Когда и где появились шашки. История шашек (в иллюстрациях)

Каждому любителю шашечной игры интересно знать истинную историю происхождении шашек. К тому же, эта настольная игра, которая развивает умственные способности человека, логическое мышление и повышает наш культурный уровень. Интерес к шашкам, мы можем проследить в исторических исследованиях и учёных-историков разных времён! Было бы справедливым, если бы у шашек была целостная история, которая приоткрыла бы тайну её происхождения и пролила бы свет на многие интересующие нас вопросы!

Всевозможные исследования учёных показали, что история шашек окутана множеством тайн и загадок, но вполне ясен тот факт, что игры, подобные шашечным, существовали ещё в 1600 году до нашей эры в Древнем Египте и с тех пор эта игра подвергалась различным существенным изменениям, вплоть до 12 века и далее… Но давайте всё по порядку…

Существует три основные версии происхождения шашек и все они заслуживают пристального внимания!

Египетская версия

Росписи на стенах гробниц египетских фараонов, доказывают существование шашек, ещё в 1600 году до нашей эры. Так, две шашечные доски, представлены в коллекциях экспонатов, в величайшем музее мирового масштаба — Лувре. Эксперты утверждают, что одна из досок принадлежала самому фараону Тутанхамону и была извлечена из его гробницы.

Таким образом, из Древнего Египта, шашки “перекочевали” в Древнюю Грецию, Древний Рим, а уже оттуда и в Европу, где и приобрели, со временем, современную форму.

*Справедливо было бы упомянуть, что существуют авторские версии современных исследователей, которые ставят под сомнения вышеописанный факт и утверждают, что данные экспонаты имеют отношения к другому виду самостоятельных игр, которые, видоизменившись, обрели совершенно новую форму или совсем были потеряны.

Если предположить, что данная версия верна, то происхождение шашек можно отнести к 1600 г.до нашей эры!

Троянская версия

Заслуживает внимания и эта интересная версия, которая кажется вполне логичной и правдоподобной! Так, упоминается о существовании такой личности, как воин Паламед, который был участником осады Трои и именно он придумал шашки, таким образом, послужил добрую службу для своего окружения, так как, известно — осада Трои длилась целых десять лет (!) и подобная интеллектуальная игра помогала армии коротать время с интересом и пользой. Кстати, доски для шашек расчерчивали прямо на земле, что делало игру мобильной и независимой от месторасположения!

Если верить этой версии, то происхождение шашек можно отнести к 13-12 веку до нашей эры!

Арийско-норманская версия

Учёные, многократно, находили древние экспонаты шашек в странах арийско -норманской территории, таких как Киевская Русь, Норвегия, Дания, Исландия.

Причём, шашки были сделаны из совершенно различных материалов: из рога, янтаря, камня, глины.

Так, во многих былинах и сказаниях, шашки упоминаются, как одна из почитаемых и любимых игр русских богатырей.

Если говорить об этой версии, то она самая молодая из трёх и относится к 3 веку нашей эры и выше.

В Европу, шашки попали значительно позднее, но и там имели особый статус, особенно, это касалось образования рыцарей в средневековье. Считалось, что шашечная игра прививает этические понятия ведения боя! Таким образом, умение игры в шашки, было обязательным при подготовке рыцарей всех рангов!

Удивительно! Но, в отличие от других настольных игр, шашки никогда не запрещались церковью, за всю историю человечества!

Интересно, что во всех англоязычных странах, используют названия шашек- checkers, так как в переводе с английского, checkerd означает — клетчатый!

Сам Пётр Первый, был большим поклонником шашек! Так, во дворце, по его распоряжению, была выделена особая комната для игры в шашки и шахматы!

Первый чемпионат мира по шашкам был проведён в 1847 году, победителем стал шотландец Эндрю Андерсен.

Самой известной фигурой, в плане изучения истории шашек (он же изучал и историю шахмат), можно назвать учёного Гарольда Мюррея, который утверждал, что шашки обрели популярность в 16 веке на территории Англии, но были также известны во Франции и Испании, кстати, именно там и появились первые учебники. А благодаря французским шашистам, в 12 веке, шашки приобрели современные вид и правила, но корректировались, в последствии, в 1535 и 1890 и 1934 годах.

Как бы там ни было, мы будем надеяться, что пролили хоть немного света на представление о происхождении этой замечательной игры, которая радует своих поклонников и будоражит воображение интеллектуалов всех времён и народов.

Ясно, что шашечная игра прошла через серьёзную эволюцию со времён древности, вплоть до 20 века, но исторические тайны и преобразования не помешают наслаждаться её захватывающим процессом и динамичной красотой!

Чтобы снизить количество ничьих и повторяющихся партий на гроссмейстерском уровне, в США и других странах на важнейших чемпионатах и турнирах ввели систему фиксированных дебютов. Первые три хода каждой партии определяются жеребьевкой с помощью карт, содержащих начальные и последующие ходы. Карты тасуются и снимаются, после чего верхняя вскрывается. Затем игроки разыгрывают две партии с предустановленным началом, причем каждому игроку достается первый ход в одной из них.

Поддавки

В них играют по тем же правилам, что и в обычные британские или американские шашки. Однако тактика игры совершенно другая, так как цель игры заключается в том, чтобы первым потерять все свои шашки.

Диагональные шашки

Интересный вариант игры. В них играли на досках (64 клетки) комплектами из 12 шашек на игрока, в этом случае применяется стартовая позиция (а), или из девяти шашек, тогда используется стартовая позиция (б). Шашки становятся дамками, пересекая доску и добираясь до угловых квадратов противника (обозначенных на рисунках буквой «К»).
Во всем остальном правила совпадают с обычными шашками.

Итальянские шашки

В них играют по тем же правилам, что и в обычные британские или американские шашки, за исключением того, что:
а) доска располагается таким образом, чтобы игровое поле находилось слева от игрока;
б) во всех возможных случаях игрок обязан брать шашку - или он признается проигравшим;
в) шашка не может взять дамку;
г) если разные ходы позволяют игроку взять разное число шашек, он обязан выбрать ход с наибольшим их количеством;
д) если игрок, ходящий дамкой, имеет выбор взять в разных ходах одинаковое количество шашек, он обязан брать более ценные шашки (то есть дамки, а не простые шашки).

Испанские шашки

В них играют так же, как в итальянские, с тем исключением, что иначе ходят дамки. Игрок может с помощью дамки взять любую шашку на диагонали при условии, что между ними нет других шашек, а за ней есть пустой квадрат (иногда это называют «длинный ход»). Прыжок дамки не обязательно должен завершаться за взятой шашкой, а может продолжаться до конца диагонали, если на ней нет других шашек (а). Дамка должна совершать свои прыжки до снятия с доски максимально возможного количества шашек и не может на протяжении одного хода повторно перепрыгивать через уже взятые шашки (б).

Немецкие шашки

В них играют на доске 10×10 так же, как в испанские, за исключением того, что:
а) шашки могут ходить по диагонали как вперед, так й назад;
б) шашка становится дамкой, только если ее ход заканчивается в последнем ряду-если ее позиция заставляет продолжить ход, она должна сойти с этого ряда и продолжить ход.

Русские шашки

В них играют на доске 8×8 также, как и в немецкие шашки, за исключением того, что:
а) игрок может выбирать ход не обязательно с наибольшим количеством берущихся шашек противника: Р
б) шашка становится дамкой, как только добирается до последнего ряда, оставшуюся часть хода действуя как дамка.

Континентальные шашки

Называемые иногда польскими шашками, они играются на доске 10 х 10 {100 квадратов). У каждого игрока имеется по 20 шашек, располагаемых перед началом игры на первых четырех рядах. Партия проходит по тем же правилам, что и немецкие шашки.

Канадские шашки

Это еще один вариант немецких шашек, в него играют на доске со 144 клетками, 12 х 12. У каждого игрока имеется 30 шашек, расположенных в начале игры на пяти первых рядах.

Турецкие шашки

В них можно играть как на обычной шашечной доске, так и на традиционной турецкой доске, где все клетки одного цвета. У каждого игрока имеется 16 шашек, расположенных перед началом игры на втором и третьем рядах.

Шашки перемещаются так же, как и в британском или американском вариантах, но не диагонально, а вперед или вбок (а). Дамки перемещаются вперед, назад или вбок на любое количество квадратов. Они берут несколько шашек подряд, как показано на (б) - как в испанских шашках, разве что движения совершаются не по диагонали, а шашки снимаются сразу после взятия (не оставаясь на доске для предотвращения дальнейших прыжков).

Игрок обязан брать шашки во всех представленных случаях, а также выбирать ходы с максимальным количеством берущихся шашек. Выигрывают в турецкие шашки обычным образом, а также если, имея дамку, у противника на доске осталась лишь одна обычная шашка.

Шашки «Го-моку»

Это вариация японской игры. Игра ведется на всех клетках стандартной шашечной доски, у каждого игрока имеется по 12 шашек.
В начале игры доска пуста, и игроки по очереди выставляют по одной шашке на любой квадрат. После того как все шашки выставлены, игрок в свою очередность хода передвигает одну шашку на любой смежный свободный квадрат.

Если на любой стадии игры игроку удается выставить пять шашек в ряд (горизонтальный, вертикальный или диагональный), он получает право снять с доски одну любую шашку противника. Выигрывает игрок, снявший с доски все шашки противника.

Шашки «Лиса и гуси»

Зачастую на шашечной доске разыгрывают два варианта игры «Лиса и гуси» , и особенно они популярны у детей. В обеих шашечных версиях один из игроков имеет одну темную шашку («лиса»), а у его противника несколько белых шашек («гуси»). Игра ведется только на черных квадратах доски. За один ход игрок передвигает лишь одну шашку. Лиса побеждает, если сумеет пробиться сквозь строй гусей. Гуси выигрывают, если сумеют поймать лису в ловушку так, что ей некуда будет ходить.

Вариант с четырьмя гусями

В начале игры владелец гусей располагает их на четырех игровых квадратах своего первого ряда; хозяин лисы помещает ее в любом месте на свое усмотрение.
Гуси передвигаются по диагоналям на одну клетку вперед подобно шашкам в британской или американской игре. Лиса движется по диагонали вперед или назад; ей не разрешается перепрыгивать через гусей.

Вариант с двенадцатью гусями

В этом варианте иногда играют с «волком» и «козлятами». В начале игры гуси располагаются на трех первых рядах, как в британских или американских шашках; лису помещают на одном из угловых игровых квадратов противоположной стороны доски, гуси перемещаются подобно шашкам, а лиса - дамке в британских или американских шашках (в этом варианте разрешается перепрыгивать через гусей и брать их).

В предыдущей статье
В следующей статье

Так всегда бывает, когда чем то интересуешься. Чем больше узнаешь, тем больше появляется возможностей узнать что то новенькое. Потом нескончаемый поток этого самого новенького захлестывает тебя с головой, и ты начинаешь тонуть. Но пока это не произошло - жизнь прекрасна.

Я хочу рассказать о том, с чем знакомы почти все. О том, чем мало кто интересуется. О том, о чем никто практически ничего не знает. Я хочу рассказать о Шашках . Не спешите ухмыляться. Если вы думаете, что знаете о Шашках все, ответьте (для себя) на несколько простых вопросов:

  • Какие разновидности Шашек существуют?
  • Чем отличаются Шашки от Шахмат?
  • Что общего у Шашек и «Крестиков-ноликов»?
Эти вопросы кажутся вам глупыми? Это нормально, мне тоже казались… пока я не заинтересовался историей Шашек

Я всегда интересовался логическими играми, но разнообразие всевозможных правил привлекало меня больше чем сам процесс игры. Правда материальная база подкачала. Сами посудите, поиграть с кем то (да хоть и самому с собой) в Шашки или в Шахматы не сложно. Доска и комплекты фигур продаются в любом специализированном магазине. С Сёги или Сянцы все гораздо сложнее. В магазинах этих игр не найти (по крайней мере у нас в глубинке), а собственные конечности, прямо скажем, больше приспособлены для нажимания кнопок, чем для обработки дерева.

Разумеется, в наше время, почти для любой игры можно найти компьютерную программу. Ключевых слов в этой фразе ровно два - найти и почти . Именно поэтому я так обрадовался, когда обнаружил ZoG . Да, она не очень сильна в Шахматах, но зато позволяет запрограммировать практически любую игру своими силами (чем очень многие не замедлили воспользоваться). Наткнувшись на этот клондайк настольного игростроя я невольно заинтересовался логическими играми (в том числе историей их развития) более серьезно.

Долго ли, коротко ли, но после продолжительного шатания по википедиям и тематическим форумам, я наткнулся на замечательный блог Дмитрия Скирюка . Забавно, что вышел я на этот блог в поисках внятного описания некой средневековой игры под названием Ритмомахия . Вот что, по этому поводу, написал сам Дмитрий:

… Ритмомахия, признаюсь, меня заинтересовала. Я начал копать в этом направлении, и прямо скажем, не очень преуспел, зато наткнулся на след, который привёл меня к Чейзу...

Ну, как я уже говорил, если что то ищешь, то очень часто находишь совсем не то что искал. Зато я познакомился с «Чейзом». Скажу сразу, размещение описания этой игры в теме «История шашек» меня озадачило. Для начала, я понял, что практически ничего не знаю о Шашках. Это, впрочем, не удивительно. Как, вероятно, и большинство моих соотечественников знаю я о Шашках с детства, но, при этом, никогда не рассматривал эту игру как что то серьезное (такое, как например, Шахматы).

Каюсь, я был не прав … Тематический Дмитрия предоставил достаточно материала для размышлений об этом. А потом я заметил, что почти для всех игр, упомянутых Дмитрием имеются ZoG реализации. Так родилась идея создания обзора, посвященного истории Шашек. Разумеется, мой обзор вторичен. Я во многом опираюсь на обширный материал, собранный Дмитрием Скирюком и прошу рассматривать мой пост лишь как иллюстрацию к проделанной им гигантской работе.

Итак, начнем…

Думаю, что, из числа читающих этот пост, будет сложно найти человека ни разу не игравшего в «Крестики-Нолики». Конечно, скажете вы, но какое отношение это имеет к Шашкам? Давайте не будем торопиться. Итак, «Крестики-Нолики». Простые правила, доступный «инвентарь»… У этой замечательной игры есть всего один недостаток - при правильной игре сторон она всегда (и очень быстро) завершается вничью. Это очень скучно, поскольку полностью отсутствует какая либо интрига. В результате, в такую игру (часами) способны играть разьве что младшие школьники.

Разумеется, предпринимались неоднократные попытки сделать эту игру более интересной. Лично я знаю два принципиально различных подхода к усложненению этой игры (на самом деле, больше, но об этом позже). Во первых, можно увеличить размер или размерность доски. Таким образом, можно играть на 3D, или гексагональной доске, либо на доске большого размера. Само собой, на большой доске нет смысла играть по правилам «три в ряд». Чтобы игра была интересной, требуется построить ряд из пяти фишек. Добавив к этому неcколько правил, для исправления игрового баланса, получим Рэндзю :

В отличии от своего прародителя, Рэндзю является вполне «взрослой» игрой. По ней имеется учебная литература, проводятся международные чемпионаты. Но увеличение размера доски не единственный способ усложнения игры. Вместо того, чтобы увеличивать размер доски, можно разрешить двигать фишки. В начале игры, игроки могут выставлять их на доску так же как в «Крестиках-ноликах», но исчерпав выделенный лимит фишек (и получив на доске закономерную ничейную позицию) игроки могут начать двигать фишки по доске, с целью построения линии «3 в ряд». Вероятно, первоначально, игра велась на поле 3x3. Именно в таком виде игра под названием «Танец 3 мужчин» описана в книге Мартина Гарднера «Математические головоломки и развлечения».

Это более интересная игра чем «Крестики-нолики», но ее можно сделать еще интереснее. Во первых, можно увеличить и усложнить игровое поле, дать игрокам более 3 фишек и, самое главное, изменить условие победы. Поставив линию из 3 фишек игрок не выигрывает, а имеет право убрать с поля любую фишку противника. Цель игры - убрать с доски все фишки противника. Именно так выглядит игра «Танец 9 мужчин», также известная как "Мельница ". Варианты игровых полей для «Мельницы» весьма разнообразны . Вот как выглядит партия игры в "Мельницу " на одной из таких досок:

Как и любая другая история, история Шашек не могла обойтись без египтян. Именно в Египте была придумана игра под названием Seega . Хотя эта игра и не очень популярна, она дожила до наших дней. Таким образом, это, по всей видимости, наиболее древний вариант «зажимных шашек», правила которого нам известны. Греки и римляне также внесли свой вклад в развитие шашечной игры, придумав игры "Петтейя " и "Латрункули ", соответвенно. Вне всякого сомнения, эти игры существовали, но, к сожалению, об их правилах практически ничего не известно. Некоторые исследователи считают, что «Сиджа» произошла от «Петтейи», но и в этом твердой уверенности нет.

Все эти игры представляли собой метафору боевых действий, характерных для того времени. Каждый игрок имел набор однотипных фигур (своего цвета) и мог перемещать их по доске, в соответсвии с правилами. Фигура противника убиралась с доски (во всяком случае в «Сиджа») после «зажимания» с двух сторон (по вертикали или горизонтали) своими фигурами (два солдата побеждали в бою одного). В «Сиджа» игра начиналась с выставления фигур на доску (как в «Мельнице»). Только выставив все свои фигуры игроки могли начать перемещать их на одну клетку по вертикали или горизонтали. Вот как это выглядело:

Другой игрой «зажимного» типа, дошедшей до наших дней, является японская Hasami Shogi . Эту игру, по праву, можно назвать «японскими шашками». Удаление фигур противника с доски, также, осуществляется путем их «зажимания» с двух сторон (что и отражено в названии игры Hasami - «клещи»), но «зажимать» можно не одну, а несколько фигур сразу (также имеются сложные правила «зажимания» фигур в углу доски, посмотреть которые можно в следующем видео). Фигуры могут ходить не на одну, а на несколько клеток сразу (как Ладьи в Шахматах). Интересно, что целью игры не является удаление с доски всех фигур противника. В различных вариантах, для победы, требуется либо снять с доски 5 фигур противника, либо (привет от «Крестиков-ноликов») поставить 5 своих фигур в ряд. Надо сказать, что все эти правила идут игре на пользу, делая ее гораздо более динамичной, по сравнению, например, с Seega:

По тем же «зажимным» принципам построена тибетская игра Gundru , также известная под названием "Мин Манг ". Так же как и в Hasami Shogi, «зажимать» можно по несколько фигур сразу, но захваченные фигуры не убираются с доски, а меняют цвет (фишки просто переворачиваются):

В конце видео можно заметить, каким образом игрок может свести партию к ничьей. К сожалению, подобная тактика возможна для всех игр «зажимного» типа, целью которых является захват всех фигур противника. Впрочем, это не делает игру менее интересной. Знатоки настольных игр несомненно уже обратили внимание на сходство принципов этой игры с другой игрой:

В отличии от игр упомянутых ранее, "Reversi " это относительно молодая игра, со сложной судьбой. Она была изобретена в Великобритании в конце XIX века, но впоследствии забыта, в связи с социальными катаклизмами начала XX века. В 1971 году она была возрождена в Японии под названием «Отелло».

Но вернемся к нашей истории. Вслед за греками и римлянами, свой вклад в развитие настольных игр внесли викинги. Совершая свои набеги, они распространяли по всему миру «Кости», «Мельницу», Шатрандж …
Но была и еще одна игра. В 1880 году, в одном из могильных курганов был обнаружен фрагмент доски, размеченный с двух сторон. Одна сторона предназначалась для игры в «Мельницу», другая - для неизвестной игры на поле 13x13 клеток. Были найдены еще несколько досок для этой игры, но правила оставались неизвестными. Вероятно, таковыми они остались бы и до сих пор, если бы не дневники Карла Линнея . В 1732 году, в Лапландии, он обнаружил игру, которую, впоследствии, удалось связать со сделанными находками.

Хотя в точности воссоздать правила всех игр семейства Тафл так и не удалось, несомненно, что они относились к играм «зажимного» типа. В отличии от игр, упомянутых здесь ранее, Тафл является не симметричной игрой. Целью одного из игроков «Обороняющегося» является вывод фигуры Короля «из окружения». Другой игрок - должен блокировать его, «зажав» своими фигурами с двух или более сторон (здесь в реконструкциях правил имеются разночтения). Взятие «рядовых» фигур осуществляется «зажиманием» их фигурами противника с двух сторон, но такое уничтожение фигур не является целью игры ни для одного из игроков. Интересующихся историей и правилами Тафла, я вновь отсылаю к блогу Дмитрия Скирюка, добавив, от себя, пример партии одной из таких игр:

Описанные выше игры относятся к играм «зажимного» типа. Но когда взятие фигуры стало осуществляться прыжком через фигуру противника? Существует еще одна игра , бывшая весьма популярной в средние века. На поле, напоминающем доску для игры в «Мельницу», 13 или более «гусей» (в зависимости от варианта игры) должны заблокировать (лишить возможности хода) одну «лису». «Гусей» больше, но возможности их хода ограничены (они могут ходить на один шаг только по вертикали или горизонтали). «Лиса», дополнительно, может ходить по диагоналям и, кроме того, может «есть» гусей, по шашечным правилам, перепрыгивая через фигуру противника. Разрешены даже цепочки взятий! Это, действительно, очень похоже на современные Шашки!

Хотя игра «Лиса и гуси» весьма интересна, в историческом плане, на мой взгляд, она несколько нудновата. Процесс запирания «лисы» может растянуться на очень долгое время. Мне больше нравится другая игра, на очень похожей доске. Девять полей, на ней, специальным образом выделены и представляют собой «крепость». В крепости находятся 2 стражника, цель которых - не дать нападающим занять все поля «крепости». Стражники могут есть нападающих так же, как «лиса», в игре «Лиса и гуси». Нападающие могут двигаться в любом направлении, по направлению к «крепости». Вот как всё это выглядит:

Следующей важной вехой в развитии Шашек стал испанский «Алькуерк». Эта игра велась на поле для игры «Аль Киркат», позаимствованной у арабов и представлявшей собой (скорее всего) вариант «Мельницы». Двигаться разрешено по размеченным линиям. Это не очевидно, на первый взгляд, но поля такой доски не одинаковы. Некоторые имеют восемь соседей, а некоторые всего четырех. Эта особенность делает игру весьма своеобразной, в тактическом плане. Из расстановки фигур, очевидно, что игрок, делающий ход вторым, имеет преимущество. Проблема, связанная с этим дисбалансом, обычно, решается проведением сериии игр, с достаточно сложной системой подсчета очков . К сожалению, нам не известны детали правил этой игры (было ли взятие обязательным, разрешалось ли ходить назад, происходило ли превращение фигур), но имеется множество её реконструкций.

Хотя Алькуерк не лишен недостатков, в игровом плане, он является важной переходной формой в истории Шашек. Поскольку эта игра была разнесена испанцами по всему миру, появилось множество её модификаций . Наиболее очевидным решением проблемы дисбаланса первоначальной игры было увеличение размера игрового поля. Так появились Харбага и еще большая по размерам Замма (в этой игре уже присутствуют «дальнобойные» дамки):

Простое увеличение размеров - не единственный вариант изменения доски. По аналогии с «Мельницей» было придумано невероятное количество разнообразных не квадратных досок для игры по правилам Алькуерка. Такие игры обнаружены в Индии, Америке, Африке и Азии и условно объединяются термином «военные» игры :

Другим подходом стало усложнение правил игры. Например в Дабло, сохранению которого мы также обязаны лапландцам, были добавлены фигуры «Принца» и «Короля». Эти фигуры, в отличии от «солдат», ходивших только вперед, могли ходить в любую сторону и «есть» по желанию. Кроме того, эти фигуры были «имунны» для обычных «солдат». «Короля» мог взять только вражеский «король», «принца» - «король» или «принц». Не думаю, что это решение было очень удачной мыслью, но игра получилась довольно интересная:

В условиях территориальной изоляции, возникли и более причудливые игровые системы на основе Алькуерка. Национальной гордостью жителей Мадагаскара, к примеру, является Фанорона , отличающаяся весьма оригинальным способом взятия фигур. Различаются два способа взятия - атакой и отступлением. При взятии атакой, игрок перемещает один из своих камней на некоторую точку так, что следующая точка на той же линии занята камнем противника, при этом, камень противника и все расположенные за ним камни того же цвета, снимаются с доски. При выполнении взятия отступлением, игрок перемещает один из своих камней с некоторой точки так, что предыдущая точка на той же линии занята камнем противника, при этом, с доски также удаляется непрерывная цепочка камней противника. Пожалуй, проще показать это:

Не менее интересна игра обитателей острова Ява. Края доски для игры в Суракарту замкнуты дополнительными двойными петлями, на каждом из углов доски. Для обычных ходов (на один шаг по вертикали, горизонтали или диагоналям) эти петли не используются, но выполняя взятие, фигура должна пройти по одной или нескольким петлям и занять поле, ранее занятое фигурой противника. Взятия осуществляются как в Шахматах, без прыжка через фигуру (с обязательным проходом по петле). Цепочек взятий нет:

Чуть менее оригинальна (но не менее интересна) африканская Йотай. Эта игра, как и Seega, начинается на пустом поле, размером 5x6 клеток. У каждого игрока по 12 фишек. Игроки поочередно выставляют фишки на доску или делают ход ранее выставленной фишкой (не обязательно после выставления всех фишек). Ходить можно только по вертикалям и горизонталям на одно поле. Взятия осуществляются по правилам Алькуерка, перепрыгиванием через фишку противника (цепочки взятий разрешены), но, при выполнении каждого взятия, игрок имеет право снять с доски одну (любую) дополнительную фишку противника. Такая «положительная обратная связь», в совокупности со скоростной манерой игры, делает партии Йотай совершенно непредсказуемыми:

Ну вот мы и добрались до новейшей истории. Революция в мире шашек грянула, когда их стали играть на шахматной доске. Поскольку игры семейства Шахмат были (и остаются) на пике популярности, использование их инвентаря для игры сказалось на распространении Шашек более чем благотворно. Стоит заметить, что ситуация с Hasami Shogi (о которой я говорил ранее), отражает ту же картину, но как бы, в уменьшенном масштабе. Для этой игры используется стандартный комплект Shogi, чрезвычайно распространенный в Японии. Сама же Hasami Shogi считается игрой куда менее серьезной (играют в нее, в основном, дети). Если бы Hasami Shogi не использовала доску и комплект фигур Shogi, вряд ли бы про неё хоть кто-нибудь знал.

Наиболее древними шашечными системами считаются игры с ортогональным ходом фигур. К ним относятся турецкие , армянские и осетинские шашки. Как уже наверное понятно, обычные фигуры могут ходить на одну клетку только вперед, влево или вправо (исключением являются армянские шашки, в которых разрешены ходы по диагонали). Бой фигур производится только ортогонально, «перепрыгиванием» через фигуру противника, на следующую за ней пустую клетку. Взятие обязательно. При достижении последней линии, происходит превращение в усиленный вариант фигуры - «дамку». Дамка дальнобойная. Цель игры - лишить противника возможности хода («съесть» или «запереть» все его фигуры). Вот как выглядит партия в турецкие шашки:

Другое, более знакомое нам семейство игр пошло по пути сознательного отказа от использования половины шахматных полей, разрешив фигурам перемещаться только по диагоналям. Это решение может показаться странным, но, возможно , именно ему мы обязаны знаменитой разметкой шахматной доски. Современных разновидностей шашечной игры, порой незначительно различающихся правилами, довольно много. Пожалуй, главным камнем преткновения является вопрос о дальнобойности дамок. В английских Checkers , дамки тихоходные. От обычных шашек они отличаются только возможностью хода и «рубки» назад. Более привычный нам русский вариант гораздо более динамичен, за счет использования «дальнобойных» дамок:

Пожалуй, наиболее оригинальным является итальянский вариант. В нем, как и в Dablot, о котором я говорил ранее, проводится в жизнь мысль, о том, что некоторые шашки более равны чем другие . Обычные шашки не могут есть дамок, правда, в отличии от Dablot, могут быть в них превращены, за особые заслуги (дойдя до полей превращения). Предком этого варианта игры, несомненно, является итальянская же Damone (цель игры - захватить все фишки или главную дамку противника):

Разумеется, история Шашек, на этом, не заканчивается. С учетом того, что, в отличии от Шахмат, Шашки уже полностью просчитаны на компьютерах, для дальнейшего существования, они просто обязаны развиваться. Существует множество вариантов усложнения игры. Наиболее очевидным из них, как и множество раз до этого, является увеличение размеров доски. Помните, в начале этой статьи, я говорил, что знаю более двух способов усложнения игры в «Крестики-нолики»? На самом деле, таких способов множество. Существуют, к примеру, "вертикальные " крестики-нолики. А можно поменять саму цель игры. Что если считать проигравшим игрока, вынужденного построить линию «3 в ряд»?

Аналогичный подход применим и к Шашкам. Это может показаться странным, но подобные "обратные " игры, оказываются гораздо сложнее их «прямых» аналогов (особенно при наличии правила обязательного взятия фигур). Во всяком случае, насколько мне известно, до сих пор, не удалось разработать компьютерную программу, адекватно играющую в «Поддавки». К сожалению, эта игра незаслуженно обойдена вниманием мирового сообщества. Возможно дело в уничижительном названии, возможна сама идея «поддать» все свои фигуры не кажется достойной, я не знаю. В любом случае, я считаю, что Поддавки - одна из игр будущего. Другим возможным вариантом «улучшения» Шашек могут оказаться Столбовые шашки .

Отдельного упоминания заслуживают различные варианты Шашмат , наглядным историческим примером которых может служить алтайская Шатра . В ней грань между Шашками и Шахматами становится совсем тонкой и практически невидимой. Хотя нет твердой уверенности в том, что в древности на Алтае играли именно таким образом, реконструкция получилась весьма интересная и, несомненно, очень оригинальная:

Существуют и еще более оригинальные игровые системы, такие как, например, Abalone, разработанная Мишелем Лале и Лораном Леви в 1987 году. В ней, игрокам разрешается перемещать одновременно по нескольку фигур (до трёх), расположенных на соседних полях, за ход. Цель игры - «вытолкать» за пределы доски заданное количество фигур противника. При этом, для успешного выталкивания, группа фигур, совершающих ход, должна быть большей, чем группа фигур другой стороны. Две фигуры могут «толкнуть» одну, а три, в свою очередь, две или одну фигуру противника. В результате, игра очень напоминает чемпионат по Сумо , проводимый среди гусениц:

Как бы там ни было, развитие Шашек продолжается, и это не может не радовать!

Шашки – это одна из игр, имеющих древние корни и невероятно интересную историю. Прародителем шашек считается игра алькерк, распространенная в Древнем Египте в 1600 году до нашей эры. Старинная настенная роспись египтян содержала сведенья о существовании клетчатых досок с различными черными и белыми фигурами, напоминающими шашки. Позже Платон записал миф о боге Гермесе, придумавшем игру в шашки, чтобы выиграть у Луны пять дней, чтобы прибавить к 360-ти дням еще пять дней для дополнения года.

Согласно одной из исторических версий, старинные шашки были изобретены греческим воином Паламедом, известным участником осады Трои. Так как осада продолжалась десять лет, Паламед решил придумать новую увлекательную игру, нарисованную на земле, чтобы развеять скуку солдат. Шашками увлекались даже фараоны Египта. Об этом пристрастии правителей говорят найденные в гробницах росписи, отражающие три основных занятия древних египтян – охоту, рыбную ловлю и игру в шашки. В гробнице Тутанхамона археологи также обнаружили уникальный – старинную доску для игры в шашки, состоявшую из тридцати клеток. Исходя из этого, ученые предположили, что происхождение шашек имеет древнеегипетские корни.

Начиная свой путь из Древнего Египта, старинные шашки начали уверенно шагать по миру: сначала они появились в Греции, затем – в Древнем Риме. Вероятно, правила этой имели много схожего с современными шашками. Задолго до начала нашей эры люди древних цивилизаций играли на привычной для нас 64-клеточной доске, а сами фигурки имели два цвета – белый и черный, представляя собой две армии, проводящие сражение.

Древние Римляне называли игру в шашки «латрункули», происходившим от слова «воин». Хотя в разных странах эту старинную игру называли по-разному, но ее смысл оставался неизменным. Эту игру часто использовали рыцари и воины, чтобы обучиться тактике ведения боя.

Появление шашек на Руси многие историки связывают с правлением князя Владимира Мономаха. Даже в русских былинах содержатся доказательства популярности этой старинной логической игры среди богатырей и русских князей. Особенное распространение игры в шашки началось при Петре Первом, поощрявшим эту старинную игру. В это время для игры в шашки специально обустраивали целые комнаты и проводили званные шашечные бои.

О.БУЛАНОВА

Человек так устроен, что очень любит играть – даже выйдя из детского возраста. Конечно, игры с возрастом меняются. Сейчас к нашим услугам и игровые автоматы, и различные версии игр-онлайн в интернете, и игровые приставки, и казино (тоже игра своего рода). Кроме этого мы активно играем в настольные игры – в карты, домино, шахматы и шашки.

И если история карт или шахмат привлекает многих, то простая – на первый взгляд – игра в шашки остается как-то вне поля нашего интереса. А напрасно: это игра прекрасно развивает умственные способности человека, логическое мышление, повышает культурный уровень, она очень интересная и имеет невероятно увлекательную историю, уходящую в глубокую древность.

Начнем с истории слова. Современное русское название игры “шашки” (checkers) появилось от слова, обозначающего шахматную доску – checkered – что в переводе означает “клетчатый”.

Пилигримы, приплывшие в Северную Америку из тех областей Англии, где игру в шашки было принято называть на современный лад, стали причиной распространения слова “checkers” во всех англоязычных странах.

Кстати, о распространении. Гарольд Джеймс Рутвен Мюррэй, занимавшийся изучением истории шахмат и шашек, пришел к выводу, что шашки распространялись по миру очень медленно, гораздо медленнее других настольных игр.

Об этой игре он нашел всего несколько упоминаний в период с XII по XVI век. Все говорит о том, что игра в этот период была распространена только в Англии, Франции и, возможно, Испании.

При этом не найдено ни одного упоминания о запретах игры в шашки со стороны церкви. Хотя в это время церковь запрещала многие старые и новые игры, включая азартные (карточные, кости) и – что удивительно! – шахматы.

Вообще интерес к шашкам проявляли многие ученые и историки, и это мы можем проследить в исторических исследованиях разных времен. Эти исследования показали, что история шашек окутана множеством тайн и загадок.

Существует три основные версии происхождения шашек и все они заслуживают пристального внимания. Первая версия – египетская. В Древнем Египте была распространена игра, подобная шашкам (Алькерк).

Самые первые упоминания о ней относятся к 1600 году до н.э. об этом же говорят и росписи на стенах гробниц египетских фараонов, относящиеся к этому же периоду. Во время раскопок в Египте обнаружили и гробницу вельможи, который был приближенным фараона. На стенах гробницы были росписи, отражающие три страсти древнего египтянина – охоту, рыбную ловлю и игру в шашки.

Как ни странно, но, по мнению исследователей, правила той древней игры имели много общего с современными шашками. За несколько веков до нашей эры уже играли на 64- клеточной доске.

Шашки были двух цветов – белые и черные, и представляли собой как бы две армии, которым предстояло сражение. Отступление не предусматривалось, поэтому шашки могли ходить только вперед.

Если шашка прорывалась в тыл к противнику, то повышалась ее боевая способность и она становилась дамкой. Взятие происходило с помощью перескакивания одной шашки через другую. Точно так же в бою победивший воин перешагивает через побежденного, чтобы дальше продолжить сражение.

Есть и другое сходство, например, поочередность ходов. Метод передвижения шашек по полю (по диагонали) взят из правил передвижения королевы (ферзя) в шахматах. Именно этот факт в свое время был причиной того, что шашки в некоторых частях Англии до сих пор называют draughts – термином, обозначающим ход королевы в шахматах.

У римлян игра называлась “латрункули” и происходило от слова “латро” – “воин”. Немцы, французы и другие народы называли ее иначе, но в каждом из этих языков прослеживалось слово “дама”. Будущих рыцарей обязательно учили игре в шашки – они прививали столь необходимые воину навыки этики и тактики рыцарских поединков.

Таким образом, умение играть в шашки было обязательным при подготовке рыцарей всех рангов. Играют в шашки в “Декамероне” Боккаччо, играют в “Дон Кихоте” Сервантеса.

Но это мы забежали вперед, поэтому вернемся в прошлое. Позже из Древнего Египта шашки “перекочевали” в Древнюю Грецию, Древний Рим, а уже оттуда и в Европу, где и приобрели со временем современную форму.

Справедливо было бы упомянуть, что существуют авторские версии современных исследователей, которые ставят под сомнения вышеописанный факт и утверждают, что данные экспонаты имеют отношения к другому виду самостоятельных игр, которые, видоизменившись, обрели совершенно новую форму или совсем были потеряны.

Если предположить, что данная версия верна, то происхождение шашек можно отнести к 1600 году до н.э.

Вторая версия – троянская. Эта интересная версия вполне заслуживает внимания, так как кажется вполне логичной и правдоподобной. В древних письменных источниках упоминается о существовании такой личности, как воин Паламед, который был участником осады Трои и именно он придумал шашки, таким образом, послужил добрую службу для своего окружения, так как, известно, что осада Трои длилась целых десять лет (!) и подобная интеллектуальная игра помогала армии коротать время с интересом и пользой.

Кстати, доски для шашек расчерчивали прямо на земле, что делало игру мобильной и независимой от месторасположения.

Если верить этой версии, то происхождение шашек можно отнести к 13-12 векам до н.э.

Кстати, у древнегреческого философа Платона встречается любопытный миф, согласно которому игру в шашки придумал бог Гермес. Придумал – и предложил богине Луне играть с ним в шашки с тем условием, что в случае проигрыша он получит от Луны пять дней. Одержав победу, Гермес прибавил эти пять дней к тем 360 дням, которые до этого составляли год.

Третья версия – арийско-норманская. Согласно ей, шашки (тавлеи) пришли с севера. Ученые многократно находили древние экспонаты шашек в странах арийско-норманской территории, таких, как Норвегия, Дания, Исландия, а также на территории Киевской Руси.

Причем шашки были сделаны из совершенно различных материалов: из рога, янтаря, камня, глины. Находки относятся к эпохе викингов, т.е. к Х столетию. Если говорить об этой версии, то она самая молодая из трех и относится к III веку н.э.

Существует также славянская (скифская) версия происхождения шашек, стоящая как бы особняком. Эту версию, основанную на археологических раскопках и открытиях, выдвинул и Евгений Кадников (“Шашечные арабески”, 1997 год).

На Руси появление шашек связывают с именем киевского князя Владимира Мономаха (1053-1125). Однако археологические раскопки показали, что еще в III-IV веках н.э. на Руси уже играли в шашки.

Возможно, что занесли эту игру в Киевскую Русь викинги, поскольку все находки шашек приходятся либо на трассу великого пути “из варяг в греки”, либо на поселения при крупных городах, где обитали русские и наемные княжеские дружины.

Стоит упомянуть и о том, что во многих былинах и сказаниях шашки упоминаются как одна из почитаемых и любимых игр русских богатырей.

Кстати, Петр I всячески поощрял игру в шашки и в шахматы. На учрежденных им ассамблеях тот петербургский сановник, которому подошел черед устраивать у себя ассамблею, должен был помимо всего прочего выделить особую комнату для шахмат и шашек.

Церковь, кстати, и на Руси не запрещала шашки. Из известных русских любителями шашек были Суворов, Чехов, Державин, Пушкин, Александр Грин. Л.Толстой в “Войне и мире” сравнивает стратегию военного искусства со стратегией шашечной игры.

Шашками увлекались и Фридрих Шопен, и Наполеон, который предпочитал их шахматам, черпая в этой игре идеи для тактики ведения боя.

Если же вернуться к версиям, то, скорее всего, все три версии правдивы: игра, так или иначе похожая на шашки, зародилась сразу в нескольких регионах нашей планеты, а потом, распространяясь, получала новые черты, приближавшие ее к тому виду, который знаком нам всем сегодня.

Вообще же многие историки считают, что игра в шашки в современном виде появилась благодаря французам, которые примерно в XII веке н.э. скрестили египетский Алькерк с игрой в шахматы.

А вот в XVI столетии – согласно исследованию Гарольда Мюррэя – в Европе с шашками что-то произошло, и игра начала приобретать популярность и распространяться все шире и шире.

Первые учебники по шашкам появились в Испании и во Франции. Французские правила сложились к XII веку, но корректировались в последствии в 1535, в 1890 и 1934 годах. В 1535 году в правила шашек добавляют условие: если шашку соперника можно бить, то игрок обязан это делать.

Первое сочинение о шашках появилось на испанском языке под заглавием Juego de las damas (год неизвестен); затем писали о них Торквемада в 1547 году (сочинение до наших дней не дошло) и Монтеро в 1590 году.

Более обширная литература о шашечной игре дана французами. Первое сочинение на этом языке выпущено в 1668 году математиком- инженером Мадле, под заглавием Le jeau de damos. В нем даны 450 различных положений.

Шашечная игра, попав в Европу, получила массу разновидностей и в каждом государстве она имеет свои особенности: русская, польская, турецкая, английская, поддавки, клещи и др.

После классического трактата Манури в 1770 году лучшим сочинением по польским шашкам считается труд Баледента Lo Damier; он содержит до 10 тысяч диаграмм и вмещает в себя все, что было опубликовано по польской шашечной игре до 1886 года.

Первая статья в России “Новая шашечная игра” Карамзина была опубликована в 1803 году в “Вестнике Европы”. Знаменитый русский шахматист А.Д. Петров первый составил руководство о шашечной игре в 1827 году; тогда же появляются первые шашечные задачи.

Первый Чемпионат Мира по шашкам был проведен в 1847 году и выигран представителем Шотландии А. Андерсоном. Игра проходила без ограничений на дебютные ходы. Чтобы уменьшить количество партий, сыгранных в шашки в ничью, в 1890 году в правила игры внесли двухходовый запрет: первые два хода выбирались случайно.

Позднее, в 1934 году, ввели и правило трехходового запрета, в котором первые три хода выбирались случайно, но уже из списка допустимых комбинаций.

При советской власти шашки активно поощрялись – они не считались буржуазной игрой. На 3-м шахматно-шашечном съезде, проходившем в Москве в 1924 году, делегаты единодушно говорили о необходимости использовать все ресурсы для общего культурного подъема в стране, о культурной ценности шахмат и шашек: “в каждой избе- читальне, в каждом заводском клубе рядом с газетой должны быть шахматы и шашки”.

И очень хорошо, что не запрещали. Иначе они могли бы до наших дней и не дожить.

Статьи по теме: