Развивающие игры для детей примеры. Изучаем мир: примеры развивающих игр для детей от года до двух лет. Для развития координации движений

Как уже отмечалось, способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту дея¬тельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и узнавать мелодии, чувствовать их ритм. Немного позже они начинают конструиро¬вать, занимаясь с детским «Конструктором», пробуют сочинять рассказы, простые стихотворения. С поступлением в школу зна¬чительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную деятельность. Особая роль здесь принадлежит различным творческим кружкам - научным и техническим кружкам в школах, при домах пионеров, при детских технических станциях, литературным, музыкальным, художественно-изобразительным - при школах, ЖЭКах, домах пионеров.
Одна из задач советской системы воспитания - всестороннее развитие способностей у всех детей. Одностороннее, узкое, одно¬бокое развитие ребенка, когда он проявляет яркие способности в какой-либо одной области при глубоком равнодушии ко всему остальному, неправильно. Конечно, интерес, связанный со спо¬собностями, должен доминировать, но при этом учитель стре¬мится к всестороннему, гармоническому развитию личности ре¬бенка, повышению его общей культуры и расширению кругозо¬ра. Только такое развитие обеспечивает подлинный расцвет способностей.
Каждый нормальный и здоровый в психическом отношении ребенок имеет общие способности, необходимые для успешного обучения в школе, иначе говоря, каждый способен получить среднее образование, овладеть учебным материалом в пределах школьных программ. Иногда ученик может казаться неспособным к тому или иному учебному предмету. Это происходит из-за отсутствия у школьника некоторых знаний и умений, из-за пробелов в знаниях, тех или иных проявлений темперамента. Помимо общих способностей к учению, каждый ученик обла¬дает возможностью развития и специальных способностей. «Беста¬ланных» людей нет. Надо только помочь человеку найти себя, показать ему его возможности. Здесь велика роль учителя. Это он, вдумчивый и чуткий наставник, формирует способности и таланты учеников п умело направляет их развитие.
Способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не прояв¬ляет способностей. Чем разнообразнее и содержательнее деятель¬ность, тем больше возможностей для развитая способностей. Следовательно, обучение и воспитание в школе, организующее деятельность детей, играет очень важную роль в развитии их способностей. Однако не всякая деятельность, в которую вклю¬чают ребенка, автоматически формирует и развивает способно¬сти к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.
Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок дол¬жен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятель¬ности, тогда у него возникнет стремление по собственной ини-циативе, без принуждений заниматься ею. Живая заинтересован¬ность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формаль¬ное, равнодушное и безразличное отношение к ней - необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на разви¬тие способностей.
Поскольку способности могут принести плоды лишь в том случае, когда они сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности, учителю надо активно развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьезны¬ми, глубокими, устойчивыми и действенными.
Конечно, далеко не всегда способный, например, к математике или музыке школьник самостоятельно проявляет интерес к этому предмету. Бывают случаи, когда вследствие тех или иных обстоятельств (неудачная методика обучения, плохое знакомство с предметом, неблагоприятные жизненные обстоятельства, противодействие родителей и т. д.) школьник мало интересуется соответствующим предметом, проявляет даже равнодушие к нему. Но если ребенка по-настоящему заинтересовать деятельностью, то очень быстро (и часто неожиданно для окружающих) эти интересы и склонности всецело захватывают школьника.
Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. Например, для развития литературных способностей полезно постоянно и систематически упражняться в написании очерков, рассказов и стихотворений и в их последующем деталь¬ном разборе в кружке; полезны специальные экскурсии в природу с установкой на наблюдательность и эстетическое восприятие действительности с последующим красочным и выразительным описанием виденного и слышанного.
В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, что¬бы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его на¬личные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определивши¬мися способностями.
Развитию способностей детей содействуют различные формы внеклассной и внешкольной, в частности кружковой, работы: математические, технические, биологические, литературные, му¬зыкальные, художественные, драматические кружки, в которые следует привлекать и младших школьников. Например, в лите¬ратурных кружках практикуется выпуск литературно-творческих рукописных журналов, организация и проведение силами учащих¬ся литературно-творческих конкурсов и вечеров, проводятся специальные упражнения на описание предметов, по выразитель¬ному чтению, сочинения по картине и т. д.
Во многих школах созданы уголки живой природы, оборудо¬ваны специальные помещения, где дети в свободное время зани¬маются моделированием, столярными и слесарными поделками, работают с наборами «конструкторов» и т. д. Важно развивать склонность к ручному труду, которая свойственна, в частности. всем младшим школьникам. На занятиях по труду в начальных классах дети изготовляют несложные изделия из дерева, картона, бумаги, пластилина, проявляя незаурядную смекалку, изобретательность, творчество. На этих занятиях у ребят развивается умение организовывать и планировать свою деятельность, складываются навыки самоконтроля.
Воспитывая способности детей, надо развивать у них настой¬чивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприят¬ные задатки и способности не дадут результата. Иногда школь¬ник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде люби¬мым занятиям. В этих случаях учитель должен подбодрить ребен¬ка, помочь ему преодолеть трудности, помочь пережить радость победы над препятствиями.
Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к, себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правиль¬ное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Никоим образом нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности, превосходстве над другими, не следует чрезмерно восторгаться способностями детей, захваливать их, противопоставлять их другим детям. Наоборот, надо внушать способному ребенку, что он вовсе не исключительный человек, что другие дети тоже обладают способностями, и если он превос-ходит товарищей в одном, то они превосходят его во многом другом.
Необходимо, чтобы способный ребенок, школьник хорошо по¬нял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое-то особое положение по отношению к окружающим, предъяв¬лять им высокие требования. Наоборот, к нему, способному, предъявляются повышенные требования именно потому, что он способный.
В совместной работе школы и семьи создаются самые благо¬приятные условия для всестороннего развития творческих сил и способностей детей.

Вопросы для повторения

1. Дайте определение способностей и поясните его.
2. Назовите общие условия формирования и развития способностей.
3. Что такое задатки и какова их роль в развитии способностей?
4. Какие виды способностей вы знаете?
5. Раскройте сущность одного из видов специальных способностей (в за¬висимости от вашей специальности).
6. Какова роль интересов и склонностей в развитии способностей?
7. Покажите, в чем заключается связь развития способностей с трудо¬любием и настойчивостью человека.
8. В чем заключаются условия формирования способностей у школь¬ников?

Практические задания

1. Внимательно понаблюдайте 2-3 учащихся, проявляющих способности к музыке, рисованию, технике, математике или литературному творчеству (выбирайте в зависимости от вашей специальности) и опишите проявления их способностей. Проанализируйте не только процесс, но и результаты дея¬тельности школьников (например, при оценке способностей к рисованию проанализируйте рисунки детей на свободную тему, обратив внимание на тематику, композицию, использование художественно-изобразительных средств: цвета, светлотных отношений, технику исполнения, правильную оценку пропорций, изображение деталей и т. д.; при оценке музыкальных способ¬ностей проанализируйте музыкальный слух, чувство ритма).
2. Понаблюдайте, какие средства и приемы использует руководитель кружка для развития способностей учащихся (кружок изберите в зависимости от вашей специальности).
3. Понаблюдайте в школе за учеником, которого учителя считают совсем не способным или малоспособным к учению. Выясните, почему он не про¬являет способностей. Наметьте педагогические мероприятия для развития этого ученика.

Вы спите и видите свою дочь примой Большого театра, а сына - триумфатором Олимпиады? Ваши мечты могут стать явью, если своевременно распознать способности ребенка! С какого возраста в малыше может проявиться будущий Моцарт? И как сделать, чтобы раннее развитие способностей принесло внушительные плоды в будущем?

Обнаружить в малыше зачатки большого таланта - это лишь полдела. Самое главное - найти способ развить способности ребенка, да так, чтобы не отбить у него охоту к обучению!

Назвать точный год, день и час, когда в ребенке начинают пробуждаться способности, невозможно. Как отмечает психолог высшей категории, писатель Лариса Соловьева, детский возраст - пластичный. И то, что происходит с одним карапузом в годик, с другим может случится и в 3 года, и в 5.

Поэтому возраст никак не может указывать на талантливого ребенка - малыш может в годик лихо барабанить по клавишам музыкального инструмента, но это отнюдь не говорит о наличии у крохи способностей к музыке.

Чтобы получить тайные знания о явных способностях вашего малыша, с самых первых дней, внимательно за ним следите. При этом, если годовалый карапуз хорошо говорит, резво бегает и поет песни, не спешите записывать его в гении. Психологи определяют такое состояние, как высокую норму развития ребенка. И советуют родителям продолжать наблюдать за проявлениями способностей у сына или дочери - внимательно, но без фанатизма.

Заметив талант, не спугните его

Как бы вы не гордились своим маленьким чудом, будьте сдержаннее. Не следует развешивать художества малыша по всем стенам, ставить его «на табуретку» перед каждым случайным гостем. Задача родителей - не петь малышу хвалебные оды, а грамотно и аккуратно направлять его, тем самым стимулируя способности ребенка к дальнейшему развитию.

Если ваш карапуз сверх меры активен и проявляет чемпионские качества, не решайте за него, каким видом спорта ему заниматься. Со временем его склонности обнаружатся сами. Но если вы стремитесь ускорить этот процесс, подарите крохе наводящие предметы: футбольный мяч, клюшку, маленькие лыжи. Специально для девочек можете раздобыть гимнастическую ленту. И понаблюдайте, с каким из предметов и видов спорта ваш сын или дочь «подружится» больше всего. Ну и дальше - делайте выводы!

Другой пример: если кроха изрисовал каракулями несколько альбомов и даже обои, не спешите его ругать. Напротив, поощряйте его увлечение: покупайте краски, фломастеры, карандаши разных типов. Пусть ребенок выберет тот «инструмент», который ему сподручней, и рисует дальше. И, если двухлетний карапуз без конца распевает песни, изображает супергероев, наблюдайте за маленьким артистом и прислушиваться к нему. Пусть раз в неделю он устраивает домашние концерты. Возможно, это станет репетицией выступления на большой сцене.

Первым признаком таланта ребенка в любом возрасте является скорость выполнения различных задач. Когда мальчик или девочка быстро схватывают информацию и делают что-то, опережая своих сверстников, одаренность очевидна.

Вторым же признаком наличия одаренности у ребенка в той или иной области является та вовлеченность в это дело, которую малыш демонстрирует регулярно. Проще говоря - ребенку должно явно нравится то, в чем он преуспевает.

Детальный анализ

Самое опасное, что могут сделать любящие мама и папа, пытаясь развить способности ребенка - навесить на одаренное чадо «драмкружок, кружок по фото». Или разом все методики вместе взятые... Психологи нередко сталкиваются с феноменом: трехлетний малыш занимается английским, французским, рисованием, пением, фехтованием, но - при этом мама кормит его с ложки. Понятно, что подобный подход вредит самому ребенку, чьи таланты надо развивать последовательно и в соответствии с возрастом.

Если ваш карапуз проявляет активность в самых разных сферах, но ни в чем не выделяется конкретно, помочь определить «главные» способности ребенка может специальная диагностика. Пройти ее можно и в государственных досуговых центрах, и в частных психологических консультациях. В процедуру выявления склонностей малыша входят:

  • подробная консультация с родителями и ребенком;
  • поэтапное тестирование малыша;
  • анализ и интерпретация полученных результатов;
  • создание индивидуальной схемы развития ребенка по результатам тестирования (в зависимости от наличия тех или иных способностей).

На консультации также выявляется, насколько уровень развития вашего крохи превышает норму или соответствует ей.

Для диагностики способностей ребенка в возрасте до 3-х лет применяют та называемые проективные методики, с использованием различных рисунков, игр и упражнений, воспроизведением сюжетов из сказок. Игра создает абсолютно органичные условия для раскрытия потенциала ребенка.

Развитие способностей у детей - дело рутинное

Итак, у вашего малыша обнаружились определенные способности. Отлично! Следующий шаг, точнее - шаги, надо направить в секцию или студию нужного профиля. Потому что распознать талант ребенка - это лишь полдела. Самое главное - правильно развить детскую одаренность. И с этим в состоянии справиться только мудрый и профессиональный наставник - тренер, педагог, балетмейстер.

Иногда детей двух-трехлетнего возраста ставят на коньки, сажают за музыкальный инструмент. Столь раннее привлечение малыша к конкретному делу допустимо, если во главе угла стоят не родительские амбиции, а видимая потребность ребенка в данном занятии.

Тренер и наставник необходим еще и для того, чтобы у ребенка формировалась правильная самооценка. Ведь часто одаренные мальчишки и девчонки решают поставленные задачи не так, как другие. А воспитатели и педагоги редко встречают «на ура» проявление неординарности. Их реакция может «загасить» самооценку малыша и отчасти даже затормозить развитие способностей ребенка. Зато опора и вера человека «ведущего», наоборот, значительно продвигают дело. К тому же, именно наставник поможет выработать главное для развития способностей и таланта ребенка - мотивацию!

Группа поддержки

Итак, если удалось распознать способности ребенка и своевременно найти мудрого наставника, - дело практически в шляпе. Родителям остается во всем поддерживать одаренного отпрыска. Будьте начеку: в один момент ребенок взбунтуется и устанет от занятия «своей жизни». Здесь важно подготовиться заранее, чтобы суметь различить - каприз это или «полный финиш».

Но наблюдение за ребенком не стоит путать с тотальным контролем! С самого нежного возраста полезно приучать малыша к самостоятельности. Начните с пресловутой ложки, которую малыш должен уметь держать в руках во время еды уже к двум годам. И постепенно приучайте чадо планировать свои дела. Последний навык можно развивать уже лет с трех-четырех: пусть карапуз каждый день придумывает свой собственный план-действий. И в будущем вам не придется стоять у него над душой, постоянно напоминая о чем-то.

Как открыть способности ребенка «в домашних условиях»?

Как распознать способности в ребенке - прикладные советы ведущих мировых психологов:

Метод «шести кругов» Элиса Пола Торренса - диагностика интеллектуальных способностей и образного мышления у ребенка. Малышу дается лист формата А4 с нарисованными на нем в два ряда кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см)- по три в каждом. Карапузам предлагают красиво дорисовать и раскрасить круги так, чтобы из них получились некие предметы или даже сюжеты. Дальше детские творения следует оценивать по следующим критериям:

  • продуктивность - количество кругов, которые ребенок сумел переоформить в образы;
  • разработанность образа - полнота и разнообразие деталей изображаемых предметов;
  • оригинальность - необычность образов;
  • качество выполнения рисунка - аккуратность, использование цвета в дорисовывании и раскрашивании.

Чем выше данные показатели, тем очевиднее способности ребенка.

Как развить способности ребенка: взгляд из-за океана

Вопросы детских талантов интересуют ученых всех стран и континентов давно и пристально. Американский психолог Говард Гарднер в начале 1980-х годов прошлого века написал книгу «Рамки ума». Где выявил семь типов таланта, интеллекта:

Тип таланта Что делают дети
Вербально-лингвистический Хорошо читают с раннего возраста, интуитивно пишут без ошибок, легко находят общий язык с другими детьми. Сферы деятельности: журналистика, писательство, преподавание, юриспруденция.
Цифровой Легко совершают математические действия, решают логические задачи; увлекаются программированием и компьютерной техникой. Сфера деятельности: инженерия.
Пространственный Мыслят образами, много фантазируют, любят рисовать, лепить, обладают ярким воображением. Сферы деятельности: архитектура, дизайн, живопись.
Физический Учебе и теориям предпочитают физические нагрузки, практические действие и манипуляцию. Сферы деятельности: спорт, строительные профессии.
Личностный Воспринимают происходящее на уровне эмоций, которыми богаты сверх меры. Очень интуитивны. Сфера деятельности: актерство.
Межличностный Любят и умеют общаются с людьми всех возрастов. Сферы деятельности: политика, торговля.
Талант окружающей среды Умеют наблюдать и изучать природу, животный и растительный мир. Сферы деятельности: биология, ботаника, садоводство, дрессура.

Талантливый ребенок: работа на результат

Чтобы развитие способностей ребенка принесло в итоге свои грандиозные плоды, важно, чтобы это были именно его таланты! А не «зарытые в землю» стремления кого-то из родителей. Если мама мечтала летать под куполом цирка, не стоит отдавать в акробатки дочку-пышечку, которая обожает лепить из пластилина. А если папа грезил о карьере хоккеиста, нельзя тащить на каток малыша с абсолютным музыкальным слухом.

А вот похвала - весьма полезна и эффективна для развития детских способностей. Только при условии, если она - правильная. Хвалите сына или дочь не за наличие способностей, а за усилия и достижения. А еще - за старания, активность и деятельность. Тогда и результат не заставит себя ждать.

Взрослые не в праве ставить на талант ребенка, как на скаковую лошадку! Нельзя вкладывать в «большое будущее» своего отпрыска серьезные средства, и с нетерпением ждать дивидендов. Ребенок - это не бизнес-проект. И все без исключения мальчишки и девчонки имеют право на бесшабашное детство.

Всегда заботливые родители стремятся к тому, чтобы их чадо росло здоровым, грамотным и всесторонне развитым. А если малыш еще и с удовольствием посещает детский сад, легко осваивает программы обучения – счастью родителей нет предела. Конечно, при правильном подходе к развитию способностей крохи, он не только будет радовать маму с папой своими успехами, но и получать от этого колоссальное удовольствие, ведь ему самому это будет только в радость. Необходимо разобраться, что же такое способности, как выявить их у своего малыша и как же их развивать дальше.

Способности у детей

информация Способности – это природные задатки в разных сферах деятельности, которые в большей или меньшей мере выражены у каждого человека. Именно наличие ярко выраженных предрасположенностей, подкрепленных определенными умениями и знаниями, определяют наличие таланта.

Ученые выделяют:

  1. Интеллектуальные задатки – склонность к математическим наукам, вербальные или другие способности.
  2. Творческие – художественные, музыкальные, актерские и другие.
  3. Физические .
  4. Другие специальные способности одаренных детей .

Как выявить способности ребенка

Все детки напоминают настоящий сгусток энергии и пример любознательности, но вот одаренных детей можно выделить по определенным качествам, которые проявляются в их характере и поведении. К таким качествам можно отнести:

  1. Любознательность – стремление постоянно узнавать что-то новое, всесторонне развиваться. Это качество проявляется в стремлении малышей познавать окружающий мир, почемучки проявляют неугасаемое желание исследовать все вокруг.
  2. . Уже с раннего возраста малыши могут отличаться от своих сверстников умением не только использовать множество слов, но и строить достаточно сложные предложения.
  3. Изобретательность – стремление находить нестандартные выходы из стандартных ситуаций, проявляется в быту, в детских играх и других сферах деятельности ребенка.
  4. Целеустремленность .
  5. Умение логически мыслить, которое проявляется с раннего возраста .

Для выявления тех или иных предрасположенностей у крохи существует множество разных методик и тестов. Ниже мы приводим один из них, наиболее объективный на наш взгляд.

инструкция Для проведения оценки необходимо прочесть утверждения, приведенные в представленных списках, и оценить степень выраженности указанных признаков у своего ребенка по 5-балльной шкале, где 1 – отсутствие данной характеристики у ребенка, 5 – ярко выраженное качество. Затем необходимо суммировать баллы в каждой сфере и разделить данную сумму на количество вопросов в соответствующем списке. Полученные средние баллы будут отражать профиль задатков ребенка.

Художественные задатки

  1. Нарисованные сюжеты разнообразны.
  2. Вдумчивое и серьезное отношение к произведениям искусства.
  3. в создании своих творческих шедевров.
  4. Готовность к творческим экспериментам.
  5. С удовольствием занимает свободное время рисованием, лепкой, рукоделием.
  6. Использует творчество для выражения своих чувств и эмоций.
  7. Интересуется произведениями искусства, художников и скульпторов, имеющих мировую славу. Пытается воссоздавать то, что понравилось.
  8. Любит работать с пластилином, глиной.

Музыкальные задатки

  1. С раннего возраста вслушивается в мелодии, подхватывает ритмы.
  2. Любит петь и делает это красиво.
  3. Проявляет чувства и эмоции в игре на музыкальных инструментах, песнях.
  4. Всегда с удовольствием слушает музыку.
  5. Любит сочинять свои мелодии, песни.
  6. Проявляет интерес к игре на музыкальных инструментах. Имеет желание научиться.

Интеллектуальные задатки

  1. Всю новую информацию усваивает легко и «на лету».
  2. Знания, которые имеет, старается применять на практике.
  3. Умеет логически рассуждать и излагать свои мысли.
  4. Умеет устанавливать причинно-следственные связи.
  5. Рано начинает читать информацию между строк, улавливать то, что не сказано взрослыми вслух.
  6. Умеет критично относиться к собственным поступкам и поступкам других людей. Понимает мотивацию поведения других людей.
  7. , не нуждается в заучивании.
  8. Имеет более широкий кругозор, чем сверстники.
  9. Имеет большой словарный запас и умеет четко и ясно выражать свои мысли.
  10. Решает сложные для своего возраста логические или математические задачи.
  11. Обгоняет своих сверстников в учебе, скучает на уроках, так как уже знаком с информацией, которую излагает учитель.
  12. Любознателен. Задает, вопросы и делает свои умозаключения на основании услышанных ответов.

Развитие способностей в возрасте от 1 до 3 лет

Каждый ребенок, независимо от того, какими талантами его одарила природа, имеет возможность проявить себя в той или иной сфере, или просто стать всесторонне развитой, интересной и целостной личностью.

  • Знакомьте свое чадо со всем, что его окружает – семьей, домом, предметами быта, внешним миром. Читайте крохе, показывайте картинки и фотографии, сопровождая их рассказами о том, что изображено на них. В общении с малышом учите его использовать различные предметы, вещи.
  • Уделяйте внимание . Придумывайте игры, где нужно будет перебирать различные мелкие предметы, пересыпать из одной емкости в другую. Давайте карапузу самому пробовать застегивать и расстегивать крючки и пуговички на одежде. Не забывайте о пользе пальчиковых игр.
  • Знакомьте подрастающего гения с цветами (сначала с основными, а затем и различными их оттенками), размерами и формами предметов. Начинайте в игровой форме знакомить кроху с цифрами и буквами.
  • Включайте ролевые моменты . С помощью ролевых игр дети познают модели поведения взрослых в социальном мире. Совсем скоро вы заметите, что ваши дети в своих играх начнут копировать ваше поведение, так что это отличный повод заняться саморазвитием и не давать крохе плохих примеров.
  • и – читайте ему сказки, заучивайте стишки и потешки, слушайте песни и мелодии.
  • Пойте, танцуйте, рисуйте с крохой . Это не только поможет ему развивать то, что подарила природа, но и даст возможность вам выявить задатки настоящих талантов в той или иной сфере.
  • Давайте возможность своему ребенку проявлять самостоятельность – одеваться, убирать свои игрушки, помогать взрослым. Старайтесь знакомить его со сверстниками и взрослыми, пусть учится не бояться и общаться с незнакомцами, сначала с вашей помощью, а затем и самостоятельно.

Это тот период, когда малыш впитывает всю информацию, словно губка.

важно Не стоит в это время делать упор на что-то одно. Ваша главная задача - познакомить малыша со всем, чем только возможно. Таким образом, вы уже сейчас заложите прочный фундамент, на котором в будущем будет построен прекрасный замок.

Развитие способностей в возрасте от 3 до 7 лет

В этом возрасте деток не зря называют «Почемучками». Им все интересно в этом мире и как раз сейчас вы можете закладывать в малыша ту информацию, которая в будущем определит его кругозор и сферу интересов. Рассказывайте ему обо всем, что его интересует и окружает – о строении его тела, о диких и домашних животных, растениях, планете, о земле и о воде, обо всем, что он спросит у вас. И не стоит сейчас искать простые отговорки, ведь именно вы должны знакомить такого любознательного малыша с миром.

  • – читайте ему или с ним книги, детские энциклопедии, учите стихи.
  • Знакомьте ребенка с начальными основами арифметики, изучайте цифры, счет, геометрические фигуры . Развивать логику ребенка помогут различные головоломки или паззлы, логические игры.
  • Старайтесь . Пробуйте вместе придумывать свои сказки или рассказы, предложите крохе пофантазировать на ту или иную тему, придумайте вместе игру и ее сценарий.
  • Развивайте мышление ребенка – знакомьте его с понятиями целого и его части, причины и следствия, сходства и различия. Учите ребенка обобщать и делать выводы из логических цепочек.
  • В этом возрасте можно отдавать малыша в школы развития детей или в различные кружки или спортивные секции . Главное, что нужно учесть, это не желание родителей, а пожелания крохи. Если же малыш не проявляет особого интереса к чему-либо, можно отдать его в несколько кружков и через месяц-два дать ему возможность самостоятельно сделать свой выбор.

В любом случае, стоит напомнить, что каким бы ни был ваш ребенок, проявит он таланты или нет, он все равно останется самым лучшим ребенком на Земле, именно потому, что это ваш малыш. Любите своих детей!

Нет родителей, которые бы не хотели гордиться успехами взрослого сына или дочери, но есть папы и мамы, которые ровным счетом ничего для этого не делают. Если вы не относитесь ко вторым, тогда задумываться о том, как развить способности у ребенкав той или иной области, нужно не тогда, когда он пойдет в школу, и уж тем более не тогда, когда он будет ее заканчивать, а значительно раньше!


Многие родители уповают на развивающие занятия в детском саду. Правы ли они? Теоретически ребенок, посещавший детский сад, действительно будет готов к школе. Воспитатели целенаправленно развивают ребенка, приучают его работать на занятиях в коллективе и индивидуально. Но этого, если вы действительно хотите дать ребенку очень хорошую базу, мало. Мало, потому что это всего лишь полчаса для детей в возрасте от двух до трех лет; примерно час для малышей от четырех до пяти; и около двух часов для ребятишек от пяти до шести лет. Остальное время отводится для игр, прогулок, приема пищи, отдыха.

Если родители не воспитатели и не педагоги



Предвидим вопрос некоторых родителей: чем они могут помочь своему ребенку, если у них нет педагогического образования? Именно из-за своей некомпетентности они и пускают развитие ребенка на самотек, надеясь только на воспитателей да на учителей. На самом деле они могут помочь ребенку сделать серьезный шаг вперед, и вот что для этого надо делать:

  1. Много читать ребенку, постараться привить ему любовь к книгам.
  2. Часто разговаривать, при том не только на бытовые темы. В круг бесед включать вопросы, которые бы расширяли кругозор ребенка.
  3. Не разрешать малышу бездельничать: занимать его досуг полезными занятиями. Пусть рисует, лепит, конструирует, иными словами – «думает»!
  4. Приучить ребенка к усидчивости, научить его сосредотачиваться на каком-то одном деле.
  5. Не забывать хвалить его за какие-то «изобретения», «открытия»; поощрять его творчество.

Задача родителей – определить, к чему ребенок склонен!



Бывает, ребенок еще учится в школе, а будущая его профессия уже определена. Например, очевидно, что он станет спортсменом, поскольку уже имеет награды; или ему даются прекрасно иностранные языки – переводчиком; побеждает на предметных олимпиадах по точным наукам – его ждет техническая специальность или, быть может, карьера ученого. Так получается только тогда, когда родители вовремя заметили способности ребенка в той или иной области и направили все силы на их развитие.



Многие же папы и мамы, не зная толком, как развить способности у ребенка или даже как их определить, бросаются в крайности: они отдают ребенка во всевозможные кружки и школы, обращаются к частным учителям – и всего-то им кажется мало. Ребенок получает такой объем информации, что просто не может ее «переварить», от него столько требуют, что он физически не справляется с заданиями, и, в конечном итоге, у него нигде нет успехов! Родители разочарованы: столько усилий, столько времени, столько денег, а ребенка нигде не хвалят. Именно поэтому не надо стараться отдавать сына или дочь туда, куда ходят «все» – надо постараться определить, в чем он может превзойти своих сверстников, где у него будут отличные результаты.

И роль наследственности здесь тоже нельзя отрицать. Если родители музыканты – возможно, и у ребенка абсолютный музыкальный слух и в успехах он превзойдет их самих. Или кто-то из родителей – спортсмен: почему бы ребенку не стать продолжателем династии «олимпийцев», если он унаследовал отличные физические способности?

Кружки, секции музыкальные школы и студии – нужно ли их посещать?



Обязательно! И не надо повторять вслед за кем-то из далеко не самых мудрых родителей: «Ничему там не научат!» Научат, обязательно научат ребенка следующему:

  1. Терпению и трудолюбию. Пока другие дети будут просто «гулять» во дворе, ваш ребенок будет тренироваться или постигать азы искусства, тем самым опережая в развитии своих сверстников.
  2. Работать в коллективе. Одно дело сидеть рисовать дома, где никто не увидит и не раскритикует твой рисунок, другое – среди ровесников, которые не всегда делают приятные замечания; но они же будут и восторгаться, если у их товарища действительно что-то получится очень хорошо.
  3. Сравнивать свои достижения с чужими, адекватно оценивать их. Как правило, мамы и папы умиляются всему, что показывают им их дети: рисункам, поделкам, кувыркам и т.д. Преподаватель и тренер лишены сентиментальности: они судят по итогам выставки или соревнований, где будет сразу ясно, насколько успешно занимается ребенок.
  4. Стремиться к победе, лидерству в любом деле. Успех других окрыляет: хочется им подражать – стать такими же ловкими, сильными, сообразительными, искусными.

У каждого ребенка есть свои способности. Родителям же остается вовремя их определить, поскольку на некоторые занятия есть возрастное ограничение – можно опоздать!


Специальные способности - это индивидуально-психологические свойства личности, которые обусловливают возможность успеха в специальных областях деятельности.
Очень рано начинают развиваться у детей музыкальные способности. Они проявляются прежде всего в высокой музыкальности, включающей в себя как ладовое чувство (способность эмоционально откликаться на музыку), так и тонкое дифференцированное восприятие музыки (слуховой компонент музыкальности). Музыкальные способности ребенка выражаются и в способности к слуховому представлению. Музыкально-репродуктивная способность в сочетании с ладовым чувством и лежит, по мнению Б. М. Теплова, в основе гармонического чувства. Высокоразвитое музыкально-ритмическое чувство, выражающееся в способности активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить, также является показателем музыкальной способности. Музыкальная одаренность не исчерпывается музыкальностью. В нее могут быть включены и другие качества, такие как богатство воображения, особенности памяти, внимания, жизненный опыт и др.
Музыкальные способности многогранны. Активно развиваются в детском возрасте музыкально-двигательные способности. Разнообразны проявления одаренности в этой области (их изучали А. В. Кенеман, Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, К. В. Тарасова и др.). Сюда включается и способность воспринимать музыку, чувствовать ее выразительность, непосредственно и эмоционально откликаться на нее, и способность оценить красивое в музыке и движении, оценивать ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах возможности для данного возраста. Особое же внимание исследователи обращают на способность детей выразительно непринужденно, ритмично двигаться под музыку. Эта способность, по данным Н. А. Ветлугиной, изучающей ее проявление в музыкальных играх дошкольников, выражается: 1) в увлеченности движением под музыку, в радостной готовности выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой; 2) в непосредственной, искренней передаче игрового образа, в попытках воплотиться в этот образ, в поисках правдивых естественных движений, соответствующих характеру музыки и сюжету игры; 3) в произвольности движении (умение подчинить их ритму музыки, «укладывать» во времени и в пространстве, коллективе и проявлять при этом быструю реакцию, инициативу, находчивость); 4) в ритмичности движений, свидетельствующей о правильных ощущениях метроритмической пульсации, акцентов, сильных долей метра; 5) в проявлении творческой инициативы, выдумки, выражающейся в придумывании, «сочинении» отдельных элементов музыкальной игры.
Хорошие возможности для развития музыкальных способностей детей созданы в детских садах. Это и регулярно проводимые музыкальные занятия (их проводит музыкальный руководитель совместно с воспитателем), включающие пение, слушание, ритмику, обучение элементам музыкальной грамоты, музыкальные иг ры, детские оркестры, праздники, развлечения в детском саду, дополнительны индивидуальные и групповые занятия с детьми и т. д. Музыкальные способности, музыкальное творчество детей развиваются и в процессе широкого использова ния музыки в игровой деятельности. Другим излюбленным занятием детей является рисование. Способности к изобразительной деятельности так же, как и к музыкальной, проявляются рано. Даже если они ярко не выражены, нужно развивать их у всех детей, ибо рисование - такая деятельность, без которой немыслимо полноценное развитие личности. Изобразительная деятельность помогает глубже, полнее узнать окружающий мир, его красоту.
Изобразительные способности представляют собой сложное комплексное образование, включающее в свою структуру ряд необходимых и специфических способностей. Отечественные психологи В. И. Кириенко, Е. И. Игнатьев и др. отмечают среди них в первую очередь «остроту видения», целостное, ясное восприятие, яркое воображение, зрительную память, точные (согласованные) движения рук. В своем рисунке, лепке, аппликации ребенок отражает не только окружающую действительность, но и свое отношение к ней. Вот почему когда речь идет о развитии изобразительных способностей, предполагается активное развитие не только глаза и руки, но и эмоциональной отзывчивости ребенка.
У наиболее способных детей уже в дошкольные годы относительно быстро развиваются острота и точность наблюдения, умение анализировать воспринимаемый предмет. Развитию способностей к изобразительной деятельности в значительной степени способствуют рассматривание предметов, наблюдение явлений природы, восприятие произведений искусства. Восприятие художественных картин, рисунков талантливых художников содействует формированию у детей понятия «красивый рисунок», которым ребенок начинает пользоваться как мерилом, идеалом в своей дальнейшей изобразительной деятельности.
Специальные исследования (В. А. Езикеева, Н. М. Зубарева и др.), передовой педагогический опыт убеждают в эффективном влиянии на создание в рисунке ярких образов наблюдения природы, рассматривания картин, сопровождаемые художественным словом, музыкой, пением, что усиливает эмоционально-эстетическое восприятие. От того, насколько глубоким, индивидуальным будет эмоционально-эстетическое восприятие ребенком предмета, в значительной степени зависит и развитие его способности к рисованию.
Велика роль в развитии изобразительных способностей собственной художественной деятельности ребенка. Необходимо создавать условия для нее. Специалисты (художники, педагоги) обращают внимание взрослых на необходимость давать детям материал хорошего качества, широко использовать цветную бумагу.
Особо важное значение в развитии изобразительных способностей ребенка отечественные психологи и педагоги придают обучению, усвоению ребенком с помощью взрослого социального опыта.
Среди специальных способностей выделяют и литературные способности. Литературные способности, как известно, являются сложным видом способностей. В совокупности психических свойств, определяющих успех в литературной Деятельности, особо значимую роль имеют поэтическое восприятие действительности, наблюдательность, образное мышление, творческое воображение, образная память, точный и выразительный язык. Активное развитие литературных способностей относится к более позднему периоду (школьный возраст). Однако первые проявления их можно наблюдать уже в среднем и старшем детском возрасте в словесном творчестве детей. Иногда элементы словесного творчества встречается и в более ранний период. Связь с движениями, играми, плясками - характерная особенность этих первых элементов словесного творчества в ранний период.
«Вообще стихотворения детей в возрасте от двух до пяти всегда возникают во время прыжков и подскакиваний, - отмечает К. И. Чуковский. - Если ты пускаешь мыльные пузыри, тебе естественно прыгать с соломинкой возле каждого пузыря и кричать: „Как высоко! Ай, ай, ай!" А если играешь в пятнашки, тебе нельзя не выкрикивать: „Как могу, так и бью! Как могу, так и бью!"...».
В среднем и старшем детском возрасте эта связь с действием становится не обязательна; дети начинают специально сочинять сказки, рассказы, стихи.
Детские дразнилки, считалки - своеобразная сатирическая лирика - являются наиболее распространенным видом детского поэтического творчества («А я больше тебя, а ты меньше комара»). В них стремление ребенка к самоутверждению, желание выглядеть сильнее, умнее, смелее путем подчеркивания недостатков других.
Другим видом детского словесного творчества являются сочиненные ими сказки, продолжающиеся истории, рассказы. Первые детские рассказы, сказки, стихи как по форме, так и по содержанию в большей части примитивны, подражательны, но они имеют огромное значение для развития психики ребенка в целом.
Развитие словесного творчества предполагает совершенствование всех компонентов литературных способностей. В первые же годы жизни - в раннем и дошкольном детстве - особое значение имеет развитие у ребенка способности подлинного восприятия стиха, умения наслаждаться художественной литературой. Это способствует развитию поэтического слуха, наличие которого помогает лучше чувствовать красоту и богатство речи. А это важная предпосылка для развития художественных способностей (Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, П. М. Якобсон и др.).
К концу дошкольного периода содержание детских сказок, рассказов становится более сложным, увлекательным, насыщенным динамизмом, нередко - драматичностью, появляются новые, эмоционально окрашенные образы, хотя и в них нетрудно обнаружить влияние знакомых детям литературных произведений.
Зарождается в детском периоде и способность к театральной деятельности. Дети, проявляющие способность к этой деятельности, обладают относительно высокой художественно-образной выразительностью, живым воображением, высокой эмоциональной чувствительностью, эмоциональной памятью. Театральные способности детей развиваются в разных видах театрально-игровой деятельности (игры-драматизации, кукольный театр и др.). Этому способствуют и специальные упражнения, занятия с детьми, направленные на развитие интонации, мимики, жеста, позы и походки.
Интерес к окружающему миру, стремление понять его теснейшим образом связаны с развитием способностей человека. Сложны взаимоотношения мзЖДУ способностями и склонностями. Причинно-следственные связи, противоречия между ними являются, по мнению отечественных психологов (Б. М. Теплов,
В. Н. Мясищев и др.), важной движущей силой развития способностей. И хотя между ними не всегда полное соответствие (зародившийся интерес ребенка к какому-либо делу может в одном случае отвечать, а в другом - не соответствовать имеющимся способностям), без увлеченности, стойкого интереса к определенно* деятельности человек не в состоянии достичь высокого уровня развития свои* способностей. Пробуждение же интереса к определенной деятельности является

часто своего рода индикатором способностей ребенка. Воспитать широкие, устойчивые интересы, выделить среди них центральные, которые отражают главные стремления, склонности ребенка к какой-либо деятельности, - важная предпосылка для развития его способностей. Реализовать ее в детском возрасте не так-то просто. Дело в том, что жизненный опыт маленького ребенка еще очень ограничен, каждый день, порой даже час, дарит ему новое открытие об окружающем мире: «Оказывается, божья коровка летает!», «А снег, если его взять в руку, почему-то исчезает, а рукавицы становятся мокрыми!», «Какая красивая дорожка остается на бумаге, если провести по ней кисточкой!», «Как интересно играть с кубиками! Можно построить стул, кровать, мостик. А что еще?».
По мнению известного отечественного психолога В. Н. Мясищева, интересы, склонности проявляются в раннем возрасте и на первом этапе опережают развитие способностей. Трудно говорить об избирательности интересов в самые первые годы жизни ребенка - его все интересует, устойчивую привязанность в этот период он проявляет редко. Постепенно же, под влиянием общения со взрослыми, чтения сказок, рассказов, непосредственного знакомства с окружающим миром расширяется кругозор ребенка, зарождается любознательность, которую он все активнее пытается удовлетворить. «Воробьи - это маленькие вороны?», «Как это люди в телевизоре появляются?», «Мама, правда, если мы обезьяну заведем, у нас человек из нее появится?», «А что внутри Земли?», «А на чем солнце висит?» - такого рода вопросы, вопросы познавательные в буквальном смысле этого слова, особенно часты в среднем и старшем детском возрасте, за что его и называют «возраст почемучек». Наличие именно этого типа вопросов является показателем познавательной активности ребенка, так необходимой в школе, в дальнейшей его творческой деятельности.
Не у всех детей любознательность развита в достаточной степени. Необходимую предпосылку ее развития психологи видят в ориентировочно-исследовательских реакциях, вызываемых новизной окружающих предметов Характер этой новизны не является постоянным, он изменяется. Если в младшем возрасте любопытство ребенка вызывает яркая игрушка, неожиданное ее исчезновение или появление новой, звон бубенчиков (внешняя сенсорная новизна), то потом, с развитием, свою любознательность он проявляет к новизне внутренней, интеллектуальной. Но такого перехода может и не произойти, если роль ребенка ограничена всего лишь пассивным созерцанием окружающего.
Нужно помочь ребенку включаться в процесс активного познания действительности. Дети дошкольного и младшего школьного возраста не просто усваивают знания, они активно привносят от себя в этот процесс такое содержание собственного опыта, которое обусловливает возникновение новых, подчас неожиданных знаний в виде догадок, предположений, удивляющих своей новизной и оригинальностью. Важно поддержать данный процесс. А ведь эта незапрограмми- рованная активность может и легко погаснуть, если воспитатель будет направлять ее в жесткие рамки регламентированного обучения.
Исследования выявили: деятельностью, в которой ярко проявляется активность ребенка, является детское экспериментирование. В процессе экспериментирования с новым объектом ребенок может получить совершенно неожиданную Для себя информацию, что часто влечет к изменению направленности этой деятельности, перестраивает ее. В детском экспериментировании имеют место две тенденции: преобразования раскрывают перед ребенком новые стороны и свойства объектов, а новые знания в свою очередь рождают новые вопросы, новые, более сложные преобразования1.
Детское экспериментирование создает благоприятные условия для наиболее содержательной формы психической активности детей - творчества, которое не без основания рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение самых разнообразных форм деятельности.
Созданию интереса к определенному виду деятельности, развитию способностей способствует «атмосфера увлеченности», царящая в детском саду, в семье. Увлеченность взрослых членов семьи общественно полезной деятельностью способствует пробуждению интереса, склонности к ней и детей. «Атмосферой увлеченности» в значительной степени объясняются нередкие случаи, когда дети в семье музыкантов обнаруживают склонность к музыке, в семье инженера, рабоче- го-рационализатора - к конструктивной деятельности, к технике; в семье агрономов, ботаников, селекционеров - к живой природе, в семье учителей - к педагогической деятельности.
В группах детского сада, где работает воспитатель, любовь к педагогическому труду которого сочетается с увлеченностью живописью, дети, как правило, проявляют повышенный интерес к изобразительной деятельности. Характер увлечений педагогов отражается на формирующихся интересах, способностях их воспитанников. Создание атмосферы увлеченности в детском саду - важное условие для развития способностей дошкольников.
Другим значимым условием формирования способности является трудолюбие, высокая работоспособность человека. «Вдохновение - гостья, которая не любит посещать ленивых; она является к тем, кто призывает ее», - говорил П. И. Чайковский. В справедливости высказанного положения убеждают истории так называемых вундеркиндов - детей, в раннем возрасте достигших больших успехов в какой-либо деятельности. Известно, например, что Римский-Корсаков уже в двухлетнем возрасте обладал прекрасным слухом и музыкальной памятью; Моцарт очень рано начал играть на музыкальных инструментах, с трех лет сочинял музыкальные произведения, а в шесть лет написал фортепьянный концерт; в четырехлетнем возрасте проявились способности к рисованию у И. Е. Репина. Значительным оказался их вклад в сокровищницу человеческой культуры.
Однако, как показывает жизненная практика, далеко не все вундеркинды достигают значительных успехов на избранном пути. Почему? Что тормозит их развитие? Одной из важных причин чаще всего является отсутствие у них трудолюбия, усидчивости, настойчивости.
Об исключительной роли работоспособности, трудолюбия свидетельствуют и специальные психологические исследования. Так, например, отечественный психолог Н. С. Лейтес (1984), изучавший индивидуальные случаи детской одаренности, приходит к выводу: склонность к труду, умственному напряжению представляет собой основополагающий фактор одаренности. «Склонность к труду - это не сопутствующее явление и не показатель количественной стороны, а как раз то, что во многом определяет и качество достижений. Поэтому, когда речь идет о раз-
Поддьяков П., Парамонова Л. Некоторые новые проблемы умственного воспитания //Дошкольное воспитание. 1985. № 2. С. 52-58.
тии способностей ребенка, следует иметь в виду необходимость формирования него умения настойчиво, систематически трудиться, преодоления лени, если та спела пустить свои корни».
Способности ребенка связаны и с его навыками, умениями. Надо помочь ему овладеть не только ориентировочными действиями, но и исполнительской «рабочей» частью деятельности - определенной «техникой» рисования, приемами лепки, конструирования из бумаги, природного материала, танцевальными движениями, умениями действовать с игрушками и др. Владение ими будет способствовать дальнейшему развитию способностей ребенка. Слабое же развитие умений и навыков делает способности бескрылыми, лишает ребенка средств для реализации своего замысла, своих способностей.
Важное условие успешного развития способностей детей - знание их во всех отношениях. У одних детей способности рано проявляются и они достаточно ярки, так что их нельзя не заметить. Каково должно быть отношение к таким детям? Развивать дальше их способности. Правильно поступают воспитатели, когда способному, например, к рисованию ребенку дают более сложные задания, предъявляют к его результатам более высокие требования, развивают стремление помогать другим. Специалисты советуют поддерживать сложившиеся интересы ребенка, но и не допускать однобокости в его развитии, не пророчествовать. Неправильное отношение взрослых к способностям ребенка ведет к появлению у него целого ряда негативных качеств (зазнайство, высокомерие, тщеславие, эгоизм и др.), что опасно как для самого ребенка, так и для окружающих. Развивая способности ребенка, важно не забывать о главном - о нравственной основе его личности.
Далеко не всегда способности ребенка лежат на поверхности. Нередко приходится «раскапывать», отыскивать их. Необходимо изучать внутренний мир каждого воспитанника, его склонности, интересы, познавать возможности ребенка в разных видах деятельности. Это поможет обнаружить область знаний, вид деятельности, к которым наиболее способен ребенок, поможет найти адекватные методы для развития способностей каждого ребенка.
Итак, дошкольное детство и младший школьный возраст - период, когда начинают формироваться как познавательные, так и практические и специальные способности. Важной предпосылкой развития способностей является активность и саморегуляция ребенка. Развитие познавательных способностей ребенка тесно связано с овладением и применением им сенсорных эталонов в перцептивных Действиях, с овладением принципами построения и использования модельных представлений в интеллектуальных действиях.
Из специальных способностей особенно активно развиваются художественные, что связано и с возрастными особенностями дошкольника и младшего школьника. Формирование способностей - сложный процесс. Важную роль здесь играют воспитание, обучение, социальная среда, в которой живет ребенок. Взрослые должны не только выявить интересы, склонности ребенка, но и стимулировать детскую активность, наиболее содержательную форму ее - творчество. Способности ребенка развиваются в процессе его деятельности.
Важный компонент способностей - трудолюбие. Педагогам, родителям следует уделить должное внимание формированию этого ценного качества. Взрослые помогут проявить ребенку его замыслы, способности, обучив его специальным умениям.
На развитие способностей ребенка благоприятное воздействие оказывает атмосфера увлеченности, сотворчества, создаваемая в процессе педагогического общения воспитателя с детьми.
Вопросы для повторения

  1. Что понимается отечественными психологами под развитием способностей?
  2. В чем проявляются познавательные способности? Как протекает их развитие в дошкольном возрасте?
  3. Как развиваются практические способности?
  4. Какие из специальных способностей активно развиваются в детском возрасте? По каким показателям воспитатель может судить о наличии у ребенка способностей к изобразительной деятельности, музыкальной, театрально-художественной?
  5. Какова роль трудолюбия в развитии способностей?
Практические задания
  1. Продумайте, какие методы, конкретные методики можно использовать с целью изучения художественных способностей детей старшего детского возраста. Обоснуйте ваш выбор; апробируйте продуманную вами методику и методы исследования, проведите анализ полученных данных.
  2. Разработайте тематику психолого-педагогических консультаций для родителей по проблеме формирования способностей ребенка. Подберите научно-популярную литературу по данной проблеме.
Статьи по теме: