замены, знакового шифрования, расшифровки, пространственного моделирования. Оригинальность логических кубиков состоит в вариативности спонтанного выбора свойств, которая производится путём подбрасывания кубика, а это всегда вызывает восторг и интерес у детей.

Карточки с символической передачей информации о свойствах объекта, а также арифметическими примерами.

  • Поможет ребёнку освоить культурную традицию знаковой, закодированной в символе, передаче информации о характеристиках предмета.
  • Разовьёт способность производить абстрактные мыслительные операции, расшифровывать символы.
  • Сформирует навыки счёта в уме.

Альбомы, алгоритмические схемы

Цель - научить ребёнка чётко следовать правилам, строго выполнять предписанную последовательность шагов. Схематически указывают путь, который необходимо проделать для решения поставленной задачи.

В качестве дополнительных дидактических инструментов могут выступать ленты или обручи для определения игровой области, с их помощью можно расширить диапазон вариантов упражнений, сделать их более разнообразными и увлекательными.

Материалы З. Дьениша своими руками

Большую часть игр можно проводить, используя плоские фигуры, а их можно вырезать из картона, цветной бумаги, разрисовать цветными карандашами или красками, варианты схем-карточек тоже можно придумать самостоятельно по аналогии с готовыми и нарисовать от руки. Если трудно найти наборы дополнительных карточек или альбомы в продаже, то можно распечатать алгоритмические или цифровые карты, варианты альбомов на цветном принтере.

Каждая страница альбома представляет собой иллюстрацию, на которой ребенку предстоит разместить блоки соответствующего цвета, размера и формы по образцу. Картинки структурированы по принципу «от простого к сложному» - в начале представлены рисунки, состоящие из минимального количества деталей

Картотека игр

В начале занятия необходимо объяснить ребёнку, что собой представляет дидактический материал и как его можно использовать и игре. Высыпаем перед малышом содержимое набора и позволяем потрогать, посмотреть, поиграть. Объекты из дидактического набора З. Дьенеша малыш в игровой деятельности использует по-разному: раскладывает, заменяет один блок другим, переставляет, прячет, находит, распределяет между игрушечными персонажами и т. д.

Определение свойства объекта - игры для самых маленьких

  • Коробочка для игровых элементов может стать импровизированным «домом» с «окошками», соответствующими форме блоков. Малыш с интересом и азартом будет собирать блоки через специальные лунки.
  • Элементы из набора складываем в непрозрачный пакетик или тканевой мешок и просим ребёнка на ощупь определить и назвать объект заданной формы, аргументировать свой выбор, озвучивая признак, затем достать необходимый блок и убедиться в правильности результата.
  • Выкладываем все игровые элементы перед малышом и просим произвести системный отбор по свойствам, сортируя отдельно блоки в форме круга, квадрата и т. д., затем, при соблюдении условия обязательной готовности и желания ребёнка, можно усложнить задание, добавив ещё один признак, например, цвет.
  • Игра в последовательную цепочку, чередование блоков по определённому логическому признаку (цвет, форма или толщина). Задание может вариативно меняться, например, сначала просим продолжить логическую последовательность в соответствии с закономерностью, заложенной в упражнении, или убрать лишний предмет. Планку сложности этого задания также можно постепенно поднимать, добавляя новые условия игры.

Видео: игра с логическими блоками Дьенеша

Выявление свойств и проведение операции сравнения

  • Игра «Посчитай и скажи сколько фигурок».

Цель упражнения: сформировать умение грамотно и точно формулировать вопрос, развивать навыки определения свойств объектов, а также сопоставления по различным параметрам.

Сценарий игры: Участвуют две команды игроков. Педагог в произвольном порядке раскладывает разноцветные блоки различной формы и размера и обращается к детям с просьбой задать вопросы, которые будут начинаться с фразы «Сколько…?». Каждый верно заданный вопрос получает один балл, побеждает команда, набравшая наибольшую сумму баллов.

Возможные варианты вопросов: «Сколько маленьких блоков?», «Сколько красных фигурок во втором ряду?», «Сколько синих тонких фигур?» и т. д.

Простейшее логическое задание на законометности одного свойства Игра на изучение одного свойства Такие фигурки малыш с интересом сложит самостоятельно Также можно использовать карточки с геометрическими узорами Детям назвали три свойства фигур по порядку, начиная с первого ряда. Ребенок, у которого была необходимая фигура, выходил и выкладывал свой блок на нужное место елочки Воспитатель играет роль кондуктора и раздает детям билеты - геометрические фигуры. На сиденьях автобуса уже лежат такие же блоки. Ребятам нужно найти свое место по билету Задача обруча очертить игровые зоны для выполнения задания по сортировке блоков

Блоки могут использоваться для образного замещения любого предмета в игровом сказочном или литературном сюжете, например, большой жёлтый круглый блок станет аппетитной баночкой мёда для Винни Пуха, а жёлтый треугольник фантазия ребёнка легко превратит в золотую рыбку.

Можно предложить ребёнку раздать подарки своим игрушкам, например, мишке понравится круглые подарки, а кукле - треугольные, таким образом, из всего набора нужно отобрать только нужные элементы. Игра станет интереснее, если в ней появятся новые друзья, например, у мишки - его маленький братик, для которого, соответственно понадобятся подарки меньшего размера, а у куклы - младшая сестра.

  • Игра «Маленькие садоводы любители»

Работа с символами

  • Игра «Украсим ёлку шарами».

Всего должно быть пять горизонтальных рядов по три шара в каждом. Цифра на картинке обозначает порядок расположения шара, считать начинаем с макушки ёлки. Пример заполнения второго ряда. Первый шар большой красный круг, второй маленький красный треугольник, третий большой красный прямоугольник. Аналогично размещаем остальные шары.

Комплекты «Логические фигуры» могут быть широко использованы воспитателем в педагогическом процессе при ознакомлении детей с эталонами форм, обучении действиям с эталонами

  • Игра «Подбери пару»

Цель: Совершенствование способности к зрительному запоминанию и удерживанию информации в памяти, развитие умения распознавать и оперировать символическими карточками.

В игре задействованы двадцать две картинки с символами без отрицания. Все карточки хаотично перемешиваются и затем выкладываются тыльной стороной по шесть карточек в каждом горизонтальном ряду. Таким образом, в самом нижнем ряду остаётся четыре.

Игрок переворачивает две самостоятельно выбранные карточки, если они одинаковые, то оставляет себе, после чего повторяет свой ход. Если символы карточек отличаются, то переворачивает тыльной стороной вверх и кладёт на место, стараясь запомнить изображение. Все дети внимательно наблюдают за манипуляциями с карточками, т. к. задача каждого игрока набрать максимальное количество парных карточек, а для этого необходимо запомнить расположение открытых ранее карточек. Каждый ребёнок, вступающий в игру, повторяет аналогичные действия, выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество карточек.

Видео: развивающие игры для детей с блоками Дьениша с использованием карты-схемы.

Игры на систематизацию и логические действия

Для проведения игры понадобятся цветные ленты или обручи, которые очерчивают область выполнения задания так, что на полу образуются два не пересекающихся круга разного цвета. Поясняем понятия «внутри», «снаружи». Задача ребёнка поместить в каждый круг блоки соответствующего цвета. Следующее задание будет относиться к классификации по форме, например, в круг помещаем только круглые блоки, а снаружи - треугольные. Усложнить упражнение можно создав зону пересечения обручей, таким образом, образуется три области: левая, правая и общая, в которой круги пересекаются. Просим ребёнка отсортировать блоки, например, красные должны оказаться в правой зоне, все круглые - в левой, а синие треугольные - в общей. Дополнительно можно попросить разместить все не красные блоки - вне кругов.

Формирование операции классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с обручами. Развитие логического мышления, внимания

  • Игра «Малыш-архитектор».

Цель - развить навыки конструирования, декодирования, чтения схем и алгоритмических карт. Дополнительно понадобятся изображения перечёркнутых объектов («не свойства»), чертежи, схемы или готовые альбомы с картинками, которые состоят из комбинаций логических форм.

Рисуем схему-чертёж (или берём готовую) для построения здания, просим ребёнка подобрать строительный материал, согласно инструкции и пошагово выполнить задание. Например, для строительства первого этажа нам понадобится три не красных прямоугольных элемента, второй этаж будет состоять из двух не жёлтых и не круглых блоков и т. д.

Видео: развитие концентрации внимания с помощью блоков Дьенеша (с использованием альбома)

  • Игра «Цифровая мозаика»

Ребёнок берёт карточку с примером, решает её путём раскодирования и выбирает соответствующий блок. Затем, например, такая карточка означает, что он должен взять красный толстый круг и положить на фигуру трактора, закрыв блоком контур под номером шесть.

Достоинства и недостатки авторского метода Дьенеша, отзывы педагогов и родителей

Достоинства:

  • Система исключает традиционный учебный подход к изучению математики с зубрёжкой правил из учебников и записями в тетрадях.
  • Занятия проходят в увлекательной игровой форме в непринуждённой творческой атмосфере.
  • Ребёнок приобретает понимание сложнейших математических навыков анализа, синтеза, кодирования, алгоритмизации не осознавая сложность этих мыслительных операций.

Недостатки, по мнению родителей, поскольку педагоги и методисты дошкольного образования недостатков метода З. Дьенеша не обнаружили:

  • Методика целенаправленно ориентирована на развитие и совершенствование математических способностей, не учитывая других способов мышления.
  • Ограниченность цветового диапазона и разнообразия в блоках З. Дьениша.
  • Детям старшей возрастной категории для разрешения более сложных упражнений мало одного набора.
  • Родителям часто трудно найти готовые альбомы и карточки символов в продаже.

Методика Дьенеша


Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Купить блоки Дьенеша стоит тем родителям, которые хотят развить у своих детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладыват ряды по заданному алгоритму). Логические блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.

Блоки Дьенеша, которые можно купить практически в любом магазине, специализирующемся на развивающих материалах для детей, представляют собой набор из 48 геометрических фигур :


а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);

в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);

г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).

По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры . Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Знакомство с логическими блоками Дьенеша

Недостаточно просто купить ребенку набор блоков Дьенеша и отдать фигуры в полное пользование малыша. Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать в ручках и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания:

    Найти все фигуры такого же цвета, как выложенная (покажите, например желтую фигуру). Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).

    Попросите малыша дать мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; затем подобным образом группируем фигуры по размеру, форме, толщине.

    Попросите кроху определить какую-нибудь фигуру по цвету, форме, размеру, толщине.

Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша

    Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

    Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

    Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

    Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).

    Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

    Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.

    Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д..).

    Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.

    Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

    Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.

    Выкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.

    По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.

    Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).

    Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.

    В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).

    Ребенку предлагается выложить блоки Дьенеша по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.

    Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.

    Мама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.

    Ребенку надо подбирать блоки Дьенеша по карточкам, где изображены их свойства.

      цвет обозначается пятном

      величина - силуэт домика (большой, маленький).

      форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).

Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее пятно, то нужно отложить все синие фигуры; синее пятно и двухэтажный домик – откладываем все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга – это синие круги – толстые и тонкие и т.д.

Затем задания с карточками постепенно усложняются.

В данной статье приведены лишь некоторые игры с логическими блоками Дьенеша, но на самом деле их намного больше. Также к набору с блоками прилагается инструкция на 8 страницах, где можно ознакомиться с данной методикой и играми более подробно.

Помимо известных "блоков", развивающих логическое мышление, Дьенеш придумал сказочную страну "Руританию", многочисленные игры с полосками, логические игры и "26 цветочков".

Статьи по теме: