Игра составь фигуру из частей. Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений. Угадай, что у меня есть

Это древняя китайская игра. Если разделить квадрат на семь геометрических фигур, как это показано на рисунке, то из них можно составить огромное количество (несколько сотен) самых разнообразных силуэтов: человека, предметов домашнего обихода, игрушек, различных видов транспорта, цифр, букв.

Игра очень проста в изготовлении. Квадрат (величина его практически может быть любой: 5×5, 7×7, 10×10, 12×12 см и т.д.) из картона или пластика, одинаково раскрашенный с двух сторон, разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат, равный по размерам двум маленьким треугольникам, и параллелограмм, по площади равный квадрату.

Правила игры:

1. В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.
2. При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.
3. Элементы фигур должны примыкать один к другому.

При составлении силуэтов взрослый постоянно напоминает детям, что необходимо использовать все части набора, плотно присоединяя их друг к другу.

Взрослый может применять некоторые приёмы, которые помогут дошкольнику достичь наилучших результатов: предложить анализ образца в целом или наиболее сложной его части, указать на расположение одной-двух фигур в составляемом силуэте, начать выкладывание, а затем предложить ребёнку закончить силуэт или, наоборот, завершить то, что начато ребёнком. Следует постоянно подтверждать правильность хода мысли и действий ребёнка, побуждать его планировать ход своей работы, обсуждать способы выкладывания и результаты, поощрять стремление доводить начатое дело до конца, преодолевая трудности в достижении поставленной цели, выполнении задуманного.
Помощь ребёнку должна быть тактичной, побуждающей к самостоятельности, активности, настойчивости, инициативным действиям, ведущим к достижению результата. Прямых указаний, что и как делать, лучше избегать. Уместны такие советы детям: «Посмотри (рассмотри) картинку внимательно. Из каких фигур она составлена?», «Попробуй сделать ещё раз, но по-другому», «Вспомни, как ты выкладывал в прошлый раз, и начни так же», «Вначале хорошо подумай, а потом делай».

Игра «Танграм» вызывает у детей огромный интерес, способствует развитию аналитико-синтетической и планирующей деятельности, открывает новые возможности для совершенствования сенсорики, развития творческого, продуктивного мышления, а также нравственно-волевых качеств личности.

Интересна история появления этой игры. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Мальчику доставляло большое удовольствие целый день забавляться игрушками. И тогда император призвал к себе трёх мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом. И повелел он им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, а также и понял, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю» – квадрат, разрезанный на семь частей.

Этапы освоения игры «Танграм»

Первый этап — ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся новой.

I.
Цель. Упражнять детей в сравнении треугольников по размеру, составлении из них новых геометрических фигур: квадратов, четырехугольников, треугольников.
Материал: у детей наборы фигур к игре «Танграм», у воспитателя фланелеграф и набор фигур к нему.
Ход работы. Воспитатель предлагает детям рассмотреть набор фигур, назвать их, сосчитать и определить общее количество. Дает задания:
1. Отобрать все треугольники, сосчитать. Сравнить по размеру, накладывая один на другой.
Вопросы для анализа: «Сколько больших, одинаковых по размеру треугольников? Сколько маленьких? Сравните этот треугольник (среднего размера) с большим и маленьким. (Он больше самого маленького и меньше самого большого из имеющихся.) Сколько всего треугольников и какого они размера?» (Два больших, 2 маленьких и 1 средний по размеру.)
2. Взять 2 больших треугольника и составить из них последовательно: квадрат, треугольник, четырехугольник. Один из детей составляет фигуры на фланелеграфе. Воспитатель просит назвать вновь полученную фигуру и сказать, из каких фигур она составлена.
3. Из 2 маленьких треугольников составить те же фигуры, располагая их по-разному в пространстве.
4. Из большого и среднего по размеру треугольников составить четырехугольник.
Вопросы для анализа: «Какую фигуру составим? Как? (Присоединим к большому треугольнику средний или наоборот.) Покажите стороны и углы четырехугольника, каждой отдельной фигуры».
В итоге воспитатель обобщает: «Из треугольников можно составлять новые различные фигуры — квадраты, четырехугольники, треугольники. Фигуры присоединяются одна к другой по сторонам». (Показывает на фланелеграфе)

II.
Цель. Упражнять детей в умении составлять новые геометрические фигуры из имеющихся по образцу и замыслу.
Материал: у детей — наборы фигур к игре «Танграм». У воспитателя — фланелеграф и таблицы с изображенными на них геометрическими фигурами.
Ход работы. Дети, рассмотрев фигуры, делят их по заданию воспитателя на 2 группы: треугольники и четырехугольники.
Воспитатель поясняет, что это набор фигур к игре, называется она головоломка или танграм; так ее назвали по имени ученого; придумавшего игру. Можно составить много интересных изображений.
1.Составить четырехугольник из большого и среднего треугольников.
2.Составить новую фигуру из квадрата и 2 маленьких треугольников. (Сначала — квадрат, затем — четырехугольник.).
3.Составить новую фигуру из 2 больших и среднего треугольника. (Пятиугольник и четырехугольник.)
4.Воспитатель показывает таблицы и просит детей составить такие же фигуры (см. рис.). Дети последовательно составляют фигуры, рассказывают, как они делали, называют их.
Воспитатель составляет их на фланелеграфе.

Дается задание на составление нескольких фигур по собственному замыслу детей.
Итак, на первом этапе освоения игры «Танграм» проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой, соотношение сторон фигур по размерам. Задания видоизменяют. Дети составляют новые фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Им предлагают выполнить задание в плане представления, а затем — практически: «Какую фигуру можно составить из 2 треугольников и 1 квадрата? Сначала скажите, а затем составьте».

Второй этап — составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам. Второй этап работы с детьми является наиболее важным для усвоения ими в дальнейшем более сложных способов составления фигур. Игры должны быть эффективно использованы воспитателем не только с целью упражнения в расположении частей составляемой фигуры, но и в приобщении детей к зрительному и мысленному анализу образца.

Составление фигуры-силуэта зайца
Цель . Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять, фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.
Материал: у детей — набор фигур к игре «Танграм», образец.

Ход работы. Воспитатель показывает детям образец фигуры-силуэта зайца (см. рис.) и говорит: «Посмотрите внимательно на зайца и расскажите, как он составлен. Из каких геометрических фигур составлены туловище, голова, ноги зайца?» Надо назвать фигуру и ее величину, так как треугольники, из которых составлен заяц (показывает), разных размеров; предлагает нескольким детям ответить.

Р. Голова зайца составлена из квадрата, ухо — из четырехугольника, туловище — из двух треугольников, а лапы — тоже из треугольников.

В. Правильно ли рассказал Коля? Если заметили ошибки, исправьте их.
Воспитатель просит рассказать другого ребенка.

Р. Туловище надо составить из 2 больших треугольников, лапу (вот эту) — из среднего треугольника и маленького, а другую — из маленького треугольника.

В. Теперь посмотрите, какую геометрическую фигуру образуют 2 больших треугольника. Покажите стороны, углы этой фигуры.

Р. Это четырехугольник (показывает его контур, считает углы, стороны).

В. А какую фигуру образует вместе средний и маленький треугольник?

Р. Это четырехугольник, вот здесь (показывает) не как у прямоугольника.

В. Вот мы и рассмотрели, как составлен заяц, из каких фигур составлены туловище, голова, лапы. А теперь возьмите свои наборы и составляйте. Кто выполнит задание, проверьте, правильно ли составил.
После того как фигура составлена, воспитатель просит двоих детей рассказать, как они составили фигуру, т. е. назвать расположение составных частей по порядку.

Р. Я составила так: голову и ухо — из квадрата и четырехугольника, туловище — из 2 больших треугольников, лапы — из среднего и маленького и 1 лапку — из маленького треугольника.

Р. У меня ухо составлено из четырехугольника, голова — из квадрата, лапа — из треугольника, туловище — из больших треугольников, лапы — вот эти — из 2 треугольников.
Анализ образца в данном случае проводился под руководством педагога. В дальнейшем следует предлагать детям самостоятельно провести анализ фигуры и составить ее.

Третий этап освоения игры — воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененным)

Воссоздание фигуры-силуэта бегущего гуся
Цель. Учить детей предположительно рассказывать способ расположения частей в составляемой фигуре, планировать ход составления.
Материал: наборы, фигур к игре «Танграм», фланелеграф, образец, доска и мел.

Ход работы. Воспитатель обращает внимание детей на образец: «Посмотрите внимательно на этот образец. Фигуру бегущего гуся можно составить из 7 частей игры. Надо сначала рассказать, как это можно сделать. Из каких геометрических фигур можно составить туловище, голову, шею, ноги гуся?»

Р. Я думаю, что туловище составлено из 2 больших треугольников, голова — из маленького треугольника, шея — из квадрата, лапы — треугольники.

Р. Я думаю, что голова из среднего треугольника составлена, а дальше все так же, как Лена говорила.

Р. Голова из среднего треугольника, шея — из квадрата, а туловище — из 2 больших треугольников, вот так они лежат (показывает), и четырехугольника, а ноги — из маленьких треугольников.

В. Возьмите фигуры и составляйте. И мы узнаем, кто из ребят прав.

После того как большинство детей составят силуэт гуся, воспитатель вызывает одного ребенка, который мелом на доске рисует расположение частей. Все дети сверяют составленные ими фигуры с изображением на доске.

В дальнейшем возможно проведение анализа образца составляемой фигуры не в начале занятия, а в ходе его, когда дети апробируют различные пути составления на основе предположительного самостоятельного анализа.

Четвертый этап — упражнения в составлении изображений по собственному, замыслу. Задумав составить какое-либо изображение, мысленно, в плане представления, членят его на составные части, соотнося их с формой танграмов, затем составляют.

Вы любите играть?

    Значимость и незаменимость игры в нашей жизни давно уже доказана многими психологами, учеными и самой жизнью. Мы играем с самого детства, учимся общаться в процессе игры, строить отношения.
    Собраться всей семьей или с друзьями, поболтать о разном, угостить всех чем-нибудь вкусненьким, сыграть несколько увлекательных партий в настольную игру – все это то, что придает нашей жизни особый колорит.

    Сегодня увлечение настольными играми принимает тотальный характер. Ведь современные настольные игры – это не только «бродилки», но и стратегические, экономические, детективные, логические игры.

    В мире существует уже до 10 тысяч настольных игр разной тематики. Конечно, за всеми новшествами не угнаться, а некоторые игры слишком дорого стоят. Но ведь игру можно сделать и своими руками
Вот несколько игр.

Танграм


Игры-головоломки, на воссоздание из геометрических фигур образных изображений используются для совершенствования зрительного восприятия, и анализа, зрительной памяти, комбинаторики. Наборы фигур представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны детям. Детей увлекал результат - составить увиденное на образце или задуманное.

Успешность освоения игры у детей зависит от сенсорного развития детей. Дети называли геометрические фигуры, их свойства, их отличительные признаки, свободно перемещать фигуры. У детей развивается умение анализировать изображения, выделять геометрические формы, видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

Существуют различные игры- головоломки, на воссоздание из геометрических фигур плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей такие как: «Танграм», «Пифагор», «Сфинкс», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино».

Но мы сейчас рассмотрим только одну из них - "Танграм".



Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора Мальчику доставляло большое удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю" - квадрат, разрезаннный на семь частей.

Говорят, что танграм был любимой игрой Наполеона, который, лишившись трона, в изгнании проводил долгие часы за этой забавой, «упражняя свое терпение и находчивость»

Суть игры заключается в том, чтобы на плоскости из семи частей квадрата создавать самые разнообразные фигуры, силуэты предметов по образцу или замыслу. В коммерческих наборах обычно прилагаются карточки с заданиями.

1 вариант : Самый простой. Если ребенок маленький предложите ему составить фигуру путём наложения элементов на образец разделенными на составные части.



2 вариант: Если с первым разобрались,то можно составлять фигуры по примеру, то есть картинка перед вами а элементы составляете уже смотря на фигуры разделённую на части.


3 вариант: Для детей постарше, можно оставлять в фигуре только контуры.


4 вариант: Собственно творческие задания - самому придумать и сложить фигуру.

Малыши тоже могут приобщаться к головоломке. Для них можно придумать совсем простенькие задания. Например, сложить из двух треугольников или из двух прямоугольников - квадратики, из треугольников - большой треугольник или параллелограмм. Таким методом можно изучить основные геометрические фигуры.

Сделать танграм можно самому. Это очень просто. Вам понадобятся шаблон головоломки. Распечатайте Танграм или нарисуйте сами по образцу. Можно использовать разноцветные элементы, если ребёнок маленький - заодно вспомните цвета, да и интереснее работать - играть с красочным


материалом.

При решении головоломки требуется соблюдать два правила: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны перекрываться друг другом. Взяв на вооружение математическую науку – комбинаторику, было получено более 5000 возможных вариантов сложенных фигурок.


Примеры сборки:












"ПИФАГОР"

Головоломка Пифагор очень похожая на старый добрый Танграм. Головоломка имеет форму квадрата, разрезанного на 7 частей, комбинируя которые, можно создать огромное количество геометрических фигур, силуэтов животных, людей, разных предметов и т.п. Все детали разного размера, в этом и заключается сложность, поэтому сложить фигуру из них достаточно сложно.


В инструкции к головоломке предлагаются 15 разных заданий. Головоломку Пифагор можно использовать на занятиях по математике, дома или в школе, ведь она отлично способствует развитию воображения, логики, внимания, пространственного мышления, математических и творческих способностей. Вы можете сделать из картона или вырезать из пластика головоломку Пифагор и Вашей семье гарантированы положительные эмоции и хорошее нестроение.

ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ

Геометрическая головоломка Волшебный квадрат относится ко второму уровню сложности и подходит для детей в возрасте от 4 лет. Занимаясь с головоломкой, ребенок познакомится с простыми геометрическими фигурами: треугольником, трапецией, квадратом.



Головоломка “Монгольская игра”

Разновидность геометрической головоломки, на подобии “Танграма” или “Квадрата Пифагора”.


Головоломка представляет собой квадрат разрезанный на 11 частей: 2 квадрата, один большой прямоугольник, 4 маленьких прямоугольника, 4 треугольника. Лучше всего изготовить такую головоломку из двустороннего картона или пластика.

Суть игры - собирать фигурки из данных элементов по принципу мозаики.

Как можно играть:

Составлять геометрические фигуры по образцу. В интернете можно найти готовые задания с ответами, а можно придумать задания для своего ребенка и самим.
Для того, чтобы нарисовать фигуры Вам потребуется лист в клетку. Можно взять обычный лист из школьной бумаги. Элементы из которых состоит “Монгольская игра” очень просты, и вам не составит большого труда составить из них композиции.

Вот, для примера, несколько фигур, составленных их элементов головоломки.

Если ребенок маленький, то можно составлять фигуры по примеру, то есть фигурам, разделенными на составные части. Для детей постарше, можно оставлять в фигуре только контуры.





Малыши тоже могут приобщаться к головоломке. Для них можно придумать совсем простенькие задания. Например, сложить из двух треугольников или из двух прямоугольников - квадратики, из треугольников - большой треугольник или параллелограмм. Таким методом можно изучить основные геометрические фигуры.

Головоломка "СФИНКС"

Головоломка «Сфинкс» состоит из разнообразных геометрических фигур: из
4 треугольников и 3 четырехугольников с разным соотношением сторон. Из
элементов можно собрать силуэты птиц, человека, животных, развивая
наблюдательность и геометрическое воображение.


Инструкция содержит
схемы для построения более двух десятков фигур:



Игры - головоломки развивают пространственное воображение, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость. Простые в понимании, но достаточно трудные в решении, головоломки находятся на тонкой грани, соединяющей увлекательную игру и интеллектуальное развитие.

Головоломки от Алексея Шамшина


И ещё одна


Головоломка Архимеда СТОМАХИОН

Предлагаемая головоломка Архимедова игра — уникальный геометрический конструктор, в который играли еще в глубокой древности. Ее иное название "Стомахион".


Элементы игры получаются путем произвольного деления прямоугольника на 14 частей. Из получившихся деталей конструируют на плоскости разнообразные предметные силуэты, например, сидящей собаки, бегущего человека, разнообразных цветов, птиц. Можно сложить и многофигурные композиции. Знакомить ребенка с игрой необходимо постепенно.

Поупражняйте малыша в различении геометрических фигур. Можно предложить ребенку сосчитать стороны, углы, сгруппировать фигуры по форме, размеру, назвать их. Затем попробуйте конструировать простейшие изображения. Для облегчения головоломки Архимедова игра, предлагается сначала выкладывать фигуры по прилагаемым схемам.



Головоломка "ЛИСТИК"

Геометрическая головоломка-мозаика Листик разработана для детей в возрасте от 4 лет Ф игура, напоминающая лист сирени. Этот лист сирени выложен из других фигур: треугольников, квадратов, трапеций.

Работа с головоломкой развивает глазомер ребенка, восприятие им формы, зрительно-моторную координацию, пространственное мышление и воображение. Способствует развитию произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции), познавательной активности, мелкой моторики, воображения, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, комбинаторных способностей, абстрактного мышления.

"Волшебный круг"

Круг разрезается на 10 частей. Правила игры те же, что и в других подобных играх: использовать для составления силуэта все 10 частей, не накладывая одну не другую. Разрезанный круг должен быть окрашен одинаково, с двух сторон.





ВЬЕТНАМСКАЯ ИГРА


В состав "Вьетнамской игры" входит разделенный на семь частей круг и рамка, в которую укладываются элементы. Все детали головоломки имеют обтекаемую форму, некоторые из них одинаковы по размеру. Предложите малышу сконструировать из замысловатых деталей силуэт какого-нибудь животного или птицы. Сначала можно задействовать не все элементы, затем постепенно усложнять задания.


Можно конструировать по схемам, а можно выдумывать свои сюжетные композиции.




Конструируя простые образные фигуры, дети учатся восприятию формы, способности выделять, фигуру из фона, выделению основных признаков объекта. Головоломка развивает глазомер, аналитико-синтетические функции, воображение (репродуктивное и творческое), зрительно-моторную координацию, умение работать по правилам. Игра предназначена для детей от 4 лет



КОЛУМБОВО ЯЙЦО




Существует рассказ - может быть, и вымышленный. От­крыватель Америки Колумб был приглашен к всемогущему кардиналу Мендозе. За столом, по просьбе гостей, он начал рассказывать, как именно был им открыт Новый Свет (кото­рый, впрочем, он считал Индией). Кто-то из присутствую­щих, человек ограниченный, но самоуверенный, пожав пле­чами, сказал: «Так просто всё?»


Колумб взглянул на него и протянул ему лежавшее на блюде куриное яйцо: «Сделайте так, чтобы оно стояло на своем носке». Разумеется, попытки установить яйцо успехом не увенчались. «Это немыслимо...» - сказал обескураженный собеседник Колумба. «Это очень просто!» - с усмешкой от­ветил мореплаватель и, разбив о стол носок яйца, без труда заставил его стоять.

Выражение «колумбово яйцо» - стало воплощением ост­роумного и неожиданного выхода из затруднения, синонимом простого разрешения трудных вопросов.


Знакомимся с увлекательной головоломкой Колумбово яйцо, которая отлично скрасит время в дороге, ожиданиt в поликлинике и конечно же, разовьет логику и мышление ребенка. Принцип игры прост. Разрезаем по линиям фигурку яйца на мелкие детали. Задача ребенка – собрать фигурку по образцу. Но иногда можно пофантазировать и придумать свои варианты, разглядеть в фигуре знакомый образ.

Вот фигуры с заданиями



























Пентамино

Известная логическая игра-головоломка. Именно эта игра вдохновила Алексея Пажитнова на создание популярной компьютерной игры тетриса.

Пентамино - очень популярная логическая игра и головоломка одновременно. Элементы в игре - плоские фигуры, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов. Всего существуют 12 элементов пентамино, обозначаемых латинскими буквами, форму которых они напоминают

Можно изготовить пентамино из кубиков, но тогда Вам нужно будет склеить и обклеить цветной пленкой 60 кубиков - трудновато. Предлагаем сделать элементы их плотного картона.

  • Рисуем каждый элемент на твердом картоне, вырезаем, проверяем, чтобы элемент входил в элемент “U”. Подрезаем, если надо лишнее. Мы рисовали детали из квадратиков 2,5х2,5 см.
  • Обводим готовый картонный элемент на сложенной вдвое цветной бумаге и вырезаем сразу две цветные детали. Лучше цветные детали делать меньше, чем картонные, и приклеиваются лучше, и углы поровнее будут.
  • Находим коробочку для хранения деталей, куда потом будем складывать также схемы и задания к игре.

Игра «Составление геометрических фигур»
Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.
Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)
Задания:
Составить квадрат и треугольник маленького размера.
Составить маленький и большой квадраты.
Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая - 2.
Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.

Игра «Цепочка примеров»
Цель: упражнять в умении производить арифметические действия
Ход игры:

Взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический, например 3+2. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т.д.

Игра «Только одно свойство»
Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.
Ход игры:

У двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

Игра «Сложи квадрат»
Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.
Материал: для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80×80мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).
Задания к игре:
Разложить кусочки квадратов по цвету.
По номерам.
Сложить из кусочков целый квадрат.
Придумать новые квадратики.

Игра «Найди такой же»

Задачи: Закрепить умение называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и их свойства, устанавливать соответствия между двумя группами предметов. Развивать глазомер, внимание, игровую деятельность. Воспитывать умение четко выполнять правила игры.

Раздаточный материал: Набор из 4-5 геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, овала); две шкатулки; карточки с изображением предметов. Силуэты предметов; щенка, мяча, пирамидки и т. д.

Организация детей: Дети сидят полукругом на коврике. Играет вся группа.

Ход игры:

Дети посмотрите, какие у нас волшебные шкатулки. В этих шкатулках спрятаны карточки. Замок каждой шкатулки имеет определённую геометрическую форму.

А что надо сделать, чтобы достать карточки? (Открыт замок.)

А какая геометрическая фигура вместо ключика на первой шкатулке? (Квадрат.)

А что, вы, знаете о квадрате? (У квадрата все стороны равны.)

Какую геометрическую фигуру надо приложить к шкатулке, чтобы открыть её? (Надо взять квадрат, чтобы открыть шкатулку.)

Дети подбирают нужный ключик из имеющихся у них наборов геометрических фигур. Выбор определяется путём приложения или наложения фигуры на изображение. Правильно выполненное задание позволяет открыть шкатулку. В шкатулке находятся карточки.

А какая геометрическая фигура вместо ключика на второй шкатулке? (Треугольник.)

Что, вы, знаете о треугольнике? (У треугольника три угла, три стороны.)

Какую геометрическую фигуру надо приложить к шкатулке, чтобы открыть её?

(Надо взять треугольник и открыть шкатулку.)

Итог игры: Дети рассматривают картинки, которые находились в шкатулке.

А какие геометрические фигуры открыли шкатулки? (Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.)

А что было в шкатулках? (Карточки.)

А что нарисовано на карточках? (Щенок, мячик, пирамидки и т.д.)

Игра «Найди и назови»

Задачи: Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета. Развивать игровую деятельность, глазомер, мышление, речь. Воспитывать умение быть внимательным, наблюдательным.

Раздаточный материал: геометрические фигуры разных цветов и размера (круги, квадраты, прямоугольники, треугольники)

Организация детей: играет подгруппа детей, дети сидят по одному.

Ход игры:

Ребята, посмотрите как много геометрических фигур на столе. Назовите их. (Круги, квадраты, прямоугольники, треугольники.)

Что вы знаете о каждой фигуре? (У круга нет углов, у квадрата четыре стороны. У прямоугольника две стороны длиннее, две короче, у треугольника три угла.)

А что можно из них построить? (Из них можно построить гараж, дом, мост и.т.д.)

На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Воспитатель просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

А что это за фигура? (Треугольник.)

А какого она цвета? (Желтого.)

А какого она размера? (Среднего.)

Итог игры:

Воспитатель смотрит, что построил ребёнок. Хвалит его.

А что ты построил? (Гараж, дом, мост и.т.д.)

А какие фигуры использовал? (Круги, квадраты, прямоугольники, треугольники.)

А все ли они одного цвета и размера? (Нет, геометрические фигуры разного цвета и размера.)

Игра «Домино»

Задачи: Закрепить знание свойств геометрических фигур (треугольника, квадрата, прямоугольника). Закрепить умение различать фигуры по цвету, форме и размеру. Развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, охарактеризовать её. Воспитывать усидчивость, умение следовать игровым правилам.

Раздаточный материал: Наборы геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник).

Организация детей: дети, сидя напротив друг друга выбирают нужную фигуру и на столе раскладывают по одному. Играет подгруппа детей.

Ход игры:

Дети, а давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Домино».

Только игра не из фишек, а из геометрических фигур.

Какие фигуры вы знаете? (Квадрат, прямоугольник, треугольник.)

Что вы о них знаете? (У квадрата все стороны равны, у прямоугольника две стороны длиннее, две короче, у треугольника три угла, три стороны)

Правила игры: Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, желтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

А кто первый выложит фигуру? (Я выложу красный маленький квадрат.)

А ты, какую фигуру выложишь? (Красный маленький треугольник.)

А почему ты думаешь, что это сюда подойдёт? (Потому, что отличается только формой, а цвет одинаковый.)

А какого он цвета? (Красного.)

А какой он формы? (Треугольной.)

Игра продолжается до тех пор, пока у одного из игроков не закончатся фигуры. Выигрывает тот, кто первый освободился от фигур.

Итог игры:

Дети убирают со стола геометрические фигуры. -А в какую игру мы играли?

А как надо было играть в эту игру? (Положить фигуру, отличающую только одним признаком.)- А как вы догадались, что именно эту фигуру надо положить? (По цвету, по размеру, по форме.)

Игра «Кто собрал больше?»

Задачи: Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета. Развивать мышление, смекалку, сосредоточенность. Воспитывать умение вместе играть, подчиняться правилам игры.

Наглядный материал: 10-12 геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разного цвета и размера.

Организация детей: Играет подгруппа детей, дети сидят по одному.

Ход игры:

Ребята сейчас мы поиграем в очень интересную игру, которая называется «Кто собрал больше?». Но условия таковы: кто первый правильно и быстро покажет и назовёт фигуру, берёт её себе.

На фланелеграфе раскладывают в беспорядке 10-12 геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разного цвета и размера. Воспитатель, а затем и ведущий игру ребенок говорит:

Кто нашёл большой круг?

А что ты знаешь про круг? (У круга нет углов, нет сторон.)

Кто нашел маленький синий квадрат?

А что ты знаешь про квадрат? (У квадрата четыре стороны и все стороны равны)

Кто нашёл большой зелёный треугольник?

Что ты знаешь про треугольник? (У треугольника три угла и три стороны.)

Итог игры:

В конце игры воспитатель подсчитывает, у кого больше геометрических фигур и объявляет победителя.

А какая это фигура? (Прямоугольник.)

А какого она цвета? (Красного.)

А какого она размера? (Большого.)

Что знаете о прямоугольнике? (У прямоугольника две стороны длиннее, две короче.)

Игра «Составь из частей целое»

Задачи: Закрепить умение ориентироваться на плоскости (справа - слева); классифицировать фигуры по цвету, форме, размеру. Развить память, воображение. Воспитывать наблюдательность, сообразительность.

Раздаточный материал: Плоское изображение дерева, наборы геометрических фигур (кругов, квадратов).

Организация детей: Дети сидят полукругом, играет вся группа.

Ход игры:

- Дети посмотрите, какое красивое дерево. Это дерево волшебное, на него можно повесить не только листья, но и разные фигуры.

А какие геометрические фигуры лежат в коробке? (Круги, квадраты.)

Что вы знаете об этих геометрических фигурах? (У круга нет углов, у квадрата все стороны равны.)

А каких цветов? (Красных, желтых, зелёных.)

Воспитатель предлагает повесить все круги - справа, а квадраты - слева, все большие - справа, а маленькие - слева; 1 желтый и 2 красных; 1 зеленый и 2 красных и т. д.

Итог игры:

Воспитатель хвалит детей за проделанную работу.

А какие геометрические фигуры вы повесили на дерево? (Круги, квадраты.)

А каких они цветов? (Красных, зелёных, желтых.)

Каких размеров? (Больших и маленьких.)

Игра «Построй»

Задачи: Закрепить знания о геометрических фигурах, их свойствах, умение моделировать из фигур картинки. Развивать у детей воображение, пространственные представления. Воспитывать желание брать на себя роли строителей в творческих играх.

Раздаточный материал: Геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы) разных цветов и размеров.

Организация детей: Играет подгруппа детей. Сидят по одному, лицом к воспитателю.

Ход игры:

Ребята видите как много у вас геометрических фигур на столах. Давайте поиграем в игру. Что можно сделать из этих фигур? (Дом, ёлку, машину, снеговика и т.д.)

А какие фигуры ты взял? (Треугольники.)

А что ты знаешь о треугольнике? (У треугольника три угла, три стороны.)

А какого они цвета? (Зелёного.)

А какого они размера? (Маленького, среднего, большого.)

Что у тебя получилось? (Елка.)

Итог игры:

Воспитатель привлекает детей к оценке работ, подчеркивает их разнообразие, выделяет наиболее удачные.

А какие фигуры ты использовал? (Треугольники.)

А какого они были цвета? (Зелёного.)

А какого они были размера? (Маленького, среднего, большого.)

А что ты построил? (Я построил дом, ёлку, машину и т.д.)

Игра «Составление фигур из счётных палочек»

Задачи: Закрепить умение составлять геометрические фигуры (треугольники, квадраты) из определенного количества палочек. Развивать мышление, анализаторские способности, сосредоточенность, внимательность.

Раздаточный материал: У детей на столах счетные палочки, доска.

Организация детей: Дети сидят за столами лицом к воспитателю. Играет вся группа.

Ход игры:

Дети давайте с вами с помощью палочек составим геометрические фигуры.

Какая эта геометрическая фигура? (Треугольник.)

А что вы знаете о треугольнике? (У треугольника три угла и три стороны.)

Скажите, сколько потребуется палочек, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке? (Три палочки.)

Сколько потребуется палочек для составления двух таких треугольников? (Шесть палочек.)

А эта, какая геометрическая фигура? (Квадрат.)

Что вы знаете о квадрате? (У квадрата четыре угла и все стороны равны.)

Сколько потребуется палочек для составления квадрата? (Четыре палочки.)

Воспитатель предлагает детям отсчитать по 5 палочек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: «У вас только 5 палочек, но из них надо составить тоже 2 равных треугольника»

Как это можно сделать? (Выложить треугольник, а две оставшихся палочки присоединить к ним, сбоку и внизу.)

Итог игры:

Воспитатель проходит по рядам, помогает тем, кто затрудняется.

А сколько у вас было палочек? (Пять палочек.)

А какие геометрические фигуры вы составили из палочек? (Треугольник, два треугольника из 5 палочек, квадрат.)

Игра «Сложи фигуру»

Задачи: Повторить названия геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Упражнять в составлении геометрических фигур и картинок на плоскости стола. Развивать анализаторские способности, глазомер. Воспитывать умение слушать правила игры и следовать им.

Наглядный материал: Модели геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника, прямоугольника) на фланелеграфе.

Раздаточный материал: Счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см) каждому.

Организация детей: работа проводиться с группой детей, дети сидят по двое за партами.

Ход игры:

Ребята, давайте поиграем в игру «Сложи фигуру».

А знаете ли вы, что это? (Геометрические фигуры.)

Назовите их. (Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.)

А что вы знаете о квадрате? (У квадрата все стороны равны.) О круге? (У круга нет углов, похож на мяч, может катиться.) О прямоугольнике? (У прямоугольника две стороны длиннее, две короче.)О треугольнике? (У треугольника три угла, похож на крышу)

А что можно сделать из этих геометрических фигур? (Машину, дом, человека.)

Вот счётные палочки. А можете ли вы сами составить из счётных палочек геометрические фигуры? (Да можем составить квадрат, прямоугольник, треугольник.) А круг? (Нет, из счётных палочек круг не получается.) А давайте подумаем из чего можно сделать круг? (Из нитки.) Правильно, круг можно сделать из нитки. Дети составляют из счётных палочек маленькие и большие фигуры квадрата, треугольника, прямоугольника. Из ниток моделируют круг.

Итог игры:

Что мы делали? (составляли геометрические фигуры) А какие фигуры составляли? (Квадрат, прямоугольник, треугольник.) Из чего? (Из счётных палочек.)

А из чего сделали круг? (Из нитки.)

Игра «Сложи квадрат»

Задачи: Повторить свойства квадрата, закрепить умение составлять квадрат из частей. Развивать глазомер, внимание, произвольное запоминание, наблюдательность, зрительную память.

Раздаточный материал: 6 разноцветных квадратов размером 80×80 мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Квадраты разрезаны.

Организация детей: Играет вся группа, сидя за столом по двое, лицом к воспитателю.

Ход игры:

- Что вы знаете о квадрате? (У квадрата все стороны одинаковые, значит равны.)

Из каких фигур его можно составить? (Из треугольников, квадратов прямоугольников.)

Дети, посмотрите какие разноцветные фигуры. А давайте мы их подберём по цвету.

А какого цвета у тебя квадраты?

А сколько цветов квадрата? (Шесть.)

А сколько всего квадратов? (Шесть.)

Из каких фигур вы сложили квадраты? (Из треугольников, из прямоугольников, из квадратов.)

А можно сделать один большой квадрат? (Да, если приложить четыре квадрата друг к другу получится один большой.)

Итог игры:

Воспитатель, проходя по рядам, смотрит, правильно ли дети подобрали оттенки квадрата. Поправляет, у кого не получилось.

А что вы сделали с цветными квадратами? (Перемешали и заново подобрали по цвету и по номеру.)

А правильно ли вы подобрали цвета? (Да, подобрали оттенки друг к другу.)

А что ещё сделали? (Сделали один большой квадрат.)

Игра «Составь человеческую фигуру»

Задачи: Повторить свойства квадрата, круга, закрепить умение составлять из фигур картинки. Развивать умение анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия. Воспитывать находчивость, умение играть.

Раздаточный материал: Наборы кругов и квадратов разного размера, цвета; счетные палочки; образцы.

Организация детей: Дети сидят за столиками. Играет вся группа.

Ход игры:

Дети давайте с вами, с помощью этих квадратиков и кругов, составим человеческую фигуру.

А какие геометрические фигуры вам для этого понадобятся? (Круг, квадраты.)

Что вы знаете о круге? (У круга нет углов, нет сторон.)

Что вы знаете о квадрате? (У квадрата все стороны равны, у квадрата четыре угла.)

Дети отбирают нужные геометрические фигуры, обследуют их осязательно-двигательным путем, сравнивают, накладывая круг на квадрат, перекладывают, называют.

А для чего нужен круг? (Для головы.)

А для чего нужен квадрат? (Для тела.)

А из чего можно сделать ручки и ножки? (Из счётных палочек.)

Итог игры:

Воспитатель смотрит, правильно ли составлены человеческие фигуры.

А что мы сегодня составляли? (Человеческие фигуры.)

А из каких фигур мы их составляли? (Из кругов и квадратиков.)

Дети непрерывно изучают окружающий мир. Одним из основных способов его изучения является прикосновение. До годовалого возраста дети постоянно все хватают, трогают, гладят, пробуют на вкус. Поощряя ребенка и предоставляя ему возможность играть с разнообразными по форме и содержанию предметами, родители способствуют его успешному развитию. Учеными доказано, что речь ребенка и его сенсорный опыт взаимосвязаны.

Восприятие формы предметов является сенсорной основой любой практической деятельности. Без выделения формы нельзя правильно увидеть, а значит, и изобразить окружающие предметы. Восприятие и выделение формы происходит само собой, но если ребенку не надо специально выяснять форму предмета, четкого представления о предмете не сформируется. Так, собирая пирамидку по цвету, ребенок не обращает внимания на ее форму. Четкие представления о форме предмета формируются после регулярного выполнения действий с предметами, обладающим тем или иным свойством, сравнением и сопоставлением. Этому нужно учить ребенка, начиная с младшей группы детского сада. В возрасте 3–4 лет ребенок способен различать 5–6 форм предметов (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). Позже можно ввести такие фигуры, как трапеция, многоугольник.

Эталоном форм предметов являются геометрические фигуры. Изучение их в детском саду не ставит перед собой задачи узнать их математические названия, свойства и т. д. – дети должны уметь оперировать этими свойствами, уметь их применять на практике. Одним из наиболее эффективных способов такого обучения являются предложенные игры.

Какими бывают фигуры

Цель: дать детям представление о некоторых геометрических фигурах.

Оборудование: несколько кусков цветной толстой (диаметром не меньше 1 см) проволоки длиной примерно 40 см.

Возраст: 2–7 лет.

Ход игры: воспитатель говорит: «Ребята, сегодня ночью к нам в детский сад приходил волшебник. К сожалению, настоящие волшебники появляются только по ночам, а мы в это время крепко спим и не видим их. Но этот волшебник оставил нам несколько волшебных палочек. Из них можно делать всякие волшебные фигуры. Я тоже сейчас немножечко побуду волшебником. Вот, смотрите». Педагог на глазах у детей из проволоки делает круг. «Знаете, как называется эта фигура? Правильно, эта фигура называется „круг“. В жизни нам часто встречаются предметы круглой формы, какие? (Дети перечисляют, если не справляются, педагог помогает). Вот, смотрите – мяч, апельсин, тарелка». Называя предметы, воспитатель показывает их, обводит контуры предметов пальцем, дальше дети сами продолжают перечисление. Также воспитатель формирует из проволоки другие фигуры – квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, многоугольник, вместе с детьми называя известные им предметы похожей формы.

Примечание: детей старше трех лет можно познакомить с трапецией, ромбом, рассказать о многообразии форм геометрических фигур – показать различные виды треугольников, овалов, прямоугольников, располагать фигуры на плоскости в различных вариациях. Иногда дети теряются, увидев прямоугольник, расположенный вертикально (т. е. основанием которого служит более короткая сторона) или треугольник, расположенный вниз вершиной, и не могут определить, какая это фигура. Не стоит заострять внимание на точных названиях разновидностей фигур, достаточно указать на общие признаки, к примеру у всех треугольников три угла, отсюда и название. Показывая детям фигуры, можно сказать, что овал – это растянутый круг, трапеция – это треугольник с отрезанным кончиком, прямоугольник – удлиненный квадрат, многоугольник похож на круг с уголками.

Цель: научить соотносить окружающие предметы с простыми геометрическими фигурами.

Оборудование: картинки с изображениями различных известных детям предметов простой формы, как то: яблоко, солнце, круглые часы, тарелка, морковка, утюг, сосулька, пирамидка, стол, кубик, книга, дыня, пчелиные соты и т. д.

Возраст: 2–7 лет.

Ход игры: воспитатель говорит: «Мы с вами уже знаем, какими бывают фигуры. (Все вместе перечисляют названия известных фигур – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, многоугольник). Давайте посмотрим на рисунки и скажем, на какие фигуры похожи изображенные на них предметы». Воспитатель поочередно показывает картинки. Дети все вместе называют этот предмет и говорят, на какую фигуру он похож.

В. Что это такое?

Д. Это яблоко.

В: На какую фигуру похоже яблоко?

Д. На круг.

В. Значит, какой формы яблоко?

Д. Яблоко круглой формы.

Таким образом происходит представление формы предмета как геометрической фигуры.

Примечание: для детей старше 4 лет можно использовать картинки с предметами более сложной формы, такими как домик (квадрат и треугольник), цветочек (круглая серединка, лепестками служат овалы), неваляшка (два кружочка разного размера), паровозик (прямоугольник с квадратными окошками и круглыми колесами), фотоаппарат (прямоугольник с круглым объективом) и т. д.

Сказка о курочке Рябе

Цель: закрепить знания о фигурах, развитие внимательности.

Оборудование: комплекты карточек с изображением квадрата, овала, круга, треугольника, прямоугольника для каждого ребенка.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспитатель рассаживает детей за столиками или на полу и раздает им комплекты карточек. Педагог рассказывает шутливую сказку: «Жили-были дед и баба в своем прямоугольном домике. И была у них курочка Ряба. Снесла однажды курочка яичко, да не простое, а овальное. Дед бил-бил – не разбил. Баба била-била – не разбила. Бежала мимо мышка-норушка с круглыми глазками, зацепила нечаянно яичко, оно упало на пол и разбилось. Плачет дед, плачет баба, а курочка своим треугольным клювиком и говорит: „Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам новое яичко, квадратное, такое точно никуда не укатится“. При упоминании в сказке геометрической фигуры дети должны взять картинку с изображением этой фигуры и положить перед собой (на столике или на полу) в ряд. В конце сказки все вместе проверяют, в каком порядке выложены фигуры, должны быть: прямоугольник, овал, круг, треугольник, квадрат.

Примечание : детям 6–7 лет можно предложить рассказать другую известную всем сказку с использованием геометрических фигур или придумать новую.

Квадратик и кругляшечка

Цель: закрепление соотношения предметов с фигурами формой квадрата и круга.

Оборудование: куклы – девочка Кругляшечка с круглым личиком и горошинами на платье и мальчик Квадратик; картинки с изображениями предметов круглой и прямоугольной формы – арбуз, мяч, обруч, воздушный шарик, книга, кирпич, многоэтажный дом, плитка шоколада и т. д.

Возраст: 2–7 лет.

Ход игры: воспитатель сидит за столом, перед ним лежат картинки, справа и слева находятся куклы Квадратик и Кругляшечка. Дети рассаживаются на стульчиках полукругом. Педагог говорит: «К нам сегодня пришли гости. Знакомьтесь, это Кругляшечка (указывает на девочку) и ее братик Квадратик (указывает на мальчика). Они очень веселые и дружелюбные ребята, но вот между собой постоянно спорят и что-нибудь делят. Вот сегодня никак не могут поделить картинки. Кругляшечка говорит, что вот эта картинка (воспитатель показывает детям картинку) должна быть у нее, а Квадратик тоже хочет такую. Придется нам придумать способ, как поделить картинки по справедливости». Дети с воспитателем обсуждают, как лучше поделить картинки. Может быть, перемешать и поделить поровну? Или, может быть, по очереди выбирать понравившиеся? В конце концов вместе находят способ: картинки, на которых изображено что-либо круглое, отдать Кругляшечке, а изображения предметов прямоугольной формы отдать Квадратику. Дети по очереди подходят к столу, берут в руки картинку, показывают всем, обводя фигуру пальчиком, и говорят, что на ней изображено и на кого больше оно похоже. После этого кладут картинку в сторону Квадратика или Кругляшечки.

Примечание: детям 4–5 лет можно предложить более сложные картинки: избушка Бабы-яги в лесу (домик имеет квадратную форму), дети, купающиеся в реке (круглое солнце над рекой) и т. д. 6-7-летние могут играть с картинками, на которых изображено несколько геометрических фигур, дети определяют, каких фигур больше и на этом основании делят картинки между куклами.

Найди гнездо

Цель: научить подбирать фигуры по образцу.

Оборудование: На большом листе толстого картона нарисовать большое дерево с гнездами. На месте гнезд аккуратно вырезать геометрические фигуры (по количеству детей в группе): квадраты, круги, треугольники. Все виды фигур должны быть одинакового размера. На вырезанные кусочки наклеить изображения разных птиц. Например, на треугольниках изображаются воробьи, на кружочках – совы, на квадратах – синицы.

Возраст: 2–7 лет.

Ход игры: воспитатель располагается за столом, возле него на наклонном щите лежит картонный лист с изображением дерева, на столе фигурки с птичками. Педагог рассказывает: «Вчера в лесу отмечали день рождения старого медведя. На празднике были все звери, птицы, букашки – в общем, все-все, только самых маленьких детенышей уложили спать. Когда праздник подходил к концу, был устроен особенный фейерверк, неопасный для деревьев. Потом все родители вернулись домой, и тут птицы обнаружили, что их маленьких детишек нет в гнезде. Оказывается, во время фейерверка малыши так испугались, что выпали из гнезда. Родители очень переживают, давайте поможем малышам вернуться домой, к маме и папе». Педагог показывает детям на разложенные у него на столе фигурки с изображениями птенцов и дерева, подчеркивает, что воробышки живут в треугольном гнезде, совята в круглом, синички в квадратном. Дети по очереди подходят к столу, берут одну из фигур, показывают ее всем, говорят, кто на ней изображен и находят на дереве место, на которое надо вставить этого птенца.

Примечание: детям старше 3 лет можно усложнить игру – разнообразить фигуры, делать их разного размера.

Найди формочку

Цель: учить детей зрительно сравнивать заданные фигуры.

Оборудование: фигурное печенье разных форм и формочки для его выпечки (печенье можно заменить фигурками, вырезанными из картона, а формочки – вырезанными трафаретами) для каждого ребенка, участвующего в игре.

Возраст: 2–4 года.

Ход игры: педагог показывает детям блюдо с фигурным печеньем и говорит: «Посмотрите, какое печенье испекла мама для своего сыночка медвежонка. Она приготовила тесто, взяла специальные формочки и вырезала из теста фигурки, а потом испекла их. Попробуйте угадать, какой фигуркой мама-медведица вырезала каждое печенье». Каждый из детей берет в руки печенье, определяет фигурку и указывает на нее. Затем печенье можно приложить к формочке и убедиться, что у них одинаковые формы.

Назови предметы

Цель: учить находить в окружающей обстановке предметы заданной формы.

Возраст: 4–5 лет.

Оборудование: окружающая обстановка, игрушки, вид из окна.

Ход игры: дети делятся на две команды. Одна из команд называется «Кубиками», вторая «Шариками». Задача детей – найти в помещении как можно больше предметов круглой и квадратной формы за определенный промежуток времени. Примерно через 2–3 минуты педагог просит детей подойти и назвать найденные предметы. Команды по очереди называют свои предметы («Шарики» – круглой формы, «Кубики» – квадратной) и указывают на них. Повторять одно и тоже название 2 раза нельзя, например если назван и показан стол, то нельзя называть и показывать на другой. Выигрывает команда, которая назвала больше предметов.

Скорее собери

Цель: учить различать формы предметов на ощупь.

Оборудование: равное количество мячиков и кубиков по количеству играющих детей.

Возраст: 2–4 года.

Ход игры: по желанию детей или при помощи считалочки выбирается 2 водящих. Им завязывают глаза, остальные дети берут в руки мячики и кубики и становятся в круг. Водящие с пакетами в руках обходят круг, дети протягивают им мячики и кубики, водящие должны сложить эти предметы в пакеты: один – мячики, другой – кубики. Выигрывает тот, кто быстрее собрал все предметы. Дети, стоящие в кругу, не должны подсказывать, что у них в руках. Педагог должен внимательно следить, чтобы дети с завязанными глазами передвигались аккуратно и не падали.

Составь фигуру из частей

Цель: формировать умение детей расчленять сложную форму предмета на элементы, соответствующие геометрическим фигурам, определять их размер, учить воссоздавать фигуры по образцу, на котором выделены все его элементы, воспитывать внимание, наблюдательность, усидчивость.

Оборудование : таблица с изображением зайца (выложено из семи частей), конверты с фигурами для игры – геометрические формы разных размеров.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры : воспитатель обращается к детям: «Давайте проведем игру “Составь фигуру из частей”. Достаньте фигуры из конверта и положите перед собой. Посмотрите на таблицу! Кто здесь нарисован? Да, это заяц. Его надо будет составить из частей так, чтобы ни одна из частей не заходила друг на друга. Кто правильно составит, тот выиграет». Чтобы не ошибиться, дети внимательно рассматривают фигуру зайца, из каких фигур составлена каждая часть, какого она размера. Дети работают. По желанию можно предложить выложить фигуру другого животного и предложить новый образец.

Сложи узор

Цель: научить детей из простых фигур создавать узоры и изображения различных предметов.

Оборудование: комплекты картонных фигур (по количеству детей в группе) – круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, бумага, цветные карандаши.

Возраст: 3–7 лет.

Указание: игру желательно проводить в зимнее время, когда на стекле ясно видны снежные узоры.

Ход игры: воспитатель показывает детям узоры на стекле. «Эти узоры нарисовал Дед Мороз. У него нет красок и фломастеров, поэтому он рисовал маленькими снежинками. Правда, красиво у него получается? А давайте и мы попробуем нарисовать узоры при помощи каких-нибудь фигурок». Педагог раздает детям геометрические фигуры и предлагает порисовать с помощью этих фигур. В качестве образца он предлагает несколько вариантов. Дети берут фигуры, прикладывают их к бумаге и обводят карандашом, затем раскрашивают. Детям старшего дошкольного возраста можно предложить рисовать не только узоры, но и предметы: елочку (три треугольника), снеговика (два кружочка), домик (квадрат и прямоугольник). Дети вспоминают предметы, похожие на предоставленные им геометрические фигуры, обводят фигурки, затем дорисовывают детали и раскрашивают полученные картинки.

Посмотри и сравни

Цель: учить зрительно оценивать фигуры.

Оборудование: картонные фигурки, изображающие грибы, орешки, ягоды малины, игрушечная белка.

Возраст: 2–3 года.

Ход игры: воспитатель говорит: «Сегодня к нам в гости пришла белочка. Что мы знаем о белочках? (Дети отвечают, что живет в лесу, любит орешки и т. д.) А это необычная белочка, она на глазок может определить, какой из предметов больше. Поэтому она всегда выбирает самые большие орешки, грибы и ягоды. А вы умеете? Давайте проверим». Педагог предлагает поиграть: «Сейчас я раздам вам разные фигурки. Вы должны посмотреть на них и на глаз определить, одинаковые они или нет». Дети по очереди подходят к воспитателю, выбирают фигурки, затем встают в круг. Один из детей становится в середину круга, показывает свою фигурку, а остальные пытаются определить, похожи их фигурки на образец или нет. Если ребенок считает, что похожа – выходит в середину круга. После этого педагог предлагает проверить, правильно ли дети определили. Но каким образом? Дети ищут ответ, если не находят, им помогает белочка – она подсказывает, что фигурки можно наложить друг на друга. Дети прикладывают свои фигурки к образцу и сравнивают. Потом ребенок с образцом по очереди подходит к детям, оставшимся в кругу, и сравнивает с их фигурками. Если ребенок ошибся и неправильно сказал, то выполняет задание, которое придумывают другие дети. Игру можно проводить несколько раз, перемешивая фигурки и раздавая их заново. Детям старше 4 лет можно предложить для игры похожие по форме, но отличающиеся размером фигурки. Чем старше ребенок, тем разнообразней могут быть фигуры.

Что в корзинке? (1 вариант)

Цель:

Оборудование:

Возраст: 2–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть. «Я сейчас сложу в корзинку предметы, которые вы хорошо знаете». По одной кладет игрушки в корзину, показывая детям, дети проговаривают ее название, определяют ее свойства – размер, цвет, форму. Затем воспитатель накрывает корзину платком, по одному подзывает к себе детей и просит достать какой-нибудь определенный предмет. Ребенок просовывает руку под платок и на ощупь ищет названный предмет. В случае ошибки ребенок выполняет задание, которое ему придумают другие дети.

Примечание:

Что в корзинке? (2 вариант)

Цель: научить определять предмет на ощупь.

Оборудование: корзинка, накрытая платком, различные предметы разных форм по количеству детей в группе – мячик, пирамидка, мягкая игрушка и т. д.

Возраст: 2–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть. «Я сейчас сложу в корзинку предметы, которые вы хорошо знаете». По одной кладет игрушки в корзину, показывая детям, дети проговаривают ее название, определяют ее свойства – размер, цвет, форму. Затем воспитатель накрывает корзину платком, по одному подзывает к себе детей и просит достать любой предмет. Ребенок берет предмет в руку и описывает его на ощупь, остальные дети угадывают, что за предмет у него в руке. Педагог или дети могут задавать наводящие вопросы: гладкий предмет или шершавый, мягкий или твердый и т. д. Если никто не может угадать, ребенок достает предмет из корзинки и показывает его.

Примечание: детям старшего дошкольного возраста дают разнообразные игрушки различных форм, размеров и материалов.

Нарисуй на ладошке

Цель: учить детей изображать увиденную форму предмета.

Оборудование: маленький предмет круглой (мячик), квадратной (кубик) или треугольной (кусочек фигурной мозаики) формы.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, расставляет детей в ряд и говорит: «Мы с вами знаем много разных фигур. А умеете ли вы их рисовать? Давайте проверим. Сейчас я буду называть фигуру, а вы должны нарисовать ее в воздухе. Не торопитесь, старайтесь, а я буду проверять». Педагог называет фигуру, дети «рисуют» ее в воздухе, при необходимости педагог подходит к малышам, помогает. После того, как все дети справятся с заданием и нарисуют все известные им фигуры, воспитатель предлагает новую игру. Если дети знакомы с игрой «Испорченный телефон», воспитатель объясняет, что эта игра похожа, но вместо произнесения слова шепотом, надо нарисовать фигурку на ладони соседа; если такая игра не знакома детям, объясняет правила игры полностью. Дети выстраиваются в цепочку, стоящий с краю ребенок подходит к воспитателю, который незаметно для других показывает ему предмет. Ребенок определяет форму этого предмета, возвращается на место и рисует увиденную фигуру на ладошке своего соседа, тот передает ее дальше по цепочке. Последний в цепочке ребенок называет вслух нарисованную на его ладошке фигуру, а педагог показывает всем предмет, который видел первый в цепочке ребенок, и все вместе проверяют, изменилась фигура или нет.

Примечание: детям старшего дошкольного возраста игру можно усложнить – добавить фигурки овальной и прямоугольной формы. Следует объяснить, что детям при передаче изображения надо быть очень внимательными, чтобы не путать овал с кругом, квадрат с прямоугольником.

Художники

Цель: научить видеть в общей картине составляющие элементы.

Оборудование: картины (аппликации), состоящие из известных детям геометрических фигур. Например, аппликации с изображениями снеговика (из кружочков), парусника (из треугольников), многоэтажного дома (из прямоугольников и квадратов). Все эти картины развешиваются на стенах в игровом зале.

Возраст: 3–6 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть и приглашает детей на экскурсию в «картинную галерею». На «выставке» представлены картины, составленные из известных детям геометрических фигур. Дети должны угадать автора картины – их трое: Овал Кругов, Квадрат Прямоугольников и Трапеция Треугольникова. Детям объясняется, что Овал Кругов пишет свои картины при помощи кружков и овалов, Квадрат Прямоугольников используют квадраты и прямоугольники, а Трапеция Треугольникова рисует треугольниками и трапециями. Дети по очереди подходят к картинам, рассматривают, из каких элементов картина состоит, обводят найденные фигуры указкой или пальчиком и называют автора картины.

Примечание: детям старшего дошкольного возраста задачу можно усложнить. Например, педагог говорит детям: «Вот посмотрите на эти картины. Художники решили пошутить и запутать нас. Один из них начинал картину, а потом отдавал другому дорисовать. Нам надо определить, кто же первый начал писать картину». Иначе говоря, дети должны определить, какая фигура в картине главная, а какая второстепенная. Воспитатель им в этом помогает. Например, в изображении домика главной фигурой является квадрат, в вагоне – прямоугольник, у тарелки – основным элементом является круг.

Игрушки спрятались

Цель: научить детей опознавать предметы по описанию.

Оборудование: заранее спрятанные в игровом зале игрушки.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть. Он рассказывает историю: «Сегодня ночью наши игрушки решили поиграть в прятки. Они так увлеклись, что не заметили, как настало утро и поэтому не успели вернуться на свои места. Все они остались там, где спрятались. Надо помочь игрушкам вернуться на место. Но как же их найти? Игрушки оставили нам свои подсказки, они-то и помогут нам найти игрушки. Готовы к поискам? Тогда начнем. Вот записка от куклы Алины (педагог делает вид, что читает): “На квадратном стоит круглое, я – за ним”. Что же это может быть? Что же это за круглое на квадратном?» Педагог задает наводящие вопросы, оглядывается по сторонам, дети пытаются отгадать, ищут круглые и квадратные предметы в игровом зале, находят ответ – круглый аквариум на квадратном столике. «Ну, какие вы молодцы! Я сам(а) долго бы искал(а). Посадите Алину на ее место на тумбочке, и давайте продолжим. Вот письмо от мишки. Он на верху бооо-льшого прямоугольника...». Дети отгадывают – на шкафу, с помощью воспитателя достают мишку и усаживают на место Игра продолжается до тех пор, пока все игрушки не будут найдены. В зависимости от возраста игроков описания могут быть более или менее сложными.

А у тебя есть?

Цель: научить находить геометрические фигуры в окружающей обстановке.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть. Игровой зал делится пополам линией (можно провести линию мелом или по возможности использовать рисунок на покрытии пола). При помощи считалки выбирается ведущий. Все дети переходят на одну сторону линии. Ведущий называет любую известную ему геометрическую фигуру (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, трапецию) и спрашивает: «А у тебя есть?». Дети должны найти похожий предмет в игровом зале, за окном или на себе и показать его ведущему. Дети по очереди подходят к ведущему, называют предмет и проходят на другую сторону. Например, ведущий называет прямоугольник. Один из детей может назвать слово «книга», другой – показать свой кармашек прямоугольной формы, третий – указать на окно и т. д. Одинаковые предметы можно называть только один раз (например, если в группе несколько столов, слово «стол» можно назвать только один раз). Если ребенок не может назвать ни одного предмета, он должен пробежать на другую сторону незаметно для ведущего. А ведущий все время должен быть начеку, если он успевает коснуться рукой перебегающего, пойманный ребенок выбывает из игры. Ведущий может ловить игроков, только бегая вдоль линии. После того как все дети перейдут или перебегут на другую сторону, выбирается новый ведущий, и игра продолжается.

Собери картинку

Цель: научить детей находить одинаковые линии.

Оборудование: разрезанные разными кривыми линиями пополам картинки с изображением известных детям персонажей.

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: воспитатель говорит: «Ребята, у Чебурашки приключилось несчастье. Старуха Шапокляк пробралась в его комнату и разрезала его любимые картинки на части. Чебурашка очень расстроен, даже крокодил Гена не может его успокоить. Давайте поможем Чебурашке и соберем картинки, а крокодил Гена склеит их так, что не будет ничего заметно». Педагог раздает детям половинки картинок, дети пытаются найти парные. Воспитатель хвалит детей, быстрее всех справившихся с заданием, и поощряет затрудняющихся.

Убери лишнее

Цель: закрепить знания о формах предметов.

Оборудование: игрушки различных форм – круглые (мячик, воздушный шарик, неваляшка, снеговик, кольцо, черепаха и т. д.), прямоугольные (кубик, деталь конструктора, книга, маленький кукольный столик и т. д.), треугольные (пирамидка, муляж морковки, треугольный клоунский колпак) и т. д.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: педагог предлагает детям поиграть. Сначала он предлагает детям повторить названия известных им фигур, дети называют фигуры, рисуют их в воздухе пальчиками. Затем воспитатель показывает детям приготовленные игрушки по одной, дети говорят названия игрушек, говорят, на какую фигуру похожи игрушки. После этого воспитатель составляет ряд из игрушек – мячик, неваляшка, воздушный шарик, кубик, игрушечная тарелка – и говорит: «Одна из игрушек здесь лишняя. Какая же?» Дети пытаются ответить на вопрос и объясняют, почему именно эта игрушка лишняя. Если возникают затруднения, воспитатель помогает, все вместе выясняют, что лишним предметом является кубик, так как он квадратный, а все остальные игрушки имеют круглую форму. После этого педагог создает новый ряд и игра продолжается. В конце игры воспитатель может предложить детям рассортировать игрушки по форме. Для детей старше 5 лет педагог, составляя ряд предметов, чередует игрушки разных форм. Задача детей – определить, каких форм больше (круглых, прямоугольных, треугольных) и убрать из ряда лишние игрушки.

Примечание: в данной игреигрушки квадратной формы рассматриваются как прямоугольники.

Живая гирлянда

Цель: закрепить знания о фигурах, развить внимательность, быстроту.

Оборудование: различные гирлянды.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: педагог показывает детям различные виды гирлянд и обращает внимание детей на то, что гирлянды состоят из различных фигурок. После этого предлагает поиграть. Дети делятся на три группы: «Кружочки», «Квадратики» и «Треугольники». Воспитатель надевает на каждого значок с изображением соответствующих фигурок. После этого начинается игра: группы становятся в три колонны, педагог начинает собирать гирлянду. Он произносит названия фигур, дети, стоящие первыми в колонне, услышав название своей фигуры, выбегают и становятся в ряд. Если ребенок замешкался, пропустил свою фигурку, он уходит в сторонку, после игры дети придумывают ему задание, которое он должен выполнить. Дети должны соблюдать тишину, не подсказывать друг другу. Чем старше дети, тем динамичнее проводится игра.

Примечание: игру лучше всего проводить в преддверии Нового года, когда игровой зал украшен гирляндами.

Угадай, что у меня есть

Цель: научить описывать предметы по их свойствам – форме, размеру, цвету.

Возраст: 4–7 лет.

Ход игры: воспитатель выстраивает детей в круг и предлагает поиграть: «Давайте поиграем в такую игру. Каждый из нас загадает предмет. Рядом стоящий должен угадать, о каком предмете идет речь. А мы будем давать нужные пояснения». Дети загадывают предметы. Воспитатель поясняет, что загаданный предмет должен быть не очень сложным, чтобы ребенок смог описать его форму, величину и цвет несколькими словами. Один из детей начинает игру. Он обращается к своему соседу: «Я тебе кое-что подарю, но что – не скажу». Тот задает вопросы: какой оно формы, из чего сделано, большое или маленькое, какого цвета. Ребенок отвечает, стоящий рядом должен догадаться, о каком предмете идет речь. После того как ребенок правильно угадывает загаданный предмет, он обращается к следующему игроку с описанием загаданного им предмета.

Игра с кубиками

Цель: научить детей изображать различные фигуры при помощи кубиков.

Оборудование: наборы кубиков с изображениями сказочных героев (например, Красной Шапочки).

Возраст: 2–3 года.

Ход игры: дети рассаживаются за большим столом или на полу, воспитатель раздает им наборы кубиков и спрашивает: «Ребята, расскажите, что можно сделать при помощи кубиков?» Дети отвечают – сложить картинку, построить крепость и т. д. Педагог говорит: «А Красная Шапочка говорит, что ими еще можно рисовать! Как? Вот смотрите». Педагог берет несколько кубиков, формирует из них круг. Затем показывает, что из кубиков можно выложить квадрат и треугольник. Дети пытаются повторить, педагог помогает детям, если у них самих не получается или контуры фигур выходят неровными.

Примечание: если играют дети в возрасте 3–4 лет, игра проводится так же, но затем воспитатель подключает фантазию: в круге «рисует» кубиками улыбку и два кубика ставит на место глазок. Получается веселая рожица. Затем педагог советуется с детьми, какие еще рисунки можно выложить, например паровозик, домик и т. д. Дети совместными усилиями выкладывают эти фигуры при помощи кубиков.

Если играющим детям по 6–7 лет, воспитатель сначала показывает детям несколько образцов рисунков, которые можно сложить из кубиков, затем предлагает детям пофантазировать и выложить другие рисунки. Такую игру можно применять и при изучении детьми букв. При помощи кубиков выкладываются известные детям буквы. Кубики для каждой буквы выкладываются в той последовательности, в которой эти буквы пишутся на бумаге.

Вместо кубиков хорошо использовать бочонки от лото, элементы крупной круглой мозаики и другие некрупные предметы одинаковой формы.

Космические путешествия

Цель: учить классифицировать предметы по форме.

Оборудование: надувные шарики.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры : воспитатель собирает вокруг себя детей и сообщает, что сейчас они совершат космический полет на планету, которая называется «Шарик». «А что вы можете сказать о шарике? Какой он?... Правильно, круглый. Так вот планета так называется, потому что все предметы на ней круглой формы. Ну что, полетели?»

Дети вместе с взрослым имитируют полет, давая звуковое сопровождение, перемещаясь по комнате. В это время помощник воспитателя размещает по периметру группы надувные шарики.

Воспитатель говорит: «Наш звездолет совершил мягкую посадку на планете „Шарик“. Предлагаю совершить прогулку по этой планете». Дети вместе с взрослым обходят помещение группы, педагог обращает внимание ребят на предметы круглой формы, подчеркивая их принадлежность к планете «Шарик».

После прогулки все вместе опять возвращаются домой. Педагог предлагает детям походить по комнате и найти те предметы, которые они могли встретить во время космического путешествия.

Задача детей – найти в помещении предметы округлой формы.

Каждый раз дети могут путешествовать на разные планеты. Например, после путешествия на планету «Пирамидка», дети ищут вокруг себя (в помещении или на улице) предметы треугольной формы, а после посещения планеты «Домик» ищут предметы квадратной или прямоугольной формы.

Игру можно усложнять по мере увеличения количества признаков, которые детям необходимо найти в окружающем мире. Например, дети ищут предметы круглой формы, темные (так выглядят предметы на планете «Шарик» ночью) и т. п.

Статьи по теме: