Обзор игры fallout 4. Главный персонаж и его спутники. типичный для Bethesda основной сюжет

Руины Массачусетса с легким привкусом Столичной пустоши

Отправить

Выпустив в 2010 году , студия Obsidian Entertainment наглядно показала всему миру «тот самый », и даже перевоплощение игры из пошаговой RPG в шутер от первого лица совсем ей не помешало. Недолго пробыв в руках своих праотцев, серия вновь вернулась к Bethesda . И Bethesda сделала то, что умеет лучше всего - еще одну игру про подземелья, хоть и в постапокалиптическом сеттинге. Но об этом мы поговорим позже.

Сюжет берет свое начало 23 октября 2077 года, в тот самый роковой день вселенной , когда огонь ядерной войны практически стер с лица Земли людскую цивилизацию. Главный герой в компании жены и ребенка в последний момент успевает спуститься в убежище 111, чтобы тут же попасть в криогенную капсулу. Именно здесь ему предстоит провести следующие две с лишним сотни лет, и произойти за это время успело многое: Выходец из Убежища уничтожил армию Создателя и основал Арройо, его внук покончил с коварными планами Анклава, а Одинокий Странник добил их остатки на Восточном побережье. Проснуться герою предстоит дважды: первый раз для того, чтобы увидеть, как группа неизвестных людей убивает его жену и похищает ребенка, а после второго и окончательного пробуждения он бросится на поиски обидчиков, одержимый жаждой мщения.

Первую половину игры основная сюжетная линия пытается по максимуму подгонять игрока и является основной мотивацией для персонажа. Действительно, что может быть важнее, чем поиски пропавшего ребенка? Ответ: почти все. Под завязку набитый событиями и возможностями мир то и дело сталкивает игрока с рельсов сюжета самым подлым способом. Что-что, игра? Говоришь, что знаешь, где прячется убийца моей жены и похититель моего сына? Надеюсь, он побудет там еще какое-то время, потому что мне срочно надо построить деревню в компании этих милых оборванцев. Что опять? Спасти мир? Ты издеваешься, у меня еще картошка не посажена!

В Содружестве дела идут не так плохо, как в Столичной пустоши. Конечно, вездесущие рейдеры не дают местным покоя, а о прогулке в парке Бостон Коммон можно и не мечтать из-за его популярности у супермутантов, но об этих опасностях можно не думать за городскими стенами. А вот чего их обитатели боятся как огня, так это злобных ученых из Института, которые похищают горожан и заменяют тех синтами - роботами, которые выглядят один в один как пропавший человек.


Именно Институт, по мнению героя, виноват в произошедшем с его семьей - значит надо его отыскать. Эти поиски займут не меньше десятка часов, и, поверьте, это будет не самое интересное время, проведенное вами в игре. Зато потом начнет разыгрывать в декорациях Бостона самый настоящий : на игрока вывалят четыре фракции, каждая из которых по-своему права в происходящей конфронтации, а что делать дальше - зависит только от него. Можно сразу принять чью-то сторону, работать двойным агентом или пытаться угодить всем и сразу, но никто не мешает решить исход фракционного противостояния самым изящным методом - просто прибить главу какой-нибудь группировки хоть посреди сюжетного диалога. Игра при этом все равно сможет отыскать путь к концовке - хоть в чем-то сотрудничество с Obsidian пошло Bethesda на пользу.



Одна из главных проблем новых частей заключалась в неработающей системе SPECIAL. Тот же можно запросто пройти, имея хоть по единице основных атрибутов - попробуйте провернуть подобный трюк в первых двух частях! В Bethesda , видимо, это тоже осознали, поэтому SPECIAL в появилась в значительно переработанном виде. Навыки ушли в прошлое, смешавшись в сумасшедшем коктейле с перками и основными атрибутами. Выглядит новая система следующим образом: на каждый из семи основных параметров приходится по десять перков, большинство из которых имеет несколько уровней прокачки. С повышением уровня персонаж получает очко способностей, которое можно потратить на любой перк - лишь бы атрибуты позволяли. Чем выше атрибут, тем вкуснее будут и перки. Без высокого параметра силы можно и не думать о прокачке тяжелого оружия, взлом терминалов требует хорошего интеллекта, и так далее. Эта система гораздо органичнее вписывается в механику трехмерных , что и понятно - странно было полагать, что система, изобретенная для пошаговой RPG, будет адекватно функционировать в шутере.

Герой теперь умеет обращаться с любым видом оружия, будь то пистолет или корабельная гаубица - пушки больше не шатаются из стороны в сторону из-за непрокачанного навыка. Перки оружейной специализации влияют лишь на наносимый оружием урон, а к финальной стадии прокачки дадут приятный бонус вроде шанса на разоружение противника при попадании. Имеет смысл стрелять только из того, чему отдается приоритет в прокачке: самый посредственный пистолет будет полезнее минигана, если персонаж обучен стрелять из одноручного оружия, а из больших пушек - нет. К сожалению, все, что не связано с боями, пошло под нож: например, чтобы получить дополнительные реплики в разговорах, достаточно просто иметь много харизмы - все «скилл чеки» в диалогах из игры исчезли. А когда нужно будет что-то починить по квесту, не радуйтесь прокачанному навыку ремонтника - для этого необходимо три единицы интеллекта, и не каплей больше.


Количество вариантов прохождения квестов мирным путем значительно уменьшилось: в , как и в третьей части, в почете подход «в лоб». Практически любое интересное на первый взгляд задание сводится к забегу по очередному подземелью с пушкой наперевес. Вместо интересных ситуаций, запутанных диалогов и вариативности в подходах Bethesda занимается тем, что умеет лучше всего - делает подземелья. Зато каждое из них сделано вручную: если на одном из унитазов вы увидите плюшевого мишку, читающего выпуск газеты «Бостон Бьюгл» двухсотлетней давности, будьте уверены, что еще одного такого в игре вы не встретите. Количество неотмеченных на карте локаций так и вовсе выросло до каких-то совсем неприличных масштабов, а в каждую просто не терпится зайти, ведь можно потом и не оттыкать ее снова!

Исследовать постъядерный Бостон гораздо интереснее в компании напарников. В игре их больше десятка: тут есть и собаки, и роботы, и гули, и супермутанты. Отныне брать с собой в путешествие можно лишь одного компаньона: животные и роботы теперь считаются за полноценного спутника. Боевые товарищи обрели бессмертие и пасть в бою больше не могут: при получении критических повреждений спутник присаживается на пятую точку и даже продолжает стрелять из такого положения. Причин путешествовать в одиночестве нет совсем: боевую помощь напарники оказывают минимальную, но в крайнем случае отвлекут на себя огонь, да и скарба вдвоем можно утащить больше.

Напарники стали больше напоминать живых людей: периодически они вставляют словечко в квестовые диалоги или даже комментируют окружение уникальными и довольно интересными репликами. Например, пробираясь по подземным тоннелям старой церквушки в центре Бостона, я услышал от товарища восклик « Tunnel Snakes Rule!» - ну как тут не улыбнуться? А вот так расхваленная Тоддом Говардом система отношений с напарниками оказалась совсем пресной. Каждый из них реагирует на определенные действия главного героя: не стоит полагать, что отмороженной рейдерше понравится ваша попытка пройти квест дипломатией. Но ей очень нравится, когда персонаж принимает наркотики или пьет алкоголь: чтобы добиться ее расположения или даже любви, достаточно выпить полсотни бутылок виски, а потом пофлиртовать, пройдя проверку на харизму. Dragon Age отдыхает.


А тащить придется много. Совсем бесполезного хлама в игре больше нет: любую канистру или грязную пепельницу можно разобрать на составные компоненты, которые понадобятся при «крафте». А «крафт» играет в огромную роль: «апгрейды» брони, оружия, постройки в поселениях - всего этого не увидать, если не заниматься сбором мусора на постоянной основе. Модернизировать можно и силовую броню, которая из высокоуровневой одежды превратилась в скафандр-экзоскелет. Один экземпляр герой получит через двадцать минут после выхода из убежища 111, но не стоит раскатывать губу: для нормального функционирования брони необходимы ядерные блоки, встречающиеся в игре не так уж и часто, а в начале их и днем с огнем не сыщешь. Ну и, конечно же, требуется регулярное техобслуживание - искать компоненты для починки брони на начальной стадии игры - никаких нервов не хватит. Зато ближе к финалу, когда герой будет сидеть на настоящей горе денег и мусора, из нее можно вообще не вылезать.

Можно сколько угодно ругать Fallout 4 за похожесть на Fallout 3, но одного у игры не отнять: у Bethesda вновь получилось создать мир, в котором по-настоящему хочется жить. А как еще объяснить эти забеги по окрестным свалкам в поисках мусора, чтобы провести в свою деревню электричество?

Честно говоря, мне очень трудно было определиться с "любимыми" играми, которые выходили с 2012-го года. Конечно же, вышло множество замечательных (и не очень) проектов, среди которых нужно было выбрать что-то одно. Не хотел я снова обозревать Fallout 4 - ну честно. Но с другой стороны, с 2012-го года не выходило таких игр, которые для меня были бы сравнимы с последним творением Bethesda Game Studios . А потому я решил посвятить обзор своей любимой игре последних пяти лет. Вернее не просто игре, ведь я её уже обозревал в два года назад в "Субъективном взгляде", а обновленному, полному изданию Game of The Year Edition , который не только подчёркивает то, что Fallout 4 - воистину лучшая игра 2015-го года, но и содержит в себе ещё все дополнения, которые заметно улучшили игровой экспириенс в этом проекте.

Стоит сказать, что Bethesda Game Studios для меня не просто разработчики. Для меня они настоящие Творцы, которые создают образцовые и лучшие игры с открытым миром. В частности это заслуга гениального геймдизайнера, маэстро Тодда Говарда. И последняя их игра, Fallout 4 , не стала исключением. В конце мая, когда на Season Pass была -40% скидка в Steam , я решил сделать подарок любимому человеку на День рождения и "проапгрейдил" игру до полного издания. В результате, я половину лета посвятил повторному прохождению F4 .

Самое главное, что свойственно игре, как и другим проектам студии - великолепный открытый мир, который можно исследовать сотнями часов. Каждое здание, каждая пещера и любая локация здесь внимательно проработаны до мелочей. Благодаря этому в Fallout 4 , как и в прошлые игры BGS , играть и переигрывать можно множество раз. Такого уровня исполнения не было в игровой индустрии со времён The Elder Scrolls V: Skyrim . И пусть F4 не дотягивает до уровня пресловутой игры по другим аспектам, однако опенворлд здесь на столь же высоком уровне.

Увы, сюжетная линия в игре оставляет желать лучшего. Однако, это отчасти было исправлено в Far Harbor - самом крупном дополнении в истории BGS . На мой взгляд, оно вышло не просто удачным, а даже смогло превзойти и без того отличный оригинал. Невероятная атмосфера, близкая к Point Lookout из Fallout 3 , довольно-таки интересный сюжет, дополняющий историю оригинальной игры. Помимо этого, нам дали просто огромный по меркам DLC мир, опять же насыщенный контентом и очень интересный для иссделования. И я не говорю уже о качественных квестах, которых нам так не хватало в Fallout 4 . На мой взгляд, Far Harbor - это то, ради чего стоит покупать или Season Pass , если вы уже знакомы с оригиналом. Если же не знакомы - я вам даже завидую, ведь тогда вы получите двойную порцию великолепного первичного игрового экспириенса. Для меня FH - не просто лучшее дополнение 2016-го года, но ещё и DLC, превзошедшее оригинальную игру.

Другие дополнения так же заслуживают внимания. Например, весьма неплохой Automatron , который рассказывает нам историю, связанную с Механистом (да-да, тем самым Механистом из Fallout 3 ... почти). Конечно, по масштабам оно не сравниться с FH , однако тоже дарит пару очень приятных часов. Есть ещё и Nuka World , где нам дадут попутешествовать в тематическом парке развлечений, связанных со знаменитой "Ядер-колой", сколотить свою банду рейдеров и начать экспансию в Содружестве. Любителей строить так же не обделили тремя наборами DLC в лице Wasteland Workshop , Vault-Tec Workshop и Contraptions Workshop . К слову, во втором нам дают в распоряжение ещё и целое Убежище, даже небольшую сюжетную линию завезли.

Что же можно в целом сказать о Fallout 4: Game of The Year Edition ? Несомненно, после выхода всех дополнений, и без того великолепный проект стал ещё лучше. Я покупал игру и Season Pass по отдельности - суммарно вышло более 3000 рублей. Но честно говоря, не жалею ни ни рубля. Игра отработала каждую копейку, вложенную в неё. Полное издание позволяет очень хорошо сэкономить тем, кто ещё не играл.

Пусть Fallout 4 нельзя назвать лучшей игрой десятилетия, ибо Bethesda Game Studios так и не смогли превзойти The Elder Scrolls V: Skyrim , но такие проекты выходят не каждый год. Тем более, учитывая не особо богатый на игры 2017-ый год, можно сказать, что данный проект строго обязателен к покупке и прохождению всем тем, кто ещё не играл. Именно поэтому 26-го сентября я рекомендовал бы бежать покупать F4:GOTY . Если же у вас консоль, то желательно взять физическую копию, а лучше коллекционное издание Pip-Boy Edition .

За почти 15 лет игры производства Bethesda стали эталоном игр с открытым миром — от Morrowind до последней минуты Skyrim. Даже очевидные промахи Oblivion мало значили по сравнению с размахом игры.

От Fallout 4 ожидалось то же самое. Это первое появление игр Bethesda на игровых приставках нового поколения, свободных от ограниченности . В итоге мы получаем массу удовольствия и простор для ещё больших улучшений в будущем посредством модов, первые из которых появятся в 2016 году.

Чтобы понять, что в Fallout 4 сделано правильно, достаточно посмотреть на его предшественника или даже на любую игру от Bethesda. Впервые , на мгновение ослепленный солнечными лучами и одетый в знакомый сине-жёлтый комбинезон, вы чувствуете знакомое ощущение открывающихся возможностей. Вы проверяете карту, идёте минуту, проверяете карту снова и начинаете оценивать её масштаб и сколько времени потребуется на её прохождение. Она огромная, и кто знает, что она скрывает?

Это опьяняющее чувство, возмещающее ощущение от необходимости прохождения обременительной основной сюжетной линии. Fallout 4 обладает некоторыми интересными идеями, но в основном это запутанный беспорядок. Есть шанс, что если вы присоединитесь к более чем одной игровой фракции, вы окажетесь на миссии, где каждый стреляет в каждого — кроме вас. Потому что все они считают, что вы на их стороне, этакий двойной или тройной агент. Даже если вы находитесь в процессе явного предательства одной из группировок. Такое случается в игре неоднократно и каждый раз выглядит глупо.

типичный для Bethesda основной сюжет

Но игры от Bethesda строятся на неожиданностях. На мистике. Вот вы бредёте через ядерную пустошь Содружества (бывший Бостон), когда видите проблеск руин старой церкви посреди туманного утра. Или группу рейдеров с горящими в ночи факелами. Или, казалось бы, нетронутые остатки давно бездействующего завода, наполовину погруженные в реку и испещрённые солнечным светом. Пройти мимо или заглянуть внутрь?

Четвёртая часть Fallout о 1950-х годах не просто фон, но символ. Она расскажет вам истории, если к ним прислушаться. Два скелета, держащихся за руки на кровати с 10-мм пистолетом между ними. Сухие служебные записки, предсмертные письма и отчёты о доходах, собранные вместе, создают динамичное повествование о судьбах людей в начале войны, закулисных тайных сделках и корпоративном шпионаже. стоят за всеми, казалось бы, благими намерениями Vault-Tec.

Например, на изображении выше вы видите закрытый клуб высших правительственных чиновников: все его члены выпили отравленное вино и умерли после первых ядерных ударов. Аудиозапись, найденная в клубе, очень атмосферно рассказывает о том, как это произошло. И таких мест в игре много.

Такие моменты часто намного интереснее, чем основной сюжет. Вы словно играете в пост-апокалиптического археолога, склеивая картину того, кто жил здесь до падения ядерных бомб, в то время как в фоновом режиме напевает Бинг Кросби.

При этом Fallout 4 разнообразен, и он намного больше чем Fallout 3.

Многие восприняли Fallout 3 как Oblivion с огнестрельным оружием. На поверхности у них было много общего, больше, чем с изометрическими РПГ от Interplay. Но Fallout 3 для игр от Bethesda стал довольно радикальным. В игре было около 150 локаций, разделённых пространствами Пустоши. И почти каждое место (кроме метро) существовало по какой-то причине, будь то квест или уникальное снаряжение.

Fallout 4 на самом деле гораздо ближе к Oblivion с оружием — с огромной картой, переполненной иконками, каждая из которых обозначает место, где геймеру можно покопаться. Но лишь примерно половина из них кажутся по-настоящему полезными или особенными, чтобы проявить к ним интерес. Остальные представляют собой повторяющиеся боевые арены и места прославленной пост-апокалиптической спелеологии.

Со временем это превращает исследования в трудовую повинность. Вы натыкаетесь на завод (скажем, водохранилище Посейдон) и должны быстро сделать вывод: стоит ли это потраченного времени? Ответом слишком часто становится «нет».

Игра огромна и наполнена «контентом». Много мест существуют ради существования и атмосферности, чтобы вы пристрелили ещё несколько мутантов и собрали ещё несколько заколок или вскрыли очередной запертый сейф.

Это приводит нас к другой проблеме: отсутствие уникальных трофеев. В игре крайне мало уникальных видов оружия, за почти 100 часов мною было найдено всего 5 экземпляров. Даже боссы, от которых ждёшь наличия уникального оружия или брони, часто дают в награду всякий мусор. Данная проблема решается на самом высоком уровне сложности «Выживание», так как чем выше сложность, тем выше вероятность нахождения редких предметов.

Такая схема была применена, вероятно, чтобы заставить игроков задействовать (создания вещей). Нашли совершенно скучный, стандартный 10-мм пистолет? Теперь весь мусор в игре можно разобрать на компоненты, которые позволят увеличить дальность стрельбы, вместимость магазина и т.д. После оружию можно дать имя и почувствовать его по-настоящему своим!

Однако этот процесс приносит меньшее удовлетворение, чем нахождение уникальных вещей (хотя это дело вкуса). Помните, как здорово было найти винтовку Линкольна в Fallout 3? Это чувство пропало в Fallout 4, ему на замену пришёл поиск «Усиленного 10-мм пистолета с коллиматорным прицелом» или какого-то другого довольно банального предмета, даже на боссах.

Таким образом, в игре множество локаций существует с единственной целью пополнения запасов антирадина и стимуляторов. Как будто в них есть дефицит. Геймерам не составит труда накопить их в количестве 500 штук, даже на уровне «Выживание».

Создание вещей также приводит к тому, что одни и те же оружие и броня используются по много часов подряд. Через 100 часов используется винтовка, настроенная на 6-м часу игры.

Это Fallout 4: множество систем, которые в начале кажутся интересными, но за 100 часов надоедают. Например, Поселения. Это выстраиваемые операционные базы, где можно надеть фартук плотника и строить новые дома, мебель, заборы и т.д. Интересно — поначалу. Час можно потратить на строительство забора вокруг вашего первого дома. Он выглядит устрашающим (видеокарты считают так же и при нахождении рядом с ним частота кадров падает).

Но потом игра заставляет разблокировать два поселения. Потом три. Потом десяток. И с каждым новым геймер всё меньше заинтересован в их внешнем виде. Было бы интереснее иметь только одно поселение, в которое будут вкладываться все усилия. Но нет. Их куча, и каждое периодически атакуют, и от игрока ждут, что он придёт на защиту. Утомительно.

Или можно поговорить о силовой броне. Чтобы дать понять её значимость, Bethesda изменила механизм её работы. Вам больше не нужно носить броню постоянно. Вместо этого она теперь действует почти как средство передвижения, который нужно периодически подзаряжать редким предметом, Fusion Core.

Результат? Броню не носят, поскольку следить за ней слишком хлопотно.

Выбор музыкальных треков остаётся слишком ограниченным для 100 часов. Даже хуже, несколько треков перекочевали сюда из Fallout 3. Будем надеяться, что песня BONGO BONGO BONGO I DON’T WANT TO LEAVE THE CONGO, не успела надоесть вам в Fallout 3, потому что в Fallout 4 вы услышите её ещё миллион раз.

Следует вспомнить и о багах, иначе это была бы игра не от Bethesda.

1) Доступ к силовой броне спереди иногда приводит к попытке персонажа пройти сквозь броню, блокируя все элементы управления и заставляя загружать сохранение. Доступ к терминалам, перед которыми стоят кресла, иногда приводит к тому же результату.

2) В конце игры попытка быстрого перемещения в локацию Ticonderoga приводит к вылету на рабочий стол. Каждый раз.

3) Компаньоны тупы, как пробки. Был один неплохой , если не считать того, что он запрограммирован присесть, когда игрок занят. К сожалению, зачастую он забывает встать, чтобы найти вас. Также компаньоны пытаются ходить сквозь стены, бежать в противоположном направлении, когда вы идёте в лифт, проваливаться сквозь пол, потому что не могут прыгнуть, и т.д.

4) Вы можете уйти от любого разговора. К сожалению, игровые персонажи тоже. Иногда посреди важного разговора персонажи просто поворачиваются и уходят, приходится начинать разговор сначала.

5) Замечено три различных квеста с глючным скриптом. Два из них удалось починить быстрым перемещением подальше от места разговора и обратно, заставляя игру перезапустить триггеры квеста.

6) Игра не запустит даже меню на ноутбуке с видеокартой Nvidia GeForce GTX 970M в полноэкранном режиме на низких настройках, но зато идёт на сочетании средних и высоких настроек в окне без рамок. Можете ознакомиться с .

7) Не совсем ошибка, но меню в этой игре беспорядочное. Иногда кнопка Escape используется для выхода их меню (как в мастерской), в других случаях используется для приостановки игры (тогда для выхода используется Tab). Управление клавиатурой и мышью крайне неидеальные.

Это только основные претензии. Есть бесчисленное множество графических и звуковых глюков, которые также портят впечатление, плюс проблемы с оптимизацией в центре Бостона, которые, кажется, растут, чем выше вы поднимаетесь по зданию. И время загрузки традиционно долгое.

Если Bethesda выпустит патч, который устранит некоторые из наиболее вопиющих ошибок, оценку игры можно будет повысить до 4. Но пока 3 из 5.

Заключение

Долгое время никто не делал игры так, как Bethesda. Появляется расслабленность, когда вы делаете то, что не могут делать другие. Появляются ошибки. Искусственный интеллект становится хуже. Основной сюжет получается неинтересным.

Не то чтобы Fallout 4 плохая игра. Просто другие разработчики научились создавать игры с большим открытым миром, и кто-то делает это даже лучше, чем Bethesda.

Несмотря на изложенные выше жалобы, проведённым в Fallout 4 временем можно наслаждаться. Окружение является главным активом Fallout 4, и пусть Бостон не столь культовый, как Вашингтон или Лас-Вегас, он всё равно важен для мира Fallout.

Однако игра не станет ожидавшимся многими шагом вперёд. Это первая игра Bethesda на приставках нового поколения, а ощущение такое, что сделан шаг назад, словно это всё тот же Oblivion с пушками. Спустя 10 лет многие ошибки прошлого повторились.

Плюсы

  • Атмосферный постапокалиптический мир;
  • Бостон является местом действия ряда сказаний мира Fallout;
  • Отличные эффекты освещения;
  • Сохраняет традиционное для Bethesda желание исследовать мир.

Минусы

  • Слишком много «воды»;
  • Новые системы кажутся непостоянными и убивают темп;
  • Традиционная забагованность игр Bethesda.

Но будем откровенны, все приведённые негативные доводы могут быть сведены к минимуму парой патчей патчей от Bethesda. А мы продолжим исследовать локации и делиться с вами впечатлениями, советами и дополнять наше . Оставайтесь с нами!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Сказать, что игра «Фоллаут 4» была самой ожидаемой вот уже многие годы - это не сказать ничего. Релиз отменялся и переносился, но это не было помехой для многомиллионной армии поклонников, продолжающих упорно ждать, что и подтверждает огромное число предзаказов. Но были ли оправданы надежды фанатов? И стоил ли ожиданий «Фоллаут 4»? Обзор на русском языке, представленный на нашем сайте, постарается ответить на все эти вопросы. Итак, отправляемся в жестокий мир постапокалиптического Бостона и его окраин, где и будут проходить наши приключения, или добро пожаловать в игру «Фоллаут 4».

Обзор

Дата выхода - 10 ноября 2015 года - может смело быть вписана в историю. Ведь этот день с нетерпением ожидали многие игроки по всему миру. И какими бы противоположными и неоднозначными не были рецензии - эта игра стоит того. Обзор игры «Фоллаут 4» нужно начать с описания сюжета. Наш главный герой, очнувшись ото сна, который длился более ста лет, видит сквозь двери криокамеры, как убивают его супруга (или супругу) и забирают ребенка. Немного очухавшись, мы оправляемся на поиски своего сына. И вот мы попадаем прямо-таки в детективную историю, в которой нам предстоит распутать интриги, узнать тайны и услышать шокирующие воспоминания - можно сказать, что сценарий удался на славу.

Основной сюжет немного линейный, но все-таки он проведет вас по самым значимым городам и местам и ознакомит со всеми фракциями Содружества, с каждой из которых нам придется взаимодействовать. При этом нужно постараться как можно дольше сохранить нейтральные или дружественные отношения со всеми группировками. Ведь это позволит посещать их базы, где всегда можно воспользоваться услугами доктора или получить бесплатную койку и еду, но в определенный момент герою предстоит сделать свой выбор.

Свобода действий и открытый мир

Как и заявлял директор и исполнительный продюсер Bethesda Game Studios, вы можете заниматься чем угодно, но в контексте того, что герой ищет своего ребенка, немного не увязывается его желание помочь кому-то построить деревню или принести артефакт. Так что есть смысл пройти основную сюжетную линию, и уж потом приступить к дополнительным заданиям, которых в игре огромное множество. При этом некоторые из них достаточно оригинальны и чаще всего приведут к новым заданиям. Так что вы всегда найдете чем заняться, путешествуя по не очень большой, но насыщенной карте «Фоллаут 4».

Обзор сюжета нельзя сделать без описания финала, но тут разработчики решили, что жизнь на пустоши не заканчивается, так что как такового конца игры вы не найдете. Это достаточно оригинально, но немного разочаровывает. Сюжет игры, так или иначе, крутиться не только вокруг поиска ребенка, но и вокруг отношения окружающих к синтетическим людям. Стоит ли их бояться? Или считать их обычными людьми? Решать придется вам, при этом такое понятие как «карма», отвечающее за положительное и отрицательное отношение окружающих к вашим решениям, больше не существует. И это становится настоящей свободой выбора, ведь игра не диктует вам, как нужно поступать.

«Фоллаут 4». Обзор фракций

Игроку предстоит много взаимодействовать с окружающим миром, и не последнюю роль в этом играют разнообразные группировки, которые враждуют между собой, имеют определенную цель и собственные секреты. И, несмотря на свободу действий, герою придется отдать предпочтение одной из них, ведь основной сюжет завязан именно на фракциях. От наших действий зависит многое, и тот или иной поступок переписывает сценарий взаимодействий с группировками, которых в игре четыре:


Каждая фракция имеет свои задачи и интересы, и ни одну из них нельзя назвать плохой или хорошей. Игроку стоит отдать предпочтение той, которая ближе ему по идейной части. Хотите развивать и строить поселения - добро пожаловать к минитменам. Игроку-воину подойдет по духу Братство стали. Самые сложные моральные дилеммы вызывает Институт. Но если он вам крайне неприятен, то свободно вступайте в ряды Подземки - все квесты этой фракции завязаны на тайном и явном противостоянии с Институтом.

Пустошь — не место для одиночества

Обзор игры «Фоллаут 4» не может обойтись без упоминания о напарниках. Конечно, такие персонажи существовали и в прошлой части, но они были не особо выразительными, молчаливыми и использовались чаще всего в роли вьючного скота. Теперь же все кардинально изменилось - напарник обладает собственной историей (пусть и немного недописанной), характером, реагирует на действия главного героя и может влезть в диалоги с другими персонажами. Отдельно нужно упомянуть пса - немного перков и из этой собаки можно сделать убойного терминатора, который не станет лишним во время боя.

Взаимодействие с окружающими

Города и поселения стали более оживленными. Их обитатели обрели много разных занятий, и герой всегда найдет с кем поторговать, пообщаться и получить новое задание. Это огромный плюс, но система диалогов по сравнению с предыдущей частью заметно ухудшилась. Иногда не особо понятно, что же скажет ваш герой, если выбрать тот или иной вариант ответа. Если с кем-то подружиться, то можно получить какое-то полезное умение, которое не станет лишним при прохождении «Фоллаут 4».

Обзор романтических отношений можно выразить так - они существуют. Любовная история не станет слишком запутанной или сложной. Несколько реплик с уклоном на флирт — и герой обзаведется дамой или кавалером. Но единственный бонус, который из этого можно получить, - это небольшая временная прибавка к очкам опыта, которую можно получить за сон в одной кровати.

Пустошь может быть красивой

Игра получилась атмосферной, впрочем, Bethesda Game Studios славиться этим. Нельзя сказать, что графика в «Фоллаут 4», обзор которой мы проходим, стала каким-то прорывом или обладает безумно красивой картинкой. Но все-таки ощущается огромный шаг вперед. Дизайн и прорисовка локаций приносит удовольствие и радует глаз, а также заставляет провести огромное количество времени в поисках новых поселений или мест для изучения. Огромное впечатление производят радиоактивные бури, наблюдать за которыми можно только из убежища, ведь герой моментально погибает в них. Музыкальная часть проекта также погружает в игру полностью. Помимо основного саундтрека, можно послушать радио, но большинство треков знакомо нам по предыдущей части, что немного утомляет.

Прокачка персонажа в «Фоллаут 4»

Обзор на русском языке, представленный на нашем сайте, нужно продолжить такими словами - игра перестает быть РПГ и превращается в экшн. Разработчики перестарались с упрощением прокачки системы S.P.E.C.I.A.L., и теперь необязательно ломать голову над тем, какие параметры сделать основными, - все слито в одну систему из характеристик, к которым намертво привязаны 10 умений.

Конечно, не стоит думать, что с интеллектом в 4 единицы вы сможете взламывать сложные замки, и все равно придется задумываться, какое умение лучше прокачать сейчас, а что можно улучшить и в другой раз.

Бой и критические удары

Система V.A.T.S. , известная нам по прошлым частям, претерпела изменения. Прежде всего, это уже не заморозка времени, а его замедление. Кроме того, уже не существует случайного критического попадания, а есть система накопления шкалы, скорость которой зависит от нескольких факторов. Противники стали умней, передвигаются, прячась за препятствиями, могут кинуть гранату или стрелять из убежища - что делает бой более динамичным и интересным в «Фоллаут 4».

Обзор оружия можно проводить очень долго, ведь в игре его стало не только больше, но и увеличилась возможность его создания. Теперь уж ощущается польза от валяющегося по всей пустоши хлама, ведь любое оружие можно улучшить или изменить при помощи подручных средств. Вообще, строительство и создание предметов - это отдельная тема, но которую можно потратить не один час.

«Из машины» (Алекс Гарленд, 2015) «Бегущий по лезвию» (Ридли Скотт, 1982) «Сумеречная зона» (1953), эпизод «По своему подобию» Ясухиро Найто, «Триган» Айзек Азимов, «Заминка на праздновании Трехсотлетия»

Игры от Bethesda всегда особенные. Их можно ругать за тысячу разных вещей, притом каждый раз — почти за одни и те же, но это никогда не имело особого значения. Эта студия делает то, чего никто больше не делает так . Их игры — даже не игры, а миры, в которых можно застрять на сотню часов, просто гуляя, глазея по сторонам, собирая травки и читая книжки про похотливую аргонианскую деву.

И потому Fallout 4 было очень трудно не ждать. В ней было легко сомневаться, это верно. Но, однажды оказавшись в этой постъядерной Пустоши, мало кто не захочет вернуться обратно.

В общем, теперь мы едем в Бостон.

Упали бомбы

С Институтом — незримой организацией, возникшей на останках Массачусетского технологического института (MIT), — нам уже приходилось сталкиваться, хоть и не напрямую. В Fallout 3 с ним был связан один хороший побочный квест, а правящий Новым Вегасом мистер Хаус до ядерной войны учился как раз-таки в MIT.

Теперь, когда мы очутились посреди разрушенного Содружества Массачусетс (или просто Содружества), этот Институт оказался в самом центре. Среди местных ходит слушок, будто Институт похищает людей и заменяет их синтами — неотличимыми копиями, роботами вроде сайлонов из «Звездного крейсера "Галактика"» или репликантов из «Бегущего по лезвию».

Тему синтетической жизни поднимали в научной фантастике тысячи раз и еще столько же раз поднимут, но в этом случае интересно то, что, задав все вопросы, Fallout 4 не делает никаких выводов сама. Кто-то относится к синтам как к инструменту, кто-то — как к преступлению против человечества и науки, кто-то — как к людям, а кто-то просто до истерики их боится. Есть разные точки зрения, и их можно принять или не принимать вовсе.

И на этом фоне весьма кстати то, что больше нет очков кармы, дающихся или отнимающихся за «добрые» и «злые» решения. В Fallout 3 сценаристы, похоже, поняли эту систему превратно, и развилки часто сводились к выбору между образом кромешного мерзавца или светозарного зануды — просто потому, что так надо. В New Vegas вся мораль размылась, и смысла в «добрых» и «злых» очках было все меньше, но они все равно продолжали капать.

Теперь же карма исчезла, а вместе с ней и навязанные представления о том, что правильно, а что нет. И это просто прекрасно.

Даймонд — самый большой город в округе. Построен в стенах бейсбольного стадиона «Фэнуэй-Парк».

Впервые со времен Morrowind сюжет у Bethesda вписан в открытый мир, а не болтается отдельно от него. Только это куда меньше касается первой половины игры, потому что начинается она с линейной прогулки. Вы, очнувшись в бомбоубежище после двухсотлетнего криогенного сна, идете по следам своего сына — как когда-то искали отца в Fallout 3 , — и эти первые десять, двадцать, может быть, тридцать часов могут сильно разочаровать.

После сумасшедшей свободы New Vegas вы оказываетесь вынуждены перемещаться от одной контрольной точки до другой, пробираясь по запутанным подземельям и решая достаточно прозаичные, по меркам Пустоши, проблемы. Одним способом или чуточку другим. Отвлекаться на побочные поручения можно, но в контексте сюжета как-то не вполне логично. Ведь единственное, что движет выходцем из Убежища, — желание поскорее найти сына, а тут вдруг он все бросает и принимается, например, строить село вместе с минитменами. А потом снова уходит искать сына. Чудак.

На самом деле история с сыном — это такой слегка неуклюжий повод показать, как устроен мир. Вы посещаете главные достопримечательности, знакомитесь с действующими на руинах Массачусетса организациями, а дальше Fallout 4 вдруг вспоминает, что до нее все-таки была почти великая New Vegas, и наконец-то предоставляет вас себе самому.



Пустошь Содружества мало похожа на столичную. В Бостоне совсем другая архитектура и другие достопримечательности. И ему гораздо меньше досталось в годы войны.

После одного переломного момента игра отпускает вас на свободу. Являет вам четыре фракции со своими правилами и своей правдой у каждой и предлагает разбираться с ними как угодно. Мотивы сторон проще некуда — вопрос, скорее, в том, чья манера вести дела вам ближе. Вы начинаете принимать решения, лавировать между неудобными вариантами, стараясь подольше сохранять хорошие отношения с каждой фракцией, выяснять правила их игры и посреди чужих дел проводить в жизнь свой собственный, лучший, план.

И вот тогда свобода берет свое. Побочные истории наконец-то органично встраиваются в ваши деяния, потому что неотложные проблемы кончились. Закрыть тему противостояния организаций вы вольны когда угодно: можете, скажем, прикончить главу фракции хоть посреди сюжетной речи, и игра предложит новый путь к концовке — как в New Vegas. Очень приятно обнаружить, что Bethesda не игнорирует то, что сделала до нее Obsidian.

Печалит другое. После прохождения основного сюжета герой рассказывает, что нашел свое место в новом мире, зачем-то заканчивает речь заезженным «War never changes»... и всё. В прошлых Fallout на этом месте был подробный разбор судеб городов и персонажей, которых вы встречали, — и есть мнение, что это одна из главных фишек серии. Но похоже, что, утвердившись в первичности открытого мира, Bethesda решила, что у жизни в Пустоши не может быть концовки, и решила не делать ее вовсе. Логично, но все-таки обидно.

Главный герой (или героиня) теперь озвучен, но как к этому относиться — дело вкуса. С одной стороны, так беседы звучат куда естественнее, но с другой — человека на экране куда сложнее отождествлять с собой.

Псина и все остальные

Карму условно замещают отношения с компаньонами. Об их реакции на ваши действия оповещают сообщением в верхней части экрана («Престон Гарви от этого в восторге»), как в играх Telltale. Вкусы напарников на редкость специфичны: например, журналистка Пайпер из Даймонда радуется, когда вы при ней насаждаете справедливость, этику и... взламываете замки.

Компаньоны — это те персонажи, к которым вы почти наверняка будете возвращаться чаще всего, потому что именно с ними у вас прежде всего возникает какая-то связь. Но, увы, им уделили куда меньше внимания, чем они заслуживают. Спутники ходят за вами, комментируют то, что видят, но в ваши дела не вмешиваются. Пару раз за игру каждый попробует завязать беседу и излить душу, а когда вы по-настоящему подружитесь, даст умеренно полезный навык.

Этим дело обычно ограничивается. Романы, которые прежде много обсуждали, завязываются на ровном месте после пары попыток пофлиртовать и, по сути, не ведут ни к чему, кроме призовых сахарных реплик при встрече и временной прибавки к опыту за проведенную в одной кровати ночь.

Престон Гарви, последний из массачусетских минитменов. Как раз с его подачи мы строим на останках Содружества новую цивилизацию.

Очень хотелось бы, чтобы компаньоны говорили чаще, но удивляться тут нечему — в Fallout почти всегда было интереснее играть одиночкой, а напарники разве что работали вьючными животными и отвлекали огонь на себя. Тут есть подвижки в нужную сторону, но изменилось на практике не так уж много.

Зато в Fallout 4 есть очень славный Догмит — он же Псина в русской версии. Всегда верен, никогда не расстраивает и становится настоящим терминатором, если выучить один из перков.

Это моя винтовка

Директор игры Тодд Говард говорил, что со стрельбой и оружием в этот раз помогали id Software и один из бывших сотрудников Bungie. Это чувствуется. Fallout 4 фетишизирует оружие похлеще, чем Borderlands . Она учит его любить: если вызубрить ремесленные перки, можно десятки часов провести с одной пушкой, постепенно наверчивая на нее новые модули. В моем случае это был обыкновенный бластер, который со временем превратился из ручного пугача в тяжелый снайперский карабин.

Кроме серийных вещей есть редкие коллекционные стволы, и даже если бы они не были настолько мощными, их все равно стоило бы ценить — за характер. Само собой, знакомая по третьей части железнодорожная винтовка, стреляющая костылями, с пары попаданий раскалывает шлем рыцаря Братства Стали надвое, но при этом выпускает клубы пара и тарахтит как паровоз — и это в ней гораздо интереснее. Еще есть силовой кастет из куска железобетона, приделанного к небольшому свайному молоту. Или вот корабельная пушка... это корабельная, мать ее, пушка, которая стреляет пушечными ядрами, понимаете?

Стала интереснее силовая броня. Раньше доспехи Анклава и Братства Стали были, по сути, высокоуровневой одеждой для поздних стадий игры, а в этот раз вы получаете их почти в самом начале. Но они постоянно требуют техобслуживания — цена ремонта и батарей мешает ходить в броне постоянно, пока вы не сколотите состояние. Ближе к концу я приделал к паладинским доспехам реактивный ранец, покрасил их в розовый и окончательно перестал из них вылезать.

Силовую броню, как и всю остальную экипировку, можно пересобирать модуль за модулем. Например, усилить защиту от радиации свинцовыми пластинами или прикрепить на спину реактивный ранец.

Тем не менее состоятельность Fallout 4 именно как шутера все еще под вопросом. Да, меткая стрельба поощряется. Да, стрелять гораздо приятнее, чем раньше. Да, дикие гули теперь вылезают из щелей в стенах и смешно пляшут, если отстрелить им руки. Разумные противники продолжают время от времени впадать в ступор, стоит произойти чему-то неожиданному, но пользуются укрытиями, обходят с флангов и закидывают гранатами, будто сегодня — последний день в их жизни (тут они попали в точку). В отношении механики бои стали значительно лучше.

Но! Дизайн стычек до сих пор на уровне «вот комната, вот враги, сделайте, пожалуйста, что-нибудь», из-за чего многие сражения превращаются в сущий хаос. Спасает снова режим V.A.T.S., в котором экшен на несколько секунд уступает пошаговой тактике: время замедляется, вы спокойно выбираете цель и тратите на стрельбу очки действия. Это очень помогает контролировать происходящее, и, даже если пытаться играть в Fallout 4 как в чистый боевик, иногда включая V.A.T.S., игра видится гораздо более сосредоточенной и в общем правильной. Незачем пренебрегать возможностью сбить гранату в полете.

Роботам и гулям можно отсекать конечности и наблюдать, как они барахтаются. Люди от такого обычно умирают.

Два часа, время убивать

Ролевую систему сильно сжали, объединив параметры S.P.E.C.I.A.L. (сила, восприятие, выносливость, обаяние и прочее), навыки (скрытность, взлом замков, владение оружием и так далее) и перки (классические для серии «таланты», влияющие на ваш стиль игры) на одном полотне. Вы повышаете их наравне друг с другом, тратя одни и те же очки развития, но чем выше у вас значение соответствующего параметра, тем мощнее перки, которые вы можете выучить.

На самом деле идея красивая. Каждый из параметров устроен так, что связанные с ним перки помогают найти свой подход к сражениям. С десятью единицами силы, к примеру, можно превратить силовую броню в бронепоезд, вкатывающий врагов в землю. Герои с высоким интеллектом делают упор на силу энергетического оружия и экономию ресурсов для поддержки брони, а среди перков для обаятельных есть способность склонять противников на свою сторону, просто наставив на них оружие. Работает не на всех и не всегда, но с этим однозначно стоит поэкспериментировать, если хочется не замарать руки и в то же время обойтись без скрытности.

Так в Fallout 4 устроено развитие героя. В верхнем ряду — параметры S.P.E.C.I.A.L., влияющие, помимо прочего, на то, как далеко вы сможете спуститься по соответствующему столбцу перков.

С другой стороны, пострадало все, что не касается боевых способностей. Например, я ни разу не видел, чтобы навыки, связанные с рукоделием и медициной, проявляли себя в мирных ситуациях — чтобы отремонтировать что-то по квесту, достаточно пройти проверку по интеллекту, да и то потребность возникала нечасто. Пропали специфические, но всегда интересные таланты вроде «Вечное дитя» (добавлял больше вариантов при общении с детьми), а высокое обаяние в диалогах обычно просто выделяет самые выгодные ответы и тем самым изредка помогает сократить дорогу, но чаще просто увеличивает награду.

Как бы ни хотелось решать проблемы миром, игра все равно подталкивает к боевым походам по поводу и без. Bethesda очень любит подземелья — или какой-то злобный карлик нашептывает разработчикам, что подземелья у них получаются лучше всего, поэтому нужно делать еще больше подземелий. Многие даже потенциально сверхинтересные истории здесь умудряются свести к обыкновенному боевому забегу по лабиринту. Вот как вы представляете себе авантюру с ограблением городского хранилища? Сбор информации, подготовка оборудования, молниеносная атака, счет на секунды! Но нет, давайте вместо этого сходим в катакомбы и подеремся с гулями и болотниками. Так будет лучше.

Мутировавшие мишки яо-гаи в Содружестве выглядят не так жутко, как в Столичной Пустоши, но оказываются немногим слабее когтей смерти.

В другой раз я совершенно случайно нашел на краю мира бункер, в котором еще до войны спрятался мэр Бостона. Пробрался мимо череды турелей (помогла хитрость), обобрал все сейфы, послушал последние слова мэра. Забавный маленький случай — я был доволен, что хоть в этот раз обошлось без боя. Но на обратном пути из бункера на меня вдруг напали синты Института.

Ну и когда вам скажут: «А пойдите-ка и зачистите от рейдеров автозавод» — не сомневайтесь, что придется именно пойти и зачистить автозавод, потратив кучу времени на поиски единственного верного пути до главаря бандитов. Если быть до конца честным, Fallout 3 на этом тоже спотыкалась, но просто имейте в виду. Мирный путь здесь редко бывает приоритетным.

Безумная, безумная Пустошь

В то же время хороших моментов немало. Например, первая большая сюжетная стычка в музее Свободы среди экспозиций, изображающих знаковые эпизоды американской истории. У Bethesda, как обычно, получился впечатляющий симулятор археологии и истории повсюду, куда бы вы ни пошли. В опустевшем Салеме окопался одинокий старичок с винтовкой. Возле больницы Милтон какой-то сумасшедший выживальщик устроил лабиринт из ловушек. Один из жителей Даймонда рассказывает о древней игре в «бейсбол», в процессе которой люди забивали друг друга насмерть деревянными битами. Одержимые войной за независимость США роботы обязались защищать Конституцию, поселились на борту фрегата «Конститьюшн» и защищают его.

Пайпер творит журналистику и пристает к горожанам с расспросами («Вы не боитесь, что Институт похищает людей и заменяет их синтами? — Знаете, теперь боюсь»), рейдеры в картинной галерее одного очень авангардного мастера обсуждают искусство, супермутанты несут типичную, но каждый раз разную ересь, согласно клише «мы тупые, как камни, но все равно знаем лучше».

Этот кадр — из города под названием Добрососедство. Редкостная дыра, но по-своему колоритная.

Далеко на юге карты есть зона, где уровень радиации особенно высок. Живут там в основном мутанты и фанатичные последователи Атома.

После штормов из Mad Max радиационные бури в Fallout 4 не так впечатляют. Но что-то в них все равно есть.

В Fallout 4 очень много всего, хотя ее детали редко бывают связаны друг с другом — они просто есть, чтобы Тодд Говард мог сказать: «Привет, я Тодд Говард. Мы сделали просто невероятно огромную игру». Здесь полно вещей, которые несложно проигнорировать.

Можно, скажем, строить поселения, будто вы играете в The Sims или ваяете модификацию в Creation Kit. С ними связан сюжет одной из фракций, а если изучить конкретный навык в колонке обаяния, можно зарабатывать огромные деньги на торговцах, не ударив пальцем о палец. Но ничто из этого не вынуждает использовать и половины того, что можно провернуть в конструкторе. Планировать электрические сети, увязывать кнопки и переключатели в логические схемы, строить полосы препятствий из ловушек. Зачем все это?

А незачем. Просто чтобы было. Чтобы вы могли построить свой город, потом еще один, снабдить их ресурсами, наладить торговые связи и гордиться собой. Или не гордиться. Это же игра от Bethesda, делайте что хотите.

Многие бесхозные мастерские можно присвоить и основать вокруг них новое поселение.

Добро пожаловать... куда?

Вот факт: вопреки первому впечатлению Fallout 4 играется в целом совсем как третья часть. Движок от Skyrim (он же движок от Morrowind, но с миллионом надстроек) выдает себя издалека — теми же манерами, теми же глюками, теми же загрузками между интерьерами и экстерьерами. Надо сказать, достаточно долгими, если играть на консоли.

В то же время вопросы в духе «на что Bethesda потратила пять лет» постепенно отпадают. Видно на что. На подробнейшую модификацию экипировки и строительство. На легионы квестов и случайных находок. На разрушенный Бостон — красивый и очень похожий на настоящий. В конце концов, на блестящий образ рухнувшей американской мечты из сороковых, с ядерными «Крайслерами», радтараканами и песнями Билли Холидэй на радиоволне Даймонда. Тут очень много всего. Не всегда понятно, зачем оно нужно, но оно есть и, пожалуй, внушает.

В строительстве и производстве модификаций применение находится любому барахлу. А самое прекрасное — весь мусор можно выгрузить из рюкзака одной кнопкой. Плюшкины довольны.

На фоне вылизанной открытой постановки «Ведьмака 3 » или гламурного эпоса Dragon Age: Inquisition эта Fallout выглядит старомодной и местами откровенно неловкой — это мир, в котором тебе просто дают пинка и говорят: «Теперь ты здесь живешь». Ты часами ходишь по кругу с широко раскрытыми глазами и даже пытаешься что-то возразить, но потом просто начинаешь жить. И живешь.

Оценка сайта

8, 0

Игра от Bethesda

Вердикт

Fallout 4 будто затрудняется решить, что для нее действительно важно, и потому пытается изобразить попросту все: и линейный экшен, и ролевую «песочницу», и симулятор жизни, и строительство как в Rust или Minecraft. В итоге вышло так, что у игры достаточно изъянов, но по полноте охвата с ней мало кто может сравниться. Кем бы вы ни были, в конце концов вы в ней что-нибудь да найдете.

Статьи по теме: